Зарубежные коллеги, получившие возможность послушать новинку Sennheiser раньше нас, словно сговорившись, признали её «лучшими наушниками в мире». Так ли это, нам сейчас предстоит выяснить, а вот то, что модель HE1 самая дорогая на рынке – факт неоспоримый. Как звучат «Орфеи» второго поколения и почему за них просят 50 тыс. евро – в первом российском тесте.
ПУТЬ НА СЦЕНУ
И хотя компания не назвала свою новую разработку Orpheus, родственная связь налицо. Напомню, что модель HE 90 была выпущена в 1991 году тиражом всего 300 экземпляров.
Новый вариант выглядит совершенно по-другому – по-современному строго, но не менее привлекательно. Корпус усилителя выточен из цельного куска гранулированного каррарского мрамора, добываемого в Италии – того самого, из которого Микеланджело высекал свои скульптуры. Редкий камень не только подчёркивает статус аппарата, но и благодаря большой массе надёжно защищает чувствительные схемы от внешних вибраций. Поскольку в природе не существует двух фрагментов мрамора с одинаковым рисунком, каждый экземпляр усилителя по-своему уникален.
Вообще говоря, Sennheiser HE1 не просто наушники, а высококлассная система для индивидуального прослушивания музыки.
Впрочем, эксклюзивность этого проекта проявляется не только во внешнем исполнении, но и совершенной высокотехнологичной начинкой. На самом деле, Sennheiser HE1 не просто наушники, а высококлассная система для индивидуального прослушивания музыки, объединяющая ЦАП, предварительный усилитель, высоковольтный ламповый драйвер и электростатические головные телефоны полуоткрытого типа. Каждая из этих составляющих заслуживает отдельного описания.
Встроенный цифроаналоговый конвертер построен на восьмиканальном чипе SABRE ESS ES9018 — по четыре ЦАПа на каждый аудиоканал в параллельном включении. Этим достигаются малые искажения, низкий уровень шумов и идеально симметричный выход аналогового сигнала. ЦАП поддерживает разрешение до 32 бит/384 кГц в формате PCM и DSD с частотами 2,8 и 5,6 МГц. Цифровые источники можно подключить по оптике, коаксиалу и асинхронному порту USB B. Имеются и аналоговые входы – на XLR и RCA, причём «однотактный» сигнал перед усилением переводится в балансный.
Регулятор громкости – аналоговый, моторизованный.
Поскольку наушники электростатические, для их работы требуется высокое напряжение и большая амплитуда звукового сигнала. За это отвечает «разгонный блок», построенный на восьми электронных лампах SE802S. Эти двойные триоды с логотипом Sennheiser выпускаются на собственной производственной линии в Словакии, специально для этого выкупленной у бывшего народного предприятия Tesla. Во избежание возможных ожогов лампы заключены в стаканы из поглощающего тепла кварцевого стекла, на конструкцию которых подана патентная заявка.
И это не единственное оригинальное решение. Чтобы свести к минимуму потери в кабеле, соединяющем усилитель с наушниками, оконечные каскады на высоковольтных MOSFETах смонтированы непосредственно в чашках. Их внешние части чашек, выточенные из алюминия, служат теплоотводами, а расстояние между выходным усилителем и диафрагмой не превышает 1 см. При этом, по заверению производителя, экономится до 70% звуковой энергии, передаваемой от усилителя. Применение полевых транзисторов тоже обоснованно — по вольт-амперным характеристикам они близки к лампам, и в гибридных схемах не вносят в спектр искажений дополнительных составляющих.
На создание HE1 ушло около 10 лет, что не удивительно – в процессе проектирования по влиянию на звук был тщательно отобран каждый из более чем 6000 отдельных компонентов.
Чтобы наушники не нагревались, инженеры Sennheiser разработали класс усиления, получивший название Cool A. Как говорится в техническом описании, в НЧ-диапазоне выходной каскад усиливает мощность в классе А при любой громкости, а на высоких частотах переходит в стандартный класс В. Т.е. получается как бы класс АВ, но с переходом не по мощности, а по спектру сигнала.
В самих наушниках используются позолоченные керамические электроды и диафрагмы толщиной 2,4 микрона с платиновым напылением. Соединительный кабель, состоящий из восьми жил посеребрённой бескислородной меди, подключается к усилителю через разъём с позолоченными контактами, расположенный внутри бокса для наушников. Второй такой же разъём установлен на задней стенке усилителя – для прослушивания музыки вдвоём. Внешняя оболочка кабеля представляет собой смесь материалов с различной структурой, минимизирующей микрофонный эффект.
