Никто точно не скажет, когда бестелесные форматы вытеснят физические музыкальные носители, но тенденция развивается необратимо. Значит, что пришло время задуматься над тем, как с наименьшими хлопотами и потерями перенести привычные CD в надежные цифровые хранилища. Рассматриваемый сегодня универсал прекрасно подходит для этого и многого другого. И, возможно, он самый элегантный из всех.
ТРАНСФЕР В ДРУГОЙ МИР
С момента презентации первых компонентов Naim Uniti прошло уже много-много лет, но я отлично помню, сколько недоумения и скепсиса вызывал приход в Hi-Fi диковинных по тем временам компьютерных и сетевых технологий. Слова «сервер» и «стриминг» немного резали слух даже когда их употребляли применительно к аудиотехнике для «умного дома».
Но сегодня я подключаю к тестовой системе CD-ресивер Naim Uniti Star и задаюсь полярным по смыслу вопросом: почему сетевые функции стали внедрять так поздно? Ведь специальные протоколы и коммуникации для доставки и хранения аудиосигнала были разработаны еще два-три десятилетия назад. Они вполне могли начать свою экспансию еще в ту эпоху, когда музыкальная и вещательная индустрии взялись массово переходить от аналога к цифре. И если бы это произошло, то сегодня тема, вынесенная в лид – «перецифровка» собственной коллекции CD – уже не была актуальна. Мы давно бы слушали музыку из различных хранилищ – из внутренних или внешних, из общедоступных или коммерческих, из облачных или локальных… Ведь это не только удобно, но и познавательно – через сети открываются двери к безграничной мировой музыкальной базе.
Uniti Star, кстати, идеологически очень похож на первую сетевую модель образца 2009 года UnitiLite. Предшественник представлял собой упакованную в один корпус комбинацию проигрывателя CD5i, интегральника Nait 5i и стримингового модуля с конвертером частоты дискретизации, чтобы внутренний ЦАП мог работать с цифровыми потоками различной разрядности. Uniti Star является по сути таким же компонентом класса «все-в-одном»: на борту имеется вся надлежащая сетевая начинка, коммутатор входов, дополняемый при желании опционным эфирным тюнером, компакт-дисковый привод, система управления громкостью и усилитель мощности.
Конечно, современная модель заметно ушла вперед. Самое очевидное – дизайн. Строгий, но вовсе не брутальный стиль просматривается с любого ракурса. На новый уровень вывели удобство управления. Дистанционный пульт с двухсторонней радиосвязью вместо ИК, например, не только отображает выставленный уровень громкости, но также способен мгновенно переключаться на управление другим компонентом Uniti от простого прикосновения к нему. А контроль над всем комплексом, в том числе и над многозональным, проще осуществлять с iPad через приложение Naim App. Оно наглядное и весьма развитое: открывает доступ не только ко всем процессам воспроизведения, управлению коммутатором и громкостью, но также автоматически систематизирует имеющийся у вас музыкальный контент, само устанавливает связь с доступными в вашей сети хранилищами и позволяет легко ввести настройки аккаунтов для подключения к внешним стриминговым сервисам (Tidal, Spotify, Chromecast).
На «приемник» поступает аудиопоток не в реальном времени (как в традиционном CD-плеере), а его точная «очищенная» копия с ничтожной временной задержкой, которая на 100% соответствует записанному на носителе.
Еще бы я отметил возможность установки с помощью приложения каких-либо специфических или совсем тонких системных настроек. Например, аналоговым входам Uniti Star можно изменить названия, выставить для каждого свою чувствительность (пониженный до одного вольта уровень для ТВ, стандартные 2,5 В для бытового Hi-Fi или «студийные» 5 В для профессионального оборудования), а в довершение – еще и точно подстроить Gain, чтобы устранить даже минимальный разброс в громкости.
Замечу, что всё сказанное справедливо и для тех представителей нового семейства Uniti, у которых нет строенного CD-транспорта: компактного ресивера Atom и топ-модели Nova. Это следствие перехода на общую и принципиально новую внутреннюю платформу, которая разрабатывалась в Солсбери на протяжении трех лет.
