Современная элементная база позволяет опытным разработчикам создавать недорогие предусилители для головок ММ и МС с такими техническими параметрами, о которых в разгар виниловой эпохи можно было только мечтать. И вот вам пара конкретных примеров.
ДВОЙНАЯ ИГРА
Через нашу редакцию прошло немалое количество фонокорректоров, и должен заметить, что в бюджетном сегменте набор средств для построения звукового тракта не блещет разнообразием. Пара операционных усилителей на канал (схемы на дискрете в наши дни большая редкость), стандартный набор пассивных компонентов, монтаж на печатных платах… Казалось бы, все схемы должны звучать одинаково, и тестировать их нет никакого смысла. В реальной жизни это не так, и разница иногда столь велика, что диву даёшься.
А всё потому, что простота здесь кажущаяся. Конечный результат зависит от организации питания, типа применённых компонентов, разводки платы и в самой большой степени – от организации цепи, формирующей частотную характеристику в соответствии со стандартом RIAA. Коррекция может быть распредёлённая (элементы, задающие постоянные времени τ1 и τ2 расположены между усилительными каскадами) и сосредоточенная, а так же активная (в цепи обратной связи) и пассивная. Возможные сочетания этих факторов и обусловливают разный характер звучания, поскольку определяют фазовую характеристику и перегрузочную способность схемы. Фазовые, т.е. временные искажения, сказываются на построении пространства и цельности звуковой картины в целом. Способность без ограничения переваривать высокие уровни входного сигнала (которые на ВЧ могут значительно превышать номинальное значение) делает звучание более ясным и открытым в верхнем диапазоне.
А вот искажения и шумы корректора, как показывает опыт, на субъективное восприятие почти не влияют, т.к. эти параметры у среднестатистической пластинки на порядок хуже.
Именно субъективные ощущения и станут главным критерием оценки наших испытуемых.
Music Hall pa1.2
Корректор собран в компактном корпусе из экструдированного алюминиевого профиля, который служит экраном от электрических полей. На задней стенке расположены входные и выходные RCA, переключатель ММ/МС и гнездо питания для сетевого адаптера. На лицевой панели – только синий светодиод.
Усиление стандартное – 40 дБ для ММ и 60 дБ для МС, т.е. в первом случае при отдаче головки 3 мВ амплитуда сигнала на выходе корректора будет 300 мВ. По заявленным характеристикам можно рассчитать перегрузочную способность – порядка 30 дБ. Неплохо для столь недорогого устройства.
Схема собрана на плате размером 65 х 100 мм, которая вдвигается в пазы корпуса. Сигнал поступает на вход сдвоенного малошумящего операционного усилителя NE5532P Texas Instruments, в цепь обратной связи второго канала включены элементы коррекции RIAA. Дополнительное усиление обеспечивается одинарным ОУ 5534D производства JRC (Japan Radio Corp.). Эти микросхемы считаются одними из лучших для аудио, и часто применяются в профессиональной технике. В частотнозадающих цепях установлены плёночные конденсаторы WIMA MKP. Печатная плата двусторонняя, что позволило предельно уплотнить монтаж.
Питание +/- 15 В получается из переменного напряжения, поступающего от сетевого адаптера, которое выпрямляется и стабилизируется трёхвыводными чипами 78L15/79L15.
Отклонения частотной характеристики от стандарта RIAA не превышает 0,3 дБ в диапазоне 25 Гц – 20 кГц.
Звучание Pa1.2 намного интереснее, чем можно было бы ожидать от корректора такой стоимости. Достаточно глубокий, открытый и разборчивый бас, ясная, без подчёркивания сибилянтов верхняя середина, на качественных записях чувствуется воздух. Сразу забываешь, что это модель начального уровня, особенно если оценивать детальность и разрешение выше 2 – 3 кГц. Прекрасная разборчивость на музыке со сложным спектром, «каши» нет, чувствуется и быстрая атака и хорошее чувство ритма. Отмечу и неплохое разделение каналов, и хотя стереокартинка строится слегка упрощённо, с приближенным задним планом, третье измерение, тем не менее, ощущается.
