Сложная дорогостоящая техника, олицетворяющая самые передовые инженерные, технологические или дизайнерские достижения, всегда создает мощную волну интереса к производителю. Этот принцип хорошо работает и в случае с аудиокабелями. Но как раз сегодня засматриваться на топ-модели мы не будем, а узнаем, на что способны куда более доступные изделия, составляющие фундамент линейки Referenz.
ЗАБЫТЫЕ ИДЕАЛЫ
Гамма Referenz и вручную изготавливаемых Referenz Selection у немецкой InAkustik насчитывает уже более двух десятков различных моделей. Такой номенклатурой кабелей производитель перекрывает запросы буквально всех аудиофилов, но есть один нюанс – младшие ранние разработки компании в столь обширном ассортименте просто поблёкли на фоне современных моделей топ-класса. Причём об этих изделиях, появившихся еще лет пятнадцать назад, сегодня в прессе почти нет актуальной информации. Вот мы и заполним этот пробел, взяв сегодня на пробу начальные межблочные и акустические Referenz NF-102 и LS-502.
Стоит упомянуть, что при разработке «референсной» гаммы в InAkustik ставили перед собой цель создать кабели, способные прежде всего обеспечить полную «гомогенность» музыкального сигнала, для чего требовалось добиться наивысшей скорости передачи и минимальных временных погрешностей – как в идеальном проводнике, не имеющем электрической емкости, индуктивности и сопротивления. В последних разработках для этого применили самые изощренные решения: комбинацию из полиэтиленовой и воздушной изоляции, проводники-волноводы на трубчатых сердечниках, сложные симметричные и витые схемы, многослойное экранирование и даже уникальные каркасные конструкции. Однако в самых первых моделях ставку делали вовсе не на эти хитрости и даже не на физический объем металлов и изоляторов ради лучших параметров и большего сечения, а скорее на чистоту всех используемых материалов и качество каждого элемента. И, как вы далее увидите, эти кабели по конструкции несоизмеримо проще. По этой причине они вполне сопоставимы по цене и с новыми кабелями из линейки Exzellenz.
К слову, образцы из серии, которая позиционируется ступенькой ниже, станут в наших тестах основой для сравнений. Это межблочный Exzellenz Cable RCA и недавно выпущенный акустический Exzellenz LS MSR 4 mm в заводской разделке.
Невысокая цена предопределила и выбор колонок для тестовой системы. Ведь вряд ли кто всерьез будет рассматривать NF-102 и LS-502 для соединений с компонентами класса High End. Поэтому вместо дорогих напольников мы выставили в комнате прослушивания куда более доступные двухполосные мониторы Heco Elementa 300, обладающие точным и одновременно музыкальным звучанием. Но усилитель и источник отбирались заведомо более высокого класса, причем каждому компоненту обеспечивались идеальные условия работы (чистое питание, подбор фазы, виброизолирущие опоры и т.д.). В любых подобных тестах важно, чтобы на исследуемый кабель подавался идеальный сигнал, иначе получится не прослушивание, а гадание на кофейной гуще.
При отладке системы эталонными соединителями, кстати, тоже служили изделия InAkustik – «воздушный» каркасный интерконнект Referenz Selection NF-2404 и его акустическая разновидность LS-2404 Air.
InAkustik Referenz NF-102
(0,6 м, 8 990 руб.)
Межблочный кабель NF-102 выпускается в длинах 0,6 и 1,2 метра и выделяется разве что относительно скромным диаметром. Он, как и все модели серии, защищен текстильной черно-белой рубашкой. Разъёмы RCA – с родиевым покрытием и качественными контактами – центральный стержень отполирован, а внешняя обойма имеет прорези для надёжности охвата. Единственный сигнальный проводник представляет собой довольно толстую моножилу из меди OFC высокой степени очистки. Он покрыт слоем вспененного полиэтилена DUO-PE II и находится в окружении шести других полиэтиленовых трубок аналогичного диаметра. «Земляной» проводник по всем характеристикам подобен сигнальному, но лишен изоляции и контактирует непосредственно с экраном из фольги. Иными словами, мы имеем дело с кабелем пусть и не совсем типичной, но фактически коаксиальной конструкции. У него есть аналог балансного типа (NF-202). У модели еще более высокого уровня NF-803 отличия в структуре, проводниках и разъемах уже куда более существенные.
