© 2017 FX
Жанр: сериал, криминал, драма
Формат: WEB_DL 1080p / MPEG4 AVC / DD 5.1
Сценарий: Бен Недиви, Мэтт Уолперт, Боб Де Лаурентис, Моника Белецки
Режиссёры: Ной Хоули, Джон Камерон, Майкл Аппендаль, Кит Гордон, Дирбла Уолш, Майк Баркер
Операторы: Дана Гонсалес
Композитор: Джефф Руссо
В главных ролях: Юэн МакГрегор, Кэрри Кун, Мэри Элизабет Уинстэд, Дэвид Тьюлис, Майкл Стулбарг, Оливия Сандовал, Горан Богдан и др.
Что. Один из самых значимых и сильных сериалов нашего времени. В криминальном жанре — безусловно первый. Причем все сомнения в этом отпали именно на третьем сезоне — первые два были тоже хороши, но до уровня шедевра они немного не дотягивали с сугубо кинематографической, а не литературной (сиречь сюжетной) точки зрения.
Все три сезона — о том, как обычные, безобидные и милые люди превращаются в монстров. Не только в силу жажды наживы или других пороков, но также из-за наивности (которая может сочетаться с хитростью), конформизма и неумения сказать в нужный момент «нет». В человеческой истории такое случалось многократно, причем не только с отдельными людьми, но и с целыми народами (мы не знали, мы думали, что он хороший, мы ему верили и т. д,). Но в «Фарго» об этом рассказывают не на эпическом историческом материале, а на основе банальных и совершенно реальных криминальных историй.
В каждом сезоне одним из стержневых персонажей является женщина-полицейский (как это было и в полнометражном фильме 1995 года, снятом братьями Коэнами и ставшем классикой кино) — она олицетворяет доброе начало, измученное повседневностью, а в третьем сезоне — ещё и глупым начальством. В каждом сезоне действует воплощенное зло — матерый преступник, дьявол-искуситель, при участии которого простые люди превращаются в чудовищ, а другие преступники, калибром помельче, становятся жертвами. Эти персонажи могут быть неотразимо обаятельными, как в первом сезоне, или омерзительно-страшными, как в третьем, но всегда необыкновенно сильны. И все равно в финале они обязательно проигрывают измученной женщине-полицейскому. Потому что Добро всегда побеждает Зло.
Кто. Братья Коэны выступают здесь как продюсеры, хотя, как говорит Ной Хоули (автор, основной продюсер и один из режиссеров сериала), они лишь прочитали сценарий, одобрили его и разрешили указать в титрах свои имена. Я сам очень люблю ругать продюсерскую модель американского кинематографа, но ведь на самом деле виновата не она, а то, что в продюсеры выбиваются откровенные идиоты. Но «Фарго» — это совершенно иной случай: здесь чрезвычайно мощная и опытная продюсерская команда. Причем большинство из этих людей не банальные начальники, финансисты и воротилы бизнеса, но актеры, сценаристы и режиссёры. Они занялись продюсированием не ради денег, а потому, что у них зудит в правильном месте, а успокоить этот зуд можно только сделав настоящее Большое Кино. А если оно ещё и принесет немного денег, они вновь пустят их на очередной проект — вместо того, чтобы гулять в ночных клубах, покупать дорогие автомобили и зарубежную недвижимость. Вот глупые.
Что касается актеров, то они здесь самого высокого полета, впрочем, как и в предыдущих сезонах. «Паровозы», то есть звёзды первой величины — Юэн МакГрегор, сыгравший двух братьев-близнецов, и совершенно потрясающий Дэвид Тьюлис, известный широкой публике по роли Римуса Люпина в «Гарри Поттере», а здесь олицетворяющий саму суть первобытного криминального капитализма. Есть здесь и менее известные, но чрезвычайно талантливые актеры, для которых участие в «Фарго» станет мощным толчком к дальнейшей карьере, — Кэрри Кун, Мэри Элизабет Уинстэд. Одного из персонажей второго плана играет Майкл Стулбарг, исполнивший главную роль в «Серьезном человеке» братьев Коэн.
Композитор Джефф Руссо написал музыку для нескольких десятков фильмов, он человек опытный, но здесь ему не повезло — в этом сезоне широко использовались сочинения ещё более «опытных» композиторов, в частности, Прокофьева и Бетховена.
Как. Снять фантасмагорический сюжет не так уж сложно. Сделать гиперреалистичную историю тоже не трудно. А вот чтобы сочетать в одном фильме фантасмагорию и гиперреализм, надо быть очень профессиональным и одаренным. У создателей 3-го сезона «Фарго» это получилось.
Как всегда в сериалах, эпизоды делались разными режиссерами, поэтому они не однородны. Но дело не только в художественном уровне, но в том, что режиссёрам предоставили больше творческой свободны, чем это обычно допускается в сериалах. Поэтому некоторые серии сделаны в совершенно отдельной от всего сезона стилистике, в них найден свой оригинальный ход. Например, 4-я серия решена как своеобразное переложение симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк», где каждый герой характеризуется своим музыкальным инструментом. А финальная и самая драматичная 10-я серия завершается мощным катарсисом под «Апассионату» Бетховена, оставляя длительное и горькое послевкусие. Достаточно банальная и кровавая криминальная история приобретает глубокий философский смысл. Мы можем и должны бороться со Злом, но перед Судьбой бессильны.
Для чего. Весь сезон снят в приглушенной, пастельной, то серой, то коричневой гамме, для адекватной передачи которой требуется очень хороший дисплей (большой респект оператору). На экране ноутбука или небольшого телевизора или большого, но неправильно настроенного, эта изысканная изобразительная выразительность просто не будет видна. Но для продвижения проекторов или телевизоров этот материал категорически не годится. Если, конечно, это не особый случай с искушенным клиентом, которому требуется не цвета палитры «вырви глаз», а плавность тональных переходов и способность картинки вызывать определенное настроение. Звуковая дорожка тоже неброская, динамичных и ударных сцен там нет. Хотя негромкая классическая музыка записана хорошо – любой приличный стереофонический усилитель с ней справится легко, а вот ресивер — далеко не всякий.
Изображение 9/10
Звук 9/10