Публикации о компании Perreaux обычно начинаются с пассажа про Новую Зеландию — про тучные зеленые луга, экологически чистые молочные продукты и прочие красоты, не имеющие никакого отношения к нашему предмету. Не будем нарушать эту традицию и добавим свои «пять копеек». Страна находится буквально на краю света, население – почти втрое меньше, чем в Москве. Как же небольшой компании из этой «глубинки» удалось завоевать всемирное признание?
ЗВЁЗДЫ ИЗ ПРОВИНЦИИ
Вопрос, конечно, риторический – ответ на него известен. Основа успеха — совокупность человеческих качеств, свойственных основателям фирмы и ее сотрудникам. Первое — скромность, эти люди никогда не занимались саморекламой и предпочитали оставаться в тени. Что свойственно энтузиастам, полностью погруженным в любимое дело. Безусловно, второе — высокая квалификация разработчиков. Они восприимчивы к новым технологиям и вместе с тем не суетятся, не отказываются от убеждений в угоду модным трендам. Это не пустые славословия — так характеризует фирму основные события её истории.
Компания Perreaux Industries Ltd. была создана в 1974 году, а первым коммерческим продуктом стал транзисторный интегральный усилитель GS2002 с выходной мощностью всего 22 Вт на канал. Несмотря на столь скромные энергетические возможности, аппарат оказался востребованным у соотечественников, фирма приобрела известность, расширила ассортимент и стала выпускать не только домашнюю, но и профессиональную аппаратуру, а также акустику. В начале 1976 года она произвела концертный аппарат для самой популярной в те годы местной рок-группы Ragnarok. Весила система под три тонны, развивала не такую уж большую по нынешним меркам мощность 900 Вт RMS, но этого было достаточно для небольших залов, где выступала команда.
Именно полевые выходные транзисторы во многом определяют узнаваемый и запоминающийся саунд фирмы, сочетающий высокое разрешение во всём диапазоне, прозрачный верх и выразительные, бархатистые басы.
Последующие два года стали для фирмы очень важными — разработчики вплотную занялись экспериментами с мощными полевыми транзисторами, первые промышленные образцы которых стали доступны в 1976 году.
Интерес к полевикам у Perreaux был закономерен: транзисторные усилители в то время не устраивали по звучанию требовательных любителей музыки, а на лампах было крайне сложно (и дорого) создавать технику с высокой выходной мощностью, в частности, для озвучивания концертов. Ведь это была эпоха рока!
Опыты оказались удачными, и в 1979 году компания выпустила первые в мире коммерческие усилители с выходными каскадами на MOSFETах: интегральник SA80B (2 х 80 Вт) и оконечник PMF2000 (2 х 200 Вт). С тех пор разработчики Perreaux последовательно развивают это направление, и именно полевые выходные транзисторы во многом определяют узнаваемый и запоминающийся саунд фирмы, сочетающий высокое разрешение во всём диапазоне, прозрачный верх и выразительные, бархатистые басы.
Раз уж зашла речь о техническом кредо Perreaux, отмечу и другие его важные элементы: балансный тракт у абсолютного большинства моделей и питание с солидным запасом по мощности. К примеру, в интегральном усилителе Audiant 80i c выходной мощностью 2 х 130 Вт RMS (4 Ома) задействован трансформатор на «честные» 400 Вт.
В самом начале 80-х был выпущен усилитель мощности PMF2150 — первый у Perreaux, который стал поставляться в США. Заметим попутно, что компания целенаправленно занималась выводом своей продукции на международный рынок, поскольку ограниченная ёмкость локального новозеландского не давала возможностей для развития. Потребовалось сосредоточить на этом все усилия, ради этого даже был прекращен выпуск домашних и профессиональных акустических систем (позже это направление возродили).
Компании удалось сохранить высочайшие качество изготовления и надежность — те самые свойства продукции, что во многом способствовали укреплению её международного авторитета.
К середине 80-х продукция Perreaux поставлялась уже в 17 зарубежных стран, и чтобы удовлетворить растущий спрос, пришлось расширять производственные мощности, набирать и обучать новый персонал. Объем выпуска вырос с 20 аппаратов в месяц в середине 70-х до 20 в день спустя десятилетие. Это немало, если учесть ручную сборку. При этом компании удалось сохранить высочайшие качество изготовления и надежность — те самые свойства продукции, что во многом способствовали укреплению её международного авторитета. Кстати, на eBay всё ещё можно найти полностью работоспособную технику Perreaux выпуска 80-х годов прошлого века, причем просят за нее немало.
На этом историческую часть нашего рассказа можно завершить — дальнейшее развитие было стабильно поступательным, в нем не было «приключений», обычно переживаемых брендами, резко поднявшимися на очередной технологической волне и столь же резко просевшими в силу разного рода причин. Бренд Perreaux расширял географию присутствия, специалисты работали, совершенствовали свою продукцию, создавали новую технику. Это нормально: аппаратура, которая радует слушателей, создается в спокойной, размеренной и будничной обстановке. Без суеты и спешки.
