В московской Галерее Классической Фотографии открылась выставка эстонского фотографа Tыну Таливеэ с лаконичным, но ярким названием ROCK.EE
В 1971 году 20-летний Тыну впервые попал на настоящий рок-концерт. Дело, понятно, было в Эстонии, — одной из тех республик Советского Союза, в которых власть была полиберальнее, чем в центре, и потому с рок-н-роллом было проще. Нет, и в Эстонии были запрещенные группы, но никаких особенных репрессий рокеры не испытывали. Более того, забегая вперед, вспомним, что и дискография виниловая у эстонского рока была весьма и весьма обширная по советским временам, и полноценные рок-фестивали проходили ежегодно (“Тартусские дни легкой музыки”), и телевидение снимало… Многих рок-героев Эстонии знали и в других местах – да что говорить, Яак Йоала и Тынис Мяги были вполне себе рокерами, поскольку то, что не попадало на общесоюзные телеэкраны, но исполнялось от Магнитогорска до Владивостока, было натуральным рок-н-роллом.
Знали и поющего барабанщика Гунара Грапса, лидера Magnetic Band, группы, победившей на знаменитом тбилисском фестивале “Весенние ритмы”, знали фолк-рокеров Apelsin, знали изысканный поп группы Vitamiin, да и аккомпанировавшая Йоале фьюжн-группа Radar тоже собирала залы по всей стране. Более того — именно в советское время буквально все пластиночные заводы страны отшлепали тиражи знаменитого альбома прогрессив-рок-группы In Spe c “Концертом для пишущей машинки” Эркки-Свена Тюура!
А популярность гуру электронной музыки Свена Грюнберга была обеспечена музыкой к “Отелю “У погибшего альпиниста”, экранизации фантастического детектива братьев Стругацких. И это я беру только то, что было на поверхности.
Так вот, первый поход Тыну Таливеэ на рок-концерт понятно, не стал последним — он открыл череду многолетнего посещения самых разнообразных акций и фестивалей, во время которых он тщательно и любовно документировал все происходящее.
А еще у него была прекрасная работа (с 1973 года он был ассистентом оператора отделения кукольной анимации киностудии «Таллиннфильм», потом – оператором, фоторепортером) — и, кстати, опосредованно связанная с роком: из эстонской анимации вышло несколько весьма ярких рокеров, в том числе вернувшийся ныне в профессию Харди Вольмер, участник таких заслуженных коллективов, как Totu Kuul, Turist и Singer Winger.
Таливеэ снимал без вспышки — он считал, что вспышка мешает и ему, и музыкантам, и естественности фотографии; недостающее вытягивал при проявке и печати. Именно поэтому его фотографии столь естественны и искренни. Но это — не только свидетельства эпохи. Тыну Таливеэ, снявший множество анимационных фильмов, музыкальных клипов и рекламных роликов — профессионал высшего класса, и его кадры, собранные на выставке ROCK.EE — настоящие произведения искусства.
Кстати говоря, снимал Тыну не только эстонских музыкантов. Именно ему довелось зафиксировать на пленку знаменитое выступление в зале Таллиннского политехнического института московского джаз-рок-ансамбля “Арсенал” во главе с Алексеем Козловым. Именно его фотографии в прошлом году, 42 года спустя, легли в основу оформления виниловой пластинки с записью этого концерта, чудом сохранившейся, отреставрированной, выпущенной московским лейблом Art Beat и с честью вошедшей в дискографию легендарного состава.
Выставка Тыну Таливеэ продлится до конца июля. Есть смысл посетить ее — тем более что ничего похожего про наш рок-н-ролл (и прежде всего в плане временного охвата!) в России сделано не было. Кстати говоря, когда в прошлом году Тыну показывал ее в том самом Таллиннском политехническом, оказалось, что и для эстонцев она стала открытием. А уж для нас — и тем более.
Комментарии [1]
BigNick
Всё так и было, всё так и есть…
Единственное, наш лейбл называется ArtBeat Music и он неотделимая часть проекта ArtBeat, как и клуб Алексея Козлова. Сам патриарх отечественного джаза (и основатель отечественного джаз-рока!!!) — Алексей Семёнович официальное открытие выставки не смог посетить, но днём позже, с Тыну Таливеэ и Виктором Лыбасом, нашими виновниками этого события (выставки), радушно пообщался перед концертом в своём клубе и припомнил несколько забавных историй, связанных с тем легендарным концертом 10 мая 1974 года в ТПИ…