Мы пишем о том, что нам интересно — об AV-технике. Но время от времени приходится вспоминать, что она существует отнюдь не в вакууме. Аппаратура появляется на свет не только усилиями инженеров, но в результате сложных бизнес-процессов. А на них влияет множество факторов: экономических, социальных и даже политических. Обычно стараюсь об этом не думать, но в этот раз пришлось — заставила международная пресс-конференция, посвященной предстоящей выставке IFA 2017.
ВСЕ ХОРОШО
В этом году для проведения традиционного весеннего мероприятия был выбран Лиссабон, столица Португалии. Только не надо думать, что заголовок относится к этой стране. Её государственный долг продолжает расти, а навязываемые EC меры, возможно, способствуют оздоровлению бюджета, но отнюдь не росту экономики. Но климат теплый, еда есть, девушки красивые, так что не всё так плохо.
Рынок бытовой электроники развивается невероятно стремительно — значительно быстрее, чем все остальные.
Всё хорошо — это у организаторов и партнеров конференции. Это оператор выставки IFA, германская компания Messe Berlin, также германская Ассоциация производителей бытовой техники и электроники (GFU) и одна из крупнейших в мире исследовательских организаций, занимающихся изучением и мониторингом рынка — GfK. У неё, кстати, есть отделение и в России. Вероятно, неплохо обстоят дела и у спонсоров мероприятия, иначе они не стали бы в него вкладываться. Правда, в этом году большинство из них — это компании, связанные с бытовой техникой — кухонной, климатической. И даже Philips, спонсировавшая все предыдущие пресс-конференции, занимается теперь исключительно аппаратурой для медицины и здоровья.
Из «наших», то есть производителей домашнего аудио- и видеооборудования, в число спонсоров вошли Sennheiser, Samsung, Loewe и отчасти китайская компания Hisense, в обширнейшем ассортименте которой есть телевизоры. При этом реально, то есть стендами с новинками и презентациями на семинарах, были из них представлены только компании на букву S — как видим, символ доллара по-прежнему работает.
Итоги и надежды
Напомню, что подобные пресс-конференции проходят с 2006 года. Первую провели, чтобы объявить о смене периодичности выставки, и с тех пор она стала ежегодной. Результат, вероятно, порадовал, и подобные встречи стали устраивать каждый год, чтобы напоминать об IFA и привлекать к ней внимание. Российским предпринимателям такой подход может показаться странным: когда новый бренд выходит на рынок, его усиленно рекламируют и пиарят, но как только он более-менее раскрутится, все программы сворачивают.
У европейского, а тем более германского бизнеса принцип другой: не ждать, пока гром не грянет, а постоянно работать, добиваясь пусть и небольшого, но постоянного роста, подстраиваясь под движения рынка. Тем более, что рынок бытовой электроники развивается невероятно стремительно — значительно быстрее, чем все остальные. К примеру, при смене поколений автомобилей производители нередко ограничиваются лишь изменением дизайна и увеличением размеров, не добавляя ничего принципиально нового, а в бытовой электронике за то же время может произойти коренная смена форматов, стандартов, интерфейсов, могут появиться новые функции и устройства. Естественно, говорю о цифровой технике — в аналоговой сфере уже давно не происходит ничего революционного.
Бизнес инвестирует в разработку новых технологий и в производство только в том случае, если уверен в постоянном увеличении спроса.
Почему? Потому что там нет роста продаж. Бизнес инвестирует в разработку новых технологий и в производство только в том случае, если уверен в постоянном увеличении спроса. Организаторы IFA пристально следят за тенденциями и оперативно поворачивают свой корабль в соответствии с веяниями времени и настроениями публики. Поэтому у них всегда всё хорошо.
В итоге традиционной стереофонической аудиотехники на IFA становится все меньше и меньше. Домашнего кинотеатра тоже. А скажем, Bluetooth-спикеров — больше. Но и они рискуют в скором времени быть вытеснены с экспозиционных площадей стиральными машинами, холодильниками, микроволновками и прочей «белой» техникой. Причём самыми современными, сетевыми и «умными».
Однако простого перекраивания экспозиции в пользу растущих видов аппаратуры уже недостаточно. Ситуация на рынке усложняется. Все последние годы организаторы пресс-конференций IFA стараются быть подчеркнуто оптимистичными. Но в том, как они меняют выставку, можно почувствовать некоторое беспокойство.
Так, объявлено, что крупные бренды получат большие площади и улучшенные условия для собственного продвижения. Это понятно: многие марки оторвались не только от производства, но уже и от разработок, стали по сути маркетинго-сбытовыми структурами, им все труднее сохранять свою идентичность. IFA спешит на помощь.
Крупные бренды получат большие площади и улучшенные условия для собственного продвижения.
Ещё одно важное новшество — проект IFA Next: выделение отдельного павильона для небольших инновационных компаний и стартапов. Вероятно, именно там покажут самое интересное и перспективное. И если в «брендовых зонах» будут полировать шильдики, то здесь — заглядывать в будущее, мечтать и предлагать публике то, в чем она пока не испытывает потребности. Не случайно у IFA появился новый слоган: «Official partner of the Future since 1924» — «Официальный партнёр будущего с 1924 года». А на одном из семинаров прозвучало высказывание Стива Джобса: «Обычно люди не знают, чего хотят — пока им это не покажешь».
Судя по семинарам и презентациям в Лиссабоне, нам в ближайшее время будут усиленно показывать очки виртуальной реальности, носимые (wearable) девайсы и самые разные устройства с выходом в Интернет и просто соединенные сетью между собой.
