Трудно поверить, что эта милая женщина работает в Focal уже 38 лет и за свою карьеру прошла путь от простой сборщицы до менеджера по экспорту. Она знает всё о перспективных новинках, готовящихся к дебюту в этом сезоне. О них мы и решили поспрашивать, когда повстречали Франсуазу на Московском Hi-Fi & High End Show 2018.
ЦВЕТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
– С большим интересом все следят за развитием гаммы Utopia. Младшие модели Scala нашими экспертами были испытаны едва ли не во всех вариациях, начиная с ранних моделей и заканчивая самыми современными Evo. Готовятся ли похожие обновления для флагманских Grande Utopia и Stella?
— Сожалею, но я ни словом не могу обмолвиться, какая из них получит приставку Evo и чем она удивит. Но скоро это перестанет быть тайной. Компания объявит о новинках 10 — 11 мая. Надеюсь, поклонники марки смогут увидеть расширенный ряд «эволюционных» версий уже на ближайшем High End Show в Мюнхене.
— Гвоздем выставки в Москве стала Kanta №2. Поговаривают, что эта акустика так востребована, что вы не успеваете её производить. Как вообще появился этот хит?
— Мы не планировали её «продавать вагонами», как у вас принято говорить. Но спрос на эту модель в самом деле оказался намного выше ожиданий. Наверное, потому что она – результат очень смелого эксперимента как в области технологий, так и дизайна.
Началось всё с того, что серии Electra, которая находится на конвейере уже более десяти лет и порядком устарела, напрашивалась замена. На роль сменщиков рассматривалась серия Sopra (представлена пару лет назад — прим. ред), но когда работы по проектированию подходили к концу, то стало ясно, что идея переноса технологий Utopia в средний ценовой сегмент пока ещё не реализуема. Возникла дилемма: или отказываться в новых колонках от самых интересных разработок ради удешевления, либо представлять созданные системы как новую аудиофильскую линейку, а образовавшийся ценовой разрыв с серией Aria чем-то заполнять. Вариант упрощения отвергли. При этом два самых талантливых специалиста Focal предложили сделать не просто какую-то переходную акустику, а системы, где намеренно будут смешаны разные технологии и инженерные подходы. Они шли на большой риск, соединяя бериллиевые твитеры с льняными динамиками Flax и придумывая необычный корпус со «свернутой» задней частью и передней панелью из высокоплотного полимера. Так еще никто не делал. Но в результате получилась Kanta №2. Она удивила всех и новизной, и, что, думаю, главное, нашим фирменным качеством звучания.
– Наверное, работы над Kanta №2 дали вашим инженерам мощный импульс в поиске необычных и оригинальных технологий. А как скоро мы увидим другие модели серии?
Скажу так: мы очень хотели успеть к этой весне с новинками. Тем более на фабрике во Франции для работы инженеров есть всё необходимое – они могут сразу проверить то, что придумали, и затем реализовать свои идеи в наиболее технологичном виде. Но в таком творческом поиске важно не упустить мелочи. Поэтому команду разработчиков никто не гонит. Полагаю, к октябрю 2018-го мы сможем показать то, чем будет расширен ряд Kanta.
– Все последние годы Focal огромное значение придает внешнему виду. Как вы находите новые дизайнерские тенденции, чтобы быть в авангарде?
Жерар Кретьен (бывший вице-президент Focal – прим. ред.) всегда продвигал понятную идею: продукт обязан радовать глаз. Это не значит, что звучание где-то на втором месте. Оно всё равно остается первостепенным. Но если колонки будут выглядеть унылыми ящиками, то люди пройдут мимо них даже не послушав, а хороший дизайн, сделанный не в ущерб звуковым характеристикам, обязательно привлечет внимание. Это правило касается всех без исключения систем в модельном ряду.