Помимо регулятора громкости, на переднюю панель усилителя выведены селекторы входов и выходов (последний имеет положения PHONES/MUTE/LINE), а также трёхпозиционный переключатель CROSS FEED. Что это такое, расскажу чуть ниже. Все эти органы управления выточены из цельных латунных заготовок и хромированы.
На создание HE1 ушло около 10 лет, что не удивительно – в процессе проектирования по влиянию на звук был тщательно отобран каждый из более чем 6000 отдельных компонентов. Результат впечатляет: на частоте 1 кГц и при уровне звукового давления 100 дБ общий коэффициент гармонических искажений не превышает 0,01%, а ведь это на порядок меньше, чем у самых лучших акустических систем.
Разрабатывались наушники в головном офисе Sennheiser в Германии, там же они и производятся. Компания не относит свою новинку к категории limited edition, но её выпуск всё-таки ограничен – в силу того, что сложное изделие собирается вручную, получается изготавливать не более 250 экземпляров год. Отсюда и рекордная цена системы – 50 000 евро.
Очное знакомство с аппаратом производит сильное впечатление. В выключенном состоянии органы управления и лампы спрятаны внутри корпуса, но стоит нажать кнопку Power на пульте ДУ, и они плавно выдвигаются наружу. Одновременно запускается интеллектуальная система питания, лампы начинают светиться, и с небольшой задержкой реле снимают блокировку входов и выходов. Наконец, автоматически поднимается стеклянная крышка, предлагая извлечь наушники.
В качестве источника для прослушивания нам был предоставлен высококлассный комплект от Aqua Acoustic Quality — CD-транспорт La Diva и ЦАП Formula, соединённые штатным кабелем по шине I2S. Для оценки звучания встроенного конвертера HE1 транспорт подключался по коаксиалу цифровым интерконнектом Oehlbach NF113.
Если сидя перед колонками музыку воспринимаешь со стороны, сидя перед сценой, то в наушниках HE1 буквально оказываешься в центре происходящих событий.
Сначала слушаем, подключив источник по балансным линейным входам. Активирую режим Mute на ЦАПе и выкручиваю громкость HE1 на максимум. В наушниках тишина, абсолютная, как в вакууме — ни фона, ни белого шума. Как этого удалось добиться в столь чувствительном тракте, непонятно. Теперь – тестовые CD самых разных жанров. Ощущение захватывающее: знакомые треки звучат совершенно не так, как раньше. Если сидя перед колонками музыку воспринимаешь со стороны, сидя перед сценой, то в наушниках HE1 буквально оказываешься в центре происходящих событий. Именно так – не оркестр у тебя в голове, а ты сам словно на сцене или вплотную к ней, поэтому начинаешь слышать такие подробности, что иногда даже не по себе. Движение пальцев по грифу, дыхание вокалиста, скрип барабанной стойки, 50-герцовый фон при введении микрофонной линейки на микшерном пульте… Отсутствие комнатных артефактов и минимум внешних шумов – колоссальные преимущества: проявляются нюансы, в т.ч. и пространственные, которые невозможно услышать в обычных условиях. Впрочем, большую часть подобных комплиментов можно адресовать большинству других высококлассных наушников, но у HE1есть несколько очевидных преимуществ. Во-первых, потрясающий бас, к глубине и разборчивости которого невозможно придраться. В звучании большого барабана присутствует всё: резкий, хлёсткий удар, естественные колебания огромной мембраны и масса реверберационных составляющих. Слышно, что всё это происходит не в большом помещении, а в слегка подглушенном студийном боксе. Во-вторых, колоссальный динамический и частотный диапазоны вкупе с минимальными искажениями создают полную иллюзию, что ты слышишь живой голос и живые инструменты. И в звучании нет легковесности, присущей многим электростатам – здесь и телесность образов, и мощный, без компрессии, драйв как на электронной, так и на акустической музыке.
И, конечно, звуковое разрешение. Оно настолько высоко, что не его просто не замечаешь, как не замечаешь пиксельной структуры изображения на экране Ultra HD. Музыка звучит так, как она была записана в студии или концертном зале, а уж насколько это похоже на живое исполнение, в данном случае зависит не от воспроизводящей техники, а исключительно от мастерства студийного персонала.
Теперь послушаем встроенный ЦАП НЕ1. При подключении по коаксиалу наушники звучат тише, но если подрегулировать громкость, разницу заметить сложно. Возможно, чуть меньше энергетики, чуть менее объёмна атмосфера – но это на уровне порога различимости.
Звуковое разрешение. Оно настолько высоко, что не поддаётся анализу, музыка звучит так, как она была записана в студии или концертном зале.
