Когда в 1826 году немецкий физик Георг Симон Ом открыл закон, названный впоследствии его именем, он и мечтать не мог, что через пару веков станет в огромной северной стране почти столь же часто поминаемым, как любимый народом поэт Пушкин.
Если великого поэта вспоминают, когда нужно было что-то сделать, а не сделали, например: «А под шкафом мыть – Пушкин будет?!», то закон Ома регулярно упоминается при оспаривании права на существование аудиокабелей стоимостью более десяти долларов за штуку. Хотя, каких десяти?! Максимум трёх. Нормально пропаять, завинтить, и отлично. Все остальное для лохов. Для тех, кто закон Ома не учил.
Оказывают ли влияние на звучание аудиосистемы соединительные кабели? А кабели питания? А цифровые интерконнекты? Влияют ли на звук сетевые розетки, и провода, протянутые от электрощитка до розеток?
Согласитесь, даже сами эти вопросы вызывают уже изрядную усталость. Только у одних это усталость умиротворённая, снисходительная – «ну его, связываться, всё равно не переубедить. Сколько их на прослушивания звали!.. Кстати, надо еще карбоновых розеток прикупить».
Люди борются за свою стройную картину понятного мира. Им хочется, чтобы в жизни оставалось что-то незыблемое.
А у других усталость такая, сиплая, что ли… Технически подкованные граждане в n+1-й раз несмешно шутят про секреции девственниц при полной луне и баянят цитаты Лурка. Или промолчат, но желваки на скулах ходят, и костяшки на кулаках в шрамах – наверное, от паяльника? – белеют.
Причем комментировать будут или очень громко, или очень дотошно. Чего громко, о чём дотошно? Почему столько эмоций, столько тщания в этих разоблачительных порывах?
Потому что это не про звук и не про теоретические основы электротехники. Оппонентов волнует вовсе не качество звучания чьей-то системы. И уж конечно они переживают не за абсурдно потраченные кем-то деньги. Люди борются за свою стройную картину понятного мира. Им хочется, чтобы в жизни оставалось что-то незыблемое. Как таблица умножения на обложке школьной тетради. Ну, или как закон Ома – в нем есть приятная «цеховая» особенность, причастность к миру тестеров и канифольного дыма.
За постижимость мира они ратуют. За то, чтобы всё можно было объяснить, расставить по клеточкам.
Кто-то называл бы это бегством от экзистенциальной тоски, но я таких слов не знаю.
Хотя, казалось бы, быть готовым всему дать объяснение, «всё знать» круто. Разве нет?
Нет. Всё знать совсем не круто, а невозможно. Пока что в лучшем случае можно знать только очередные трактовки и публикации на тему. Наука не стоит на месте, и через несколько лет взгляд на многие вещи может поменяться на противоположный. Любители диет сразу поймут, о чём я.
Да и зачем всё знать, когда есть Яндекс и Гугл, эти ключи к бескрайним залежам человеческих заблуждений и точек зрения.
А что же круто? Круто уметь жить в условиях неопределённости.
Так называемые «лохи», покупающие кабели по несколько тысяч евро за штуку, а на самом деле люди, привыкшие жить и действовать в условиях неопределённости и готовые пойти на риск, вполне объяснимо добиваются бОльших успехов (рисковые вложения часто значительно эффективней). И, точно так же, эти люди, не задавленные психологической необходимостью держаться за «непоколебимые» догмы, могут себе позволить – и даже с удовольствием, – решиться на рискованные эксперименты и при покупке аудиосистем. Это же удовольствие! Зачем себя чем-то ограничивать.
А жёсткая позиция «врёшь-не-проведёшь» — эффективный фаерволл на пути всего особенно хорошего.
Собственно, прогресс и движется вперед в значительной степени благодаря вложениям небедных рисковых граждан.
А жёсткая позиция «врёшь-не-проведёшь» — эффективный фаерволл на пути всего особенно хорошего.
Сколько раз наблюдал такую историю: собирает человек себе аудиосистему. С любовью, но «безо всяких там». Регулярно повторяя, что «конденсаторы не звучат», что всё, чего нельзя измерить, не существует, что провод нужен хороший, надёжный, электрический, а ещё чтоб пропаяно всё было хорошо… Потом измеряет АЧХ, возможно, импульсную характеристику, вносит коррективы. Еще измеряет, еще вносит. Что-то меняет в акустических системах, или просто перебирает несколько пар акустики. Помудрит с усилителями, еще не раз вспомнив, что от электростанции идут обычные, не аудиофильские провода и что нормальные, образованные люди постыдной фигнёй не страдают. Вешает на ютьюбе десятки роликов, демонстрирующих развитие системы.
