«Я не знаю, каков процент сумасшедших на этот час», — пел когда-то Виктор Цой. Теперь уже неясно, что именно стояло за этим образом, и спросить не у кого. Я, впрочем, всегда считал это слово скорее положительной характеристикой, имея в виду не столько умалишенных, сколько людей, фанатично увлеченных чем-то очень интересным. И воплощающих свои увлечения в жизнь.
Вот, к примеру, промоутер Борис Литвинцев, он же The Blade. Вот уже много лет он с упорством, достойным, возможно, какого-то иного применения, привозит в Москву британских блюзовых музыкантов. И не ветеранов, легенд жанра, — достаточно молодых артистов. Я, честно сказать, не уверен, что таким занятием можно обеспечить себе достойное существование: промоутерский бизнес — штука ненадежная, тем более в таком жанре, как блюз, жанре вечном, с одной стороны, жанре, из которого, в сущности, выросла вся современная популярная музыка и джаз — и оставшемся в России весьма нишевым, на любителя. Мне даже иногда кажется, что после очередных гастролей Борис, что называется, завяжет — но нет, он снова стучится в чат фейсбука с сообщением о новом имени и новых концертах.
Безумство храбрых? Думаю, дело не в этом. Тут, как в физике элементарных частиц: остановившаяся частица исчезает, аннигилирует, если я правильно понял из рассказа одного физика-теоретика; если неправильно, неважно, уж больно образ хорош. Так и Борис — совершенно не представляю, куда он денется, если под эгидой организованного им бесконечного фестиваля The Great British Rhythm & Blues Invasion в Москву и другие города России не приедет новый артист с брегов Альбиона.
Сколько их было за эти годы! Многие приезжали по несколько, как Иннис Сайбан, гитарист самого широкого профиля, отработавший с Робертом Плантом тур Fate Of Nations.
Как Джайлс Робсон, лучший блюзовый харпист (гармошечник) 2012 года.
Как гитарист Фрэнк Эш, экс-бэнд-лидер Лютера Эллисона и Скримин’Джея Хокинса, добравшийся в прошлом году аж до Архангельска.
Как, наконец, жизнерадостно-скуластый Уилл Джонс, племянник Эрика Клэптона — он выступал в России на пару с Малькольмом Брюсом (сыном Джека Брюса) и отыграл программу Songs Of Cream, посвященную понятно какому супертрио, а потом — один, проехавшись по стране и заключив невероятный пакт о сотрудничестве с мордовской этно-группой «Ойме».
И кроме них — Гвин Эштон, Рон Сэйер, Биг Джо Луис, Ролло Марки… впрочем, проще будет заглянуть в какой-нибудь британский журнал, например, в Blues Matters, когда он подводит итоги года — из имен номинантов и лауреатов, думаю, значительная часть либо побывала в России усилиями Литвинцева, либо собирается сюда. Более того, некоторое время назад Борис затеял и вовсе невероятную в условиях всеобщего падения интереса к физическим носителям историю: он совершенно легально, с соблюдением всех авторских прав выпускает лимитированным тиражом весьма стильные диджипаки со сборниками «своих» артистов — как тематическими, так и сольными. В коллекции уже, кажется, одиннадцать компакт-дисков и на подходе — новые…
И вот отсюда начинается очень важный для меня разговор.
Гастроли блюзовых британцев нужны нам не только потому, что они и впрямь демонстрируют высокий класс владения инструментами, свободу и открытость, потрясающий драйв — они показывают, что блюз, традиционно считающийся у нас музыкой старшего поколения (и адресованной ему!), с большим удовольствием играют и поют люди вполне молодые, обаятельные и привлекательные (вспомнить хотя бы красотку Лорну Фозергилл, выступавшую, впрочем, вместе с мужем, гитаристом по имени Джулс). Особенно это важно для неизбалованной зарубежными гастролерами провинции. Терпеть не могу культуртрегерство как образ деятельности, но тут долгоиграющий фестиваль Литвинцева и впрямь несет в массы культуру; слава Богу, просветительских амбиций у Бориса нет — он просто делится с публикой тем, что любит и чем восхищается. Выходит, что в эпоху всеобщей международной напряженности и косых взглядов на высшем уровне российский промоутер наводит культурные мосты между американским блюзом, британскими музыкантами и российским слушателем, и от этого выигрывают все.
Кстати говоря, буквально через неделю в Москву приезжает еще один британский блюзмен, гитарист Тодд Шарпуилл, блюзмен «голубых кровей» (да, он и впрямь в родстве с британскими королями!), выступавший и записывавшийся с такими грандами, как Айк Тернер, Хьюберт Самлин, Ван Моррисон и однажды «подвинувший» в номинации «лучший гитарист» премии British Blues Awards самого Эрика Клэптона. Надеюсь встретиться с вами в связи с этим 16 марта в концертном зале ЦДХ, чтобы вместе вновь убедиться в том, что блюз вечно молод и всегда неожидан.