Киноманам, подарившим себе на новогодние праздники проектор, плоскую панель, или еще какой-нибудь элемент домашнего кинотеатра, наши январские новости лучше не читать. Ведь с последними залпами праздничных фейерверков в Лас-Вегасе традиционно открывается CES – крупнейший форум потребительской электроники, на котором разработчики наглядно демонстрируют отсталость вчерашних флагманов и представляют мегапродвинутые новинки, спешащие им на смену.
ОБОИ И МОЗАИКА
Вот уже несколько лет в области разработки матриц для высококлассных телевизоров безраздельно царят OLED-панели LG. Стоит ли удивляться, что именно с этим брендом и была связана главная телевизионная сенсация Лас-Вегаса. При огромном стечении журналистов миру был явлен первый реально скручивающийся в трубку телевизор. Технические характеристики вполне в духе времени: матрица, разумеется, OLED, диагональ 65 дюймов, разрешение 4К. Модель экспериментальная, но с появлением серийных аппаратов, способных полностью растворяться в интерьере, разработчики обещают не затягивать.
И не только OLED
Похоже, большинство производителей окончательно смирились с лидерством «органики» LG, и лишь Samsung настойчиво пытается продвигать оригинальные решения. Но если в прошлые два года ставка делалась на фирменную технологию QLED (по сути, вариация ЖК с улучшенной по яркостным и спектральным качествам подсветкой), то теперь речь идет о принципиально иной системе построения изображения, получившей название microLED. В ней каждый сабпиксель представляет собой традиционный неорганический светодиод. Решение, казалось бы, очевидное, однако реализовать его раньше мешали сложности с изготовлением сверхминиатюрных светящихся кристаллов.
Теперь же инженерам Samsung удалось уменьшить размер одиночного излучателя до 100 мкм, то есть примерно до диаметра человеческого волоса. Такой прогресс позволил создать 146-дюймовый телевизор с цветовым охватом, приближающемся к стандарту BT.2020 и пиковой яркостью до двух тысяч люмен – ни OLED, ни LCD панелям такая красота пока не доступна.
Прототип получил название TheWall – «Стена», поскольку его панель представляет собой бесшовную сборку универсальных светодиодных модулей. Из них, как из фрагментов мозаики, можно сложить на стене экран нужной формы и размера – еще одно невиданное для домашних кинотеатралов новшество.
Светлые перспективы прогресса microLED омрачает лишь то обстоятельство, что даже сотня микрометров для светящейся точки домашнего экрана всё-таки многовато. Официально разрешение «Стены» не объявлено, но в кулуарах поговаривали о 4K – для 146 дюймов далеко не рекорд, и панели более подходящих для ДК диагоналей 65 — 85” на такой матрице скорее всего не построишь. Так что ждём ответа на ключевой вопрос, есть ли у разработчиков резервы для дальнейшего уменьшения неорганических диодов.
8К на горизонте
А вот у «органики» и старых добрых LCD с плотностью упаковки пикселей никаких проблем нет. Не успела видеоиндустрия толком встать на рельсы сверхвысокого разрешения, как в пресс-релизах ведущих брендов все чаще стал мелькать логотип 8К, обозначающий картинку с просто-таки экстремальным пиксельным разрешением 7680 х 4320.
Громче всех в этом плане на CES выступила опять-таки LG, представив прототип 88-дюймового OLED-телевизора. Его появление не просто констатирует возможность создания органических ТВ-панелей с крайне высокой разрешающей способностью, но и подтверждает реальность выпуска матриц диагональю более 77 дюймов (сегодняшний предел для серийных OLED-моделей).
Еще один крайне интересный 8К-прототип представила Sony. Его 85-дюймовый экран выполнен на базе жидких кристаллов, мощная система подсветки которых способна выдавать пиковую яркость до 10 000 люмен. Для телевизоров это абсолютный рекорд, соответствующий максимальному значению, предусмотренному самым продвинутым по данному показателю HDR-стандартом Dolby Vision.