А потом вдруг заявляет, что разочаровался во всём, скучное это дело, музыку слушать. И распродаёт систему – если он музыку искал. Если искал звуки, то продолжает таскать домой коробки и залипать на форумах, где ужасаются звуку Аудио Нота, подключённого топовым Нордостом…
Общеизвестно, что хорошие High End системы «прозрачней» студийных сетапов, на них, например, отлично слышны огрехи записи и косяки сведения фонограмм.
А на системах совсем хороших «скучной», «неинтересной» музыки вдруг оказывается значительно меньше, музыкальные произведения, которые раньше оставляли равнодушным, вдруг захватывают, просто заставляют дослушать себя до конца и не раз ещё к ним вернуться.
Что же, надо купить всё самое дорогое и чудное на вид – и всё заиграет? Конечно, нет. Выстроить из массы компонентов сбалансированную, хорошо звучащую систему – совсем непростая задача, даже если верить в «звучание» каждого конденсатора, каждой перемычки.
Как же быть? Как обрести правду и лучший звук у себя дома? Для начала, поверить своим ушам, и научиться не обращать внимания на бубнёж внутреннего «всезнайки-резонёра». Совсем заткнуть его вряд ли получится, да это и необязательно. Пусть бубнит, пропускайте его истины мимо ушей, пусть уши музыку слушают.
Как обрести правду и лучший звук у себя дома? Для начала, поверить своим ушам, и научиться не обращать внимания на бубнёж внутреннего «всезнайки-резонёра».
Просто походите по салонам, по знакомым, и послушайте. Попросите показать разницу в звучании кабелей, аксессуаров, всего, чего предложат. Но есть одно непременное условие – при прослушиваниях нельзя думать про Белую Обезьяну (зачёркнуто), нельзя задавать себе вопрос «почему?». Максимум, что можно себе позволить, это формулу из «Унесённых ветром»: «об этом я подумаю завтра».
Ведь какой главный аргумент против того, что влияние кабелей хорошо слышно? – Что этого не может быть! … и только потом вспоминают о невозможности скин-эффекта в проводниках на звуковых частотах, законе Ома и прочих измерениях. Не может быть. Никогда, и всё тут. Но давайте просто оглянемся вокруг.
Как может быть бесконечность? Когда нигде, никогда нет конца? Сколько ни скользи даже не самым-быстрым-на-свете светом, а только мыслью. Скользишь, скользишь, а конца нету. И не будет, бесконечность же. Это не то, что понять, представить невозможно. Конечно, философы и шизофреники охотно, из века в век, будут браться объяснить или опровергнуть бесконечность. Ей-то что на них, бесконечно малых…
Вот учёные-то не понаслышке представляют степень непознанности мира, они сторонятся обобщений и редко бывают категоричными. Кстати, для бесконечно больших и бесконечно малых работают особые законы. Например, каково: «любая конечная сумма бесконечно малых функций есть бесконечно малая…» Шикарная виньетка.
На самом деле, ненамного объяснимей и электромагнитное поле, способное передавать от катушки к катушке трансформатора огромную энергию через вакуум, то есть через абсолютную пустоту! Но это никого не удивляет. Эл. магнитное поле обнаружено, исследовано и занесено в учебники. Могут ли существовать какие-то ещё поля или другие явления природы, о существовании которых пока что не известно? Запросто.
Во многих областях человеческой жизни никому и в голову не приходит пытаться поверить алгеброй гармонию. Вот не может галерея приобрести подлинник, заказывает копию художнику (но почему-то не делает распечатку на калиброванном принтере). Как оценивается качество копии? Брать – не брать, платить деньги, или другому заказывать? Только экспертами, «на глаз».
Ресторанные, кулинарные критики чтобы оценить уровень кухни не подвергают блюда химическому анализу. Это может сделать только человек, специалист, используя лишь свои органы чувств и опыт. Ни пробирок, ни спектрометров. Специалистов-химиков могут пригласить только если в заведении кто-то отравился.
Уверен, если вам предложили что-то невкусное, малосъедобное, вы просто отставляете прибор, — не буду это есть. «Какие ваши доказательства?» Невкусно! Или вообще, тошнит от съеденного. Какие тут ещё измерения нужны?
Разница в звучании кабелей вполне очевидна, она намного выше уровня плацебо, самовнушённого впечатления и т.п. Но почему влияние кабелей так заметно в системах, воспроизводящих частоты менее 100 кГц, когда скин-эффект ещё не должен был проснуться, думаю, точно не знает никто. По крайней мере, сейчас, иначе бы хорошие кабели так не отличались друг от друга и внешне, и по конструкции.
