«Должен признаться, что Gryphon всегда разрабатывал аудиокомпоненты, которые были нужны и желанны мне самому. Ни один из них не создавался в результате маркетингового расчёта. Кому-то это может показаться высокомерным, возможно, это так и есть, но мне такой подход кажется самым честным, пусть кто-то и не разделяет мою точку зрения».
Флемминг Е. Расмуссен
МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Gryphon Audio Designs начала свой путь к вершинам аудио с выпуска электронных компонентов, а первая акустическая система была создана через 14 лет после основания компании. Столь долгий срок понадобился для исследований и выработки собственной философии в области электроакустики. Помимо самого Расмуссена, в её работе над ней участвовали Стин Дьюланд (Steen Duelund), датский математик и владелец Duelund Coherent Audio, а также специалист по проектированию и измерениям Ларс Маттизен (Lars Matthisen). Сформулированный ими принцип звучит предельно коротко: «все драйверы должны работать синфазно всё время и на всех частотах». А вот реализовать на практике его очень и очень непросто, особенно в многополосных системах. Стин разработал схему фазолинейных кроссоверов, а также рассчитал оптимальное расположение излучателей на переднем щите, обеспечивающее минимальные фазовые погрешности. Кроме того, Duelund Coherent Audio специализируется на производстве высококачественных конденсаторов, графитовых безындукционных резисторов и ленточных катушек с малыми потерями. Они, наряду с изделиями Jensen, Holm и Mundorf, используются в разделительных фильтрах акустики Gryphon. Кроме того, в Дании сосредоточены производственные мощности компаний SEAS и ScanSpeak, выпускающих отличные динамические головки, в т.ч. и по спецзаказам. Динамики, используемые в акустике Gryphon, разработаны буквально с нуля. Многослойные диффузоры с пропиткой по собственному рецепту, нерезонирующие корзины и эффективно охлаждаемые звуковые катушки, для симметрии намотанные двойным проводом – благодаря особой конструкции драйверы работают в поршневом режиме в широком диапазоне частот, без компрессии и при минимальных нелинейных искажениях.
После всесторонних измерений и окончательной доводки опытные образцы акустических систем проходят финальное испытание – экспертное прослушивание сотрудниками Gryphon. У Расмуссена имеется фонотека из студийных мастер-лент, записанных с 1956 по 1976 год, которые и используются для субъективных тестов.
Благодаря особой конструкции драйверы работают в поршневом режиме в широком диапазоне частот, без компрессии и при минимальных нелинейных искажениях.
Сборка, отделка, контроль качества и упаковка производится под одной крышей на собственной фабрике в Дании. Практически всё оборудование, включая измерительное, а также программное обеспечение для него, создано своими силами под конкретные задачи.
Напольные системы Pantheon (высота чуть менее полутора метров, вес одной колонки в упаковке 122 кг) компания относит к категории компактных. Что, в общем, справедливо, если сравнивать с такими монстрами, как Kodo, Pendragon и Trident. «Пантеоны» — трёхполосные, с симметричным расположением драйверов. В центре лицевой панели, имеющей аэродинамический профиль, установлен крупный твитер Mundorf AMT (Air Motion Transformer), т.е. преобразователь д-ра Хейла. Излучающим элементом в нём служит невесомая гофрированная лента, которая движется в сильном магнитном поле. По причине мизерной массы она не обладает инерцией, поэтому мгновенно реагирует на приходящий сигнал и воспроизводит частоты до 32 кГц. Как и в полочниках Mojo S, полоса твитера простирается достаточно низко, до частоты раздела 2300 Гц. После этой отметки эстафету принимает пара 5,5-дюймовых среднечастотников с лёгкими диффузорами из пропитанной стеклоткани. Малая масса подвижной системы обусловливает согласование с твитером по скорости отклика, а расположение по схеме д’Апполито — расширенную диаграмму направленности в СЧ-полосе.
Тандем 7-дюймовых басовиков с малой добротностью тоже расположен симметрично относительно остальных излучателей. Все диффузорные головки — собственной разработки Gryphon, с тройными магнитами и усиленными корзинами. Каждая из них крепится на индивидуальной платформе с виброразвязкой от переднего щита, толщина которого достигает 7 см. При этом диффузоры и излучатель AMT находятся в разных плоскостях, за счёт чего достигается когерентность суммарного излучения. Вокруг твитера наклеен слой поглощающего материала, устраняющего отражения и, соответственно, интерференцию на ВЧ.
Басовые драйверы работают в фазоинверторном оформлении, порты, выведенные на заднюю стенку, задемпфированы плотной материей для снижения турбулентных призвуков. Внутренний объём заполнен смесью чисто натуральной шерсти и синтетических волокон. Сзади в скошенную грань корпуса врезано нечто, напоминающее панель акустического сопротивления – сетчатый гриль с пористым наполнителем.
Диффузоры и излучатель AMT находятся в разных плоскостях, за счёт чего достигается когерентность суммарного излучения.
Элементы разделительных фильтров подбираются вручную под конкретный набор динамиков. Первая частота раздела очень низкая, 280 Гц, поэтому в НЧ-звене используются электролитические конденсаторы. Во избежание искажений на малых уровнях, на них подаётся поляризующее напряжение от двух 9-вольтовых батареек, спрятанных в нишах на терминальной панели. Поскольку ток утечки качественных «электролитов» очень мал, её заряда хватает на 2 – 3 года не зависимо от интенсивности эксплуатации колонок. Для проверки имеется тумблер и светодиод, который загорается, если Bias OK. Разумеется, колонки могут работать и без подпитки. Входные клеммы (bi-wiring не предусмотрен) – фирменные «грифоновские», внутренняя проводка выполнена посеребрённой медью в тефлоновой изоляции.