Корректор в целом нейтрален и предельно точен, поэтому музыкальный баланс в большей степени будет определяться характером головки. Любопытно, что в режиме МС звучание воспринимается более открытым и свободным, очевидно, сказывается меньшая глубина обратной связи.
В целом же Pa1.2 – достойный вариант для знакомства с винилом, подойдёт и меломану со стажем, если он не склонен делать из этого носителя культа.
Music Hall pa1.2
Производитель: Music Hall Audio (США)
www.musichallaudio.com
Частотная характеристика: RIAA ±0,5 дБ || Номинальное/максимальное выходное напряжение: 0,3/9,5 В (1 кГц) || Отношение сигнал/шум MM/MC (А): -94/-75 дБ || Коэффициент нелинейных искажений ММ/MC: < 0,01/ 0,05% || Чувствительность MM/MC: 3/0,3 мВ || Усиление MM/MC: 40/60 дБ || Входное сопротивление, ёмкость MM/MC: 47 кОм, 120 пФ/100 Ом, 120 пФ || Входы и выходы: RCA || Питание: 16 В/30 мА AC || Напряжение сети: 100 – 240 В, 50 – 60 Гц || Масса без б/п: 0,5 кг || Габариты: 220 х 53 х 215 мм || Цена: 19900 руб.
Parasound Zphono
По конструктивному исполнению это более серьёзный корректор: стальной корпус, защищающий от всех видов внешних помех, приличные габариты, солидные демпфирующие ножки, встроенный сетевой трансформатор и даже переключатель для изменения полярности сетевого кабеля. Его положение подбирается по минимуму фона на выходе. Габариты и дизайн – общие для компонентов серии Z. Возможна установка в 19-дюймовую рэковую стойку с помощью набора SBS (Side By Side).
Коэффициенты усиления отличаются от стандартных: 46 дБ в режиме ММ и 61 дБ в МС. При этом номинальное выходное напряжение на выходе 1,1 В, т.е. втрое выше, чем у Music Hall pa1.2. Производитель приводит значение перегрузочной способности – 200 мВ при номинальной чувствительности 5 мВ, т.е. 32 дБ. Более чем достаточно для неискажённого воспроизведения даже старых пластинок с глубокой канавкой.
Свободная компоновка на стандартном шасси серии Z позволила удалить силовой трансформатор на приличное расстоянии от печатной платы. Для окончательной победы над фоном он закрыт пермаллоевым экраном. Питание подаётся от обмотки со средней точкой, выпрямляется и подаётся на интегральные стабилизаторы LM7815/7915. Сглаживающие конденсаторы – 1000 мкФ 25 В.
Звуковой тракт построен на операционных усилителях – двух JRC NE5534D и сдвоенном Burr Brown OPA2134. Пассивные компоненты тоже подобраны правильные – в цепях коррекции установлены полипропиленовые и полистирольные конденсаторы.
Частотная характеристика точно соответствует стандарту RIAA, отклонения у этого корректора не превышают погрешности измерений.
Тональный баланс достаточно ровный, хотя присутствует интересный акцент на середине, благодаря которому вокал и акустические инструменты приобретают очень выразительный характер. Да и весь симфонический оркестр [1] звучит богато, слаженно, с чётко очерченными деталями второго плана. Партии контрабаса на джазовых записях [2] очень хороши – чёткие, внятные, без заметных упрощений, типичных для недорогих корректоров. Немножко не хватает основательности в режиме MC, очевидно, характер не слишком басовитой головки Denon DL103R накладывается на лёгкий спад Zphono в нижнем регистре. Зато с мягкой Goldring 2400 бас очень сбалансированный: глубокий, но без проблем в обычном, не обработанном помещении. Верх прозрачный, не слишком яркий, но и не тусклый.
По сравнению с Music Hall pa1.2 здесь чуть лучше микродинамика, не так заметны поверхностные шумы и треск на старых дисках. Шум в режиме МС слышен лишь в наушниках на немых канавках.