Так влияют ли кабели на звучание системы? Что? Говорите, пожалуйста, громче.
Далеко не всё известно и описано современной наукой. Но вполне можно пользоваться чем угодно, не представляя, как и почему это работает. Достаточно убедиться, что изделие устраивает вас по своим потребительским свойствам. Или просто вам нравится! Нравится, и всё тут. Вполне весомый повод этим обладать.
Но, наверное, уважаемые читатели хотят сеанс с разоблачением? И вообще, сам-то автор с Законом Ома знаком?
Разумеется, я знаю закон Ома. Вот он, пожалуйста, не заглядывая в Гугл – «E = mc».
Шучу, конечно же, я знаю, что «с» должно быть в квадрате. Оживились? У автора формула не та? Детектор правды стучит изнутри в лоб и грудную клетку? Вот. Вот оно, препятствие к музыкальной прозрачности вашей системы, и многим другим приятностям.
Как только вас «накрыло», вас переполняет чувство полной, безоговорочной правоты, тут-то лучше перевести дыхание и осмотреться. Потому что вы сейчас в том самом состоянии, чтобы запросто оказаться облапошенным. Проведенным. Обманутым. В том числе, и самим собой. В лучшем случае, чего-то не заметить.
Разница в звучании кабелей вполне очевидна, она намного выше уровня плацебо, самовнушённого впечатления и т.п.
Любая сильная эмоция, даже со знаком «плюс», это стресс, адреналин, мобилизация организма, «туннельное видение», могучие древние механизмы выживания. Но, в современном многовариантном мире они часто дают осечку, искажая картину мира и заставляя совершать досадные ошибки.
Пролетите мимо. А спокойные, вкрадчивые, просекут и воспользуются. Разве не обидно?
Во второй части статьи мы обязательно обсудим теоретические обоснования ряда, на первый взгляд, абсурдных приспособлений из арсенала упоённого аудиофила.
А пока – оглянитесь. Ну и что, что тут и там белые пятна неизвестного? Это совсем не мешает получать от жизни большие и маленькие удовольствия.
Неопределённость, если присмотреться, она везде вокруг. Любит – не любит, выгорит – не выгорит, заплатят – не заплатят…
В мире взрослых гарантий не может дать никто. Гарантии и чувство абсолютной уверенности могут быть только у детей – от родителей. Вот дети пусть закон Ома и штудируют, им ЕГЭ сдавать.
В статье использованы иллюстрации Питера Брейгеля Старшего, Иеронима Босха и Владимира Казаряна.
Комментарии [59]
Андрей
Посоветуйте конденсаторы в блоке питания чтобы звук был мягче и басы поглубже у меня стоят конденсаторы nichicon fg звучат не очень
Александр Ростов-на-Дону
Дмитрию Ловковскому на пост от 19.11.20.
Подобно гениальной фразе из КВН 90-х годов: Машина не может мыслить, машина -должна ездить! , ведут себя специалисты , утверждающие. что не бывает оттенков звучания у разных ламп. Лампа должна усиливать. Усилила — вольно, разойдись. Остальное не твое дело.
Александр Ростов-на-Дону
Смутила лишь фраза «Общеизвестно, что звучание домашних Хай-Эндных систем прозрачнее студийных сетапов и позволяет услышать огрехи сведения и записи»
Не раз приходилось слышать эту мантру от разных считающих себя аудиофилами.
Им это общеизвестно, остальным-варианты. Например, такой. С появлением нового устройства оказалось, что музыкальная коллекция вдруг перестала радовать, как раньше, слушать возможно лишь несколько дисков, звучащих бесподобно, остальные подсознательно не трогаются. Аудиофил из этого делает важный вывод: — моя система стала настолько совершенной, что я слышу все огрехи сведения в студии .На деле все проще. Система перестала быть музыкальной , превратившись в стол для разделки бездыханного тела убитой Музыки.
Такое вот мнение, личное. Никакого бизнеса))))
Alex
Статья эта полный бред для аудиофилов! Любое утверждение должно быть доказано научно! А так у всех уши разные и эффект плацебо никто ещё не отменял! А у некоторых в голове музыка играет без всяких плееров!
Петр
А что нужно научно доказывать, Алекс? Что человеку нравится такой звук? И он его слушает с удовольствием?
Лёша
я вот например, если хочу прослушать музыку я не бегу в зоофильский магазин. имея неплохую систему доработал её в плане звука поставив 3 операционника. подъём в двух местах и срез в одном, тоесть настроив под свои слуховые предпочтения, на каждую функцию свой операционник.и всё. лет на 5 забил и больше в туда не лезу.
