Имея в прошлой жизни доступ к списанной студийной технике, не раз пытался приспособить её к домашнему воспроизведению. Но, несмотря на эффектную внешность и внушительные габариты – не прижилась. С тех пор пребываю в уверенности, что к выбору профессионалов нужно относиться с особой осторожностью.
НЕФОРМАЛЬНЫЙ ЛИДЕР
Понятно, что у людей, работающих со звуком по 8 – 12 часов подряд, могут быть совсем иные критерии оценки, чем у тех, кто слушает музыку ради удовольствия.
Напомню, что за 30 лет своего существования Weiss Engineering продала немало своей техники самым известным звукозаписывающим студиям и получила восторженные отзывы от музыкантов с мировым именем. Её историю и творческий путь можно проследить по нашим предыдущим публикациям или зайдя в раздел «About» на сайте www.weiss.ch.
Даниел Вайс, основатель компании и её идеолог, чутко улавливает самые последние достижения в области цифрового аудио, но не зацикливается исключительно на технических критериях качества. А цифра в этом отношении очень коварна – при высоких объективных показателях (а их на современной элементной базе получить не так уж сложно) может играть совершенно не музыкально. Чтобы не попасть в эту ловушку, нужно понимать, как те или иные решения – иногда совсем не очевидные с инженерной точки зрения – влияют на процессы, происходящие в мире нулей и единиц, и, в свою очередь, на субъективное восприятие слушателей.
Пора, однако, перейти к конкретике. Цифроаналоговый преобразователь Weiss Medus – совсем свежая разработка Вайса и его команды. Аппарат собран в двойном корпусе – стальной короб служит электромагнитным экраном, а внешнее обрамление из толстых плит анодированного алюминия придаёт аппарату дополнительную массу (увод резонансов вниз) и солидный внешний вид.
Даниел Вайс, основатель компании и её идеолог, чутко улавливает самые последние достижения в области цифрового аудио, но не зацикливается исключительно на технических критериях качества.
Блок питания состоит из тороидального трансформатора, заключённого в толстостенный стакан из пермаллоя, и нескольких малошумящих стабилизаторов, раздельных для правого и левого каналов. Импульсные схемы Вайс не признаёт из-за повышенного уровня наводимых помех.
Все входы, а это USB, AES/EBU и S/PDIF, принимают сигналы с частотами дискретизации 44.1, 48, 88.2, 96, 176.4 и 192 кГц с разрядностью до 24 бит, а USB — и DSD64. Возможно соединение с транспортом Weiss Jason по двум линиям одновременно (Input 1 и Input 2), в этом случае данные правого и левого канала передаются раздельно. Интерфейс USB на чипе XMOS последнего поколения способен захватывать сигнал при девиации частоты ±80 ppm.
Входные данные проходят через преобразователь частоты дискретизации и несколько схем реклокинга, подавляющие джиттер. Эти части тракта построены на матрице программируемых логических ячеек FPGA Xilinx Spartan и синхронизируются тактовыми импульсами, выделенными из входного сигнала.
В 32-битовых сигма-дельта конвертерах данные дополнительно подвергаются восьмикратному апсэмплингу (максимально до 1,5 МГц), причём в каждом канале используется по паре стерео ЦАПов в балансном включении. Благодаря такому включению удалось снизить искажения, улучшить отношение сигнал/шум и организовать симметричный аналоговый тракт с линейными выходами на XLR без разделительных конденсаторов. Но перед этим сигнал поступает на цифровой фильтр, реализованный на сигнальном процессоре SHARC от Analog Devices. Он имеет две характеристики – с плавным спадом (А) и более крутым (В), которые выбираются кнопкой на пульте ДУ.
Часть тракта построена на матрице программируемых логических ячеек FPGA Xilinx Spartan и синхронизируется тактовыми импульсами, выделенными из входного сигнала.
