На первый взгляд эти компактные аудиосерверы отличаются только цветом корпуса и последней буковкой в названии – у одной модели оно заканчивается на «H», у другой – на «C». Базовые параметры сетевых устройств, как и выполняемые ими задачи, тоже идентичны друг другу, как биты логических единиц в протоколе S/PDIF. Но когда мы «предоставили слово» каждому из них, выявились заметные отличия.
ИСПЫТАНИЕ БЛИЗНЕЦОВ
О бестелесных форматах аудио говорят уже лет двадцать. Но с того момента, когда появились первые программные проигрыватели для компьютеров для воспроизведения файлов mp3, за которыми вскоре последовали и первые портативные цифровые плееры вроде «айпода», в среде меломанов так и не сложилось понимания сути этого явления. Скажу больше: многие, например, вообще не видят какой-либо коллекционной или эстетической ценности в разношерстном каталоге папок, содержащих гигабайты CD-рипов, невесть откуда скачанных альбомов или ранее списанных с чьих-то «флешек» музыкальных подборок. Может, поэтому и отношение ко всему виртуальному контенту такое же, как к мусору. И зачем вообще задаваться вопросом о качестве звучания всего этого?
Даже те аудиофилы, кто отказался от покупки физических носителей и переключился на приобретение музыки в высоком качестве непосредственно у издателей, начав собирать контент и тщательно следя за порядком в своих хранилищах, до сих пор пребывают в убеждении, что достаточно обычного компьютера, на винчестере которого есть раздел «Музыка», какого-либо софтового плеера и внешнего ЦАПа, чтобы слушать свои цифровые фонотеки с пристойным качеством. Но вы не заблуждайтесь, компьютерный способ воспроизведения порождает целый рой проблем. Уверены ли вы, что данные распаковываются или декодируются правильным алгоритмом? Что аудиодрайверы, призванные обеспечить обход аудиопотоков программного микшера, работают корректно, а хваленый аудиофильский программный плеер, купленный вами за немалые деньги, не «допиливает» файлы алиясингом, дизерингом или еще какой-то математической «химией»? Помимо того, что вам никто не даст гарантий побитовой точности выводимого с PC или Mac цифрового потока, на пути оригинального звука будут еще и традиционные «грабли»: джиттер, проникающие помехи, рассинхронизированность приемного и передающих устройств, некорректная работа систем коррекции ошибок (да, тавтология, но именно так и происходит) и т.д.
О том, как выйти из такой ситуации, мы уже рассказывали, когда тестировали сетевой аудиосервер Aurender N10. Советуем перечитать более внимательно, чтобы понять сущность специализированного «компьютера». А здесь сразу перейдем к более доступной линейке N100, сравнимой со старшей по функционалу и управляемой все тем же внешним приложением.
Её, кстати, так и хочется для простоты представить как половинку «десятки». Дисплей изображает лишь одну «стрелку» индикатора выходного уровня. Помимо половинчатого форм-фактора аппарат отличается и вдове меньшим буфером на SSD (120 ГБ), сокращенным до двух терабайт объемом дискового пространства (впрочем, можно выбрать модель и на 4 Тб). Также внутри не увидишь трех трансформаторов – систему линейного (не импульсного!) питания обслуживает всего один тор. Нет ни суперточного термостабилизированного генератора OCXO, ни платы на матрице FPGA для конвертации DSD в PCM «на лету». Наконец, ради максимального удешевления на задней стенке модификации N100H оставили единственное выходное гнездо (USB). Два других, которые вы видите под гнездом LAN, служат для подключения внешних носителей, флэшек или WiFi-донгла. Последний при необходимости превращает аудиосервер в беспроводное устройство.
Описанный компонент замышлялся как идеальный партнер для работы с USB-DAC усилителем X725. И поначалу именно к нему мы и подключили сервер. Соединение по USB этим блокам, к слову, дает дополнительный функционал. В частности, N100H принимает на себя миссию индикатора усилителя, отображая текущий выходной уровень сигнала, а в приложении управления появляется регулятор громкости.
Звучание комплекта вполне соответствует его цене. Чувствуется солидный запас мощности, усилитель не скуп на динамику или микродинамику в среднем регистре, выдерживает ровный и приятный тональный баланс, не окрашивая верхние частоты. Да и, прямо скажу, вовсе непростую эталонную акустику держит под контролем. Но кое-что всё же не даёт раскрыть возможности сервера: изысканную деталировку и хорошую четкость с быстрой правильной атакой комплект показывает в узком диапазоне громкостей. Сделаешь тише – саунд сразу смягчается по динамике, сделаешь громче – появляется праздничная гламурность.
Для чистоты эксперимента мы переключили N100H на хорошо изученный тракт из компонентов Schiit, дополненный новым оконечником Vidar.