Лёша
статья для лохов, у которых денег дохрена а мозгов ноль
Вадим Р.
Несколько раз , стоя ночью на посту с карабином в руках, я мысленно слушал один за другим аудиотреки альбома Дип Пёрпл Ин Рок…со всеми импровизациями. Но это меня не удивляло, ведь я второй год не слыхал моих любимых тогда Дорс, Битлс,Лед Зепелин и т.д. и т.п. Была зима1974-75г.
Федя
Какие вкусные и питательные грибы.
Антон
Слишком балаганная статья, в которой эмоций и воды в десятеро больше чем полезной информации. Автору нужно писать на другую тематику. Неуд.
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
Антон! Напишите лучше!
Николай
А вот это вы зря. По-вашему и болельщик не имеет права критиковать футболиста, который не забил пенальти, только потому, сам в жизни в футбол не играл. А если стоматолог вам вместо больного зуба выдернет здоровый, а на вашу критику ответит:»Попробуйте сами себе дергать зубы!» Любой имеет право критиковать любого. А статья действительно не подходит для вашего журнала.
Николай ЕФРЕМОВ
Тут я с Вами согласен, нам тоже часто предлагают сначала сделать усилитель или колонки самим, а уж потом критиковать чужие. Каждый должен заниматься своим делом. Но мы-то предлагаем просто послушать (кабели, например), а уж потом делать выводы.
Влад Омыч
Главное ваше тут предложение, это забанить тех, кто дружит с наукой не по наслышке! И вместо ушей предлагает другие методы оценки качества звука, основанные на законе Ома в том числе!
Николай ЕФРЕМОВ
Вас не из-за этого забанили, а за однообразный и навязчивый троллинг. И не только на нашем сайте.
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
Представляю этих «друзей науки» на каком-нибудь кулинарном ресурсе. Они предлагают делать тонкий химический анализ блюд, но при этом не хотят оценивать их самым простым и понятным методом — на вкус.
На самом деле все это «наукобесие» происходит от плохого образования. Взывают к закону Ома, но при этом хорошо помнят лишь ту его часть, что относится к постоянному току. Потому что, если бы знали закон Ома для переменного тока, то понимали бы, что любой кабель — это сложный фильтр, в котором есть не только импеданс, но и емкость и индуктивность. И это — в крайне упрощенном, идеализированном представлении. А на самом деле кабель из обычной меди является еще и полупроводником. То есть по сути провод — электронная схема, которая взаимодействует с электроникой, которую он соединяет. Здесь действует огромное количество факторов и переменных. Делать тут измерения — во-первых, очень сложно и дорого. А во-вторых, бессмысленно, поскольку эти измерения касаются ситуации с конкретными аппаратами.
И тоже самое можно сказать и про все другие ситуации с техникой, а не только про кабели. Да, вы можете как следует промерить параметры, скажем, акустики в ближнем поле. Но вы никогда не сможете измерить уровень удовольствия от музыки, которое эти колонки могут доставить слушателю. Химический состав блюда — о да, это очень интересно. Но значительно интереснее, вкусное оно или нет.
Петр
Влад, аудио техника производится для наших ушей. А оценивать по-вашему её должны специалисты «задницей», т. е. сидя за измерительными приборами. Так получается, что каждый покупатель должен выбирать себе аппарат в магазине не по слуху, а со специалистом и с приборами? Бред!
Константин Пилюцкий
недавно сравнивал звучание двух польских межблочников audiomica — медного borax и посеребренного mica transparent. Сетап был пред audio analogue maestro, ас — focus audio. На одном и том же треке борах был ярковат, а транспарент — более воздушный, а бас — четкий и собранный при этом. Разница в цене была 15 тр.
Отличия были слышны, но кто-то может купить борах и удовлетвориться его звучанием. Все ломают копья о провода ценой в несколько тысяч евро. но разница-то слышна и на более дешевых проводах. Это как с машинами — у лады есть руль и мотор, но почему-то все хотят купить бмв. Разница на уровне деталей и нюансов — более мощный мотор, лучше развесовка, качество материалов и тп.
Я не убеждаю покупать кабель за 100 тр — надо сравнивать и понимать, даст ли он тебе реальный прирост звука.Из purist audio design между венустасом и посейдоном мне понравился более дешевый посейдон — мягкий темноватый звук с хорошими низами. дешевизна его конечно относительна, но не всегда нужно брать что-то сверхдорогое.
КиННошник
А какого….заморского фрукта… искаженная формула сохранения энергии приведена в качестве формулы закона гражданина Ома ? ну это я так, к слову. Для общего развития …
Николай ЕФРЕМОВ
А ещё две строчки прочитать было слабо?