Преобразователи ток/напряжение и выходные аналоговые каскады не стандартные — на дискретных операционных усилителях OP1-BP собственной разработки. Мощные выходные транзисторы, работающие с большим током коллектора, установлены на теплоотводах. В каждом канале используется по два таких модуля, обеспечивающих, помимо всего прочего, низкое выходное сопротивление аппарата. На такое решение большинство инженеров не пошло бы никогда: в среде технократов считается, что однокристальные ОУ всегда лучше дискретных. По техническим параметрам, возможно, они и превосходят, но по звучанию… Замечу, что культовые микшерные пульты Rupert Neve построены на операционниках собственного изготовления.
Аналоговые выходы регулируемые, поэтому Medus способен работать напрямую с усилителем мощности. Уровень задаётся кнопками на пульте с шагом 1 дБ, а его максимальное значение – поворотным переключателем на задней панели. Можно также изменить абсолютную полярность сигнала.
Как видим, в конвертере нет ничего лишнего. За дополнительные деньги можно добавить входы FireWire и ST (оптоволокно), а также сетевую карту UPnP AV 2.0/ DLNA/Ethernet Interface.
На дисплее высвечивается выбранный вход, частота сигнала, выходной уровень и его максимум, тип цифрового фильтра и полярность.
Как всегда, Weiss приводит исчерпывающие технические характеристики аппарата. 33-страничный мануал пользователя – настоящий учебник по цифровой технике с объяснением терминов и описанием процессов, происходящих в недрах Medus. Очень полезная вещь для тех, кто хочет разобраться.
Благодаря мощному фундаменту музыка, особенно симфоническая, и грамотно записанный рок производит гораздо более сильное впечатление.
Провести полные испытания конвертера нам удалось благодаря уникальным возможностям CD-транспорта Weiss Jason. Он позволяет «на лету» менять разрешение выходного сигнала: значения частоты 44,1, 88,2, 176,4 кГц, и разрядности – 16, 20 и 24 бита. Соответственно, можно было оценить работу цифрового тракта Medus в разных режимах.
Собственно, с этого я и начал – загружая в транспорт знакомые CD, нажимал соответствующие кнопки на его пульте. Изменение разрядности заметнее всего сказывалось на построении пространства: при меньших значениях оно становилось более рыхлым, а локализация – схематичной. Но даже при «родном» разрешении 44/16 компакт-диски звучали намного утончённее, деликатнее и подробнее, чем при воспроизведении на многих других источниках, которые мне доводилось слушать. Плюс совершенно нереальный по достоверности бас – уходящий в инфранизкую область и при этом не размазанный по диапазону. Благодаря мощному фундаменту музыка, особенно симфоническая, и грамотно записанный рок производит гораздо более сильное впечатление. И дело не только в Montana WAS, способных воспроизвести частоты от 16 Гц – субъективно бас очень зависит от ЦАПа, что неоднократно подтверждалось при групповом тестировании цифровых источников на одной и той же акустике.
Верх информативный и не назойливый, даже мягкий. Тарелки яркие, рассыпчатые, с длинными шлейфами высших гармоник. Заметно, как меняется спектр в зависимости от силы и направления удара, и самые легкие касания не теряются на общем насыщенном фоне.
Переключение фильтров с A на B слегка убавляет воздуха и повышает контрастность в верхнем спектре. На 44/16 этот эффект едва заметен, но чем выше частота дискретизации, тем сильнее влияет крутизна спада. Я бы сказал, что характеристика «А» оптимальна для акустики с тканевыми твитерами, а «В» — с жёсткими.
Заметно, как меняется спектр тарелок в зависимости от силы и направления удара, и самые легкие касания не теряются на общем насыщенном фоне.
Переход на 88.2 и 176.4 кГц даёт более плотную звуковую картину за счёт роста количества деталей, но сами детали субъективно становятся мельче и вроде бы звучание становится тише. Это знакомый признак реального повышения разрешения, но у Medus есть одна редкая особенность – при тончайшей нюансировке не теряется энергетика, эмоциональный накал, даже наоборот, музыка реально захватывает, даже на затёртых тестами треках. И обилие информации не отвлекает от сути, а наоборот, открывает какие-то новые смыслы.
МУЗЫКА
- «Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997
- Jean Sibelius, «Violin Concerto». Anne-Sophie Mutter & Staatskapelle Dresden. Deutsche Grammophon, 1995.
- Suzanne Vega, «99,9 F». A&M Records, 1992.
