Похоже, в DALI работают очень прагматичные менеджеры, хорошо понимающие потребности современного хай-файного рынка. Доказательством сказанному могут служить младшие напольные АС в новой серии Oberon – на вид удивительно компактные и стильные «башенки». Откроются ли они нам и с чисто музыкальной стороны?
ЛЕГКО!
Эту модель мы уже «засветили» на одной из иллюстраций к недавно опубликованному тесту флагманов новой серии DALI Oberon 7. Мы специально поставили «семерки» и «пятерки» рядом в кадре, чтобы наглядно показать разницу в габаритах акустики. Добавлю от себя вот что: если бы колонки поменялись корпусами, то отличия их в высоте, ширине и глубине бросались бы в глаза еще сильнее. Светлая отделка, как известно, визуально укрупняет объект, а темная делает его менее заметным в обычном жилом интерьере.
Теперь давайте разберемся, почему в DALI решились на такую дискриминацию моделей в одном семействе.
Самой же ценной чертой напольных «компактов» была повышенная эмоциональность и комфортность звучания, следствие чуть более глубокого баса и повышенной динамики.
Все напольные колонки высотой не более 75 — 80 сантиметров, на мой взгляд, заслуживают того, чтобы их вообще выделили в отдельную категорию. Сегодня таких систем на рынке мало – особенно, если говорить о вполне серьезных моделях на качественных головках приличного калибра, а не о дизайнерских «слимах» на крошечных динамиках. Но если копнуть в золотые времена стерео, можно найти массу примеров компактных напольников, выпускавшихся, в основном, британскими фирмами. Они пользовались устойчивым спросом, а некоторые модели (вроде Royd Minstrel) словно гипнозом притягивали к себе посетителей Hi-Fi магазинов. Чем? Ну, конечно, не своей миниатюрностью, и даже не более скромной ценой в сравнении с «полноразмерами». Лучшие представители зачастую ошарашивали именно звучанием! Он обладали разрешением студийных мини-мониторов, но были куда более выразительными и отвязными в динамике, чем большинство полочников.
На технические характеристики таких моделей, кстати, не особо обращали внимания, тем более что и смотреть было не на что – при более низкой басовой границе диапазона, чувствительность и SPL порой имели те же ограничения, что и у обычных двухполосных мониторов.
Самой же ценной чертой напольных «компактов» была повышенная эмоциональность и комфортность звучания — следствие чуть более глубокого баса и повышенной динамики. К ним не надо было покупать стойки, подолгу бороться с низкочастотными возмущениями в комнате, мучительно выискивая оптимальные точки для установки и двигать ради этого мебель. Можно было даже не задаваться вечным вопросом: подойдет ли по характеру усилитель, источник и кабели? Малые напольники в значительной степени сами же и определяли звуковой почерк всей аудиосистемы. Принёс, поставил перед собой, включил и все – чистым и глубоким стереоэффектом накрыло с головой! Этакое смарт-решение.
Схема самая простая, двухполосная. А драйверы, напротив, продвинутые – разумеется, собственной разработки, да еще Made in Denmark.
Вот о нем, похоже, и решили вспомнить в DALI. Oberon 5 точно подходит под наше описание. Своим воспроизведением они моментально переключают внимание с критического восприятия звука (подкраска, искажения, призвуки и т.д.) на музыку в целом – ритм и драйв, мастерство исполнителей, ощущение зала или студии. Несмотря на компромиссную линейность, эти колонки дают кое-что гораздо более важное – феноменальную сфокусированность образов и целостность пространства.
Объяснение этому можно искать в особых инженерных подходах, которые применили в DALI при проектировании всей серии. Корпуса, например, не слишком массивные, но с внутренним вибродемпфированием. Схема самая простая, двухполосная. А драйверы, напротив, продвинутые – разумеется, собственной разработки, да еще Made in Denmark. У мидбасов четырехслойные облегченные катушки из омедненного алюминиевого провода и вставками из фирменного магнитного компаунда SMC, благодаря которым снижается негативное влияние вихревых токов в магнитной системе и, как следствие, подавляются искажения. Пищалки – с увеличенным до 29 мм легчайшим текстильным куполом и максимально широкой диаграммой направленности. Ее разрабатывали долго и упорно, т.к. «Обероны» разрабатывались не под идеальные условия, а под современное жилье – аскетичное и нередко слишком «живое» в плане акустических отражений. В описании, например, подчеркивается, что акустику не надо ориентировать на точку прослушивания. Просто ставьте их параллельно.
Добавлю к этому, что слушать музыку на «пятерках» определенно лучше с установленными грилями (от чего, кстати, я отговаривал, когда испытывал «семерки»).
Эта рекомендация отлично работает. Поначалу, когда колонки в нашем тесте были ориентированы на кресло, мне показалось, что они заметно форсируют верхнюю часть середины и дают чуть больше звона, чем надо. Но стоило последовать совету производителя, как музыкальный баланс ощутимо улучшился. Добавлю к этому, что слушать музыку на «пятерках» определенно лучше с установленными грилями (от чего, кстати, я отговаривал, когда испытывал «семерки»). Да, немного пожертвуем «воздухом», смягчим детализацию в высоком спектре, зато выиграем в точности локализации и общем благозвучии. Это особенно актуально для тех, кто намерен использовать акустику в сочетании с каким-либо недорогим импульсным усилителем или ресивером.
Но при подборе ширины стереобазы следует придерживаться каноническому правила стерео – вы и колонки должны находиться относительно друг друга в углах равностороннего треугольника. Так от Oberon 5 достигается самая реалистичная и внятно разделенная по планам сцена.
