Вы никогда не задумывались, почему в большинстве студий для контроля звучания используется активная акустика? Профессионалы всегда добиваются максимального результата самым простым и эффективным способом, и в данном случае это не только разумное использование средств, но и техническая целесообразность.
РАВНЕНИЕ НА ПРОФИ
Хорошей иллюстрацией сказанному может стать перечень аппаратуры, которая нам понадобилась для построения нынешней системы — CD-проигрыватель с регулируемым выходом плюс набор кабелей: пара линейных и три сетевых. Вместо того, чтобы тратить деньги на усилитель и акустические провода, можно позволить себе источник подороже, или же купить ещё один – сетевой плеер, например. Вот вам первый аргумент в пользу активной акустики.
Второй приведу на примере уже конкретных систем, которые мы собираемся испытывать. Напомню, что мониторы AE1 выпускались в разных модификациях 30 лет, это была самая первая и чрезвычайно успешная модель, созданная инженерами Acoustic Energy. Отметить этот юбилей компания решила выпуском самой радикальной, активной версии своего бестселлера.
Размеры корпуса у AE1 Active те же, что у классического варианта – 30 х 18,5 х 25 см, да и конструкция та же – двухполосная, с 125-миллиметровым мидбасовым драйвером и крупным твитером. Но на этом сходство заканчивается. Каждая головка в модели Active работает от собственного 50-ваттного усилителя класса АВ. Питание тоже «аналоговое» — от линейного источника с сетевым трансформатором.
Каждая головка в AE1 Active работает от собственного 50-ваттного усилителя класса АВ. Питание тоже «аналоговое» — от линейного источника с сетевым трансформатором.
Полосы делятся на частоте 3500 Гц активными фильтрами Линквица-Райли четвёртого порядка (24 дБ/октаву). В этом и заключается главное преимущество активной системы – между выходом усилителя и динамиком нет громоздких катушек и конденсаторов, которые ухудшают демпфирование и поглощают часть энергии. Кроме того, реализовать четвёртый порядок на пассивных элементах (а они должны быть качественными) громоздко и дорого. Активные фильтры, наконец, проще сделать фазолинейными, да и в настройке они гораздо более гибкие. А в нашем конкретном случае ещё и возможность адаптировать мониторы для конкретных условий по НЧ и ВЧ в пределах -2, 0, +2 дБ трёхпозиционными переключателями на задней панели. Сигнал можно подавать и по балансному кабелю XLR, и по обычному, через гнездо RCA. Громкость регулируется отдельной ручкой сзади. При подаче сигнала 1 вольт RMS получается звуковое давление 105 дБ, так что можно подключать CD-проигрыватель с фиксированным выходом, а громкость задавать на мониторах. Не слишком удобно, зато тракт получится максимально короткий.
Теперь рассмотрим сами головки. Диффузоры мидбасовых драйверов — из спечённого алюминиевого порошка с добавлением керамической крошки. Оптимальное сочетание массы, жёсткости и демпфирования внутренних резонансов. Высокий конический пылезащитный колпачок узнаваем сразу, он уже стал визитной карточкой всех моделей AE1. Драйвер работает в фазоинверторном оформлении, причём порт не круглый, а выполнен в виде узкой щели на задней стенке.
27-миллиметровый алюминиевый купол твитера помещён в фирменный волновод WDT (Wide Dispersion Technology), расширяющий диаграмму направленности. Если присмотреться, можно заметить и небольшую круглую наклейку на внутренней стороне защитной сетки. Это т.н. апертурное тело для оптимизации фазовой характеристики. Кстати, за всю свою практику не припомню, чтобы производитель указывал дисперсию своей акустики. У AE1 Active она заявлена с солидным размахом – 130 градусов по горизонтали и 120 по вертикали.
Внутри корпуса, склеенного из 18-миллиметровых плит MDF, установлены стяжки и демпфирующие панели. Мониторы на фото – в отделке «палисандр» (125000 руб. пара), яркий лакированный шпон буквально светятся под софитами. Но можно выбрать варианты подешевле – белый и чёрный зеркальный лак (99000 руб.).
27-миллиметровый алюминиевый купол твитера помещён в фирменный волновод WDT (Wide Dispersion Technology), расширяющий диаграмму направленности.
Должен сказать, что английские специалисты, уделив столько внимания пространственным характеристикам мониторов, добились поистине феноменальных результатов. Звуковое поле насыщено подробностями и совершенно однородно не зависимо от того, на каком расстоянии вы слушаете. Картина ощущается объёмной и в ближнем поле, и в трёх – четырёх метрах от передней линии, а глубина сцены почти не зависит от уровня громкости. Это заслуга не только волновода WDT, но и разделительных фильтров с минимальными фазовыми сдвигами. На пассивных элементах добиться столь точного сведения полос без временнЫх погрешностей было бы крайне затруднительно.
Соответственно, музыкальный баланс воспринимается цельным, без акцента на отдельные инструменты или группы. Деревянные и медные духовые, струнные, ударные – всё в полной гармонии и, слушая, даже не задумываешься, что всё богатство спектра воспроизводится двумя небольшими динамиками. Мы слушали в акустически обработанном помещении, избытка ВЧ не ощущалось, но если у вас комната звонкая, переключатель TREBLE в положение -2 дБ — и нет проблем.