Естественно, она получается отнюдь не дешевой, особенно по российским меркам. Хотя есть у Perreaux и относительно доступные модели — вот с них мы и начнем рассказ об актуальной продукции фирмы.
Хорошее начало
В одной из наших давних публикаций было сделано предположение, что у основателей Perreaux явно просматриваются франкоязычные корни — это видно и по самому бренду, и по обозначенным на соответствующий манер сериям. К примеру, линейка начального уровня Audiant составлена из двух французских слов — audio и étudiant (учащийся, студент) — тот, кто учится слушать.
Интересная особенность всех входящих в эту серию аппаратов — их «перевернутая» конструкция: все платы и блоки крепятся не к основанию корпуса, а к его верхней части, как у ламповых усилителей с навесным монтажом. За счёт этого достигается более эффективное использование шасси в роли теплоотвода, а также лучшая изоляция от вибраций, приходящих снизу, от стойки.
Младшая модель линейки Audiant 80i — единственная у Perreaux без балансных входов и выходов. Зато это два устройства в одном корпусе — полноценный интегральник с MM-фонокорректором и встроенным ЦАПом, способным принимать по коаксиальному или оптическим интерфейсам сигналы с разрешением до 24 бит/96 кГц и до 16 бит/48 кГц — по USB. А главное, что оценивать «дороговизну» аппарата следует по его возможностям и звучанию. Нам довелось обстоятельно протестировать Audiant 80i, и этот усилитель не показался нам переоцененным. Обратите внимание на уровень искажений – такие данные измерений в нашей практике большая редкость.
Если рассматривать 80-ю модель как «начальную школу», то следующий уровень можно сравнить с высшим образованием. Это двухблочный усилитель, состоящий из преда с ЦАПом Audiant DP32 и усилителя мощности Audiant 100p. Они продаются и по отдельности, но не надо быть большим экспертом, чтобы понимать: приобретать их лучше вместе, поскольку они были созданы друг для друга. Конечно, варианты с компонентами других производителей могут быть удачными, но идеальный союз не гарантируется. При ограниченных финансовых возможностях можно купить сначала один аппарат, а потом второй.
В этом дуэте концепция Perreaux реализована уже в полном объеме и на весьма высоком уровне, что подтверждается не только субъективными впечатлениями многих авторитетных экспертов, включая нашего, но и данными измерений. Подробный отчёт о тестировании этого двухблочного усилителя можно прочитать здесь.
На eBay всё ещё можно найти полностью работоспособную технику Perreaux выпуска 80-х годов прошлого века, причем просят за нее немало.
Заметим, что встроенного фонокорректора в составе Audiant DP32 нет. Всё верно: без компьютера и других цифровых источников сейчас никак не обойтись, поэтому встроенный ЦАП высокого класса вполне уместен, а вот винил — удел избранных, которых вряд ли устроит интегрированное решение. Для них был создан весьма серьезный отдельный аппарат — Audiant VP3. Кстати, единственный из линейки, который нам пока не довелось протестировать. Появится возможность — обязательно ею воспользуемся. А пока ограничимся кратким описанием.
Предельно минималистичная внешность представляет устройство обманчиво простым, но взглянув на коммутационную панель, мы понимаем, как ошибались. Выходы — и балансные и ассиметричные, входы – раздельные для MM и MC-головок (выбираются сенсорными кнопками на «фасаде»). Но самое главное — это микропереключатели для согласования по импедансу у каждого входа и усиления, а также стандарта коррекции (Normal RIAA /IEC RIAA) — у каждого выхода. Такое расположение переключателей значительно удобнее, чем, скажем, на дне корпуса, как это часто бывает у равных по классу фонокорректоров других производителей. Технические показатели впечатляют: точность АЧХ — ±0,5 дБ в диапазоне от 50 Гц до 20 кГц, коэффициент гармоник и шум в рабочей полосе частот — менее 0,05%. Масса — 7,5 кг, что очень солидно для устройства подобного рода. Впрочем, впереди у нас знакомство с еще более весомой аппаратурой — и в прямом и переносном смысле.
Киловатт красноречия
В линейку Eloquence (в переводе с французского — красноречие) входят исключительно интегральные усилители, причем самого высокого класса. Один из них мы в свое время протестировали, но сейчас расскажем о новейшей модели, Eloquence 255i.
Компоновка, как и у других аппаратов серии, — традиционная. От расположения «вверх ногами» пришлось отказаться в силу немалой массы трансформаторов, а также из-за того, что она потеряла смысл: все модели линейки отличаются большой выходной мощностью, с охлаждением выходных транзисторов один лишь корпус уже не справляется — нужны эффективные радиаторы с большой площадью поверхности, которые размещены на боковых панелях.
Все предельно рационально, тщательно просчитано, основано на многократно проверенных опытных данных.
Еще одна общая особенность серии состоит в том, что в базе все модели не комплектуются ни фонокорректорами, ни ЦАПами — соответствующие модули являются опционными. Причем они могут быть установлены и в выпущенные ранее и уже снятые с производства модели 150i и 250i. Замечу попутно, что блок цифро-аналогового конвертора построен на топовом чипе актуального семейства ESS Sabre32 — ES9038 Pro.
