Этот тест совсем необычный – нас попросили послушать не серийный усилитель, а прототип изделия, которое разрабатывалось в России для возможного производства за границей. У аппарата пока даже нет собственного корпуса, он временно позаимствован у гибридного оконечника Aesthetix Atlas. Изучение отечественной разработки даже на примере промежуточного образца привело к пересмотру некоторых представлений о High End Audio.
ВЕЩЕСТВЕННОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
Так совпало, что впервые я услышал про этот усилитель буквально через пару недель после знакомства с другой отечественной разработкой – цифроаналоговым конвертором Tchernov Audio Apollo. Причём оба проекта по амбициозности, глубине понимания вопроса и принципу cost no object уверенно претендуют на принадлежность к классу High End Audio. И очень важно, что западные аналоги рассматриваются не как образцы для подражания, а как соперники, которых можно и нужно превзойти. Выбор ценового сегмента вполне объясним – тратить время и деньги на конкуренцию с Китаем бессмысленно, тем более, что опыт и квалификация наших специалистов позволяют создавать технику неординарную, а подобные вещи действительно способны заинтересовать серьёзных покупателей.
«Какой звук хотели получить? Качественно – как у Shindo на 300B, количественно – как у Mark Levinson, в расчёте на современную акустику».
Инициатором проекта под претенциозным названием Adytum Apodicsis («Недоступное место», «Неопровержимое доказательство» – лат.) стал Григорий Чикнаверов, генеральный директор дистрибьюторской компании «Гонг АВ». Человек с хорошим музыкальным вкусом, переслушавший за свою жизнь огромное количество техники, и на основе этого опыта имеющий чёткое представления о принципах, положенного в основу правильного усилителя. Вот что он сам говорит по этому поводу:
«Мы много лет занимаемся исследованиями, перепробовали и ламповые, и транзисторные схемы. В ламповых по звуку остановились на однотактнике с трансформаторной межкаскадной связью, но в коммерческом плане их выпуск совершенно не имел смысла. Тем не менее, этот опыт был учтён в нынешнем проекте при сопоставительном анализе систем с большим коэффициентом усиления и глубокой обратной связью, а также более простыми прямоточными без ОС. Пригодились прежние наработки и при выборе разъёмов, проводов, припоя, конденсаторов и т.д. Какой звук хотели получить? Качественно – как у Shindo на 300B, количественно – как у Mark Levinson, в расчёте на современную акустику».
Рыночная стратегия нового бренда пока не определена — возможно, усилитель будет выпускаться по ОЕМ для других компаний, о чём сейчас ведутся переговоры. Планируется, что сначала марка получит известность за границей, потом, возможно, придёт в Россию.
За реализацию проекта взялись инженеры Давид Назаров и Эльдар Челидзе.
Прототипы и алгоритмы усиления исследовались ими в области мобильного аудио. На мой вопрос, какой опыт из этой сферы оказался самым полезным при проектировании «домашнего» усилителя, Давид ответил: «Ответственность за конечный результат. Достоверность и живость первообраза в системе звуковоспроизведения в ближнем поле».
Выходные каскады построены на комплементарной паре полевых транзисторов, ток покоя которых в стационарном режиме выставляется в пределах 400 – 450 мА.
В прототипе, который мы будем слушать, установлен импульсный блок питания. Вообще-то он задумывался как временный, чтобы со временем перейти на линейный, но с ним получился настолько интересный звук, что работу над обычным приостановили. Для домашнего УМЗЧ был взят промышленный модуль AC/DC и доведён до ума. Нетипичное для High End Audio решение разработчики объясняют тем, что выходное сопротивление импульсного источника значительно ниже трансформаторного, а спектр помех не попадает в псофометрически активную часть звукового диапазона. Для дополнительной защиты источника питания использовался стальной экран усилителя Atlas.
Схема звукового тракта разработана в лаборатории Давида Назарова, печатные платы произведены на зеленоградском заводе «Микролит». Выходные каскады построены на комплементарной паре полевых транзисторов, ток покоя которых в стационарном режиме выставляется в пределах 400 – 450 мА. Таким образом, примерно до 3 – 5 Вт на 8-омной акустике усилитель работает в классе «А». Для охлаждения встроенных теплоотводов используется пара малошумящих вентиляторов. В усилителе имеются как общая, так и местные обратные связи. Комплектующие отбирались по возможности тщательно – конденсаторы Nichicon, Elna, Murata и Mundorf, сопротивления Vishay и Kiwame, по наличию у подрядчиков и российские ОМЛТ.
О конструкции рассказывать нет смысла, т.к. она временная, а в серийном варианте будет выглядеть совершенно иначе. Прототип собран в корпусе гибридника Atlas Aesthetix. Применен регулятор громкости конструкции Алексея Никитина и коммутатор с ИК пультом, производимые Максимом Волобуевым в Королеве. Как я уже упоминал, усилитель проектируется и исследуется с т.з. возможности выпуска за границей с использованием самых современных материалов и оборудования.