- Showcase, «Acoustic music in authentic environment». CD/SACD Opus3 Records, 2000
- Carlos Santana,«Brothers». Polygram, 1994
СИСТЕМА
- CD-транспорт Weiss Jason
- Предусилитель EMT JRA66
- Оконечный усилитель DartZeel NFB-108
- Акустические системы PBN Montana WAS SE
- Сетевые фильтры Goldenote Dumbo (3 шт.)
- Кабели:
- сигнальные X-factor серии 7
- сетевые Fisch P7 m1F1, доработанные лабораторией X-Factor
Weiss Medus
Производитель: Weiss Engineering Ltd.. (Швейцария)
www.weiss.ch
Входные форматы: 44,1 – 192 кГц, до 24 бит, native DSD64 || Диапазон частот: 0 – 40 кГц (Fs = 192 kHz) || Отношение сигнал/шум: > 132 дБ (взвешенный, при -40 dBFS) || Линейность: < ±0, 05 дБ при входных уровнях 0 – 100 dBFS || Нелинейные искажения: < −115 дБ при 0 dBFS на входе || Переходное затухание: < −110 дБ (2 кГц) || Цифровые входы: 3 х RCA, 3 х AES/EBU, Toslink, USB 2.0 || Аналоговые выходы: стерео RCA, стерео XLR || Выходное сопротивление: <100 Ом || Выходной уровень: переменный от −4 dBu до +27 dBu (0,49 – 17,35 В) на балансных выходах; от −10 dBu до 21 dBu (0, 245 – 8,67 В) на выходах RCA при 0 dBFS на входе || Энергопотребление: 230, 115 В 50/60 Гц, 80 ВА (в Standby 2 ВА) || Размеры (Ш х В х Г): 450 х 66 х 300 мм || Масса: 5,7 кг || Цена: 28240 швейцарских франков в переводе на рубли.
Комментарии [14]
Владимир
И кстати по DENONу..Не переиграет он ,как Вы называете «аудиофильские», усилители.Сравнивали…Как универсальный комплект очень удачный аппарат.Кстати,у меня работает 1520 и ПОКА по звуку и универсальности меня устраивает.
Никола Тесла
Владимир!
Г- н Моррисон как- то сказал, что если вы слышите разговор о теплом аудиофильском звуке, можете спорить на последний доллар, что за этим стоят банальные гармонические искажения. Ну нравится вам звук усилителя с несколькими процентами гармоник , так в чем проблема?
Есть довольно много схем, вводящих в тракт заданный процент искажений. ( делинеаризаторы). Выполните их, включите к вашему Денону и наслаждайтесь теплым звучанием с повышенной вовлеченностью и воздушностью!
Что касается остального, то дальше играть с вами в « купи слона» не вижу смысла — вы не настолько ограниченны, чтобы в самом деле не понимать, что до вас пытаются донести!
Никола Тесла
Да, Владимир!
После установки делинеаризатора в тракт, не забудьте впаять резистор в 1 -2 ома последовательно с колонками и насладитесь еще и прекрасным « обволакивающим» басом из раздемпфированных басовиков!
Владимир
При чем здесь бархатный звук? Что бы вести предметный разговор просто ПРИЕЗЖАЙТЕ И ПОСЛУШАЙТЕ СВОИМИ УШАМИ! Вас не призывают покупать что то. Я — не продавец! Но дискутировать с Вами о том что Вы не видели и не слышали теряет смысл. 1% ,0,0001% — СЛУШАТЬ надо!
Никола Тесла
Владимир, вы — прекрасный пример того , как человек готов слушать и понимать только себя любимого, а то, что говорит собеседник, просто игнорировать! Думаете я не слышал усилителей с парой процентов гармоник и с раздемпфированной акустикой? Чем вы столь настойчиво пытаетесь здесь удивить?
Да и мысль моя была не об этом. Если достанет желания вникнуть- перечитайте еще раз мои посты. Звучание системы здесь : « ни пришей,ни пристегни»!
Владимир
— Протестировать устройство WEISS!
А именно: подключить в тракт и получить суб’ективное впечатление! Я в очередной раз призываю Вас приехать и послушать тракт!