Масса аппарата — 25 кг, для Perreaux на самом деле ничего особенного, есть у него модели и потяжелее. В основном — из-за внушительных силовых трансформаторов и радиаторов охлаждения. Номинальная выходная мощность — 2 х 250 Вт на 8 Омах и 2 х 500 Вт на 4 Омах. Максимальная (до уровня клиппирования) — 2 х 360 и 2 х 530 Вт соответственно. Это самый продвинутый и энерговооруженный интегральный усилитель из всех, которые когда-либо выпускались Perreaux. Он легко раскачивает самую «трудную» акустику с малой чувствительностью и/или значительными провалами импеданса. Под стать и отдельный усилитель для наушников, способный отдавать до 1 Вт моделям с импедансом 32 Ома и до 150 мВт — 300-омным.
В блоке питания задействовано три отдельных трансформатора и четыре стабилизатора. Управление — на микропроцессорах, один из них отвечает за регулировку громкости, причем сам регулятор аналоговый. Все защитные цепи отделены от сигнальных и потому не влияют на качество звучания.
Prisma — это техника для озвучивания залов, например, солидных домашних кинотеатров.
В модели 255i отчетливее всего проявилась философия фирмы: главная цель — достижение точного, правдоподобного и выразительного звучания — достигается сугубо инженерными методами. Вы не найдете здесь никакой эзотерики, сокровенных знаний, доступных только посвящённым, особых материалов и «аудиофильских» комплектующих — все предельно рационально, тщательно просчитано, основано на многократно проверенных опытных данных.
Площадь — не проблема
Линейка Prisma у Perreaux стоит особняком, хотя и выполнена в полном соответствии с кредо фирмы. В ней наиболее заметны черты профессиональной аппаратуры, созданием которой компания занималась с самого своего основания. И если, скажем, модель Eloquence 255i достаточно легко представить в городской квартире (ну, мало ли, акустика попалась слишком тугая), то Prisma — это техника для озвучивания залов, например, солидных домашних кинотеатров. Профессиональные корни проявляются у нее не только в максимальной прочности и надежности конструкции, полностью балансном тракте, но и в том, как должна формироваться система. Сначала — проектирование, расчет требуемой мощности и только потом — выбор модели и установка. Вот почему в состав линейки Prisma входит один предварительный усилитель SM6 MkII и два мощника — стереофонический 350 и моноблок 750. Названия здесь «говорящие», они соответствуют номинальной выходной мощности на канал на 8-омной нагрузке, а у преда — числу ассиметричных аналоговых входов (а также количеству стабилизированных источников питания).
В самой по себе высокой выходной мощности нет ничего уникального — выпускается немало профессиональных усилителей для озвучивания залов. Проблема в том, что абсолютное большинство такой техники рассчитано на постоянную работу на максимальных значениях мощности, они не умеют играть тихо и не способны передавать тонкую и деликатную ткань живой музыки. Это мощные бульдозеры, на которых нельзя ухаживать за цветами в саду. А вот усилители Prism от Perreaux на это способны.
Уверен в этом, поскольку все модели серии нам хорошо знакомы. Более того, связка из преда SM6 MkII и оконечника 350 участвовала в нашем групповом тесте. Приведу цитату из отчета: «Связка Perreaux сочетает несочетаемое — мощь парового молота и детальность микроскопа. Новозеландская техника позволяет услышать в любой фонограмме такие нюансы, о существовании которых раньше и не догадывался». Пройдите по ссылке и посмотрите сводную таблицу технических характеристик: по наиболее важным показателям (выходной мощности, равномерность АЧХ, уровню искажений, соотношению сигнал/шум) новозеландская техника оказалась на голову выше конкурентов.
Что интересно, ещё более мощный Prisma 750 также предельно деликатен, автор нашего теста писал о нем так: «При воспроизведении аудиофильских записей на комфортной громкости моноблоки откровенно порадовали. Они проявили себя как вылизанные хай-файные интегральники — звучание предельно точное в передаче тембральных оттенков, с правильным тональным балансом и, конечно, с великолепной передачей пиковых уровней на tutti. Благодаря режиму «А» при малой мощности у Prisma 750 нет проблемы «первого ватта» — даже на минимальной громкости звучание остаётся натуральным и комфортным».
Понятно, что компоненты Perreaux (а из линейки Prisma – тем более) требуют к себе особого подхода. И хотя они легко контролируют любую акустику, им требуются определенные условия, чтобы показать себя во всей красе — оптимальное по объему и конфигурации помещение, а главное, подходящие по классу колонки. Не зря же компания вернулась к разработке и производству акустики. Толковые инженеры следуют принципу: хочешь сделать хорошо — сделай сам.
При знакомстве с техникой Perreaux сразу понимаешь, что заложено в её цену — безупречное звучание, тщательное изготовление, техническое совершенство и надежность. Во время прослушивания забываешь о том, что звуковые образы создаются с помощью сугубо технических средств — звучание захватывают и поглощает…