Если классифицировать тонармы по длине, то 9-дюймовые условно можно считать массовыми, а 12-дюймовые – «аудиофильскими». Тогда к какому же классу отнести конструкцию с эффективной длиной 14 дюймов? И зачем вообще было создавать такого гиганта, если его ещё и не на каждый проигрыватель можно поставить? Попробуем разобраться.
НЕБО В АЛМАЗАХ
Но прежде, чем перейти к разбору конкретной конструкции, освежим в памяти теорию грамзаписи, а точнее, ту часть, что относится к тонармам. Задача этого узла – обеспечить беспрепятственное и точное движение иглы по канавке пластинки. Здесь уже содержатся взаимоисключающие требования: с одной стороны, головка должна быть жёстко, без малейших люфтов зафиксирована, а с другой – не встречать ни малейшего сопротивления со стороны несущей конструкции. И это не единственное противоречие, с которым сталкивается разработчик. Чем длиннее тонарм, тем траектория движения иглы по пластинке ближе к тангенциальной, т.е. пути, по которому идёт резец при изготовлении матрицы. Но при большой длине сложнее избавиться от собственных резонансов лёгкой тонкостенной трубки. С формой тоже всё не так просто: S-образные тонармы имеют несколько резонансов небольшой амплитуды, а прямые – один, но сильный. Отсюда и обилие применяемых материалов – карбоновое волокно, сплавы на основе алюминия и магния, графит, дерево и т.д. Кроме того, изогнутые тонармы нуждаются в дополнительной горизонтальной балансировке, особенно при наличии ножевых опор.
Теперь посмотрим, как эти противоречия разрешены в устройстве Tangenta. Подробной информации ни о конструкции этого тонарма, ни о самом производителе в Сети кот наплакал, поэтому я связался с Зораном Михайловичем (Zoran Mihajlovic), владельцем Supreme Analog и создателем всех изделий, выпускаемых под этой маркой. Как выяснилось, компания ведёт бизнес с 1996 года, и к настоящему времени стала самым крупным мировым производителем клэмпов (прижимов) для проигрывателей винила. Производство расположено в маленьком сербском городке Трстеник, известном, тем не менее, во всём мире благодаря фабрике Prva Petoletka («Первая Пятилетка»), поставляющей на экспорт гидравлическое и пневматическое оборудование.
Тонарм Tangenta был выпущен в 2016-м в честь 20-летнего юбилея фирмы, и конструкция его поистине уникальна. В ней запатентовано практически всё – карданный поворотный узел, механизмы регулировки азимута и антискейтинга, а также прецизионные алмазные подшипники. В своём письме Зоран пояснил: «При отсутствии у производителя аудиотехники собственной философии, всё, что он выпустит, будет плагиатом». Он также отметил, что все детали выточены вручную на «аналоговых» станках без ЧПУ и, несмотря на это, Supreme Analog Tangenta – первый и пока единственный в мире 14-дюймовый тонарм карданного типа, выполненный с микронной точностью.
Поворотный узел представляет собой внушительную конструкцию. В проёме неподвижного массивного кронштейна закреплена рамка, вращающаяся вокруг вертикальной оси. Внутри неё установлено широкое кольцо, в которое с одной стороны вставлена трубка тонарма, а с другой — хвостовик с противовесом. Кольцо качается в вертикальной плоскости, обеспечивая подъём и опускание тонарма. Минимальное трение и отсутствие люфтов обеспечивается теми самыми патентованными алмазными подшипниками.
«При отсутствии у производителя аудиотехники собственной философии, всё, что он выпустит, будет плагиатом».
Трубка выточена из натуральной древесины ореха, высушенной до 6% влажности. Внутренняя разводка выполнена многожильным проводом Cardas из бескислородной меди.
Механизм антискейтинга и шелл съёмные, азимут и VTA могут регулироваться «на лету», а прижимная сила устанавливается с точностью +/-0,05 г. Каждый экземпляр тонарма перед отправкой тщательно настраивается опытным мастером. Более того, компания напрямую связывается с заказчиком и может внести в конструкцию некоторые изменения, чтобы подкорректировать звучание в соответствии с его индивидуальными требованиями.