Но главное преимущество активного полосного усиления ощущается в нижнем регистре. Во-первых, это контроль. Динамик шунтируется выходным сопротивлением усилителя, которое задаётся глубиной обратной связи. Переборщить с этим тоже нехорошо, звук получится сухим, неестественным. У AE1 Active коэффициент демпфирования подобран грамотно – атака быстрая, не смазанная, что особенно хорошо чувствуется на щипковых инструментах. Удар хлёсткий, на мощных басовых нотах диффузоры ходят, словно поршни с пугающей амплитудой, но в пределах хорошо контролируемой зоны. Не исключено, что в НЧ-усилителе имеется фильтр инфранизких частот: динамик честно отрабатывает отведённый ему диапазон, но не пытается заходить глубже, где резко падает отдача и растут искажения. И что ценно, щелевой порт не свистит – лишь на большой громкости слышен лёгкие шорохи, если поднести ухо поближе к задней стенке. Не скажу, что динамический потенциал здесь безграничен, но при таких габаритах корпуса громкость неискажённого звучания может озадачить неискушённого слушателя.
Удар хлёсткий, на мощных басовых нотах диффузоры работают, словно поршни с пугающей амплитудой, но в пределах хорошо контролируемой зоны.
Из всех перечисленных технократических моментов складывается общее впечатление от новых систем Acoustic Energy. Совершенно очевидно, что главной целью при их создании была именно мониторность, т.е. предельно точная и вместе с тем комфортная подача музыкального материала. На это указывает и то, что в AE1 не стали встраивать ни ЦАПы, ни беспроводные модули, предпочтя чистую хай-файную классику. Так они и звучат: сбалансировано, с высоким разрешением по всему диапазону, динамично и уверенно на всех музыкальных жанрах. Чёткое разделение инструментов, прекрасное чувство ритма, высокая разборчивость на фонограммах с насыщенным спектром. Но чтобы получить максимум от этой пары, имеет смысл подобрать сетевые кабели, они влияют на передачу атмосферы и локализацию мнимых источников в верхнем диапазоне.
По эффективности вложенных средств это очень привлекательный вариант – четыре усилителя с очень грамотными акустическими системами менее чем за 100 тыс. рублей.
Профессионалы выбирали бы этот вариант, а чем мы хуже?
СИСТЕМА
- CD-проигрыватель Creek CD-100
- Кабели:
- межблочные Studio Connections Reference XLR
- cиловые ISOL 8 IsoLink, Shunyata Research Ztron Z-PC10
МУЗЫКА
- Dali, «In Admiration of Music. Volume 4». Dali CD, 2015
- Jean Sibelius «Violin Concerto». Anne-Sophie Mutter & Staatskapelle Dresden. Deutsche Grammophon, 1995
- «Great Cover Versions». Inakustik, Reference Sound Mastering, 2013
- Noisia, «Split the Atom». 2 CD, Mau5trap, 2013
Так они и звучат: сбалансировано, с высоким разрешением по всему диапазону, динамично и уверенно на всех музыкальных жанрах.
AE1 Active
Производитель: Acoustic Energy, Ltd. (Великобритания)
www.acoustic-energy.co.uk
Конфигурация: 2 излучателя, 2 полосы || Акустическое оформление: щелевой фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 40 – 25000 Гц (+/- 6 дБ) || Частота раздела полос: 3500 Гц || Кроссоверы: активные Линквица-Райли 4-го порядка || Чувствительность (при 104 дБ на 1 кГц): 1 В RMS || Максимальное/пиковое звуковое давление: 105/115 дБ || Мощность встроенных усилителей НЧ/ВЧ: 50/50 Вт || Диаграмма направленности по горизонтали/вертикали: 130/120 град. || Коррекция АЧХ по НЧ и ВЧ: -2, 0, +2 дБ || Отделка: белый и чёрный лак, Piano Cherry Veneer || Габариты 300 x 185 x 250 мм || Масса 1 шт.: н.д. || Цена за пару: 99000 руб. в лаковой отделке, 125000 руб. в шпоне.
Редакция благодарит московский Salon Hi-Fi за помощь в проведении теста
Комментарии [3]
Максим
А что за стойки использовались? Интересно, что за толстый демпфер у них в основании.
Тестировать мониторы с межблоками и каждым из силовиков в их стоимость… это да… На моих Dynaudio Focus 110A толк от подобного слышен был только после замены всей внутренней проводки и дублирования дорожек…
Николай ЕФРЕМОВ
Максим, это были Pro-Ject SB Stand 70 (17 тыс. руб. за пару). Компания выпускает свои стойки AE Reference stand, модифицированные специально для АЕ1 Active (цена около 45 тыс.)
Андрэ
Вот за этот обзор спасибо огромное. Да за один внешний вид уже цена на такие колоночки не кажется высокой — чертовски красивые. Было очень интересно почитать про них.