Акустические системы, изготовленные в Европе, скорее исключение, чем правило, и изделия французской Davis Acoustics – одно из них. Как же компании удаётся сохранять рентабельность при таком обилии конкурентов с производством в Китае? В принципе, довольно просто: инженеры выдают грамотный проект, опытные специалисты на собственной фабрике воплощают его в жизнь, а маркетинговый отдел устанавливает цены, доступные широкому кругу меломанов. Как это работает в реальной жизни, узнаем на примере напольной модели Cézanne из линейки Heritage.
ПЕЙЗАЖ С ПЕРСПЕКТИВОЙ
Если говорить об экономике, то производить акустические системы в Китае уже не так выгодно, как, скажем лет 10 назад. И дело не только в растущем там уровне зарплат и жизни – внутренний хай-файный рынок начинает насыщаться, и конкуренция на нём обостряется. Раньше европейский производитель размещал заказы на заводе в Поднебесной и там же продавал половину, если не больше, своей продукции. Сейчас оплата труда растёт, а доля продаж на китайском рынке сокращается, из-за чего всё больше продукции приходится доставлять в другие страны. А это транспортные и таможенные расходы, поэтому некоторые компании уже подумывают о возвращении в Европу, но это тоже не дёшево. Так что те, кто сумел, несмотря на все трудности, сохранить производство дома, поступил мудро.
Преимущества работы «под одной крышей» очевидны: прямая связь сборочных линий с командой разработчиков позволяет быстрее устранять возможные недочёты конструкции и строже контролировать качество конечного продукта. Ну и квалифицированные работники всегда лучше наспех обученной азиатской молодёжи.
Вместо традиционного купола – кевларовый диффузор, в центре которого расположена «пуля», выравнивающая фазовую характеристику вблизи нижней рабочей границы излучателя.
И, поскольку Davis Acoustics остаётся семейным предприятием (сейчас коллектив возглавляют сыновья основателя компании Мишеля Визана), создание акустических систем уже не просто бизнес, но и поддержка авторитета марки, завоёванного за долгие годы. И название серии Heritage (наследие) это подтверждает.
Компания самостоятельно разрабатывает головки для своих проектов, и насколько это важно, мы сможем убедиться как раз на примере модели Cézanne.
Посмотрите на твитеры, установленные в этих системах, где вы ещё видели такие? Вместо традиционного купола – кевларовый диффузор, в центре которого расположена «пуля», выравнивающая фазовую характеристику вблизи нижней рабочей границы излучателя. Чтобы притормозить воздушный поток, выходящий в зазор между диффузором и «пулей», на последнюю надето кольцо из пористого материала. Звуковая катушка, как у небольшого среднечастотника — диаметром 20 мм. Всё указывает на то, что твитер рассчитан на большие смещения диффузора. И, что самое удивительное, при таком калибре и массе подвижной системы, головка линейно работает до 35 кГц. Вокруг неё наклеены три концентрических кольца из материалов с разными поглощающими свойствами — чтобы устранить отражения от лицевой панели. Изначально твитер был разработан для концептуальной системы Karla (цена в России 1 620 000 руб.), а затем его стали устанавливать в другие модели.
НЧ-порт имеет солидный диаметр и выведен вперёд, что позволяет устанавливать колонки достаточно близко к задней стене комнаты.
Кстати, и 17-сантиметровый СЧ-драйвер очень похож на тот, что используется в «Карле». У него кевларовый диффузор, фазовыравнивающая «пуля» и двойная ферритовая магнитная система. Кевлар за счёт тканой структуры не имеет ярко выраженных внутренних резонансов, а высокая жёсткость при малой удельной массе гарантирует работу в поршневом режиме при малых нелинейных искажениях. Эта головка озвучивает диапазон 400 – 4000 Гц, причём частотная характеристика у нижней границы полосы подравнивается собственным фазоинвертором небольшого сечения, выведенным назад.
Всё, что ещё ниже, вплоть до 40 Гц, воспроизводится 20-сантиметровым драйвером с диффузором из пропитанной целлюлозы. Магнитная система из сплава тиконал (титан, кобальт, никель и алюминий) создаёт мощное и стабильное поле, в котором движется 25-миллиметровая звуковая катушка. Корзина – литая алюминиевая, не дающая собственных призвуков. Профиль подвеса обеспечивает симметричное смещение диффузора с минимальными нелинейными искажениями. НЧ-порт имеет солидный диаметр и выведен вперёд, что позволяет устанавливать колонки достаточно близко к задней стене комнаты. Входных клемм – четыре, чем мы и воспользовались для четырёхпроводного подключения.
Корпус имеет закруглённые боковые грани, что повышает жёсткость конструкции и препятствует возникновению стоячих волн. В нижней части – платформа, в которую вкручиваются шипы. Отделка – чёрный лак, тёмный орех, вишня.
Чувствительность Cézanne достаточно высока, 91 дБ, и это значительно облегчает выбор усилителя. Мы же по традиции подключили интегральник гораздо более высокого класса – гигантский Perreaux 255i мощностью 2 х 500 Вт на 4-омной нагрузке. Выяснить предел возможностей Cézanne в плане тембрального разрешения поможет связка из CD-транспорта Aqua La Diva и цифрового хаба Ayre QX-5 Twenty, используемого в качестве ЦАПа. Акустика устанавливалась на изоляторы IsoAcoustics Gaia III – для полной развязки от пола. Как видите, условия для испытаний были идеальные, включая и саму комнату с серьёзной акустической обработкой.