В звуке в буквальном смысле всё встает на свои места: бас раскрывается во всём разнообразии гармоник, полностью уходит «мыло» из среднего регистра, высокий диапазон лишается агрессивных «аппаратных» оттенков…
Тестовая система в эталонном варианте звучит артикулировано и проницательно, не скрывая мельчайших деталей, с фантастически выверенными тембрами. Формируемое стереопространство запоминается цельными материальными образами. При установке межблочника серии Exzellenz выявляется небольшая прибавка динамики и «голосистости», но эта энергетика носит привнесенный характер. Ослабевает информативность и разборчивость воспроизведения: басовый реигстр упрощается, в середине появляется легкая, хотя не раздражающая пелена, на высоких – какой-то искусственный налет…
Включение NF-102 дает разительное прояснение. Конечно, до той одухотворенности и чистоты образов, какую показывает дорогостоящий NF-2404, еще далеко, но если руководствоваться именно техническими, а не эстетическими критериями, то в звуке в буквальном смысле всё встает на свои места: бас раскрывается во всём разнообразии гармоник, полностью уходит «мыло» из среднего регистра, высокий диапазон лишается агрессивных «аппаратных» оттенков и проявляется естественным шлейфом исходных звонких и воздушных обертонов. Пространство любопытное – больше напоминает точную 3D-модель, чем живую сцену.
Я даже не считаю нужным описывать «вкусовые» стороны такого воспроизведения и не буду рассуждать о жанровых предпочтениях кабеля. NF-102 стоит приобрести хотя бы для того, чтобы всегда иметь под рукой этакий кабель-»ватерпас». Именно такой интерконнект с показательно правильной передачей гораздо лучше выявит любые прегрешения в звучании настраиваемой аудиосистемы, чем любой другой стандартного класса.
InAkustik Referenz LS-502
(3,0 м, 22 990 руб.)
Проще всего его представить как самую простую небалансную версию более дорогого LS-1002. Вместо четырех жил, свитых из 37 медных проводников из очищенной меди OFC, в LS-502 только две. Но в результате мы все равно получаем колоночный кабель достаточно приличного сечения 2 x 2,97 мм². На сегодня – это единственный провод с классической «парой» в серии Referenz. Следующий за ним по внутренней иерархии LS-602 уже четырехпроводный, сечением 4 х 1,87 мм². Как и в других моделях, в LS-502 применяется вспененный полиэтилен DUO-PE II. Он окружает проводники довольно толстым слоем, что позволяет уменьшить емкость и индуктивность. Внутренняя структура кабеля дополнена парой эластичных полимерных шнуров, которые заодно с внешней оболочкой и текстильной оплеткой демпфируют микровибрации. LS-502 можно приобрести в нарезку, с катушек. Под заказ в разделанном виде он доступен любой длины с простыми на вид, но качественными «бананами».
LS-502 не добавляет своего «голоса» и не придает воспроизведению какой-то особой «вкусной» трактовки (из замеченного разве что легкое подавление полупроводниковой «сигнатуры» эталонного тракта, что скорее даже плюс).
