Акустика с загадочным названием Peak Consult до сих пор была не слишком известна в России, хотя за 21 год своего существования производитель успел завоевать прочную репутацию у любителей музыки во многих странах. Судя по первым впечатлениям, появление новой марки может стать событием и для отечественных меломанов.
ТОНКОСТИ ЖИЗНИ
Первая привезённая в Россию модель демонстрировалась в ноябре прошлого года на выставке MHES 2016. Это как раз и были Zoltan V Signature – солидные 66-килограмовые системы, которые играли в связке с ламповым однотактником мощностью 2 х 55 Вт. Общей динамикой, контрастностью и масштабом звукового пространства картина реально впечатляла. И дело не только в высокой чувствительности акустики (93 дБ Вт/м) — её разработчик, Пер Кристофферсен (Per Kristoffersen), сумел создать трёхполосную конструкцию с ровным импедансом во всём рабочем диапазоне, по его собственным словам, — «как у обычного резистора большой мощности».
И это лишь одна из нескольких особенностей «Золтанов», хотя и немаловажная. Внешне эти системы производят впечатление своей внушительной монументальностью, тщательностью изготовления и продуманностью мельчайших нюансов. Впрочем, при создании акустики мелочей не бывает, а уж в сегменте High End – и подавно.
История компании достаточно типична. Кристофферсен, будучи, как и большинство его друзей, страстным любителем симфонической музыки, не мог найти подходящую пару АС для её достойного воспроизведения. Начались поиски и эксперименты, и поскольку в Дании производятся лучшие в мире комплектующие, а мастера-краснодеревщики известны на весь мир, проект был успешно реализован. Правильной акустикой были обеспечены все знакомые, а в 1996 году зарегистрирована компания и выпущена первая коммерческая партия.
Простукивание корпуса оказалось делом совершенно бесполезным, с таким же успехом можно было проверять на отклик цельный ствол дерева.
Сейчас в каталоге Peak Consult восемь моделей: Princess V, InCognito X, Empress VII, Zoltan V, El Diablo V, Kepheus, Typhoeus и Dragon. Самый крупный рынок сбыта – США, где High End Audio пользуется большим спросом, но и конкуренция в этом сегменте чрезвычайно высока. Совсем недавно я обнаружил El Diablo в элитном салоне Yeller Sound & Vision на 29-м этаже небоскрёба в Шэньджене, где они стояли в одном ряду с Wilson Audio, Gryphon, Focal Grand Utopia, Burmester и акустикой других не менее именитых марок.
Итак, знакомимся с Zoltan V, напольной трёхполосной системой высотой чуть более метра. Простукивание корпуса оказалось делом совершенно бесполезным, с таким же успехом можно было проверять на отклик цельный ствол дерева. В борьбе с вибрациями здесь задействованы самые эффективные методы: стенки представляют собой сэндвич, склеенный из нескольких слоёв HDF (древесно-волоконных плит высокой плотности) общей толщиной от 4 до 7,5 см. Прибавьте к этому наружную отделку — 2,5-сантиметровые щиты из массива дерева твёрдых пород, каждый фрагмент которых тщательно подобран по рисунку и подогнан вручную. Часть лицевой панели с СЧ и ВЧ-излучателями наклонена назад и заужена кверху. Этим убивается сразу несколько зайцев: – улучшается временное согласование верхних полос, минимизируются дифракционные эффекты и отражается стоячая волна внутри корпуса.
Все динамические головки, разумеется, датские. Дюймовый твитер Scan-Speak с шёлковым куполом доработан в соответствии с требованиями Кристофферсена. 5-дюймовый среднечастотник и пара 7-дюймовых басовых драйверов изготовлены компанией Audio Technology. Она специализируется на ручном изготовлении динамиков по индивидуальным заказам, причём разработкой занимаются Эйвинд и Пер Скаанинг (Ejvind и Per Skaaning) — специалисты, запускавшие аналогичное производство на Scan-Speak и Dynaudio. Главным критерием при создании головок для Zoltan была повышенная скорость отклика и эффективное охлаждение звуковых катушек во избежание тепловой компрессии на большой громкости. В конструкции используется технология Symmetric Drive, радикально снижающая нелинейные искажения. Согласно данным производителя, басовое звено в фазоинверторном оформлении начинает работать от 20 Гц (-3 дБ).