Однако сфокусируемся всё же на отличиях между упомянутыми моделями. Дисковый механизм – CD-ROM привод TEAC CD-SN250 – точно такой же, как и в сетевом проигрывателе Uniti Core. Правда, в Star он служит не только для рипования компакт-дисков, но и для обычного проигрывания. Скептики, как всегда, возразят, что компьютерный драйв для этой цели – не самый лучший способ из-за менее совершенной механики, специфических помех и более высокого джиттера, но в данном случае это не имеет принципиального значения. Считанные «сырые» данные сначала попадают в 30-мегабайтный буфер. Высокоскоростной многоядерный контроллер перепроверяет их, выполняет коррекцию возможных ошибок считывания, а затем выстраивает PCM-отсчеты в строго синхронизированную последовательность и передает их либо в «серверную» секцию устройства, где программа EAC формирует из них стандартные аудиофайлы WAV или FLAC (для отправки в сетевое NAS-хранилище или для прямой записи на карту памяти или USB-флешку, включенную напрямую в Uniti Star), либо перенаправляет их непосредственно в воспроизводящий тракт. В любом случае на «приемник» поступает аудиопоток не в реальном времени (как в традиционном CD-плеере), а его точная «очищенная» копия с ничтожной временной задержкой, которая на 100% соответствует записанному на носителе.
Об усилителях известно, что они работают в классе AB, но, в отличие от прежних разработок Naim, обладают вдвое более высокой скоростью нарастания сигнала на выходе.
Принципиально важно, что поток звуковой информации со всех носителей (винчестеры, карты памяти, флэшки, CD) и со всех интерфейсов (аналоговые, оптические и коаксиальные входы, HDMI, Bluetooth-модуль, эфирный модуль) входят в основной аудиотракт Uniti Star в единой точке – с высокопроизводительного DSP SHARC, который выполняет цифровую фильтрацию по особым алгоритмам, написанным инженерами Naim. Далее идет прямая конвертация чипом Burr Brown PCM1791 (внутренняя обработка отключена), после чего сигнал проходит аналоговый фильтр шестого порядка, попадает на гибридную схему регулировки громкости (осуществляется потенциометром, но контролируется цифровой системой) и поступает на вход 70-ваттных оконечников. Об усилителях известно, что они работают в классе AB, но, в отличие от прежних разработок Naim, обладают вдвое более высокой скоростью нарастания сигнала на выходе. В общем, все источники – как бы в равных условиях. А в прежней модели было не так: аналоговый сигнал, в том числе и с CD-секции, обходил цифровую начинку и не мог передаваться в цифре на другие зоны.
Ну и пару слов о традиционном внимании Naim к ключевым элементам конструкции. То, насколько основательно выполнено шасси и корпусные панели, видно и по фотографиям. Сигналы с коаксиальных входов и HDMI пропускаются через миниатюрные трансформаторы для отсечения помех. Система питания имеет один крупный тор, сделанный на заказ, и раздельные контуры стабилизации для пресечения импульсных проникновений по питающим шинам. А сам аппарат имеет «многоэтажную» внутреннюю конструкцию из функционально разных плат, экранов и заземляющих шин для минимизации перекрестных наводок.
Для прослушивания я специально отыскал несколько компакт-дисков не в лучшем состоянии, которые на некоторых проигрывателях порой вообще не проигрывались. При помощи Uniti Star я сначала сделал их копии в разных форматах на обычную USB-«флэшку». Все, кстати, прошли удачно – система выполняла рипы с нулевым процентом ошибок, затрачивая на каждый диск всего по 7-8 минут. Дальше я планировал произвести сравнение звучания CD и его копий, но приступив к этому, понял, что в затее смысла нет – что FlAC, что WAV воспроизводились на Uniti Star с локальной памяти абсолютно идентично CD.
Но в целом получалось весьма достойно – с выпуклыми трехмерными образами, с идентичным тональным балансом, с энергичным и убедительно проработанным басом.
Усложним задачу: уже готовые файлы скопируем в сетевое хранилище Uniti Core, в память смартфона и на ноутбук, но проиграем их в системе уже разными способами. С винчестера они будут поступать по «витой паре» посредством UPnP. С мобильного девайса – по Bluetooth. С ноутбука нам доступно три варианта: или по Bluetooth, или по AirPlay (Wi-Fi), или по USB на внешний ЦАП, а далее – по аналогу на входы Uniti Star. К сожалению, возможности напрямую подключить компьютер USB-кабелем в ресивере не предусмотрено.
В первом случае воспроизведение не носило никаких заметных отклонений от оригинала. В этом плане сетевое подключение смотрелось гораздо более предпочтительным в сравнении даже с цифровым коаксиалом, который нередко преподносит необъяснимые звуковые причуды, иногда даже не зависящие от качества и длины кабеля.