Максим
Это формула круглого, круглое катать. С квадратом в конце — формула квадратного, квадратное — носить, перенос энергии так связан с переносом массы. Всё ж просто.
Сергей
Ах, оставьте ненужные споры — я уже себе все доказал! (С) Лучше спор могут быть только споры, тех грибов, что еще не едал… Все аудиопатологические споры очень напоминают дискуссии теологов и материалистов о наличии\отсутствии бога. Только с одним утверждением согласятся непримиримые оппоненты: бога нет в магазине, ибо где крутятся деньги, там безапелляционно правит вульгарный материализм. В областях тонких материй гнездится самый прибыльный бизнес. Так аптечный бизнес вполне конкурентен с торговлей наркотиками. Как аудиопатолог аудиопатолагам, должен заметить, что аудиофилия довольно безобидная патология, но как любая тонкая материя может приносить неплохой доход. Особенно когда аудиофилия принимает гипертрофированные, навязчивые формы. Я мог бы, подобно автору статьи, налить мицелярной воды и напустить околонаучного туману еще на 20.000 знаков, снабдив свой опус иллюстрациями и диаграммами, графиками и таблицами, но мне за это не заплатят! А свои пять копеек в эту интересную тему вставить хочется! Поэтому сразу перехожу к выводам, отвечая на два главных аудиофильных вопроса: 1) влияют ли провода и прочие аудиофильские прибамбасы на звук? — ДА, влияют, но НЕЗНАЧИТЕЛЬНО; 2) имеет место в торговле аудиофильскими прибамбасами лохотронство? — ДА, имеет и чаще всего выражается в завышении ЦЕНЫ на такие продукты. Создавайте свою систему исходя из Ваших потребностей, с учетом Ваших возможностей, на условиях соразмерности и разумной достаточности — И будет Вам СЧАСТЬЕ!
Сергей
Согласен и поддерживаю!
Правда, от себя добавлю, что лично пока не смог подтвердить «факта» влияния кабелей (исключая брак и испорченную временем дешёвку) — возможно, оно и есть, но я просто не могу его достоверно выявить (что вполне могу списать, в том числе, и на относительную бюджетность моей нынешней системы, хотя и тестов с переключением «на лету» я тоже не устраивал — из-за сложности грамотной реализации). Так что готов согласиться с НЕЗНАЧИТЕЛЬНОСТЬЮ этого самого влияния как с некой компромиссной точкой точкой зрения.
Олег
Совершенно с вами согласен.Столько воды налил в статье аж зонтик захотелось раскрыть а каждая буковка копеечку стоит)))
Николай
А НЕЗНАЧИТЕЛЬНО — это сколько? А кто решает завышена цена или занижена? Цена на товар устанавливается такой, за которую его покупают.
Лёша
полностью с вами согласен, ибо предпочтения у всех разные, но и замыливание глаз сработало на опережение. кто товедётся на это и придумывает этому оправдание, а кто то проверил, сравнил и сделал свои выводы а не озвучил услышанные или прочитанные где то.
Никола Тесла
Здесь , Руслан, давняя история.
Это еще со студенческих времен ко мне « пристало». Так и повелось, среди друзей Николой зовут…Студенты , конечно, зовут иначе…
Сварог
Терпи студент, Атманом будешь.
«Две птицы, неразлучные навек, спустились на одно и то же дерево. Одна из них ест сладкие плоды, другая смотрит, ничего не вкушая.» Мундака-Упанишада, III, 1
Именно 1ая птица — это ваша живая Дуща , а 2ая птица — Ом (Абсолют, Чистое сознание, Центр Вселенной)
Эти 2 птицы в разлуке только в иллюзорном мире , а в настоящей системе High-END 2 птицы Душа и Атман (Ом) неразлучны!
Для неверующих вспомните выдающегося В. Фуртвенглера , коль скоро заговорили бесконечности на-свете светом. Фуртвенглер считал что назначение музыкальных шедевров соединить СОСТОЯНИЕ слушателя с АБСОЛЮТОМ (из его рецензии с винила).
А при всем уважении к Тесла (кои установки энергии из безграничного эфира/черной материи) часть его прогнозов так и не сбылось «Я могу вам точно сказать, что не скоро все мои технологии войдут в жизнь человечества. Я даже могу точно назвать вам дату- это случится в 2018 году, когда в наш мир придёт высшая сущность Абсолюта. Да— да господа и дамы! Это не фантастика! Именно сам Абсолют начнёт учить людей летать и становиться бессмертными!…Из выступления Н. Теслы
Sergevic
Никола Тесла! Не каково самомнение человека! Близко и не подойти, на ЭГО наступить можно :)))
Никола Тесла
Уважаемый Sergevich!
