Изначально этот корректор выпускался в виде опционного модуля для интегральных усилителей Diablo 120 и Diablo 300, но разработка получила столько восторженных откликов в прессе, что её было решено оформить в виде самостоятельной конструкции. Не имея прежних ограничений, датские специалисты смогли реализовать в Sonett свои идеи с минимальными компромиссами. Изучим новинку от Gryphon снаружи и изнутри, а затем послушаем в хорошей системе.
ЗАКОНЫ ДИНАМИКИ
Так иногда бывает: если конструкция оказывается удачной в версии light, у разработчиков возникает желание развить успех в более широких рамках. Фонокорректор, как и любая техника, рассчитанная на усиление малых сигналов, вещь очень непростая и противоречивая. Вдобавок, здесь имеется собственная специфика, поскольку результаты оцениваются не только приборами, но и на слух. И оценки могут быть очень противоречивыми – хорошие результаты измерений не гарантируют музыкальности звучания. Поэтому, разрабатывая схему, производители выбирают разные приоритеты и идут каждый своим путём. Ситуация усложняется ещё и тем, что каждая деталь схемы вносит свой вклад в звучание, и чем лаконичнее тракт, тем особенности комплектующих имеют большее значение. В совокупности обстоятельств получение желаемого результата становится настолько многосторонней задачей, что её осмысленное решение становится под силу только опытным специалистам, способным не просто учесть все нюансы, но и составить из них то самое целое, которое принято называть синергией – результат, превосходящий арифметическую сумму составляющих. Пример из другой области: крошечная добавка определённых специй способна превратить заурядное блюдо в шедевр кулинарии.
В тракте Sonett нет ни операционных усилителей (проще говоря, микросхем), ни общей обратной связи.
Флемминг Расмуссен (Flemming Rasmussen), глава и мозг компании Gryphon – вдумчивый разработчик, формирующий характер звучании своих компонентов по собственному рецепту. Двухблочный фонокорректор Legato Legacy, выпущенный около 10 лет назад, до сих пор считается референсом аналогового звука и даже на вторичном рынке не теряет в цене ни цента.
Кстати, в европейской прессе Sonett часто называют бюджетной версией Legato Legacy, что не совсем верно. Новый проект совершенно иной, но в нём, конечно, реализованы принципы, выработанные Флеммингом в течение многолетней карьеры в аудио.
Первое, что стоит отметить – в тракте Sonett нет ни операционных усилителей (проще говоря, микросхем), ни общей обратной связи. Схемотехника, не типичная для полупроводниковых устройств, даёт больше простора разработчику, в частности, позволяет увеличить напряжение питания, преодолев стандартный для ОУ порог +/-15 вольт, и тем самым расширить динамический диапазон тракта. Зачем, спросите вы, если на пластинке он ограничен заранее, при подготовке пресс-матрицы? Дело в том, что ВЧ-составляющие могут превышать номинальную чувствительность корректора почти на 20 дБ (т.е. в 10 раз), а щелчки и того больше. При малой перегрузочной способности усилитель клиппирует, добавляя в полезный сигнал массу жёстких составляющих, а если в тракте имеется общая обратная связь, процесс приобретает характер затухающих колебаний, что на слух воспринимается как шумовые «хвосты» после громких звуков. Питание увеличено до +/-21 вольт и организовано по принципу «двойное моно» с раздельными силовыми трансформаторами для каждого канала. Это гарантирует более чёткую стереокартинку из-за меньшего взаимного проникания сигнала, особенно на высоких частотах.
Питание увеличено до +/-21 вольт и организовано по принципу «двойное моно» с раздельными силовыми трансформаторами для каждого канала.
Ещё один интересный момент – отсутствие в тракте межкаскадных конденсаторов, т.е. Sonett способен воспроизводить частоты от нуля герц, и глубина баса будет ограничена лишь возможностями остальных компонентов системы.
Корректор рассчитан на подключение как ММ, так и МС-головок. Для первых заданы стандартные входные параметры (47 кОм, 220 пФ), а для вторых нагрузку можно выбирать DIP-переключателями на задней панели. Фиксированные значения — 10, 20, 80,6, 100, 200 и 402 Ома, причём они легко параллелятся в любых сочетаниях, что даёт немыслимое количество вариантов. Для установки сопротивления выше, чем 402 Ома, предусмотрен отдельный слот для дополнительных резисторов левого и правого канала. Номинал рассчитывается по формуле, приведенной в руководстве пользователя.
Вскрытие аппарата позволило выяснить и другие подробности. Сигнальные тракты правого и левого каналов собраны на раздельных модулях, которые через многопиновые разъёмы соединяются с двухсторонней материнской платой. На ней также установлены тороидальные трансформаторы Talema, выпрямители с конденсаторами фильтров (16 шт. по 1800 мкФ, т.е. 28800 мкФ в каждом канале) и двухполярные стабилизаторы напряжения. Силовая проводка от ввода IEC до трансформаторов идёт в стальном коробе во избежание наводок на чувствительные цепи.
В звуковом тракте действительно дискретные транзисторы, полипропиленовые конденсаторы WIMA и резисторы с допуском 1%.