InAkustik Exzellenz LS MSR 4 mm, который послужит нам для сравнения, представляет из себя такую же «ортодоксальную» разновидность (пара параллельных проводников), но, как и подавляющее большинство акустических кабелей на рынке, выполнен в монолитной ПВХ изоляции. По сечению превосходит LS-502, а многожильные пары, если верить описанию, скручены под таким углом, чтобы добиться снижения индуктивности и емкости. Но изоляция решает всё. Это становится понятно, когда кабель ставится на место эталонного воздушного LS-2404 Air. Локализация в пространстве уже не так точна и разнопланова. Система начинает звучать окрашенно на ВЧ, заметно упрощается гармонический рисунок, огрубляется бас. Разница поражает, хотя на фоне прочих конкурентов в такой же прозрачной PVC-оболочке Exzellenz LS MSR 4 mm выглядел настоящей находкой – обыгрывал и в глубине низов, и в чистоте высоких…
С LS-502 метаморфозы в звучании по сути такие же, как с при замене межблочного Exzellenz на самый доступный Referenz. Сразу выравнивается и нейтрализуется тональный баланс, становятся на свои места все виртуальные образы в стереосцене, лучше проступает фактурность и телесность, возрастает пространственная деталировка и гармоническое разрешение. Формально звучание не стало красивее или насыщеннее, поскольку LS-502 не добавляет своего «голоса» и не придает воспроизведению какой-то особой «вкусной» трактовки (из замеченного разве что легкое подавление полупроводниковой «сигнатуры» эталонного тракта, что скорее даже плюс). Однако по ряду таких фундаментальных характеристик как динамика, ясность и широта диапазона (выражаемая через естественность самого низкого баса и воздушность высших составляющих) прибавка в классе воспроизведения такова, будто вместо домашних хай-файных колонок включили калиброванные студийные мониторы.
Конечно, по цене LS-502 уже не так выгодны, как акустические кабели из нижестоящей серии у InAkustik. Но, как говорят в Одессе, «пройдитесь по Привозу» и посмотрите, сколько сегодня просят за любой продвинутый аналог сравнимого сечения, сделанный из чистых материалов и непременно в полиэтиленовой или фторопластовой изоляции (последнее, кстати, еще не означает принадлежность к высшей лиге) – вы увидите ценники от $80 — 100 за метр. Добавьте стоимость восьми качественных разъемов и сопоставьте итог со ценой трехметровой пары LS-502.
КОМПОНЕНТЫ
- Источники:
- проигрыватель Denon DCD-2500NE
- ноутбук Apple MacBook Air A1465
- Усилитель интегральный Denon PMA-2500NE
- Акустические системы Heco Elementa 300
- Кабели:
- цифровые USB InAkustik Reference High Speed USB 2.0
- силовые InAkustik Referenz AС-1502 и Referenz Power Bar AС-1502-P6
Комментарии [14]
Станислав
Да вроде после полугода прослушивания есть я понял что динамика есть есле слушать один бренд колоночного и межблочного но если бренды разные динамика пропадает странно звук замедляется хотя в ваших старых тестах об этом не слова нет
Станислав
Ну допустим глубокий бас должен все равно меняться как так ?
Руслан ТАРАСОВ
Кабели, про которые вы говорите, мы не сравнивали. Как тут вообще можно говорить о том, что что-то должно меняться? Может, они и на другой системе работают очень похоже.
Станислав
Как говорит мой коллега по работе «Ну я не знаю»!!!
Andre
Вообще, кабели позволяют лишь акентировать или ослабить внимание на тех или иных частотах. А хотите кардинального изменения картины — меняйте компоненты самой системы. Не случайно усилители разных фирм звучат по-разному на одних и тех же записях — разные схемотехника, подход, идеология, «школа звука»… Нюансов десятки, если не сотни.
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
Andre, к сожалению, кабели еще могут вносить гармонические и фазовые искажения — они не слышны на бюджетной техники, но очень заметны на совершенной. Конечно, они еще работают как фильтры, но это в наибольшей степени проявляется на компонентах с высоким выходным импедансом и недостаточным входным. Вот и получается задача со множеством неизвестных, решить которую можно только послушиванием в конкретной системе. А групповые тесты вроде нашего лишь показывают потенциал разных соединителей. Но от необходимости слушать в своей системе они не избавляют.