Поскольку содержательно возразить ( в силу образования, вернее его отсутствия) вам нечего, можете еще написать, что нос у меня длинный, а уши оттопырены!
Александр Савельев
Спасибо за предоставленную статью! Если такие ещё пишутся и публикуются — значит есть ещё люди готовые посмеяться над невежеством, которое с завидным упорством поддерживается разного рода «знатоками». «Знатоками», которые не приемлют сколь-нибудь громкого вопроса о том как и какими измерительными приборами осуществлялась проверка на «аудиофильность» компонентов музыкальных комплексов.
Никола Тесла
Уважаемый Александр!
Не случайно СССР был страной с развитой наукой и системой образования! Ну не приживаются у нас безболезненно байки — сказки в разных областях… не израсходован пока запас критического мышления и научного подхода. А вот эти легенды High End о влиянии кабелей, их «направленности» можно сравнить только с гомеопатией, лечением заряженной водой и прочими чумаками..Это все Рассчитано на совсем уж безграмотных людей! Вот и происходит у нас на глазах постепенное разделение общества на безграмотную серую массу и паразитирующую на ней касту всяких мошенников — проходимцев. Только скорость этого процесса оказалась не настолько большой, как продаваторам хотелось бы!
Кстати , по поводу «слепого» теста и прочей «суб’ективщины». Чей вкус следует принять за точку отсчета? Кого принять за эталон?
А если сегодня им понравится одно, а завтра другое, особенно когда разница неочевидна?
Юрий Трофимов
Вот, смотрите, люди тоже были уверены в своих оценках.
И вы вот тоже так категоричны.
https://scontent-arn2-1.xx.fbcdn.net/v/t1.0-9/27545389_10212899257289259_8114617438528444959_n.jpg?oh=b0d97ac786b54cd9e5bdae5c3a5f6e42&oe=5ADB5F7B
Никола Тесла
Знаете ли, есть такой интересный эксперимент: большому количеству испытуемых предложили продегустировать воду в двух стаканах. И почти все нашли разницу и описали ее. Только вот незадача : вода была одна и та же!
О многом говорит, правда?
Никола Тесла
По вашему совету сходил по данной ссылке. Не вижу ничего общего с заявленной темой. Там люди не смогли предугадать перспектив инженерного решения. Здесь же предлагается принять на веру что дважды два — пять, не приводя при этом никаких доказательств. Ну , или по аналогии с компьютерами, предлагается програмка, превращающая 286 комп в мак последней модели…. А по поводу прогнозов… Тот же Фарадей считал, что его опыты с электричеством никогда не найдут практического применения.
Сергей
В целом согласен, и хочу отдельно остановиться на затронутом Вами моменте, который то как раз более всего и подрывает веру во все утверждения о влиянии кабелей: естественно, речь идёт о воздействии на общественное мнение (манипуляции сознанием в торговле)…
Вся суть в том, что на аудиофорумах и в профильных комментариях (отзывах и т.п.) постоянно пасутся продавцы аудиотехники (в т.ч., и одни и те же под разными никами) и прочие заинтересованные лица, а также лица, поддавшиеся их влиянию — и всех их гораздо больше, чем кажется…
Я, конечно, ничего конкретного не хочу этим сказать — априори все люди честные (в том числе, и перед самими собой…) и беспристрастные, и хотят все друг другу одного лишь только добра, и лично мне, конечно, очень хотелось бы в это верить, но… В общем, пусть каждый сам решает, во что ему верить и кому/чему стоит доверять.
Ну и ещё попробую глянуть на ситуацию с другой стороны: допустим, у человека расстройство на нервной почве на фоне стресса, и ему что-то сильно не даёт покоя — кто-то ударяется в шопинг шмоток, и этим снимает свой стресс, ну а кто-то покупает себе кусок кабеля за 1000 дол. — если этим удаётся решить его нервозный зуд, то почему бы и нет… Но вот потом зарождаются сомнения о выгодности данной сделки — и тогда прямой путь самоутверждаться на аудиофорумы (вроде как, написал = закрепил своё мнение публично + похвастал + унизил «беднОту» = самоутвердился = полегчало)… Во всяком случае, такой сценарий развития событий тоже нельзя исключать.
Самообман и прочие ловушки нашего сознания я даже не буду затрагивать, хотя примерам из психологии и психиатрии самое место в подобных темах (это не стёб — прошу за меня не додумывать лишнее) — скажу лишь, что слепо доверять своим органам чувств и своему мозгу не стоит.
