Tord Gustavsen Trio — The Other Side (ECM)
Любителям джаза имя норвежского пианиста и бэндлидера Торда Густавсена знакомо с конца 1990-х, когда вышел его первый альбом с певицей Сири Гьере. Записи с Сири и другой певицей, Силье Нергаард, получили резонанс — но собственный композиторский и пианистический язык Густавсена оформился в начале нулевых с появлением Tord Gustavsen Trio (плюс контрабасист Харальд Йонсон и барабанщик Йерле Весперстад). В дебютном альбоме, Changing Places совершенно очевидное знакомство и понимание всей предшествующей истории джаза сочеталось с тонким, лиричным, отточенным мелодизмом и лаконичной, меланхолической сдержанностью. Трио выпустило три альбома на ECM, последним из которых стал Being There (2007), после чего (в связи с болезнью барабанщика) деятельность состава была приостановлена. И теперь, спустя 11 лет и четыре альбома, записанных с другими составами (квартетом, ансамблем и вокалисткой Симин Тандер), Густавсен снова вернулся с трио — уже с новым басистом Сигурдом Хоулом (Йонсон умер в 2011-м).
На The Other Side трио исполняет авторские пьесы Густавсена, его трактовки авторской и традиционной норвежской музыки и произведения Баха, объединенные отчетливым, но неярким грувом и контрастами глубоких низких и чистейших высоких нот. Альбом кажется иллюстрацией к словам Булгакова «он обрел покой» — но на самом деле The Other Side совсем не буддистская медитация, но глубоко драматичная история любви и нежности, раздумий и переживаний. Хочется ждать продолжения, и оно наверняка последует, потому что Торду Густавсену покой только снится. И сны эти прекрасны.
Till Brönner/Dieter Ilg — Nightfall (Okeh)
Сладкоголосый трубач Тиль Броннер воспринимается обычно как немецкая версия Криса Ботти — он обаятелен, мелодичен и доступен всем. Новый альбом, записанный с контрабасистом Дитером Илгом, не столько опровергает этот образ — он дополняет его. Прежде всего важна та невероятная «химия», которая присутствует между Тилем и Дитером: тут оба — и лидеры, и подчиненные. Музыканты чувствуют себя свободно, но не развязно: и контрабас, и труба сдержанны, тонки и тактичны как друг к другу, так и к авторам оригиналов (среди которых — Леннон с Маккартни, Леонард Коэн, Орнетт Коулмен и другие). Многие играли песни «Битлз», но такой удивительной версии, как у этих двоих, я не слышал: внимательно следуя за мелодией, Броннер подчеркивает смысловые акценты вскриками засурдиненного флюгельгорна, а неожиданное соло Илга придает пьесе об одиноких людях дополнительную глубину; нежная и в то же время резкая кода ставит довольно трагическую точку.
Балансируя между традицией и современностью (авторские пьесы музыкантов — отличные иронические упражнения в стиле фри-джаза), Илг и Броннер медленно, но верно выстраивают свой музыкальный мир, в котором уживаются Коулмен и Бах, Бритни Спирс и Леонард Коэн — и в этой всеобъемлющести нет никакой приторности, пусть картина этого мира несколько идеализирована.
Wilko Johnson — Blow Your Mind (Chess/UMC)
Пять лет назад Джон Уилкинсон, он же Уилко Джонсон, экс-гитарист и вокалист лидеров британского паб-рока, группы Dr. Feelgood, известный также по роли палача Илина Пейна в «Игре престолов», отправился в прощальный гастрольный тур: врачи поставили ему терминальную степень рака поджелудочной железы. От терапии музыкант отказался: «лучше я поиграю вдоволь напоследок». Но через год произошли два события: сперва ему предложил совместную запись вокалист The Who Роджер Долтри, а через какое-то время врачи решили, что все не так скверно. После 11-часовой операции он лишился некоторых внутренних органов, но исследование, проведенное еще через год, раковых клеток не обнаружило, а альбом Долтри-Джонсона Going Back Home занял третье место во британских чартах.
Джонсон всегда была упрямым парнем с дрянным характером; думаю, эти качества и помогли ему справиться с болезнью. И музыка Джонсона такова же — простой, отрывистый, едкий ритм-н-блюз; такой же, как в конце 1960-х, разве что помощнее и позлее. Записанный в составе рок-трио (Норман Уотт-Рой – бас, Дилан Хау – кстати, сын гитариста Yes Стива Хау — барабаны), альбом построен на простых риффах, но этим банальным риффам позавидуют сотни гитаристов. Хрипловатый голос 71-летнего музыканта ироничен и едок; ритм-секция мощна и динамична, — это настоящий рок-альбом из тех, что существуют вне времени. 12 песен, 42 минуты, отрывистые, умные тексты — все, как мы любим.
Уилко Джонсон преподносит слушателям прекрасный урок: будь собой, не давай слабины, не сдавайся — а там глядишь, и будешь вознагражден. Как минимум, возможностью записать еще один альбом.