Tangenta выпускается в двух стандартных вариантах – с золотым или серебряным покрытием металлических частей с последующей полировкой, а по спецзаказу, как в нашем случае, в матовом золоте. Декоративные вставки вытачиваются из ореха – того же самого, что и трубка.
Коротко о других компонентах системы. Проигрыватель — Acoustic Signature Thunder (€10800 без тонарма), 45-килограммовый гигант, выполненный с прецизионной немецкой точностью. Главный подшипник изготовлен на основе высокотехнологичного материала «торидофлон», пористая структура которого пропитывается смазкой на фабрике, и этого хватает до 10 лет работы без обслуживания.
Механизм антискейтинга и шелл съёмные, азимут и VTA могут регулироваться «на лету», а прижимная сила устанавливается с точностью +/-0,05 г.
MC-картридж Transfiguration Proteus Diamond ($10500) примечателен тем, что его кантилевер диаметром 0,3 мм выточен из цельного алмаза, а катушки намотаны серебряным проводом 5N квадратного сечения. Рекомендованная прижимная сила – 2 грамма. Головка, как и все модели нового поколения Transfiguration, имеет улучшенную конструкцию подвижной системы за счёт идеально подогнанных демпферов.
Фонокорректор EMT JPA66 Mk II (50620 CHF) подробно описан здесь.
15-ваттные моноблоки Sun Audio SV-300BSM ($30000 за пару) построены на паре прямонакальных триодов 300В в параллельном однотактном включении. Для связи с драйвером используются межкаскадный трансформатор, который, как и все остальные моточные изделия, выполнены по спецзаказу мастерами Tamura Corp. Полоса усиления 16 – 28 кГц (-1dB), масса каждого усилителя 28 кг.
И, наконец, акустические системы. Корпуса 4-полосных ClaraVox Dogma (€70000 пара) выполнены из карбонового волокна. Басовое звено, состоящее из пары 8-дюймовых драйверов, работает в закрытом оформлении. Остальные полосы озвучиваются мидбасовой головкой с бумажным диффузором калибра 5,25”, двухдюймовым купольным среднечастотником и дюймовым шёлковым твитером. Воспроизводимый диапазон 19 Гц – 20 кГц, чувствительность 91 дБ, масса каждой системы 41 кг.
При манипуляциях с тонармом приходилось соблюдать предельную осторожность – в микролифте нет жидкостного демпфера, и игла на пластинку опускается с такой же скоростью, с каким вы поворачиваете рычажок. Особенно волнительно, когда у головки хрупкий алмазный кантилевер, но ничего страшного не случилось — рука привыкла уже на третьей пластинке.
Низкие ноты заряжены энергией, атака быстрая. Партия контрабаса рельефно выделяется на фоне плотного оркестрового саунда.
А для начала я поставил оригинальный американский релиз Verve Records «Ella Sings Broadway» с изумительным качеством записи. Этот диск сам по себе звучит великолепно, но в нашем случае, ко всему прочему, получалась предельно точная копия музыкального события, зафиксированного в октябре 1962 года. Совершенно не ощущалось ни компрессия, ни ограничения частотного диапазона – полное ощущение, что слушаешь какой-то иной носитель. Общий характер подачи очень походил на воспроизведение хорошей магнитной фонограммы, настолько незначительными оказались артефакты механической записи. Контактный шум и потрескивания, конечно же, слышны, но музыка эмоционально перекрывает все помехи. Тонарм по тактильному ощущению почти невесомый, и при этом проигрыватель выдаёт совершенно убийственный по глубине бас. Низкие ноты заряжены энергией, атака невероятно быстрая. Партия контрабаса рельефно выделяется на фоне плотного оркестрового саунда. Отдельное спасибо, конечно, акустических системам с закрытым оформлением, но и усилитель не подкачал – такой драйв однотактник на 300В на моей памяти выдаёт впервые. Но не будем забывать, что рождается звук всё же в источнике, а к нему придраться крайне сложно.