Петр
Сергей призывает нас не доверять своим органам чувств, и рассчитывать только на измеренные технические параметры и характеристики. Смешно!!! Зачем мне аппарат, идеально спроектированный разработчиками по параметрам, который по звучанию меня не впечатляет? Слушать такой, не интересный звук? Ведь его изготовили по инженерной технологии, и провода к нему дали свои. Вот как есть, так и слушайте. Оказывается за нас всё уже решено, какой должен быть стандартный звук. А то, что мы с вами добиваемся различными способами улучшения воспроизведения аудио системы, это уже не входит в рамки понятия таких, как Серией.
Николай
Какие глупые споры! Кому нравится, тот покупает, кому не нравится тот не покупает. Владельцы подержаных «жигулей» до уср….ки пытаются убедить владельцев БМВ, что никакой разницы в пользовании автомобилями нет. Этот едет и тот едет. Комфорт? А выдокажите! А вы измерьте комфорт.Научно. 2*2=4? А выдокажите! Научно.
Петр
Уважаемый, Никола Тесла!
Насчёт мошенничества Вы не правы, что мол продавцы обманывают своих покупателей. Приведу такой пример. Пришлось мне как-то самому изготовить распределитель питания для хай-энд, так как промышленные меня не устраивали по качеству влияния на звук системы. В технологии изготовления применялась, как Вы говорите, эзотерика. Результат меня устроил более, чем ожидал. Предоставил его на прослушивание одному знакомому руководителю аудио салона. После непродолжительного теста, он сказал, что его система так ещё красиво не воспроизводила звук ни с одним дистрибьютором питания. Он спросил, а что внутри? Провода одни. За счёт чего так работает? За счёт эзотерики. Попросил оставить его для демонстрации на время. Всем кто слушал с ним нравится. Один взял домой со своей системой проверить, а может и внутрь взглянуть. Получается, что я их развёл по-вашему? Хочу добавить интересный факт. Чтобы добиться такого результата мне пришлось даже изменить длину крепёжных винтов на 1мм. Ну и многое чего ещё сделать. А Вы здесь утверждаете, что все направления проводов и прочее, не влияют на конечный результат воспроизведения звука.
Юрий Трофимов
Я не собирался смеяться над невежеством. Я, скорее, против категоричных обобщений, которые нередко априори отрицают или записывают во вздорные, ложные и т.п. большое количество самых разных, в том числе и очень полезных, явлений и нюансов. Ни разу не попытавшись с ними поэкспериментировать, просто попробовать, на них тут же ставится сочный негативный штамп.
Серж
Все это очень занмательно, но вот что делать со слепыми тестами?
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
А какие проблемы со слепыми тестами? Проводите, сколько душе угодно. Только корректно. Сказок про слепые тесты рассказывается очень много, но как раз те, кто их рассказывает, чаще всего в таких тестах никогда не участвовали.
В свое время мы с Александром Таримом провели очень показательный слепой тест в салоне «Контрапункт», где была собрана очень серьезная демонстрационная система. Сравнивали оригинальные компакт-диски и их копии на болванках. Разница была совершенно очевидна, причем в 2 случаях из 3 звучание копий было признано лучшим.
Конечно, если сравнивать звучание двух шнурков стоимостью по 5 копеек каждый да на тестовой системе за 3 рубля, такой «слепой тест» подтвердит отсутствие влияния кабелей на звук. Только надо понимать , что на самом деле это не слепой, а глухой тест. По моему опыту все скептики. которые отрицают влияние кабелей на звук, НИКОГДА не слышали достойной системы. Не обязательно супердорогой — достойной. В которую надо вложить душу, знания и много сил. А зачем? Проще повторять глупые шутки про аудиофилию — можно ничего не делать и считать себя очень умным.
Вадим Р.
Лет 13 назад был у меня micro hi-fi муз.центр Sony CMT-GPX7.
Слушал его через дешёвые полочники Wharfedale AT-100.
К своему удивлению,замечал ухудшение звучания при замене многожильного кабеля на колонки моножильным того-же сечения (медь). И это при небольшой их длине (около метра).
При тестировании использовался один и тот-же хорошо знакомый трек.
На незнакомой музыке разница не ощущалась.
Юрий Трофимов
У музыкального центра имеет смысл поэкспериментировать с полярностью включения сетевой вилки в розетку. Влияние полярности сетевой вилки на звучание звуковоспроизводящих систем известно давно, но даже у совсем простых муз. центров разница в звучании бывает очень заметной. Остаётся только решить, какой вариант лучше)
Дмитрий (Ершов)
Да, Дмитрий , доводилось участвовать в таких «Глухих» тестах в незнакомом тракте… Все проходило правильно — участники заполняли таблицы с результатами наблюдений. Только разница в звучании была между «плохо» и «плохо, но чуть иначе». Я в протоколе занес сплошные «нули» . Невозможно было отдать какое-то предпочтение. Тракт был довольно дорогой для мониторинга на студии…
Вадим Р.