После нескольких сессий прослушивания пришли к двум выводам. Во-первых, из телефонного Lyr 2 получается превосходный предусилитель, если вместо ламп в него вставить полупроводниковые аналоги LISST. Такое деликатное, открытое и прозрачное звучание еще надо поискать! Во-вторых, сам N100H ни в какой излишней праздничности или приукрашенности звучания уже не упрекнёшь, наоборот, он проявляет скорее аналитические задатки. Саунд полный, точный, вполне оформленный в любой части слышимого спектра и на любых динамических уровнях. Бас хорошо структурирован (заслуга усилителя мощности), нейтральность и информативность практически образцовая, причем этот характер от смены USB-кабеля меняется в гораздо меньшей степени, чем у его старшего брата N10, который в этом отношении был куда чувствительнее. В порядке и сцена, хотя ее объемность и локализация виртуальных образов очень зависит от фазировки питания компонентов.
Чтобы расставить точки над i, подали сигнал на систему не с сервера, а с MacBook Air (программный плеер – бесплатный Vox версии 2.8.27) и послушали ту же подборку. Итог такой: если оперировать чисто техническими критериями (тональный баланс, построение сцены, проработка деталей), то отличия совсем не существенные – чуть более выражена подкраска, чуть менее материальны звуковые образы. Но в музыкально-эстетическом плане компьютерный источник уступает заметно, причем, как назло, именно при проигрывании файлов самого высокого качества 192/24. У него получается чисто, но как-то безжизненно. Вместо игры страстей – формальная копия музыкального действа.
Куда больший сюрприз преподнес аудиосервер N100C. Литера «С» означает, что в аппарат встроен фирменный аурендеровский конвертор USB-S/PDIF, из-за которого он и стоит на 30 000 рублей дороже. Вот тут кто-то непременно возмутится: не жирно ли доплачивать $500 за наличие выходного гнезда RCA? Отвечаем: нет. Дело в том, что шина USB в N100C, как и в старшей модели, дополнена системой батарейного питания, которое исключает проникновение помех в ЦАП. А если говорить по сути, то это вообще другая модель – специально приводим фото системных плат для сравнения.
Слева N100H, справа N100C
Поэтому и звуковой почерк у этой версии сервера другой не только при подключении коаксиальным кабелем, но и в режиме асинхронной передачи по USB. Прежде всего, аппарат иначе выстраивает сцену. С выхода Coax она получается немного компактнее, но образы вокалистов и инструментов локализуются точнее. Мелкие пространственные нюансы, напротив, остаются второстепенными и не отвлекают от музыки. Просто сидишь и явственно ощущаешь ауру зала или студии, в котором записывалась музыка, не задаваясь никакими вопросами. А при переходе на выход USB к похвальным пространственным характеристикам прибавляется тембральная точность – колорит всех акустических инструментов кажется более правдоподобным, в голосах больше естества.
Эти отличия и вносят определенность в окончательный выбор. Более доступный сервер Aurender N100H имеет все данные, чтобы рассматривать его в качестве музыкального источника вместо домашнего компьютера (особенно в составе с родным USB-DAC усилителем). Приятным бонусом получаешь подключение к стриминговым сервисам Tidal и Qoubuz, работу с NAS-хранилищами, беспроводный протокол AirPlay и т.д. А N100C с тем же сетевым функционалом можно встроить в уже собранную аудиосистему и без капризного USB-интерфейса. Заодно он воспроизведёт все музыкальные файлы с таким качеством, что вы наверняка забудете о CD-проигрывателе.
СИСТЕМА
- Источник ноутбук Apple MacBook Air A1465
- ЦАП Schiit Bifrost Multibit
- Телефонный усилитель/пред Schiit Lyr 2
- Усилитель Schiit Vidar
- Акустические системы Sonus Faber Olympica 3
- Кабели
- цифровой Audioquest VDM-3 и InAkustik Referenz High Speed USB 2.0
- межблочные Groneberg Quattro Reference и QED Reference
- акустический Oehlbach Air Blue 4
- силовые IsoTek Evo3 Sequel и DAXX P70
- Сетевой фильтр питания APC SurgeArrest P8-RS
Музыкальный сервер Aurender N100H 2 Тб (N100C 2 Тб)
Производитель: Aurender Inc (Корея)
Входы: LAN, 2 USB Type A || Выходы: USB Audio Class 2.0 (и коаксиальный RCA) || Беспроводные протоколы (работают без установки WiFi-донгла ): AirPlay || Поддерживаемые форматы: mp3, AAC, M4A, APE, WAV, FLAC, ALAC, AIFF, DSD64/128 || Разрядность передаваемых данных: до 24 бит/192 кГц и DSD 2,8 МГц (по SPDIF) и до 32 бит/384 кГц и DSD 5,6 МГц (по USB) || Объем оперативной памяти: 4 ГБ || Объем дискового пространства: 2 или 4 ТБ || Объем SSD-буфера: 120 ГБ || Потребляемая мощность: до 16,5 Вт || Отделка: серебристая или черная || Габариты: 215 х 45 х 355 мм || Масса: 4,6 кг || Цена: N100H 2 Тб 169 900 (N100C 2Тб 199 900) руб.