Критическая зона всех малых напольников – бас. В «пятерках» он достаточно подробен, фактурен, но поджат снизу – почти охватывает диапазон «бочек» и нижние лады бас-гитар, но на особую энергетику в передаче этих инструментов не рассчитывайте, поскольку Oberon 5 придает им свою трактовку. Зато в звучании нет гудящих низких или корпусных призвуков, а весь басовый фундамент отлично сбалансирован относительно средней полосы.
В звучании нет гудящих низких или корпусных призвуков, а весь басовый фундамент отлично сбалансирован относительно средней полосы.
А если захочется изменить баланс в сторону большего объема басов, то делается это совсем просто. Не надо поступать с ними, как с мониторами – придвигать к стенам или углам комнаты. Это только испортит сцену. Просто найдите себе кресло пониже, а ещё лучше – расслабьтесь на удобных подушках, положенных на пол. Из такого положения маленькие «пятерки» будут и выглядеть, и звучать как взрослые.
КОМПОНЕНТЫ
- Сетевой CD-ресивер Naim Uniti Star
- Кабели
- акустические Atlas Hyper
- силовые Atlas EOS
- Дистрибьютор питания Atlas EOS Modular
DALI Oberon 5
Производитель: DALI A/S (Дания)
www.dali-speakers.com/ru
Конфигурация: 3 излучателя, 2 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 39 – 26 000 Гц (+/-3 дБ) || Чувствительность: 88 дБ (2,83 В/1 м) || Номинальное сопротивление: 6 Ом || Максимальный уровень звукового давления: 108 дБ || Частота настройки фазоинвертора: 43 Гц || Частота раздела полос: 2400 || Рекомендуемая мощность усилителя: 30 – 150 Вт || Подключение: single || Отделка: белая, дуб, темный орех, черный ясень || Габариты: 162 х 830 х 283 мм || Масса 1 шт.: 10,8 кг || Цена за пару: 60 400 руб.
Комментарии [10]
Алексей
Все-таки очень не хватает баса у них. На полу не будешь все время сидеть. Наверное без сабвуфера тут не обойтись? Мне кажется, эти колонки на совсем не большую комнату рассчитаны, метров 10-12, не больше.
Алексей
Еще хотел добавить, что я любил свои Warfedale Diamond 9.5. Они прослужили мне почти полтора десятка лет. Но в последнее время стал слушать больше современных цифровых записей, на которых бас мне казался избыточным для моей комнаты. Вот и решил взять напольники поменьше.
Алексей
Купил на замену Wharfedale Diamond, чтобы избавиться от гудения на низких частотах. Эти Обероны не гудят, но и звук у них оказался бедноватым. Баса мало. Каких-то других преимуществ я тоже не заметил: середина тусклая, высокие частоты немного звенят. Не понимаю, как их другие слушают, столько положительных обзоров в прессе….
Максим П
Алексей, а Вы не думали, что проблема не в АС, а в Вашей комнате для прослушивания?..
Andre
Что скорее всего. У большинства отсутствует должная акустическая обработка помещения, а «грешат» на аппаратуру.
А.Б.
Согласен с мнением, добавлю. Понять, что с колонками все так или не так, поможет тестовый диск Аудиодоктор FSQ , он в свое время прилагался к журналам по аудиотематике, включая Салон AV. И там есть дорожка для оценки равномерности колонок на низких частотах . посылки тона от 20 до 120 Герц. И если выполнить условия проверки, то вся полоса на низу прекрасно слышна , цифры услышанные совпадают с цифрами, измеренными микрофоном.
Колонку ставим в центре комнаты дальше от мебели , садимся рядом на близком расстоянии от басовика(басовиков) Во время звучания опорного тона 60 герц делаем звук еле слышным, тогда все подъемы и спады на ачх слышны прекрасно, сразу ясно, с какой частоты колонка реально звучитвнизу. И если скажем, звук устойчиво слышен с 40 герц, а в точке прослушивания этого звука нет, то виной комната или расстановка колонок. Комната творит со звуком чудовищные вещи, но есть момент уравнивания отдачи от пары колонок , бугры ачх одной колонки уравниваются ямами другой колонки.
Алексей
Не сразу заметил ответ. Комната 16 кв. м., почти квадратная. Много мебели, в том числе стеллажи с винилом, СД. От стен колонки где-то на метр отодвинуты. На самом деле не так уж все и плохо. Ниже в комментариях я обновил свой мини-обзор. Вкратце, качество звука сильно зависит от записи и от источника, что наверное и неудивительно…
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
Долгое время переписывался с одним нашим читателем — он приобрел акустику, которая получила очень хорошие отзывы во многих тестах. Но у него она категорически не играла. Писал ему, что эти колонки не должны так себя вести — у них совершенно другой характер звучания. Полгода перетирали про его усилитель, источник и т.д. А потом его теща забрала из комнаты старый комод из массива дерева, и акустика заиграла. Другой пример — уже из моей жизни. Перед тем, как слушать музыку на колонках, обязательно закрываю одеялом телевизор (50″), иначе акустика звучит слишком ярко, сцена не строится…
Алексей
К сожалению не сразу заметил, что мне ответило столько людей. На самом деле современная электронно-танцевальная музыка на CD, с которой у меня были проблемы на Даймондах, на Оберонах зазвучала очень даже хорошо. Но на записях 70х-80-х баса стало не хватать. К стенам колонки придвигать пока не хочется, на пол садиться, как советуют в обзоре, тоже. Винил еще звучит беднее, чем CD, хотя это наверное уже другая история. А так, в обзоре видимо достаточно верно все описано.
Сергей
Добрый день! Что бы Вы посоветовали к усилителю Marantz PM7005:
DALI Oberon 5 или Monitor Audio Bronze 5, и почему?