Быть же в тренде не просто. Инженеры, как правило, далеки от этого – у них, как вы понимаете, своеобразное чувство стиля. А хороших дизайнеров для нашей индустрии найти еще труднее. Но поскольку наш глава – поклонник современного искусства, он отважился на сотрудничество с одним парижским дизайн-бюро, доверив им десять лет назад создание образа небольших колонок Dome. С тех пор сотрудничество с этой компанией только крепло. Они эксперты в своем деле, мы – в своем. Ничье мнение не игнорируется.
– А не было ли случая, когда бюро представляло вам проекты, которые шокировали?
Моя должность в компании такова, что первоначальные эскизы мне видеть не приходится. Но, признаюсь, некоторые готовые модели в самом деле вызвали оторопь своим цветом.
– Дайте угадаю: оранжевая Sopra? Или горчичная Kanta? Откуда, кстати, в палитре столько эмалей, характерных больше для автомобилей, чем для предметов домашнего быта?
Яркие цвета и «металлики» – в какой-то степени трюк, чтобы привлечь публику. С другой стороны, это не маскарад. В дизайн-бюро, подбирая цвет, учитывают массу критериев – его сочетание с формами и фактурой, единство с модными стилями в интерьерах и даже в одежде. Именно так, кстати, появилась новая цветовая гамма наушников Listen Wireless. В конце концов, заказчик всегда может выбрать взамен ярких нейтральные оттенки. Главное, что цвет работает! Вот вы упомянули оранжевую Sopra. Конечно, её выбирают не так часто, как традиционную черную, но число заказов на модель в этом цвете гораздо больше, чем мы планировали.
– Нет ли опасения, что завтра дилеры начнут жаловаться на плохие продажи только из-за того, что какие-то цвета вышли из моды? Колонки приобретаются не на один же сезон…
Да, игра с цветом не всегда приемлема в массовой хай-файной акустике. Её обычно и рассматривают как покупку на десятилетие вперед. Поэтому в серии Chorus и Aria мы стараемся придерживаться классического оформления. Но в более дорогом и элитарном сегменте потребитель ставит дополнительные требования. Он хочет, чтобы системы вписывались в определенные интерьеры – классические, эклектичные, скандинавские и т. д. Мы должны считаться и с так называемым wife-accept factor – хотя инициатива о покупке колонок почти всегда исходит от мужчин, на окончательный выбор влияют их жены, которые вовсе не склонны считать, что аппаратура для дома обязательно должна быть черной. Наконец, мы стараемся учитывать культурные различия разных рынков. Азия, например, много заказывает колонок в ярких блестящих цветах. Америка склонна к натуральному дереву. Европа – к лаконичности и модерну. Поэтому на первый план выходит широта выбора как цветов, так и их сочетаний.
– Компактная беспроводная или «умная» акустика становится одним из трендов сегодня. Но компания Focal пока не слишком активна в этой области. Почему?
От дистрибюторов всего мира к нам поступает очень много запросов на такую технику, а заодно – и на активные системы. Поэтому мы держим в планах несколько проектов. Наш подход таков: если браться за это, то всерьез, подключая и опыт наших разработчиков профессиональных активных систем. Но пока просто нет полной уверенности, что активные и беспроводные колонки для дома будут востребованы через пару лет также сильно, как это всем кажется сейчас. Поэтому наш инженерный штат из 30 человек этими делами не загружен. У него хватает и других задач.
– Focal предложил интересную идею совмещения фронтальных и Atmos систем в комплекте Sib Evo. Не собираетесь ли перенести её в большие системы для домашних кинотеатров?
Это хорошая мысль, но я не могу вам сказать, когда её получится воплотить. В отличие от компаний, которые сотрудничают с китайскими производителями так, будто приходят в супермаркет – хватают готовые части и технологии и быстренько делают из них какой-то новый продукт, у нас всё завязано на собственное производство и на качество выпускаемой акустики. Поэтому сказать «вуаля», представляя какую-то новинку, мы можем лишь после её тщательной доводки. А на это порой уходит не один год.
Комментарии [2]
Дэн
Жерар Кретьен вообще-то умер. Ошибочка в тексте.
Николай ЕФРЕМОВ
Да, действительно. Спасибо, поправили.