Andre
Дмитрий, единодушен с вами полностью. И всё же, в любом случае уверен, что имеет смысл вложиться в «провода» подороже, если только позволяет бюджет — инженеры известных кабельных фирм не зря едят свой хлеб, это лично сам давно уже понял. А вот «за копейки» чудес точно не будет, более того — посредственные кабеля не просто вносят искажения, они тупо уродуют звук, и на выходе плюс если еще и без акустической обработки помещения, кроме звукового кошмара ничего не получишь. Аналогично тому, что пытаться рубить дуб тупым топором (может, не очень удачное сравнение, но думаю поняли, что хотелось выразить). То бишь, вовсе необязательно брать ипотеку на Valhalla или там Odin от Nordost, но кабеля должны быть качественные.
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
Andre, смотря что считать «копейками». И что у вас в приоритете — время или деньги. К примеру, я подбирал кабели для своей системы 3 года. И в итоге нашел относительно недорогие. Начинал, кстати, с недешевых. Даже дорогие кабели нужно слушать в своей системе, так что время и на их подбор тоже требуется. Открою страшный секрет: значительную долю в стоимости кабеля занимает бренд. У той фирмы, которую вы упомянули, эта доля просто огромна. Если вы откажетесь от удовольствия покупать брендовые кабели, можно очень сильно сэкономить. Тем более, что большинство проводников и коннектров сейчас изготавливается в Китае — в Европе и США их в лучшем случае собирают. Что, кстати, несложно сделать и самому.
Andre
Дмитрий, хорошо, по пунктам.
1.Под «копейками» я понимаю комплектные «шнурки» сечением 1-1,5мм, идущие вместе с «кинотеатрами «в «одной коробке». Вы будете удивлены, но многие считают «это» кабелями и что для соединения акустики с электроникой этого вполне достаточно;
2. Время или деньги — тут посложнее, однозначного ответа дать не могу. Вот вы потратили 3 года на подбор кабелей к своей системе. Вам можно только позавидовать. А многие тратят на это в разы больше — и денег, и времени и так и не могут найти «своего» и отнюдь не потому, что им и то, и другое девать некуда;
3.Про «раскрученность» бренда. Ну, я тоже не вчера родился и могу честно сказать, что будь я к примеру виниловодом, и богатым, могущим себе позволить технику от любого «винильного» бренда, от Clearaudio я бы в жизни себе ничего не взял, даже их аппарат «начального» уровня по их меркам — меня бы вполне устроило что-нибудь от Pro-Ject или Thorens. Просто смысла не вижу платить чисто за «марку».
Под качественным акустическим кабелем меня вполне устраивает Real Cable Innovation BM сечением 4 кв.мм при цене 13 евро за метр, ну и коннекторы к ним от Norstone Gold (20 евро за комплект из 4 шт.) Оптический — AudioQuest Optical Pearl. HDMI — AudioQuest Pearl48. Cиловой (для усилителя, хотя вот его я купил последним и далеко не сразу — тоже «жаба» давила отдавать столько за один только кабель) — Wireworld ELECTRA 7. Итого — вполне себе доступный комплект для системы, состоящей из усилителя с ЦАП-ом на борту+компьютер+монитор+колонки. Имхо.
Антон
Есть модель ls-803 и есть ls-1002,1102 какой из них выше по классу, звуку?
Руслан
LS-1002 и 1102 выше классом, примерно похожи по звуковому почерку, дают хорошую основательную картинку, но раньше имели куда более гуманный ценник. LS-803 не знаком, но какой-то кабель In-Akustik очень похожей конструкции и с посеребрением пробовали, когда тестировали AV-ресиверы. Субъективно чуть добавлял динамики, но и прибавлял и жесткости ВЧ.
Антон
А на какую модель можно поменять мой supra sword из этих моделей или не стоит заморачиватся?
Станислав
По-моему вы нам тут гоните я сравнил inakustik nf-803 c кабелем подешевле supra EFF разницы нету ни в басах ни в динамике акустика heco direct England
Руслан ТАРАСОВ
Значит, в вашей системе ее не слышно (и не надо тратиться на более дорогой кабель). Такую простую мысль не допускали?