Вообще же, несмотря на простоту реализации, Zphono – предусилитель музыкальный, с правильной расстановкой смысловых акцентов. Он прекрасно сработается с головками стоимостью 25 – 30 тыс. рублей, особенно с теми, у которых более высокая податливость.
Parasound Zphono
Производитель: Parasound Products, Inc. (США)
www.parasound.com
Частотная характеристика: RIAA ±0,25 дБ (20 Гц – 20 кГц) || Отношение сигнал/шум MM/MC: -84/-58 дБ || Чувствительность MM/MC (1,1 В на выходе): 5 мВ/0,9 мВ || Перегрузочная способность MM/MC: 200/36 мВ || Усиление MM/MC: 46/61 дБ || Входное сопротивление MM/MC: 47 кОм/100 Ом || Входы и выходы: RCA || Питание: 115 – 220 В, 50/60 Гц, 5 ВА || Масса нетто: 1,8 кг || Габариты: 241 х 50 х 254 мм || Цена: 24800 руб.
СИСТЕМА
- Виниловый проигрыватель Blunote Bellavista Signature, тонарм SAEC W-407
- Головки:
- — ММ Goldring 2400
- — MC Denon DL103R
- Интегральный усилитель TEAC BX-550 DC High Speed
- Акустические системы Dynaudio Contour 1.3
МУЗЫКА
- W.A. Mozart, Symphonien Nr.31, 26, 38. Deutsche Grammophon, 1980
- Aurex Jazz Festival’81, «Allstar Jam». Toshiba/EMI Japan, 1981
- Leftfield, «Leftism». 2 LP Columbia, 2005
- Grand Funk Railroad, «We’re An American Band». Capitol, 180 g Limited Edition, 2004
- Frank Zappa, «Sleep Dirt». Warner Bros., Germany, 1979This is
Комментарии [10]
Алексей
Есть такой Music HALL 1.2
Играет очень даже замечательно. Правда после апгрейда
сразу выкинул все штатные конденсаторы и заменил их на ELNA SILMIC II
ну просто сказочно заиграло. Прогрел несколько дней
Тестировал на головках MC тоже.
Очень доволен
Николай ЕФРЕМОВ
Да, субъективный момент при подобных апгрейдах очень важен.
Александр Ростов-на-Дону
103й Денон работает с тонармом средней массы, называть который тяжелым я бы не стал. Букет замеров резонанса 103го и 103го R тому доказательство. 12- граммовый тонарм Техникса 1210 мк2 , шелл SME и Денон 103 — прекрасный набор для попадания в заветные 9-10 Гц. Штатный техниковский шелл , более массивный, чем SME, сдвигает резонанс до 8Герц, на нижний край нормы.
Дмитрий
Что то как то совсем упростилась схемотехника. Минимум рассыпухи, пара тройка ОУ…
Николай ЕФРЕМОВ
Конечно. Вся схемотехника сосредоточена в современных ОУ
Александр Ростов-на-Дону
Это ежели рассыпуха — какая надо рассыпуха. Самоделка на подобном суповом наборе звучала на удивление живо и объёмно. Правда, до лампы этому звуку далековато.
Единственное, что царапнуло при описании схемы- что работают во всех каскадах операционники NE5532 . Я их ставлю на выходе, где требования к шумам, сдвигу и скорости нарастания уже не так велики. А входной операционник лучше ставить полевой точный ОРА 2132 или 2134.
Дмитрий Сергеевич
Николай Ефремов подскажите пожалуйста почему для теста была выбрана именно MC Denon DL-103R если она играет только с тяжелыми тонармами или она неплохо играет и со средними с 14г. тонармами и как сильно это влияет на басы?
Николай ЕФРЕМОВ
Потому что она была у меня в тот момент дома на тяжёлом тонарме
Дмитрий
Тяжелый тонарм это какой?
Николай ЕФРЕМОВ
FR64S