Ягодки созрели
Одна из ключевых идей, прозвучавших на семинарах и презентациях в Лиссабоне, состоит в том, что в странах Северной Америки, Западной Европы и развитой Азии сформировался «зрелый рынок». В переводе на человеческий язык это значит, что продажи самых популярных видов техники там перестали расти, а кое-где стали снижаться. Возможно, у людей уже всё есть, и им ничего не нужно. А может быть, им просто не хватает денег на технические новинки, и они предпочитают пользоваться старым оборудованием, пока оно не сломается.
Движуха на самом деле, конечно, есть. К примеру, медленно, но верно увеличивается число телевизоров в семьях — люди покупают экраны на кухню, в детскую, следующий шаг прогресса — в туалет. Увеличивается доля экранов больших диагоналей и с разрешением 4K. Только надо понимать, что происходит это главным образом в силу того, что у потребителей просто нет выбора. Если вы хотите приобрести телевизор более-менее высокого класса, он почти гарантированно будет иметь большую диагональ и разрешение 4K. Через какое-то время это просто станет нормой, и нужно будет придумать что-то свежее, чтобы оживить интерес.
В этом смысле была очень интересной презентация Samsung. На ней показали флагманский «гнутый» телевизор Q9 с QLED-экраном 75”, и прозвучала очень важная фраза: «Разговоры о качестве изображения остались в прошлом». Вероятно, имелось в виду, что современные телевизоры достигли качественного предела. Представленный на презентации экран и в самом деле показывал очень неплохо, правда, крутили на нем исключительно видовые ролики, а как на нём будут смотреться наши любимые фильмы — отдельный вопрос. Как и то, что бюджетным моделям ещё очень далеко до качественного предела. Хотя есть надежда, что со временем и они будут показывать все лучше. Но ведущим производителям уже нет смысла вкладывать огромные деньги в создание технологий, которые могут обеспечить улучшение качества изображения. Эти технологии уже есть. Типа улучшать дальше уже некуда. Так куда же стремиться?
Важное новшество — проект IFA Next: выделение отдельного павильона для небольших инновационных компаний и стартапов.
Презентация Samsung дала ответ: стремиться надо к более гармоничной интеграции телевизоров в домашний интерьер. К примеру, не только уменьшается толщина экранов, но и совершенствуются подвесы — они уже позволяют устанавливать экраны предельно плотно к стене, без малейшего зазора. Все провода заменяются одним тонким оптическим кабелем, который углубляется в стену и может быть достаточно длинным, так что вся электроника телевизора с источниками сигнала может размещаться в соседнем техническом помещении.
Еще один вариант интеграции — линейка The Frame: экран снабжается рамой (из дерева, пластика и т.д., на выбор — множество вариантов), которая превращает его в картину на стене. Если в комнате никого нет, экран гаснет, чтобы не расходовать энергию, а когда рядом кто-то появляется, зажигается вновь.
В том же направлении работает и германская компания DIRROR, также входившая в число спонсоров мероприятия. Она выпускает компьютеры-моноблоки (в сущности, большие планшеты) в форме зеркала. Когда такая штука выключена, в нее можно смотреться. Включаешь — может превратиться в картину, телевизор или компьютерный монитор. Экран — в рамах разных расцветок. Вроде бы ничего особенного: взяли большой планшет и засунули в красивую рамку, но ведь никто другой (кроме Samsung) до такого почему-то не додумался.
Вся наша жизнь игра!
Знаете, какой вид развлечений стал в Азии невероятно популярным и прибыльным? Ни за что не догадаетесь. Киберспорт или eSport. Турниры по компьютерным играм проводятся в огромных залах при десятках тысяч зрителей, транслируются по телевидению и в YouTube. Люди платят за то, чтобы смотреть на тех, кто получает удовольствие. С этим трендом связана и растущая популярность VR-устройств. Промолчим о том, что увлечение виртуальной реальностью — это явный симптом разочарования в окружающей действительности. Кого это волнует? В любом случае лучше быть убитым «понарошку» в компьютерном шутере, чем на улице, по-настоящему и навсегда.
Ведущим производителям уже нет смысла вкладывать огромные деньги в создание технологий, которые могут обеспечить улучшение качества изображения. Эти технологии уже есть.
До недавнего времени развитие VR-технологий практически полностью было сосредоточено в визуальной сфере, звук оставался в стороне. Хотя в компьютерных играх уже давно делались попытки создания трехмерного звука средствами спикеров, расположенных в одной горизонтальной плоскости. В кино 3D-аудио — это уже давно коммерческая реальность. Однако во всех этих случаях эффект объема синтезируется на специализированном оборудовании. Осталась полностью неохваченной сфера «малого видео» — документального кино, любительских видеосъёмок. Камеры с углом зрения 360 градусов становятся всё более популярными, но общедоступных средств записи объёмного звука нет. Точнее, не было до сих пор.
Sennheiser презентовала свою технологию трехмерного звука AMBEO. Надо сказать, что разработки ведутся уже достаточно давно, а с 2010 года компания активно занимается записью звука в формате 9.1 и создавала эффектные звуковые инсталляции в лондонском Музее Виктории и Альберта, а также собственные передвижные демонстрации. В Лиссабоне показала свою свежую разработку — микрофон AMBEO VR, компактное устройство, предназначенное для записи полноценного объёмного звука для приложений виртуальной реальности. А также портативную бинауральную систему для записи 3D Audio на смартфонах — она состоит из внутриканальных наушников, совмещенных с парой микрофонов, и электронным блоком на проводе. Смартфон или планшет превращается в мобильную студию записи объемного звука. Пока выпущена версия под iOS, к осени обещают и под Android. Вероятно, успеют к выставке IFA 2017 в Берлине, которая пройдёт с 1 по 6 сентября.
Апрель 2017 г., Лиссабон — Москва