За обработку изображения в аппарате отвечает новая версия фирменного видеопроцессора X1, получившая название X1 Ultimate. По производительности новый чип примерно вдвое превосходит текущий вариант X1 Extreme, и способен не просто обрабатывать сигнал 8К в реальном времени, но выделять в кадрах отдельные объекты для их выборочной коррекции. Кстати, новые серийные 4К-телевизоры Sony тоже будут постепенно переводиться на этот мегапроцессор.
Прежде чем картинка 8К появится на экране, сигнал должен как-то попасть в телевизор, и помимо уже описанного нами HDMI 2.1, для этого появился новый способ. Видя нарастающий интерес со стороны разработчиков, альянс VESA как раз к выставке опубликовал стандарты сертификации кабелей Display Port, способных работать с сигналами 8К. Они будут маркироваться логотипом DP8K, и претенденты на его получение уже выпускаются.
Означают ли все эти анонсы, что тем, кто ещё не купил телевизор 4К, нужно придержать коней и дожидаться массового появления техники сверх-сверх высокого разрешения? Ни в коем случае. По большей части аппаратура 8К находится на уровне ранних прототипов, призванных показать, куда может привести нас прогресс в достаточно отдаленном будущем. Или не привести – как повезёт. Японцам, правда, уже посчастливилось – у них тестовые трансляции в 8К начались ещё в прошлом году, и Sharp успела представить для внутреннего рынка серийный телевизор Aquos LC-70X500. Но даже в Стране Восходящего Солнца полноценное коммерческое внедрение новой технологии займет не один и не два года, ведь по большому счету для неё пока нет ни каналов передачи, ни носителей, ни контента, а видеокамеры во всём мире можно буквально пересчитать по пальцам.
HDR – могучий и многоликий
Изображение с расширенным динамическим диапазоном превратилось в один из основных локомотивов развития видеотехники. Совместимостью с HDR сегодня обладают даже игровые приставки и некоторые смартфоны.
Правда, немного настораживает тот факт, что количество форматов кодирования сигнала продолжает неуклонно увеличиваться. В последние месяцы силу начал набирать HDR10+, отличающийся от прародителя HDR10 наличием динамических метаданных, позволяющих точнее передавать яркостной диапазон отдельных сцен одного фильма. Ну а сходному по возможностям Dolby Vision новичок может противопоставить два крайне важных момента: открытость платформы и отсутствие лицензионных отчислений. Не удивительно что число сторонников HDR10+быстро растёт. Помимо главных адептов 20th Century Fox, Panasonic и Samsung, о поддержке формата на CES в числе прочих заявили Amazon и Warner Bros.
Однако пока новая технология находится на этапе технических демонстраций, Dolby пользуется каждым днём для укрепления позиций своего проприетарного, но уже знакомого и кинопрокатчикам, и зрителям формата. Незадолго до начала выставки в продаже наконец появились первые диски Ultra HD Blu-ray с фильмами в Dolby Vision (например, «Гадкий Я 3», «Форсаж 8» и «Атомная блондинка»).
Sony анонсировала в Лас-Вегасе свой первый плеер для их воспроизведения UBP-X700, присоединившись, таким образом, к компании LG, OPPO и Panasonic. Последняя, кстати, привезла на CES первые в мире телевизоры с поддержкой HDR10+, а также дисковый плеер UB820, способный воспроизводить не только свежие релизы в Dolby Vision, но и еще не изданные в «плюсовом» формате. В свою очередь, Samsung сообщает о скором выходе прошивки, добавляющей совместимость с ним прошлогодним моделям UHD BD-плееров UBD-M9500, UBD-M8500 и UBD-M7500. Ну а 20th Century Fox и Warner Bros. пообещали ускориться с выпуском соответствующего контента.
Одним словом, очередной войны форматов избежать не удалось, и нам остаётся лишь следить за ходом боевых действий.