Полосы делятся на частотах 250 и 4800 Гц фильтрами второго порядка. Схема собрана навесным монтажом и заключена в герметичный отсек во избежание микрофонного эффекта. Все соединения и внутренняя проводка выполнены одножильным серебряным проводом фирмы Stereovox, пайка – серебряным припоем. Предусмотрен bi-wiring через четыре массивные клеммы с родиевым покрытием.
Главным критерием при создании головок для Zoltan была повышенная скорость отклика и эффективное охлаждение звуковых катушек во избежание тепловой компрессии на большой громкости.
Как видите, ничего особо революционного в Zoltan V Signature нет, просто всё сделано без малейших компромиссов, без оглядки на себестоимость. Добавлю: с пониманием и любовью к собственному делу – без этого ничего путного не получится, сколько денег ни вкладывай.
Корпуса изготавливаются и доводятся до идеальной кондиции вручную опытными мастерами. Стандартная отделка рассчитана, в основном, на классические интерьеры: палисандр (на фото), орех, чёрный лак и белая матовая. По спецзаказу деревянный массив может быть протравлен до любого цвета, есть даже экстравагантный вариант «серебристый металлик».
Слушать «Золтаны» мы решили в виниловом тракте с известным нам проигрывателем TW-Acustic Raven AC , на который был установлен «родной» тонарм Raven 10.5 и MC-головка ручной работы Ikeda 9TT. Все компоненты, включая кабели, тщательно подбирались, система предварительно была прогрета.
Можно долго рассказывать о преимуществах пассиковых проигрывателей, повышающих MC-трансформаторов и важности тонкого тюнинга кропотливым подбором кабелей, конусов, и проч. А можно один раз послушать комплект с очевидным синергетическим эффектом, и всё вопросы отпадут сами собой.
Голос – будто ты сидишь в клубе и слушаешь живого Джаггера через видавшую виды сценическую подзвучку.
В нашем случае отсутствовали даже малейшие признаки механического воспроизведения. Конечно, поверхностный шум и треск пластинок имел место, но эти артефакты моментально ушли куда-то за пределы сознания и включились совершенно иные механизмы восприятия. Главным стало содержание записи, а не способ её передачи слушателю. Например, как тенор сакс Стена Гетца задаёт тему для баритона Джерри Маллигана [1], и как ведущий и ведомый несколько раз меняются ролями. Как по-особенному звучат оба инструмента, сколько в них настоящего металла, гармонических подробностей и как на пластинке 1957 года на удивление достоверно передана атмосфера зала. Специалист отметит и особенности звучания микрофонов, но мы в такие дебри углубляться не станем. Драйв, ритм, неожиданные повороты темы – вот что важнее.
Ранний сборник The Rolling Stones, первый пресс, предельно аутентичная запись [2]. Немного дилетантская по современным меркам, с выпирающей серединой, но насколько живая! Голос – будто ты сидишь в клубе и слушаешь живого Джаггера через видавшую виды сценическую подзвучку. Впервые на этом диске появилась настоящая бас-гитара: вместо невнятного гудения – щипок, атака, упругий удар по ушам. Да, расстановка инструментов на виртуальной сцене типична для 60-х, но в ней и воздух, и объём. А как трогателен оркестр на «As Tears Go By»: музыканты выводят партии старательно, словно школьники на отчётном концерте. Сплошные ассоциации и воспоминания. Жаль, что большинство систем превращает старый рок в проходные, серенькие мелодии, которые сколько ни слушай — не зацепит.
Ещё одно откровение — Ella & Duke at The Cote D’Ázur [3], живое дыхание ушедшей эпохи, настоящее искусство, и музыкальное, и режиссёрское. Каждый номер – маленькая история, просто нереально оторваться.
