Еще недавно любые компьютерные термины применительно к звуковоспроизводящей аппаратуре резали слух настоящим аудиофилам. Казалось, предназначенная для вычислительных задач электроника своей внутренней архитектурой и логикой работы абсолютно не пригодна для такого тонкого и искусного дела, как воспроизведение музыки. Но появились устройства, способные доказать обратное.
ЖЕЛЕЗНОЕ СЕРДЦЕ
Корейская Aurender свою миссию формулирует весьма амбициозно: дать каждому человеку инновации, которые откроют дверь к высокому качеству звучания и невиданным удобствам прослушивания. Вторым и третьим сегодня уже не удивишь (по крайней мере наших читателей), а вот слово «каждому» удивляет. Вы можете вообразить, чтобы все любители музыки завтра побежали в магазины покупать инновационные системы? У меня тоже пока не получается. Тем не менее, говорят, предпосылки к этому есть. И вот почему.
В обществе произошло четкое разделение на три группы по способу потребления музыки. Массы, не притязательные к чистоте звука и уж тем более не склонные к коллекционированию, получают свои любимые песенки в примитивном качестве (зато бесплатно) прямо на смартфоны из всевозможных соцсетей и медиаканалов.
Вторая группа – меломаны-ортодоксы, признающие только физические носители и традиционную (или аналоговую) аудиотехнику. Сложно сказать, сколько таких у нас в стране, но на Западе многие с удвоенным энтузиазмом вернулись к собиранию альбомов на виниле и даже к поиску «мастер»-копий на магнитных лентах. Их понять можно: большая коллекция подобна капиталу, причем ценность уникальных собраний со временем растет.
Третью группу составляют люди, у которых к коллекционированию интерес угас, желания тратиться на новые модные носители не возникло, а музыку всё равно слушать хочется, но уж точно – не в том качестве, в котором она доступна даром. На таких меломанов-оступников, численность которых неуклонно растет, и ориентируются самые прогрессивные производители аудиотехники. Один из самых ярких трендов времени – персональное аудио. Теперь набирают обороты платный стриминг и беспроводные технологии. В авангарде движения – домашние музыкальные серверы и сетевые проигрыватели. В любом случае подразумевается полный отказ от хранения музыки на привычных носителях.
Aurender, продукция которой снова стала доступна в России, ведет разработки во всех новых направлениях. Но полнее всего выстроилась аудиофильская линейка: четыре разных музыкальных сервера со встроенными хранилищами и стриминговыми функциями, похожий аппарат с теми же возможностями, но с аналоговым выходом (по сути сервер и проигрыватель в одном корпусе) и специализированный усилитель с USB-DAC.
Мы сегодня познакомимся с одним из самых универсальных компонентов – полноразмерным сервером N10, который можно интегрировать в любую аудиосистему, в которой уже имеется ЦАП. Он наделен полным набором цифровых выходов, одним портом для сетевого подключения и парой входов USB 2.0. И не пугайтесь, что дальнейшее описание этого аппарата будет напоминать инструкцию к компьютеру.
Внутри прочного алюминиевого корпуса N10 установлен «винчестер» на 4 TБ (есть модификация с двумя дисками по 4 Тб) для хранения музыки. Но проигрывание осуществляется не с них, а с твердотельного накопителя SSD на 240 ГБ.
Итак, внутри прочного алюминиевого корпуса N10 установлен «винчестер» на 4 TБ (есть модификация с двумя дисками по 4 Тб) для хранения музыки. Но проигрывание осуществляется не с них, а с твердотельного накопителя SSD на 240 ГБ. Сделано это не только ради ускорения доступа к выбранным альбомам и уменьшения износа HDD, но и для отсечки электрических помех и специфического для дисковых приводов джиттера при считывании данных. Аудиофайлы, получаемые из сети, от внешних USB-накопителей или от NAS-хранилища, также сначала записываются в буфер и проигрываются только из него.
Все выходные интерфейсы синхронизируются по прецизионному термостабильному генератору (OCXO). В таких схемах используется особый CS-срез кварцевого кристалла и поддерживается постоянная температура, поэтому в стабильности тактовых отсчетов они на несколько порядков превосходят обычные VCO, лишь немного уступая атомным часам. Этим создаются условия для безджиттерной выдачи звуковых данных на ЦАП.
Поскольку не все преобразователи поддерживают прием DSD, в N10 имеется конвертор, который переформатирует однобитовые потоки из файлов DSF или DFF в PCM высокого разрешения. Осуществляется эта операция «на лету» программируемыми матрицами FPGA, которые при помощи фазовой петли ADPLL также синхронизируются упомянутым выше OCXO-генератором. А для USB-ЦАПов, требующих внешнего питания, в N10 предусмотрен еще и защищенный от помех стабилизированный источник для питающей шины. Его, впрочем, можно (а в ряде случаев и нужно) отключить.