При беспроводной доставке сигнала отличия проявились по-разному. Когда приложение Naim App при проигрывании отображало, что «синезубый» интерфейс использует канальный кодек aptX, то отклонения можно было охарактеризовать как несущественные: звучание в среднем регистре выходило лишь чуточку ярче оригинального, слегка упрощалась деталировка высоких, в сцене проявлялись намек на расфокусировку. Но в целом получалось весьма достойно – с выпуклыми трехмерными образами, с идентичным тональным балансом, с энергичным и убедительно проработанным басом. А когда индикатор aptX гас, то те же файлы-копии начинали звучать по сравнению с исходным CD окрашено и менее пластично. Точно такую же оценку можно было дать и воспроизведению по AirPlay, хотя масштаб погрешностей на слух становился еще более заметен (вместо деталей – какая-то звуковая грязь, иначе и не скажешь).
В действительности звук вышел цельным, богатым и органичным. Все детали – как ладони. Сцена – с четкими планами.
Удивило наиболее витиеватое и, вроде бы, самое неправильное соединение «компьютер — USB-ЦАП — ресивер». Здесь можно столкнуться и с помехами от PC, и с капризами асинхронного USB, и с наводками через дополнительные кабели, и с неприятностями от двойного последовательного преобразования из цифры в аналог. Но в действительности звук вышел цельным, богатым и органичным. Все детали – как ладони. Сцена – с четкими планами. Тональный баланс стал прохладнее, а сложные тембры чуть призакрылись, но атмосфера записи предстала определенно более живой и естественной. Конечно, мы получили другую трактовку, но её нельзя было назвать менее музыкальной. Главное, что в ней было все, что и в оригинальной версии.
Последняя проба наглядно продемонстрировала и продвинутость всего усилительного тракта Uniti Star. Аппарат легко выявил все пикантные особенности альтернативного источника, но сохранил в звучании и «фамильные» достоинства: натуральность в передаче человеческого голоса, хлесткую мощную динамику, фундаментальный нижний регистр, проработанный до едва уловимых послезвучий…
Что ж, Naim есть Naim. Однажды услышишь – уже не забудешь.
КОМПОНЕНТЫ
- Источники:
- сервер Naim Uniti Core
- ноутбук Apple MacBook Air A1465
- смартфон Nokia Lumia 930
- ЦАП Schiit Modi Multibit
- Акустические системы Dali Opticon 8
- Кабели:
- USB InAkustik Referenz High Speed USB 2.0
- межблочные Atlas Mavros RCA
- акустические Atlas Mavros
- силовые Naim Power-Line
Naim Uniti Star
Производитель: Naim Audio Ltd (Великобритания)
www.naimaudio.com
Поддерживаемые форматы: WAV, FLAC, ALAC, AIFF (до 24 бит/384 кГц), DSD (до 128 Fs), AAC, WMА, Ogg Vorbis, mp3 (до 16 бит/48 кГц) || Потоковые сервисы: Tidal, Spotify, Chromecast || Беспроводные протоколы: Bluetooth AptX HD, WiFi 802.11 b/g/n/ac, AirPlay || Входы: линейные RCA, DIN 5-pin, 2 оптических TOSLink, 2 коаксиальных RCA, BNC, 2 USB Type-A, слот SD-card, HDMI ARC, LAN || Выходы: линейные RCA Preout/Sub, Phones 3,5 мм || Выходная мощность: 2 х 70 Вт (8 Ом) || Габариты: 95 x 432 x 265 мм || Масса: 12 кг || Цена: 333 900 руб.
Комментарии [8]
Andre
Уважаемый Руслан! Разрешите вопрос по теме и не совсем. Не посоветуете ли, флешки какой фирмы (фирм) имеет смысл предпочесть другим? Просто на сегодняшний день их выпускает ну очень много уже разных производителей, а самое дорогое не всегда означает самое лучшее. Заранее спасибо. И еще: как сделать (форматировать) флешку, чтобы вывести на максимум скорость записи на нее как мелких (аудио), так и крупных (видео) по размеру файлов? Про USB 3.0 понятно. Но всё равно, очень медленно идет именно запись на флешку. Уж сколько копий на различных форумах по этим вопросам сломано, а четкой рекомендации так никто толком и не дал.
Aндрэ
Руслан Тарасов
Отличия в скорости работы флэшек бывают огромные — в десятки раз. И, кстати, не всегда 3.0 оказываются быстрее обычных 2.0 (почему так — я даже не задавался). Поэтому тупо руководствуюсь практикой. Однажды собрал целую коробку самых разных Flash-накопителей и прогнал каждую программой Disk Speed Test (это для Mac, но, думаю, её аналог есть и для Windows), чтобы отобрать из них самые быстрые. Ими теперь и пользуюсь. Форматирую все в FAT32 для совместимости, а если надо перенести крупные видеофайлы больше 4ГБ, то использую ExFAT. Не исключаю, что NTFS или HFS+ покажут себя еще более быстрыми файловыми системами, но я пока не экспериментировал. Если сегодня найдется время, то попробую. Вопрос интересный.