Владимир
Предложите чистое стекло и проведите тестирование. Но для начала процесса надо приехать и послушать, а дальше включать или отключать Штайны по желанию. Иначе все разговоры бессмысленны.
Никола Тесла
Владимир, вы меня не слышите!
Я в данном случае вовсе не обсуждаю общий звук тракта.
Я утверждаю, что при таком соотношении параметров усилителя и источника можно оценивать только усилитель! Для оценки источникастоило бы выбрать усилительный тракт с искажениями, меньшими, а никак не на два порядка большими, чем сам источник! И таких компонентов достаточно, причем многие проходили тестирование на страницах данного издания!
А по поводу Штайнов здесь очень характерный пример: когда надо чего- то продвинуть ( слово « впарить» не из моего лексикона), продаваторы из кожи вон лезут, доказывая, как эти коробочки « улучшают» акустику и позволяют все точно расслышать. А как дело касается измерений — предпочитают сами обходится без них! О многом говорит, не правда ли?
Владимир
Может проще подключить генератор и осциллограф и наслаждаться картинкой искажений? Только музыка здесь при чем?
Никола Тесла
Владимир!
Мне , как человеку с преподавательским опытом, уже из профессионального интереса любопытно: когда же до вас дойдет то, что я говорю!
Попробуем еще раз:
Какая задача ставилась ?
— Протестировать устройство WEISS!
А именно: подключить в тракт и получить суб’ективное впечатление!
Какой тракт был для этого выбран?
С характеристиками в сотню раз хуже источника и вероятными проблемами согласования с колонками из- за недостатка в демпфировании!
Можем ли мы корректно судить об характере звука источника в таком тракте?
Нет! В связи с тем, что вклад источника в общие искажения тракта исчезающе мал!
Дмитрий (Ершов)
Да успокойтесь Вы, Никола! Дались Вам эти Штайны: не дают спокойно жить!
Применяли мы их , применяем и применять будем! Только стояло их уже не два , а шесть.. Плюс пассивные элементы. Действительно позволяют многое расслышать. А сейчас применили и элементы Штайна из профессиональной линейки …. Но ведь Вы все равно не верите в их влияние, так что чего волнуетесь, что они «сбили» объективность результата? Или все-таки верите?
Так приходите и посмотрите и послушайте! Тут только глухой не услышит!
А не упомянуты они потому, что акцент делался именно на тестирование ЦАПа . Если расписывать покомпонентно всю систему , то статьи не хватит!
Никола Тесла
Аппарат действительно сделан очень грамотно. С ним все понятно.
Да уж больно знакомый тракт!
Вы действительно считаете, что можно считать корректным результат прослушивания через тракт с на два порядка худшими характеристиками?
Напоминаю, что оконечник имеет коэффициент гармоник более 1 ( одного!) процента. Мало того, выходное сопротивление более 1 ( одного) ома! Так что о демпфировании четырех восемнадцатидюймовых басовиков не может быть и речи!
Представляю, какой гул там стоял…
Про пред ничего не могу сказать. Данных нет!
Но любой инженер вам расскажет, что для корректности полученного результата точность измерительного прибора должна быть выше, а никак не ниже параметров измеряемого об’екта…
Да, вы забыли уточнить: «изделия» Штайна применялись ли при эксперименте?
А если да, то как это повлияло на результат?
С уважением
Никола Тесла
Владимир
А Вы позвоните и договоритесь о встрече.Музыку послушаете, вопросы зададите. Может что то новое для себя узнаете….
Никола Тесла
Здравствуйте , Владимир!
Я в данном случае никак не критикую звучание системы в целом. Я просто утверждаю, что судить более- менее об’ективно о звуке плеера в таком наборе компонентов невозможно- их вклад в общие искажения на два порядка выше. Если Вам нужно визуально убедиться в степени чистоты стекла, а вы смотрите на него сквозь в тысячу раз более грязное стекло, вы ничего понять не сможете.
Кроме того, характерно отсутствие и упоминание Штайнов . То есть нам их продаваторы усиленно продвигают, а сами, когда касается дела, предпочитают обходится без них… Интересно выходит!