Основная же энергетическая система в сервере построена на трех трансформаторах Amgis. Более крупный блок стабилизации с парой «торов» обслуживает основную системную плату. Второй – только приводы, которые скрыты в экранированном боксе. Замечу, что применение импульсных схем питания позволило бы снизить потребляемую мощность сервера (а это весьма актуально для этого класса устройств, работающих, как правило, в режиме нон-стоп), но разработчики решили категорически отказаться от любых источников помех на борту.
Подробная информация об исполнителе и типе файла отображается на AMOLED-дисплее, который при желании можно переключить в режим стрелочных индикаторов уровня с желтым или синим фоном.
Все доступные на внутренних и внешних хранилищах папки с аудиофайлами (в любых распространенных форматах) каталогизируются программой Aurender Media Manager, которая ставится на любой включенный в сеть компьютер с Mac OS X 10.9 (или новее), либо с Windows (начиная с «семерки»). Она формирует объединенную базу, находит необходимые метаданные и альбомную графику. После этого уже не нужно знать, где хранится тот или иной файл, чтобы его воспроизвести. Через приложение Aurender Conductor для iPad (есть и Android-версия), вы просто выбираете желаемое, заносите в плей-лист и начинаете слушать. Через приложение также устанавливается связь с аккаунтами Tidal и Qobiz для прослушивания музыки с внешних стриминговых сервисов и производится настройка сервера и сетевой адресации.
Разработчики предусмотрели управление проигрыванием и с лицевой панели N10, для чего поставили физические кнопки воспроизведения/паузы, вызова меню и перелистывания треков. Подробная информация об исполнителе и типе файла отображается на AMOLED-дисплее, который при желании можно переключить в режим стрелочных индикаторов уровня с желтым или синим фоном.
Поскольку аппарат подключается к Интернету, при возникновении каких-либо проблем пользователь может обратиться в техподдержку через удаленный доступ. Аналогичным образом добавляются через свежие прошивки и новые функции. Вот, кстати, свежий пример: мало где говорится о поддержке в N10 проигрывания по AirPlay. Однако в обновленном ПО эта функция включается с устройствами Apple просто на раз. Качество звучания и быстрота перехода к новым трекам, правда, оставляет желать лучшего, но как способ быстро связать с аудиосистемой «гостевой» девайс AirPlay может и пригодиться.
Ощущалась такая мощная прибавка в реализме и эмоциональной открытости, что даже mp3 переставали раздражать следами компрессии и уводили в музыку с головой.
Куда более сильное впечатление остается от воспроизведения файлов из внутреннего хранилища. Я специально перенес тестовую подборку «хай-резов», обычных рипов с CD и несколько альбомов в сжатых форматах в память сервера, чтобы сопоставить качество звучания при проигрывании напрямую с ноутбука (компьютер подключался к внешнему конвертору тем же USB-кабелем) и с N10. В первом случае саунд порадовал – критиковать его можно было лишь за отдельные нюансы. Однако при воспроизведении с Aurender, который гарантирует абсолютную побитовую точность выдачи данных, ощущалась такая мощная прибавка в реализме и эмоциональной открытости, что даже mp3 переставали раздражать следами компрессии и уводили в музыку с головой.
Этот эффект объяснить можно лишь одним: всё, что исходит из N10, избавлено от джиттера. Ведь он, как известно, не накапливается, а рождается лишь в процессе воспроизведения и передачи сигнала. Поэтому даже цифровые копии CD, выполненные давным-давно своими силами на обычном компьютерном приводе (главное, чтобы в процессе не было ошибок считывания), когда воспроизводятся с сервера, словно возвращаются к жизни. Такого опрятного и точного саунда я не получал, слушая оригинальные CD даже на самых лучших дисковых проигрывателях.
Студийные записи в WAV или FLAC 24 бит/96 кГц – это, как правило, еще более высокий уровень откровения (зависит от происхождения файла). А в формате 192 кГц порой достигалась полная иллюзия перехода из четырех стен комнаты в новое музыкальное пространство, где все слышно в мельчайших деталях и перед тобой открывается правдоподобная сцена в трех измерениях.
Правда, когда я стал слушать треки DSD в переложении на PCM, включив через настройки N10 внутренний конвертор (это пришлось сделать, потому что тестовый ЦАП Schiit Yggdrasil принимал только PCM), волшебство «визуализации» звука все-таки куда-то пропадало. Оставалась классная атака, богатая колористика, нейтральность и детализация на высоких, полновесная динамика – другими словом, были все признаки работы хорошего и дорогого тракта. Но этого уже было мало.
Звучание треков DSD (уже без конвертации) впервые стало ассоциироваться не с механическим воспроизведением, а с мистическим ощущением чего-то настоящего.