Во-первых, в верхнем диапазоне напрочь отсутствует «песочек», характерный для коротких или неудачно отстроенных тонармов. Тут сказывается не только 14 дюймов эффективной длины, но и патентованный механизм антискейтинга. Тарелки чистые и звонкие, в меру жёсткие, с плотным спектром и блеском реального металла. Сложная музыка не сваливается в «кашу», тембральное разрешение чрезвычайно высоко. Во-вторых, отсутствует какая-либо подкраска, свидетельствующая о собственных резонансах тонарма – и акустические инструменты, и голоса исполнителей воспринимаются абсолютно натурально во всём музыкальном диапазоне.
Разделение каналов, построение пространства, телесность и фокусировка виртуальных объектов в большей степени будут зависеть от акустических систем и их взаимодействия с комнатой. Проигрыватель аккуратно выстраивает всё так, как записано на пластинке – расклад инструментов по каналам, глубину перспективы – без условностей и упрощений.
Проигрыватель аккуратно выстраивает всё так, как записано на пластинке – расклад инструментов по каналам, глубину перспективы – без условностей и упрощений.
Но самое, пожалуй, заметное преимущество Tangenta в том, что даже на последних витках звуковой дорожки, той, что рядом с «яблоком», совершенно не слышны искажения, возникающие из-за увеличения угловой погрешности. При 14 дюймах она очень невелика, и единственное, что можно заметить при внимательном прослушивании конца последнего трека – ослабление высоких частот из-за малой линейной скорости носителя.
Всё описанные выше впечатления удивительны тем, что для Зорана конструирование тонармов изначально было скорее хобби, чем профессией – технического образования у него нет. Результат, описанный выше, порождён живым интересом к аналоговой технике и увлечением музыкой. И что самое главное – разработчик понимает, как те или иные механические аспекты влияют на звучание и умеет использовать их в своих целях.
Сейчас в работе Supreme Analog четыре амбициозных проекта: 12-дюймовый тонарм Theia, спроектированный для проигрывателя Kronos pro, линейный (тангенциальный) тонарм Tangenta LT для проигрывателей VPI, рупорные акустические системы PAN на драйверах TAD с нижней границей 15,5 Гц и проигрыватель Traviata с тремя опорными дисками, двумя промежуточными роликами, пассиком и магнитной подушкой.
Так что 14-дюймовый Tangenta – это только начало и, как видим, весьма многообещающее.
Supreme Analog Tangenta 14»
Производитель: Supreme Analog (Сербия)
www.facebook.com/supreme.analog
Эффективная длина: 14 дюймов (353 мм) || Заход иглы (overhang): 10,5 мм || Оффсет: 15,2 град. || Регулировки: VTA, азимут, прижимная сила (+/- 0,05 г), антискейтинг || Отделка: полированное золото, матовое серебро, матовое золото (по спецзаказу) || Масса: 1,8 кг || Цена: 11 500 USD в рублёвом эквиваленте
Музыка
- «Ella Sings Broadway». Verve Records, 1963
- Deep Purple, «Fireball». Warner Bros. Records, 1971
- Supertramp, «Paris». 2 LP A&M Records, 1980
- Maurice Ravel, «Bolero». Boston SO, Dir. Seiji Osawa. Deutsche Grammophon, 1974
- Paul Desmond & Gerry Mulligan. Camden, 1979
Система
- Проигрыватель винила Acoustic Signature Thunder
- Картридж Transfiguration Proteus Diamond
- Фонокорректор EMT JPA66 Mk II
- Усилитель мощности моно Sun Audio SV-300BSM
- Акустические системы ClaraVox Dogma
- Межблочные и акустические кабели Shinpy SST
Редакция благодарит Essin Studio за помощь в проведении теста
Комментарии [1]
Влад
Зоран из Сербии отличный мастер- знаю его лично/ еще он делает отличные клемпы -их у меня 5 разных штук