Компания Jadis всегда предпочитала стиль Old School с ламповым усилением, и не отказывается от своих убеждений под давлением современных реалий. А реалии таковы – нужно привлекать молодёжную аудиторию к домашнему прослушиванию музыки, соблазняя недорогой, но хорошей техникой. Как можно сэкономить, не нарушая главных принципов High End Audio, выясняем на примере недавно выпущенного интегральника.
ДИТЯ АРИСТОКРАТИИ
Серьёзные бренды, входящие в массовый сегмент, сталкиваются с мощной конкуренцией со стороны китайского ноунейма, и что особенно неприятно, в последнее время она стала распространяться и на ламповые усилители. Покупатель поставлен перед выбором: выбрать на Aliexpress кота в мешке за 200 – 300 долларов или раскошелиться на приличный аппарат с гарантией? Первый вариант может подойти любителям рискнуть деньгами или самодельщикам, способным держать паяльник. Людям с хорошим слухом и гуманитариям — категорически не советую.
Что касается мощности, то тридцати ватт при достаточно чувствительной акустике в домашних условиях более, чем достаточно. Факт, чуть позже доказанный на практике.
Новинка от Jadis стоит около 2500 € в рублёвом эквиваленте, и можно представить, каким вызовом для компании, прочно обосновавшейся в сегменте High End Audio, стало создание аппарата такой стоимости. Ламповые усилители вообще не дёшевы в производстве, а те, что под маркой Jadis, кроме всего прочего, производятся во Франции с использованием ручного труда из отборных комплектующих. Попробуем разобраться, как французским разработчикам удалось вписаться в прокрустово ложе бюджетных ограничений.
Прежде всего, это применение не самых мощных выходных тетродов 6L6, из-за чего потенциал усилителя не превышает 2 х 15 Вт на нагрузке 4 и 8 Ом. Напомню, что в более дорогие модели, например, Orchestra, можно ставить EL34, KT88, 6550 или даже KT120 в зависимости от желаемой мощности и звуковой сигнатуры. Впрочем, по последнему критерию к 6L6 претензии маловероятны – звучание этих невысоких баллонов устраивает и музыкантов (6L6 используются во многих гитарных комбиках), и подавляющее большинство меломанов. Что касается мощности, то тридцати ватт при достаточно чувствительной акустике в домашних условиях более чем достаточно. Факт, чуть позже доказанный на практике. Все лампы в усилителе – российского производства, что можно считать ещё одной статьёй экономии. Если очень захочется, со временем их можно будет заменить на NOS (New Old Stock), но приготовьтесь к тому, что только за подобранный квартет 6L6 от RCA или Sylvania придётся выложить сумму, примерно равную трети стоимости усилителя. Исходя из собственного опыта могу сказать, что саратовские 6L6 с маркировкой Tung-Sol по звучанию не слишком уступают изделиям культовых фирм.
А вот на чём создатели «Диапазона» не стали экономить, так это на схемотехнике и надёжности. Выходные лампы работают в классе АВ с полуавтоматическим смещением. Это значит, что в сетки подаётся небольшое отрицательное напряжение, но в большей степени режим задаётся резистором в цепи катодов. За счёт этого удаётся получить динамичное звучание, не вызвав резкого роста искажений. Ток покоя контролируется по двум линейкам светодиодов на верхней панели, а регулируется подстроечниками «под шлиц». Это правильно, т.к. со временем параметры ламп меняются, и после первых 50 –100 часов работы режимы рекомендуется подкорректировать. При подходе начала клиппирования выходных каскадов в конце линейки начинает мигать красный LED – в таком случае громкость лучше убавить.
Ток покоя контролируется по двум линейкам светодиодов на верхней панели, а регулируется подстроечниками «под шлиц».
Усилитель рассчитан на подключение шести линейных источников и, кроме этого, за 295 евро можно добавить плату USB ЦАПа 16/44. Селектор входов установлен сзади, возле платы с гнёздами RCA, а на лицевую панель его ось выведена через длинный шток. За счёт этого устраняется шлейф проводов, уменьшаются наводки на входные цепи. Сигнал с выбранного входа поступает на регуляторы громкости и баланса (потенциометры ALPS RK27), затем – усилитель напряжения на ECC82 Electro Harmonix и драйвер на ECC83 Tung-Sol.
В отличие от других моделей Jadis, в «Диапазоне» используется печатный, а не навесной монтаж, требующий кропотливого и дорогостоящего ручного труда. Зато платы «военные», толщиной 2,2 мм с 70-микронным слоем меди, а ламповые панельки керамические, с усиленными контактами.