Реалии виртуальных миров
Вспышка интереса к виртуальной реальности, в которую зрители погружаются с помощью шлемов с бинокулярными мониторами, не то чтобы совсем угасает, но громких анонсов VR-аппаратуры на нынешней выставке оказалось куда меньше, чем год или два назад.
Главной новостью стала премьера шлема HTC Vive Pro – второго поколения системы Vive, удерживавшей в прошлом году пальму первенства и по качеству картинки, и по комфорту использования.
Vive Pro получил новые OLED-матрицы со значительно большим разрешением – 2880 х 1600 против 2160 х 1200 у предшественника. Кроме того, на фронтальной части корпуса появились сразу две видеокамеры, способных захватывать объемное изображение окружающего пространства, а в дополнение к шлему будет предлагаться адаптер для беспроводного подключения к компьютеру, работающий по протоколу Intel WiGig на частоте 60 ГГц.
Практически одновременно с появлением Vive Pro, появилась информация, что самый известный бренд в сфере VR – Oculus разработал визуальную гарнитуру Oculus Go. Уникальность данной системы в том, что она не нуждается ни в вычислительных ресурсах внешнего ПК, ни в объединении со смартфоном. Все необходимые компоненты, включая дисплейные модули разрешением 2560 х 1440, процессор Snapdragon 821 и аккумулятор изначально смонтированы внутри корпуса.
Как видим, качество картинки и мобильность устройств виртуальной реальности растет, однако на повестке дня остаются два больших «но». Первое – необходимость максимально мощного и весьма недешевого игрового компьютера для работы с подключаемыми шлемами сверхвысокого разрешения. Второе – относительно скромные возможности мобильных процессоров, в которые так или иначе упрется качество контента для шлемов автономных.
Кстати, на этом фоне всё заметнее становится острый недостаток действительно интересного виртуального контента. Прошедшая выставка лишь подтвердила нарастающее отставание содержательной части: ни принципиально новых игр, ни тем более интерактивных фильмов, о которых в прошлом году поговаривали киношники, в окуляры VR-систем видно не было. Остаётся лишь надеяться, что эту индустрию не постигнет участь 3D, угасающего по той простой причине, что дорогая неудобная техника, показывающая невпечатляющее кино, никому не нужна. Особенно на фоне бурного прогресса классических плоских экранов.
OLED-телевизоры LG 2018 года способны работать на кадровой частоте 120 Гц, которая пригодится для игр и просмотра будущих кинорелизов в формате HFR. Аппараты серий W8, E8 и C8 вооружены новым видеопроцессором α9, который проводит четырехступенчатую обработку изображения в реальном времени.
Sony представила новую линейку OLED-телевизоров AF8, поддерживающих Dolby Vision. Как и в прошлогодней модели А1, весь их экран является мембранным звуковым излучателем, который теперь усилен не одним, а двумя сабвуферами, смонтированными на задней плоскости панели.
Nvidia разработала концепт нового типа отображающих устройств – BFGD (Big Format Gaming Displays). От типичных компьютерных мониторов они отличаются огромной диагональю 65 дюймов и умением самостоятельно работать со стриминговыми сервисами, а от телевизоров кадровой частотой 120 Гц и поддержкой геймерского режима синхронизации G-Sync.
Лазерно-фосфорный 4К-проектор LG HU80KA получил на CES награду за лучшую инновацию. Компактный переносной аппарат вооружен звуковым трактом и системой Smart TV на базе webOS 3.5. Он совместим с HDR10, выдает световой поток 2500 лм, и может работать с экраном до 150 дюймов.
Корпус нового ультракороткофокусного проектора Sony LSPX-A1 выполнен из искусственного мрамора, полированного алюминия и дерева. В ножки встроены стеклянные твитеры Glass Sound Speaker, а оптический тракт сверхвысокого разрешения построен на отражающих матрицах SXRD с уменьшенным до 2,5 мс временем отклика.