Диаграмма направленности «Пантеонов» сформирована так, чтобы минимизировать боковое излучение и, соответственно, взаимодействие с помещением. Поэтому производитель не рекомендует применять какие-либо средства акустической обработки – в данном случае от неё может быть больше вреда, чем пользы.
Колоссальная масса колонок, прежде всего, обусловлена бескомпромиссной конструкцией корпуса: многослойные стенки, внутренние камеры и тщательно рассчитанные рёбра жёсткости, толстая плита с солидными конусами… На первый взгляд цветовая гамма несколько мрачновата, но типично скандинавский дизайн в целом гармоничен и подкупает строгим технократизмом. В отличие от ярких Mojo S, «Пантеоны», несмотря на монументальную основательность, не доминируют в интерьере, но мгновенно приковывают к себе внимание.
Вообще говоря, при прочих равных я всегда отдавал предпочтение полочной акустике, считая слитность звучания и пространственную точность важнее общей динамики и глубины баса. И всегда считал этот компромисс неизбежным. «Пантеоны» способны разубедить тех, кто придерживается такой же точки зрения. Они способны накрыть с головой мощным саундом, в котором каждый инструмент, каждый звук и каждый нюанс будет чётко прорисован. Масштаб картины поражает, но ничуть не меньший эффект создаёт её потрясающая детальность во всём диапазоне, от инфранизкого баса до самых лёгких обертонов. Вот, например, оркестровые композиции на сборнике Tutti. До вступления оркестра ещё несколько мгновений, а ты уже ощущаешь себя в концертном зале – чувствуется его дыхание, движение воздуха, пойманное чуткими микрофонами при записи. А на музыке – мощный басовый фундамент, искрящаяся медь духовых и серебро ударных с тонким облаком высших гармоник. Всё-таки, излучатели Хейла – вещь, жаль только, что немногим удаётся их приручить. В целом же – стена звука с невероятным количеством музыкальных подробностей. А ведь мы слушали в зале, где находилось ещё человек двадцать. Конечно, и источник, и усилитель играют немаловажную роль, но то, как выстраивается пространство, и как трёхмерное поле взаимодействует с помещением – исключительно заслуга «Пантеонов». На фото видно, что колонки поставлены очень широко и близко к боковым стенам, а это очень рискованная ситуация. Тем не мене, ни проблем с басом из-за отражений, ни провалов в звуковой сцене не ощущалось. Похоже, при таких габаритах и колоссальном динамическом потенциале эти системы смогут работать без проблем и в относительно скромных по площади помещениях.
Есть ещё один важный момент – правильный масштаб мнимых источников в звуковой сцене, который формируется не только передачей их виртуального размера, но и наполнением, телесностью. Контрабас чувствуется тактильно, как и удар большого барабана, рояль занимает в сцене абсолютно реальный объём. Вместе с тем скрипка, перкуссии, деревянные духовые не раздуты и не уменьшены. Т.е. по сути, «Пантеоны» — это гигантские мониторы с идеальным сведением и временным согласованием частотных полос.
Диаграмма направленности «Пантеонов» сформирована так, чтобы минимизировать боковое излучение и, соответственно, взаимодействие с помещением.
И та же особенность, которую я отмечал у Mojo S – контрастность, высокая информативность и точность не вступают в противоречие с музыкальностью. К звучанию «Пантеонов» сложно будет придраться и опытному звукорежиссёру, и далёкому от технических премудростей коллекционеру записей. Причём жанр здесь не будет иметь никакого значения – и джазовые составы, и рок 70-х, и даже такой экстрим, как Noisia – всё будет передано неотличимо от оригинала.
МУЗЫКА
- «Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997.
- Led Zeppelin, «How The West Was Won». 3 CD, Atlantic, 2003
- Das Stereo Phono-Festival. CD/SACD/DVD InAkustik 2015
- Noisia, «Split the Atom». 2 CD, Mau5trap, 2013
СИСТЕМА
- CD-проигрыватель Gryphon Mikado
- ЦАП Gryphon Kalliope
- Предварительный усилитель Gryphon Pandora
- Усилитель мощности Gryphon Colosseum Stereo
- Кабели:
- межблочные Gryphon VIP Interconnect
- акустические Gryphon VIP Speakercable
- сетевые Gryphon VIP Online M5
Gryphon Pantheon
Производитель: Gryphon Audio Designs (Дания)
www.gryphon-audio.dk
Конфигурация: 5 излучателей, 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 26 — 32000 Гц (+/- 3 дБ) || Кроссоверы: 4 порядка, Duelund CP частоты раздела 280/2300 Гц || Номинальное сопротивление: 4 Ома || Чувствительность (1 м/2,83 В): 89 дБ || Цвета: чёрный, под заказ – отделка боковых панелей чёрным акрилом, карбоном, различными вариантами шпона || Габариты: 290 х 610 х 1465 мм || Масса 1 шт. в упаковке: 122 кг || Цена за пару: 2275000 руб. (35000 евро).
Масштаб картины поражает, но ничуть не меньший эффект создаёт её потрясающая детальность во всём диапазоне, от инфранизкого баса до самых лёгких обертонов.