А пока послушаем прототип. Чтобы оценить усилитель, нужно проверить, как он работает с разной акустикой. Напольные Brodmann JB155 имеют ровный импеданс, но с номинальным значением 3 Ома – в общем, не самая лёгкая нагрузка. Но никаких проблем ни с раскачкой, ни с демпфированием у усилителя не было — он отлично контролировал бас, не подсушивая его, но и не давая диффузорам лишней свободы. Удар внятный, с натуральной атакой, быстрые дроби чёткие, с точно отмеренными интервалами. Окраски в верхней середине (признак повышенных искажений) тоже не замечалось. Верхний спектр без лишней яркости, и при этом чрезвычайно богатый вплоть до самых верхних составляющих. Тарелки звучат на редкость натурально, с массой обертонов. Звуковое разрешение высокое и в средней полосе, что придаёт натуральность звучанию струнных и особенно акустических инструментов.
С этим усилителем «Бродманны» полностью сохранили свою манеру формирования звукового поля, а они в этом отношении достаточно придирчивы к тракту. Сцена получилась от стены до стены…
Самое, на мой взгляд, интересное, что с этим усилителем «Бродманны» полностью сохранили свою манеру формирования звукового поля, а они в этом отношении достаточно придирчивы к тракту. Сцена получилась от стены до стены, без провалов, с телесными виртуальными образами. Возможно, не слишком явно была выражена перспектива в глубину: задний и промежуточные планы не уходили далеко от точки прослушивания. Подача в целом очень убедительная, саунд плотный, энергичный и породистый – в нём нет ни крикливости, ни искусственной красивости, ни упрощений. По крайней мере, Adytum Apodicsis вполне соответствовал по классу другим компонентам системы.
Ради чистоты эксперимента мы перешли в другую комнату, в которой не так давно слушали акустику Joseph Audio Perspective. Система, включая кабели, осталось той же, мы лишь заменили интегральник DarTZeel LHC208 на испытуемый образец. Сказать, что произошли какие-то радикальные изменения, не могу. Общий характер звучания остался прежним – отмеченная ранее динамическая линейность (естественное соотношение между звуками разной громкости), высочайшая детальность в СЧ и ВЧ диапазонах, мощный и прекрасно структурированный бас. Но отличия всё же есть, и я бы не стал их оценивать по шкале «лучше – хуже». То, что швейцарский аппарат делает деликатно и предельно интеллигентно, наш прототип преподносит с некоторым вызовом: вот как вам такая ударная установка? А бас-гитара? А вот такую духовую секцию вы слышали? Да, Adytum Apodicsis, более эмоционален, но он явно не из тех усилителей, которые стремятся эффектной формой подменить содержание. Суть музыки он раскрывает великолепно. Пожалуй, единственное замечание – уникальные пространственные эффекты, которые демонстрировали Joseph Audio Perspective вместе с DarTZeel, проявлялись не столь явно. Панорама прорисовывалась подробно, часть инструментов располагались далеко за передней линией, но бескрайнего пространства, феномена раздвинутых стен в этот раз, не получилось.
Что мне безусловно понравилось в Adytum Apodicsis, так это способность представить музыку именно так, как она должна звучать. Грамотно записанные композиции, переслушанные несметное количество раз на разной, порой очень дорогой аппаратуре, при нынешнем прослушивании не вызывали ощущения неглубокой, формальной подачи или игнорирования тонких музыкальных нюансов.
Да, Adytum Apodicsis, более эмоционален, но он явно не из тех усилителей, которые стремятся эффектной формой подменить содержание. Суть музыки он раскрывает великолепно.
И ещё – всегда считал, что импульсные источники питания не для High End Audio, а редкие исключения (Linn, Chord Electronics) лишь подтверждают это правило. Нынешний опыт показал, что пора расстаться с подобными стереотипами. Современная схемотехника уже позволяет свести к минимуму недостатки, не жертвуя преимуществами такого решения. Единственно, нужно учитывать повышенную чувствительность такой техники к качеству кабелей питания. Эксперименты показали, что их подбор может стать эффективным инструментом твикинга.
Конечно, чтобы продавать такие усилители за 50 тыс. евро (именно на этот ценовой сегмент нацелились создатели), проект нужно довести до ума с точки зрения конструктива, дизайна и эргономики. Но главное, незаурядный звуковой потенциал у него имеется – это можно считать доказанным.
СИСТЕМА
- CD-транспорт Weiss Jason
- Цифроаналоговый преобразователь Weiss Medus
- Акустические системы Brodmann Acoustics JB155, Joseph Audio Perspective
- Изолирующая платформа SAP Relaxa 530
- Кондиционер питания Pure Power
- Кабели:
- межблочные Kimber Kable XLR
- акустические Kimber Kable Select KS1126, Shinpy SST
- силовые Fisch P7, Gold Note Lucca
МУЗЫКА
- Vivaldi, «Viola d’amore Concertos». Hyperion, 1995
- Sting, «Ten Summoner’s Tales». A&M Records, 1995
- Jimmie Vaughan, «Strange Pleasure». Epic, 1994
- Hugh Masekela, «Hope». Triloka Records, 1999
- Fugees, «The Score». Sony Records, 1996
- Dream Theater, «Falling Into Infinity». EastWest Records, 1997
Adytum Apodicsis
Производитель: Adytum (Россия)
Номинальная выходная мощность (на нагрузке 8 Ом): 2 х 100 Вт || Пиковая выходная мощность: 2 х 150 Вт || Диапазон воспроизводимых частот (-3 дБ): 10 Гц — 150 кГц || Усиление по напряжению: 14 || Минимальное сопротивление нагрузки: 4 Ома || Скорость нарастания выходного напряжения: 350 В/мкс || Входное сопротивление: 10 кОм || Потребляемая мощность в режиме молчания: 90 Вт