Но больше всего удивило, что в выходных каскадах обнаружились 60-ваттные дарлингтоны (составные транзисторы) BDX53/54, установленные на солидных теплоотводах. Значит, корректор способен работать на низкоомную нагрузку и длинные кабели без негативных последствий для звучания. Выходы у него только «однотактные» на RCA, по одному на каждый канал – всё-таки аппарат бюджетный.
Слышно, что большинство рок-релизов записано с компрессией, чтобы даже на дешёвой аппаратуре не было искажений из-за резких перепадов громкости.
Он выполнен в плоском, но массивном корпусе с классическим дизайном Gryphon. Как и все компоненты этой марки, он собирается на высокотехнологичном заводе Selectro в Дании.
Компоненты системы, в которой проводились испытания, нам хорошо знакомы — проигрыватель Michell Engineering Orbe SE с тонарм SME IV и МС-головкой Ortofon Cadenza Black, интегральник Gryphon Diablo 300 и солидная напольная акустика ProAc Carbon 6 Pro.
Должен заметить, что Sonett поначалу не производит столь же яркого впечатления, как, например, некоторые ламповые корректоры со свободным звучанием и открытым во все стороны пространством. Чтобы почувствовать характер нового детища Флемминга, нужно хотя бы минут десять внимательно послушать хорошо записанную пластинку. И начинаешь понимать, что с открытостью и свободой у Sonett всё в порядке, а не привлекает это внимание потому, что атмосферность и лёгкость в верхнем и среднем диапазонах гармонично уравновешивается глубиной и энергетикой нижнего регистра. Чрезвычайно редкое, между прочим, качество для ламповых корректоров, у которых из-за рыхлого баса общий музыкальный баланс кажется заметно осветлённым.
В своём интервью Флемминг говорил, что главным качеством, позволяющим приблизить воспроизведение к живому исполнению, он считает расширенный динамический диапазон аудиотракта. В Sonnet, как мы знаем, эта идея тоже реализована, но у медали есть и вторая сторона – разница в качестве записи пластинок становится слишком заметной. И именно по динамике – слышно, что большинство рок-релизов записано с компрессией, чтобы даже на дешёвой аппаратуре не было искажений из-за резких перепадов громкости. А поставив, например, «Жар-Птицу» Стравинского, изданную на Deutsche Grammophon для истинных ценителей классики, попадаешь в совершенно иное музыкальное пространство, гораздо более напоминающее то, что возникает в реальном концертном зале.
При недостаточном переходном затухании эффект двух независимых дорожек обычно смазывается, но в нашем случае он реализовался на 100 процентов.
Корректор очень хорош и с точки зрения представления пространственной картины. Разумеется, отточенность и масштаб стереоэффектов во многом определяется способностями головки, но двойное моно тоже кое-что значит. На пластинке Стэна Гетца и Джерри Маллигана, вышедшей в 1961-м на Verve, каналы развалены, чтобы все могли собственными ушами услышать преимущества стерео. В результате солирующие инструменты «сидят» в левой колонке, ритм-секция в правой, а в середине – лишь отголоски и реверберации. При недостаточном переходном затухании эффект двух независимых дорожек обычно смазывается, но в нашем случае он реализовался на 100 процентов – было полное ощущение, что слушаешь в гигантских наушниках.
При всём своём высоком разрешении Sonett не подчёркивает шумы пластинок – они слышны, но настолько не назойливо, что ухо моментально перестаёт замечать артефакты носителя.
Корректор способен открыть в музыке много интересного, но делает это как бы исподволь, не навязывая своё мнение. Такая интеллигентность и толерантность к слушателю – качества насколько ценные, настолько же и редкие.
МУЗЫКА
- Frank Zappa, «Sleep Dirt». Warner Bros., 1979
- Gerry Mulligan Meets Stan Getz. Verve, 1961
- Jethro Tull, «Original Masters». Crysalis, 1985
СИСТЕМА
- Проигрыватель винила Michell Engineering Orbe SE, тонарм SME IV, головка Ortofon Cadenza Black
- Интегральный усилитель Gryphon Diablo 300
- Акустические системы ProAc Carbon 6 Pro
- Сетевой кондиционер IsoTek EVO3
- Кабели:
- фоно Ortofon 6NX TSW-1010
- межблочные Burson Audio Cable+ Pro
- акустические S.A. Lab
- сетевые IsoTek EVO3 Syncro
Gryphon Sonett
Производитель: Gryphon Audio Designs (Дания)
www.gryphon-audio.dk
Усиление: MM 42 дБ, MC 64 дБ || Отношение сигнал/шум: MM >84 дБ (25 мВ, 1 кГц), MC >72 дБ (2,5 мВ, 1 кГц || Входное сопротивление и ёмкость: ММ – 47 кОм/220 пФ, МС — 10, 20, 80.6, 100, 200, 402 Ом или любая параллельная комбинация || Габариты: 485 х 430 х 150 мм || Масса: 11 кг || Цена: 450 000 руб.
Редакция благодарит салон «Нота+» за помощь в проведении теста