Andre
Руслан, спасибо! Просто большинство современных флэшек (не те, что выпускались 10 лет назад, когда и объемы то были никакие и цена на них бешеная, а сегодняшние, по 64, 128, и 256 Гб; есть и 512 Гб и даже 1 Тб, но они ультрадорогие — 2 флэшки по 256 Гб обойдутся дешевле, чем одна на 512 Гб. А 128 Гб в плане видеофайлов может оказаться тупо мало, хотя и 2 по 128 Гб могут быть дешевле, чем 1 на 256 Гб) уже по умолчанию форматированы в ExFat.
То есть, я правильно понял, что аудиофайлы в системе FAT32 будут переноситься быстрее, чем в ExFAT? Просто даже в NTFS максимальный размер единицы распределения 2048 Кб, тогда как ExFAT уже 32768 Кб. Просто я отформатировал тут свою флешку LEXAR в последнем варианте (ExFAT — 32768 Кб) и заметил, что папка с аудиофайлами объемом 15 Гб С флэшки НА компьютер переносится ОЧЕНЬ быстро — меньше 3 минут. А вот наоборот, с компа на флэшку, чертовски долго — минут 25-30. Вот и хочу понять, КАК сделать быстрее.
И последнее, теперь по теме непосредственно. Я правильно понял что Gain — это функция, позволяющая выровнять на выходе треки с разным уровнем громкости наподобие Auto Level Control в сетевых плеерах Pioneer?
С уважением,
Aндрэ
Руслан Тарасов
К вопросу про флешки пока ничего не добавлю — надо проверить на разных. Что же касается Gain, то в данном аппарате — это тонкая подстройка чувствительности каждого входа. К автовыравниванию громкости отношения не имеет.
Andre
Спасибо! Буду ждать вашего вердикта. У знающего человека, а не у тех, у которых просто язык хорошо подвешен, всегда интересно спросить.
Про Gain немного огорчен. Похоже, Pioneer пока единственный, кто додумался до такой реально полезной функции. Хотя я не особо в курсе, может быть, и еще кто предлагает подобное в управлении своей техникой. Есть ОЧЕНЬ много треков, звучащих тише и громче на одном уровне громкости и это реально бесит) — постоянно приходится прибавлять-убавлять громкость.
Руслан Тарасов
А вы смотрите на это не как на проблему, а как на особенность студийного сведения. При записи классики почти всегда задают средний уровень гораздо более низкий, чтобы оставить запас по амплитуде сигнала для динамических контрастов, что и есть правильно. А при сведении музыки популярных жанров обычно все делают ровно наоборот, добиваясь как можно более эффектного и громкого звучания, для чего еще и не брезгуют копрессировать пиковые выбросы. Но такая запись звучит менее естественно. Более того, система автоматического выравнивания уровня уж точно не добавляет правдоподобия. Так что польза от нее на самом деле весьма сомнительна. Я предпочту все же повертеть ручку громкости )))
Andre
Руслан, спасибо! Убедили (про громкость). Копил на Uniti Atom, а теперь думаю, что имеет смысл замахнуться на Nova — всё же запас по мощности никогда не был лишним, мало ли чего захочется в будущем. Всё же техника от Naim — это круто: однажды услышав, вряд ли захочется менять на что то еще.
С уважением,
Андрэ
Andre
Руслан! В общем, Вы оказались правы с самого начала: скорость записи на флэшку зависит в первую очередь от ее возможностей, заложенных самим производителем. А менять размер кластера на максимальный (в ExFAT 32768 Кб) с моей стороны, скажу прямо, оказалось крайней тупостью: это привело только к тому, что папка с треками в МР3-формате (320 Кб/с) общим объемом 15 Гб при переносе на флэшку заняла на ней 45 Гб места(!!!). Я уже молчу о том, сколько бы «съел» места FLAC. И да, возможно, что в системах NTFS и HFS+ (о последней я даже и не слышал, наверное, у меня комп уже староват, поскольку такого не предлагает)) скорость записи будет чуть побыстрее, но не то, чтобы уж очень существенно. А кластер увеличивать вообще не стоит — наверняка изначальный размер по умолчанию от производителя уже оптимален для данной флэшки. Все же разработчик не дурак, и принимая во внимание конкуренцию на сегодняшний день, делает все, чтобы его продукт показал себя максимально эффективно. Не думаю, чтобы на конкурентов кому то было плевать)).