Неясно, откуда появился Всемирный день The Beatles, котоый отмечается 16 января. Неясно — но почему-то и не хочется выяснять, копаться в Интернете, рассматривать, отбрасывать или принимать версии. Почему? Да потому что этот праздник вполне мог появиться сам, вылупиться из неведомого небесного яйца, возникнуть из ниоткуда — потому что он необходим, как воздух. Потому что именно The Beatles в начале 1960-х стали вдруг тем самым воздухом, которым вдруг стали дышать ВСЕ. И дышат до сих пор.
Лет пять назад автор, совершая свой собственный «Свободный полет», поставил аутоэксперимент: переслушал всю официальную дискографию ливерпульцев, последовательно, как юный школьник, следующий рекомендациям преподавателя. Эксперимент оказался весьма и весьма полезным. Выяснилось, что битлы предвосхитили если и не все, то почти все, что произошло в поп- и рок-музыке после них. Хэви-метал? Запросто. Регги? Где-то было что-то карибское. Рэп – сами вспомните пару речитативов. Я был практически раздавлен тем, как эти «жуки-ударники», пользуясь терминологией советской прессы 60-х, эти самородки накидывали, не заботясь о последствиях, килотонны идей и тем на всю последующую историю поп-музыки. Впрочем, наверное, только так и можно быть провидцем — не надевая колпак со звездами и надувая щеки, но резвяся и играя.
Говоря о The Beatles, мы говорим не только и не столько о музыке, сколько о любви, о нежности, о восторге и непреходящей радости, которую подарили, дарят и будут дарить они всем тем, кто включает их на минуту ли, на пять, на час. О том, что любая попытка расчленить и разъять на компоненты эту радость обречена: битлы, как части тела былинного богатыря, политые живой водой, сближаются и вновь становятся единым целым.
Поэтому тема сегодняшнего нашего общего «Полета» — песни битлов, спетые НЕ ИМИ. А теми, кто шел рядом, кто спешил вслед, кто отстал на пару поколений, но не избежал их влияния. Теми, кто дышал этим воздухом, в котором, помимо кислорода-водорода, был невероятно важен уже упомянутый фактор света и радости. Тот самый, который описан в известной песне All You Need Is Love.
Пол Маккартни и Брюс Спрингстин – I Saw Her Standing There/Twist And Shout
Фестиваль «Hard Rock Calling 2012», Лондон, Гайд-Парк. Пол Маккартни выходит на сцену, чтобы спеть с Боссом две песни, которые прославили битлов на раннем этапе их карьеры. Получается восхитительно, предсказуемо восхитительно — американская истовость и бесшабашность Спрингстина смиряется Маккой, идеально владеющим формой. Что осталось за кадром, так это момент бисирования, который… эээ… не состоялся, посколько организаторы фестиваля, понимая, что наступил звуковой комендантский час, просто-напросто обесточили сцену. Спрингстин, ошеломленный тем, что публика не слышит его голос, повернулся к Макке и спросил: «Ну ладно, они вырубили микрофон мне, но тебе? Ты что, не рыцарь?!». «Тот парень, который вырубил ток», — ответил Маккартни, — «не виноват. Просто у него такая работа…»
Джим Кэрри – I’m The Walrus
1997-й. Великий Джордж Мартин, звукорежиссер и продюсер, человек, без которого The Beatles не были бы теми, кем они стали, собрался на покой — и в качестве последнего музыкального привета записывает альбом, получивший название In My Life. Выбор исполнителей заслуживает внимания, но предлагаю всем самостоятельно отыскать эту, вне всяких сомнений, выдающуюся работу. Озвучим и покажем только одного из ее участников – комика Джима Кэрри, совершенно неожиданно вдохнувшего совершенно новую жизнь в абсурдистский скетч под названием «Я — морж».
Kennedy Center Honours PaulMcCartney
Американский «Кеннеди-центр» регулярно устраивает в Белом Доме чествования знаменитых людей, в том числе и из мира поп-музыки. В 2012 году настал черёд Пола Маккартни. Алека Болдуина, который выступил со вступительным словом, насмешив аудиторию и самого фигуранта, после коротких видеофрагментов сменили No Doubt, неожиданно, задорно и невероятно свежо прошедшиеся по маккартниевской классике. Им на смену пришли Дэйв Грол и Нора Джонс, спевшие искренне, но сметенные со сцены неукротимым ураганом по имени Стивен Тайлер. Человек, который всю жизнь стремился быть Миком Джаггером и Китом Ричардсом одновременно, проявил неожиданный такт и бережность к наследию Макки, хотя и позволил себе, конечно — особенно в части Carry that Weight. Ну и кодой стала, конечно же, Let It Be, которую затянули великий сонграйтер Джеймс Тейлор и Мэвис Стейплз, а подпели все, кто принимал участие в мероприятии.
Джонни Кэш – In My Life
Я не люблю злоупотреблять эпитетом «великий», но, говоря о The Beatles, приходится: так уж выходит, что в орбиту квартета попадали сплошь и рядом великие. Тот же Джонни Кэш, карьера которого безо всяких битлов позволяет именоваться более чем успешной, гранд кантри, решительно вышедший за рамки жанра, на одном из своих последних альбомов — по настоянию продюсера Рика Рубина, конечно, но и по собственному выбору — спел ту самую In My Life. В его устах она прозвучала, как и все песни, им спетые — как ЕГО песня. Но чтобы она так прозвучала, нужно было, чтобы Леннон с Маккартни ее написали.
Нильс Ландгрен — Isn’t It A Pity
Шведский фанк- и соул-музыкант, тромбонист и вокалист Нильс Ландгрен, работавший еще с ABBA, один из тех, кто привнес горячую темнокожую музыку в нордический культурный код, в 2014 году записал и выпустил альбом своих любимых песен, названный Eternal Beauty («Вечная красота»). С этой целью собралась настоящая сборная команда лучших сил европейского (по большей части, конечно, скандинавского) джаза: пианист Михаэль Вольны, басист Ларс Даниэльссон, гитарист Йохан Норберг, барабанщик Расмус Кильберг, а сам Нильс сыграл на тромбоне и спел. Одной из песен, попавших на альбом, стала Isn’t It A Pity Джорджа Харрисона. Формально она не имеет отношения к самим Beatles, но что тут поделать — все, что делали эти парни и после 1970 года, воленс-ноленс попадало в битловскую среду. «Я выбирал песни с простыми мелодиями, хорошими текстами, которые могут остаться навсегда. Отсюда и название альбома», — сказал мне Нильс по телефону, когда я брал у него интервью. И это правильно. Они остаются навсегда.
С праздником, друзья! И помните — все, что вам нужно — это любовь и песни The Beatles.
Комментарии [1]
BigNick
Тёма, спасибо! Переслушиваю нетленки «фабфоур» и перед глазами столько великолепных воспоминаний: «мелодийные» миньоны, ч/б фото и вырезки откуда только можно (да и нельзя тоже!). А музыка? Чудесна, что греха таить. Так и до своей любимой «Аббатской дороги» дойду — самое время! Спасибо, дорогой! Будь!