Теперь вершина виниловой технологии – «Шахерезада», Чикагский симфонический, за дирижёрским пультом Фриц Райнер. Мастеринг и пресс Analog Productions [4]. Вот где мощь, напор, нереальная динамика и супер разрешение по всему диапазону – от басового фундамента до самых верхних обертонов. Да, на виниле может присутствовать полный звуковой спектр, и на правильных изданиях при наличии хорошей головки вы услышите не только настоящие тарелки, с серебром и объёмным облаком верхних гармоник, но мощный басовый фундамент.
Вот где мощь, напор, нереальная динамика и супер разрешение по всему диапазону – от басового фундамента до самых верхних обертонов.
Второй, уже известный нам альбом, неизменно оставляющий очень сильное впечатление — «Dance Macabre» Сен-Санса [5]. Будто нет уже в комнате никакой техники, никаких акустических систем – музыка буквально накрывает с головой, и не вынырнешь из неё, пока не кончится сторона пластинки.
Странно, что CD и хайрезов формально впечатления очень похожие, но всегда чего-то не хватает. Будто пьёшь дистиллированную воду – уже не лезет, а ощущение жажды не проходит. Мне кажется, аналоговый тракт способен передать некую внутреннюю энергию музыки, которая теряется при конвертировании в цифру. И чем сложнее этот процесс, чем больше преобразований при создании файла, тем меньше в нём жизни. Это кстати, чувствовалось и в эпоху кассетных магнитофонов – копия с винила всегда звучала интереснее, чем запись, сделанная с CD. Архаичный и не слишком совершенный способ переноса музыки на звуковую дорожку в чём-то оказывается предпочтительнее, чем цифра с её великолепными объективными характеристиками.
Правда, извлечь это «что-то» из пластинки не просто, нужна кропотливая работа, но на этот раз нам удалось это сделать. При этом Zoltan V Signature, столь внушительные и тяжёлые, оказались чрезвычайно деликатным звеном в системе, способной передать все тонкости нецифрового звучания.
CИСТЕМА
- Виниловый проигрыватель TW-Acustic Raven AC, тонарм Raven 10.5, головка Ikeda 9TT
- Повышающий МС-трансформатор Ikeda IST201, Ypsilon MC30
- Фонокорректор TW-Acustic RPS-100
- Предварительный усилитель Ypsilon Phaethon
- Моно усилители мощности Ypsilon Aelius
- Кабели:
- фоно Acrolink 8N Phono Reference
- линейные Acrolink 7N- DA5100 Mexcel
- акустические Acrolink 7N-S9000 Mexcel
- силовые 7N-PC7500, 7N-PC9500 Mexcel
МУЗЫКА
- Gerry Mulligan Meets Stan Getz. Verve, 1957
- The Rollong Stones, «Hot Rocks 1964 — 1971». ABKCO, 1972
- Ella & Duke at The Cote D’Ázur. Verve, 1967
- Rimsky Korsakov, «Scheherazade». Fritz Reiner, Chicago Symphony Orchestra.
Analogue Productions, 1998 - Saint-Saëns, «Dance Macabre». DECCA, 1971
Peak Consult Zoltan V Signature
Производитель: Peak Consult (Дания)
www.peak-consult.dk
Конфигурация: 4 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 20 — 30000 Гц (-3 дБ) || Номинальное сопротивление: 4 Ома || Чувствительность (1 Вт/1 м): 93 дБ || Частоты раздела полос: 250/4800 Гц || Стандартная отделка: палисандр, орех, чёрный лак и белая матовая || Габариты с шипами: 295 x 1080 x 380 мм || Масса 1 шт.: 66 кг || Цена за пару: 39650 евро в рублёвом эквиваленте
Комментарии [2]
Юрий
В данных акустических системах твиттером является morel MDT 30,а никак не scan speak!
Николай ЕФРЕМОВ
The three-way, four driver Zoltan features all Danish drivers: the ubiquitous (hometown grown) Scan-Speak 1 inch soft dome tweeter customized for the Zoltan;