Недавно Ваш совет пригодился.
Спасибо.
Николай ЕФРЕМОВ
Проводите на здоровье. Мы-то для себя всё давно решили.
Юрий Трофимов
Со слепыми тестами, да, обычно, одна проблема — про них пишут и читают. Читают и пишут. А надо просто участвовать в них. Тут как с зелёным чаем, нужно только втянуться, распробовать. И вкусовые пристрастия появятся, и почему дорого,уже вопросов не возникает. Лишь бы настоящий чай был, хороший.
sid.valentin@*********
Вот именно.Как раз в слепых тестах и опровергается вся эта безграмотная чушь о поверхностном эффекте,влиянии кабелей и т.д. и т.п. А может быть все намного проще-просто бизнес?
Петр
А какой бизнес для покупателя? Если разницы нет, зачем ему менять провода? А ведь меняют и я в том числе менял, пока не нашел то, что нужно.
Вадим Р.
Я так и сделал лет 15 назад. Взял у знакомого продавца пар десять отрезков разных кабелей к новым колонкам и не глядя на фирму, выбрал на слух одну пару (как оказалось,не самую дорогую,кажется QED).
Помню,что большинство кабелей забраковал очень быстро.
Тестировал на одном хорошо изученном аудио-треке электро-блюза с вокалом.
SaniaPro
> Общеизвестно, что хорошие High End системы «прозрачней» студийных сетапов, на них, например, отлично слышны огрехи записи и косяки сведения фонограмм.
Звукорежиссеры, киньте в него камнем кто-нибудь!)
Дмитрий Ершов
Насчет непрозрачности современных студийных трактов- святая правда!
Занимаюсь темой уже 30 лет. Бывал на многих студиях. Встретить студийщика, которого волнует “качество звука» удавалось лишь пару раз. Остальные используют для этого пренебрежительный термин « вкусовщина». Дескать все параметры выдержаны , остальное нас не волнует!
Никола Тесла
Да все правильно говорят ваши визави! Если параметры выдержанны в соответствии с выработанными AES ( сообществом об’ективистски настроенных аудиоинженеров) рекомендациями, то звук будет гарантированно хороший. И обратное также справедливо. И совершенно безразлично, какими схемными ухищрениями это достигается!
А уж кабели , если и могут на что- то повлиять ( на таких- то частотах), то только в случае неграмотно спроектированного «железа». Либо отвратно выполненных кабелей : с повышенной индуктивностью, емкостью, нагруженных на каскады с низкой устойчивостью.
Давно стоитзакончить шаманство и мистику в такой области, где все понятно для настоящей науки!
Только как потом разводить неучей с тугим кошельком на всякие «волшебные» приблуды за много денег? А то, что вам в хорошо настроенном тракте чего — то не нравится — исключительно ваша проблема! Именно это и называется « вкусовщиной»!
Сходите к врачу и проверьте слух! И не вам судить о работе профессионалов!
Руслан Тарасов
А можно спросить, почему вы себя назвали Никола Тесла, а не настоящим именем?
Дмитрий (Ершов)
Знаете, Никола , со слухом у меня все не так плохо! Скажем , недавно был на одной очень продвинутой студии. И во время репетиции часто заходил в аппаратную . Нужно было быть совсем глухим, чтобы не услышать чудовищной деградации в звучании между тем, как исполняется и как мониторится и записывается музыка. Звук в аппаратной — как из бочки! И всех все устраивает!
При этом на железо и декоративную отделку денег не пожалели. Микрофоны тоже неплохие. А вот все кабели — с китайского рынка по десять центов. Когда я попытался на это указать , а также на необходимость фазировки сети на компонентах,на меня посмотрели как-то снисходительно и сказали, что ни первое, ни второе ни на что не влияет….
Вадим Р.
Одна из причин,почему я крайне редко слушаю росс. современн.музыку, является небрежное (не аудиофильское) отношение к качеству звука.
Петр
Да, Дмитрий, я с Вами согласен, такое бывает. Некоторые диски выпускаются с качеством ниже, чем на переписанных магнитофонных лентах в советские времена.
Вадим Р.
Я давно уж понял, что российские звукорежиссёры — «глухие»… впрочем, как и музыканты .Редко встретишь бережное,любовное отношение к з в у ч а н и ю .