Теперь о кроссфилде. Это схема, в которой сигналы правого и левого каналов перекрёстно подмешиваются друг в друга, чтобы звуковая сцена казалась шире, и исполнители «вышли из головы» наружу. Способ, надо сказать, компромиссный, т.к. ухудшается разделение каналов, да и пространственная картинка получается далёкой от той, что задумывалась при записи. В HE1 даже при отключении кроссфилда большая часть мнимых источников выдвинута вперёд, и лишь некоторая информация на флангах сцены привязана к излучателям. Активация режима слегка сужает сцену и как бы расфокусирует её, придавая пространству больший объём. Симфонический оркестр звучит потрясающе. Тем не менее, в нулевом положении мне понравилось больше, без обработки эффект происходящего музыкального события «здесь и сейчас» проявляется ярче.
Стоит ли новинка Sennheiser HE1 денег, которые за неё просят? Это каждый решает для себя сам: кому-то нужнее квартира, кому-то авто, но если вы хотите иметь музыкальную систему с идеально честным воспроизведением в любых условиях – альтернативы этим наушникам я не вижу.
СИСТЕМА
- CD-транспорт Aqua Acoustic Quality La Diva
- Цифроаналоговый преобразователь Aqua Acoustic Quality Formula
- Кабели:
- цифровой Oehlbach NF113
- межблочные Aqua Blue XLR
Sennheiser HE1
Производитель: Sennheiser electronic GmbH & Co. KG (Германия)
https://ru-ru.sennheiser.com
Конструкция: открытая || Воспроизводимый диапазон: 8 — 100 кГц || Нелинейные искажения: 0,01% (1 кГц, 100 дБ) || ЦАП: 8 х ESS SABRE ES9018 || Разрешение цифрового сигнала: PCM 32/384, DSD 2,8/5,6 || Аналоговые входы: RCA, XLR || Цифровые входы: оптический, коаксиальный, USB-A || Цена: 4 100 000 руб.
Комментарии [9]
Сергей
Хорошее сочетание на картинке сверху: справа наушники за 4 100 000руб., а слева окрашенные в белую краску поддоны из-под автокара.
Если уж кто-то покупает «квадраты» Малевича за миллионы долларов, на написание которых он потратил уж точно не десять лет, то почему бы этому «кому-то» не докупить до кучи и подобные наушники. В обоих случаях цена/качество не обсуждаются.
Николай ЕФРЕМОВ
Крашенные в белый цвет поддоны — это стильно и в данном случае вполне оправданно. Смысл не в том, чтобы спалить как можно больше денег, а получить от них максимальную отдачу. Поэтому наушники за 4 млн., а мебель вот такая, в стиле софт индастриал. И никакого когнитивного диссонанаса.
Звукоинженер
Навороченая игрушка за большие деньги и ВСЕ! Слушать музыку в этих ушах в то время когда сама музыка была сведена в топовых мировых студиях в мониторах раз в 100 дешевле,это морально эстетический онанизм.Простите.Уверен что данный девайс был спроектирован инженерами при участии контрольной акустики и мониторов намного дешевой ценовой категории.
Николай ЕФРЕМОВ
Записать хороший диск можно и без дорогих мониторов. Равно как приготовить изысканное блюдо на самой простой посуде. А вот на чём кушать — вопрос культуры, эстетического воспитания и финансовых возможностей.
eduard giller
Обращаюсь к Валере. Вы уважаемый , наверно только CD слушаете? Естественно, посредственная цифровая пародия на аналоговый звук не впечатляет! Только аналоговая запись (желательно на бабинном магнитофоне) даст правильное разрешение и ощущение пространства. А для этого НАУШНИКИ подходят наилучшим образом!
Андрэ
Честно говоря, за 50 000 евро, будь у меня свободной такая сумма, я бы лучше взял в ее пределах полноценную стереосистему: источник+стереоусилитель+напольники+кабеля. А наушники, насколько бы круты они ни были, недостаток есть всегда — именно кабель (если проводные). Он тупо МЕШАЕТ. Сам уже давно, если в наушниках, то только по «синему зубу», а все свои проводные раздарил коллегам и друзьям. Плюс сами наушники — в них, к примеру, не полежишь. Будут и мешать, и сползать. В кресле в них тоже особо долго не посидишь: насколько бы ни было оно комфортным, спина все равно устанет. Да и потом, касательно этих, НЕ1: ЭТИ только подобный вариант прослушивания и предполагает, что ставлю им в минус.
В общем, подобный аксессуар реально только для тех, кто не на одну зарплату живет)).
Валерий
еще один колоссальный минус наушников это нет звуковой сцены как в хорошей акустике, музыка играет как бы в голове…
Николай ЕФРЕМОВ
Подобный эффект в НЕ1 сведён к минимуму, я упоминал об этом. Кроме того, в них есть crossfeed, читайте внимательнее
Игорь
Хороша Маша-да жаль,что не наша!