Не стали экономить и на главном – силовом и выходных трансформаторах. Мотали на Ш-железе по собственной технологии, выбрав толщину набора как минимум с двукратным запасом. Отсюда и масса – 12 килограммов при стандартных хай-файных габаритах.
Да, упростился дизайн. Ни хромированных трансформаторных экранов, ни «золотой» лицевой панели, ни роскошных ручек регуляторов у «Диапазона» нет. Но и в нынешнем оформлении аппарат смотрится вполне респектабельно – прочное шасси из полированной нержавеющей стали, качественные разъёмы, съёмный перфорированный кожух, прикрывающий лампы.
Вопреки устоявшемуся мнению, что лампы «мажут» нижние ноты, потери контроля не ощущалось вплоть до самых нижних частот.
Чтобы выявить динамический потенциал усилителя, мы подключили к нему трёхполосные напольники ProAc Response K6 чувствительностью 90 дБ. Слушали в умеренно заглушенной 30-метровой комнате.
Первые 15 – 20 минут Diapason прогревался: облагораживались сибилянты, струнные теряли утомительную жёсткость, звучание в целом становилось музыкальнее и объёмнее. А вот бас – низкий, вполне оформленный – появился сразу. Вопреки устоявшемуся мнению, что лампы «мажут» нижние ноты, потери контроля не ощущалось вплоть до самых нижних частот. На электронной музыке диффузоры «Проаков» отрабатывали мощную басовую составляющую резко, с эффектным ходом. Вот что значит двухтактные каскады на лучевых тетродах с хорошими выходными трансформаторами: атака не затянута, в полной мере передаётся энергия удара, его наполнение. Ограничение мощности почувствовалось лишь на симфоническом Tutt, да и то при громкости почти на три часа. Тут уже начинают мигать красные LEDы, но в этот момент Diapason субъективно выдаёт больше 15 Вт на канал, и клиппирует очень мягко, не сразу и заметишь на слух. Правильно говорят, что ламповые ватты не такие, как транзисторные.
Середина в меру певучая, не усыпляющая. Тембры струнных и духовых инструментов передаются натурально, с массой характерных штрихов. Послезвучия, отклик струны, долгие реверберации барабанной мембраны … На струнных квартетах, небольших джазовых составах, фортепианных пьесах возникает примерно такой же эмоциональный контакт, как и при живом исполнении. Музыка преподносится не формально, как бы лично для тебя.
Внимательно прислушивался к верхнему диапазону, и почти не нашёл, к чему придраться. Ну, если только усилителю можно приписать некоторую сухость в диапазоне 6 – 8 кГц, не характерную для «Проаков» с ленточными твитерами. А вот всё, что выше по спектру – просто здорово: серебро буквально с искрой, удары по тарелкам сопровождаются долгим, рассыпчатым звоном и светлым облаком обертонов, уходящих в ультразвуковую область. И облако это объёмное, постепенно растворяющееся в воздухе.
На струнных квартетах, небольших джазовых составах, фортепианных пьесах возникает примерно такой же эмоциональный контакт, как и при живом исполнении.
Jadis Diapason способен отыгрывать тонкие нюансы и создавать особое настроение, но самое ценное, что он обладает даром убеждения. В том, что ты слушаешь хорошую музыку, даже если раньше считал этот жанр совершенно не интересным.
СИСТЕМА
- CD-проигрыватель Naim CD-5XS
- Акустические системы ProAc Response K6
- Кабели S.A.Lab
МУЗЫКА
- Dali, «In Admiration of Music. Volume 4». Dali CD, 2015
- Jean Sibelius «Violin Concerto». Anne-Sophie Mutter & Staatskapelle Dresden. Deutsche Grammophon, 1995
- «Great Cover Versions». Inakustik, Reference Sound Mastering, 2013
- Noisia, «Split the Atom». 2 CD, Mau5trap, 2013
Jadis Diapason
Производитель: Jadis Electronics (Франция)
www.jadis-electronics.com
Выходная мощность 4/8 Ом: 2 х 15 Вт || Частотный диапазон: 20 Гц — 25 кГц || Смещение выходных ламп: полуавтоматическое || Чувствительность: 100 мВ || Входы: 6 х RCA, USB (опция) || Комплект ламп: 4 х 6L6, 2 x ECC83, ECC82 || Потребляемая мощность: 150 ВА || Габариты (Ш x В x Г): 370 x 165 x 350 мм || Масса: 12 кг || Цена: 2495 евро
Редакция благодарит московский салон «Нота Плюс» за помощь в проведении прослушивания.