Под занавес я решил переключить USB-выход N10 на ЦАП, встроенный в сетевой проигрыватель dCS Rossini. Наиболее заметные «внешние» характеристики – тональный баланс, микродинамика, построение звуковой сцены и «видимость» в ней каждого источника звука – почти не изменились. Но гармоническая трактовка вышла другой – более цельной и открытой. Стали заметны самые тонкие и пикантные голосовые форманты и сибилянты. Знаете, это как услышать вместо записи чьего-либо вокала рядом с собой голос живого человека! В басовом регистре сформировалось реалистичное инфранизкое «основание», которое позволило сполна почувствовать и объем зала, и даже «увидеть» неслышимое – движения рук играющих музыкантов. Замечу, что этот редкий эффект, как правило, проявляется только в трифонике с расширенным вниз диапазоном, а здесь его выдала система с напольной акустикой. Наконец, звучание треков DSD (уже без конвертации) впервые стало ассоциироваться не с механическим воспроизведением, а с мистическим ощущением чего-то настоящего. Раньше это назвали эффектом присутствия, но здесь он выражался на порядок сильнее.
А теперь должен сделать важную оговорку: все мытарства с подбором нормального цифрового кабеля, которые, как оказалось, могут полностью смазать впечатления от работы сервера, я сознательно опустил, чтобы не загромождать текст. Больше того, N10 в силу своей специфики является самым строгим рефери для тестирования проводов (ну или почти самым строгим, ведь у Aurender есть еще более продвинутый флагманский W20 с отдельным «мастер-клоком»), причем для аппарата экспертного уровня он не так уж и дорог. За серьезный усилитель или конвертор класса High End придется выложить и побольше.
Подозреваю, что многие пока не усматривают в подобных «компьютерах» и их главной роли – музыкально-эстетической. Но толковый аудиосервер – это не просто подсистема для хранения коллекции без носителей. И уж тем более это не какая-то периферия для передачи аудиофайлов из сети в ЦАП. Такие аппараты, как Aurender N10, по сути, становятся сердцем аудиофильских систем, с которым наконец-то можно реализовать мечту об идеальном воспроизведении.
Музыкальный сервер Aurender N10
Производитель: Aurender Inc (Корея)
Входы: LAN, 2 USB Type A || Выходы: USB Audio Class 2.0, AES/EBU, коаксиальные RCA и BNC, оптический TOSLink || Беспроводные протоколы: WiFi Audio Streaming (AirPlay, Windows PlayTo) || Поддерживаемые форматы: mp3, AAC, M4A, APE, WAV, FLAC, ALAC, AIFF, DSD64/128 || Разрядность передаваемых данных: до 24 бит/192 кГц и DSD 2,8 МГц (по SPDIF) и до 32 бит/384 кГц и DSD 5,6 МГц (по USB) || Объем оперативной памяти: 4 ГБ || Объем дисковой пространства: 4 или 8 ТБ || Объем SSD-буфера: 240 ГБ || Потребляемая мощность: до 37 Вт || Отделка: серебристая или черная || Габариты: 430 х 83 х 353 мм || Масса: 12,26 кг || Цена: 499 900 руб.
СИСТЕМА
- ЦАП Schiit Uggdrasil и dCS Rossini
- Усилитель Schiit Ragnarok
- Акустические системы Sonus Faber Olympica 3
- Кабели
- межблочные XLR Crystal Cable Dreamline
- цифровые QED Reference, Audioquest VDM-3, Oehlbach XXL Series 80
- USB InAkustik Referenz High Speed USB 2.0, SOtM dCBL-U2-C и dCBL-U2-S
- акустический QED Supremus
- силовые IsoTek Evo3 Sequel и DAXX P70
- Сетевой фильтр питания APC SurgeArrest P8-RS
Комментарии [1]
Aндрэ
По поводу разделения общества по способу потребления на три группы — полностью поддерживаю. Сам себя сразу увидел в третьей. На мой взгляд, в наши дни лучше вложиться в серьезный сетевой проигрыватель-стример, нежели ту же сумму опять отдать за дисковый проигрыватель. Время CD-плееров однозначно прошло и Denon и иже с ними, кто упорно продолжают обновлять линейки последних, видимо, делают это из расчета на отпетых ортодоксов. И да, будущее всё же за беспроводными технологиями — у самого глаза на лоб полезли, когда недавно послушал один и тот же трек сначала по кабелю в наушниках, а затем по Bluetooth, к которому всегда относился скептически и… разницы в качестве звучания не ощутил никакой вообще! Не знаю, может старею и со слухом стало хуже)). Но тут скорее имеет место другое: технологии не стоят на месте, и как бы не мудрили с новыми моделями кабелей, уже не за горами тот день, когда количество беспроводных систем в домашних инсталляциях начнет доминировать над привычными с кабелями.