На некоторых фонограммах часть мнимых источников оказывалась за пределами стереобазы, и комната казалась больше, чем она была на самом деле.
Cézanne линейны, не грешат «кевларовой» окраской, и при этом их звучание не назовёшь скучным или чересчур педантичным. В нём нет студийной нейтральности, чувствуется, что колонки проектировали люди с хорошим музыкальным вкусом. Системы извлекают из записи массу информации, которая складывается в очень гармоничную картину. В ней масса мелких штрихов, обилие тембральных нюансов, и всё это подаётся без излишней назойливости. Хочешь – просто получай удовольствие от музыки, но можно и придирчиво оценивать особенности той или иной фонограммы.
Динамический потенциал Cézanne вполне соответствует их габаритам и рекомендациям производителя, обозначившим оптимальную площадь комнаты в 40 – 45 кв. м – без сомнения, такую площадь они озвучат без труда. Хип-хоп, рок, прогрессив метал, симфонический оркестр – всё звучит мощно, быстро, адекватно и убедительно. С грамотным усилителем, который демпфирует акустику, но не ограничивает её при резких пиках уровня, Cézanne способны продемонстрировать резвый бас, отчётливый, сочный удар и натуральные переходы от piano к forte на симфонической музыке. Если сидеть близко, на большой громкости можно услышать призвуки фазоинверторов, но тут два выхода – либо слушайте на расстоянии, либо сделайте тише.
Кевларовые твитеры мне до сих пор не встречались, поэтому прислушивался к ним особенно придирчиво. Они ровные, детальные, без вуали и, что важно, перекрывают очень широкую площадь. На некоторых фонограммах часть мнимых источников оказывалась за пределами стереобазы, и комната казалась больше, чем она была на самом деле. Из-за усиленного звукопоглощения (комната, в которой мы слушали, строилась под домашнее кино) самые верхние, «атмосферные» составляющие были заметно ослаблены, и даже при этом в полосе твитера чувствовалась настоящая жизнь. Второй момент – локализация. При всём размахе звуковой сцены серьёзных погрешностей в её построении обнаружить не удалось. Лёгкая потеря остроты на флангах, чуть более крупные образы в центре – характерная, кстати, особенность твитеров повышенного калибра. Но диаграмма направленности, мягкость подачи и спектральное разрешение – вне конкуренции.
Идентичность излучающих поверхностей в верхней и средней полосах даёт редкое ощущение цельности звучания в диапазоне, где наше ухо особенно чувствительно.
Всё описанное выше не даёт ответа, почему специалисты Davis Acoustics всё же пришли к столь нестандартной конструкции твитера для своей юбилейной, эксклюзивной модели Karla. Их мне послушать не удалось, но и с системами Cézanne стало всё понятно. Идентичность излучающих поверхностей в верхней и средней полосах даёт редкое ощущение цельности звучания в диапазоне, где наше ухо особенно чувствительно даже к малейшим погрешностям – частотным и особенно временным. Здесь же твитер и среднечастотник представляют собой пару с идентичными тембральными и микродинамическими свойствами.
Предвижу вопрос: почему же французские специалисты предпочли иной материал для диффузора НЧ-драйвера. Да очень просто, им нужно было догнать СЧ-головку по скорости отклика, вот они и выбрали самый лёгкий материал – целлюлозу, и добавили мощные магниты из тиконала.
А в результате мы имеем бас и динамику солидных напольных систем с цельностью звучания двухполосных мониторов, а такое сочетание встречается не часто.
Компоненты:
- CD-транспорт Aqua La Diva
- Цифровой хаб (сетевой проигрыватель+ ЦАП) Ayre QX-5 Twenty
- Интегральный усилитель Perreaux 255i
- Кабели:
- цифровой Clarus Aqua Coax
- межблочные Tributaries 8AB-015B XLR
- акустические Tributaries 4BW-B-060D (НЧ), Clarus Aqua CAP-HC-S-060 (ВЧ и СЧ)
- сетевые Tributaries 6PF-IEC-060B
- Акустические изоляторы IsoAcoustics Gaia III
Музыка:
- Dali, «In Admiration of Music. Volume 4». Dali CD, 2015
- Jean Sibelius «Violin Concerto». Anne-Sophie Mutter & Staatskapelle Dresden. Deutsche Grammophon, 1995
- Sweetbox. BMG/RCA, 1998
- Dream Theater, «Falling Into Infinity». EastWest Records, 1997.
Davis Cézanne
Производитель: Davis Acoustics (Франция)
www.davis-acoustics.com
Конфигурация: 3 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 40 — 40000 Гц (+/- 3 дБ) || Номинальное/минимальное сопротивление: 8/4 Ома || Частоты раздела полос: 400/4000 Гц || Чувствительность: 91 дБ || Номинальная/максимальная подводимая мощность: 110/150 Вт || Отделка: чёрный лак, орех, вишня || Габариты: 1030 х 330 х 220 мм || Масса 1 шт.: 25 кг || Цена за пару: 270 000 руб.