Когда в 2009-м кабели Tellurium Q впервые появились в продаже, британская хай-файная пресса недоумевала: рынок был уже плотно заполнен, и выход нового игрока фактически граничил с безрассудством. Второй раз маститые обозреватели удивились, послушав первые образцы – они звучали совершенно не так, как изделия большинства конкурентов.
УРОВЕНЬ ЧЁРНОГО
В самой же истории Tellurium Q ничего удивительного нет. Однажды у Джеффа Мерригана (Geoff Merrigan), технического консультанта записывающей студии графства Сомерсет, вышел спор с её владельцем о влиянии кабелей на качество звучания оборудования. В качестве аргумента несколько опытных образцов были включены в сигнальный тракт аппаратной, после чего студия и стала первым заказчиком у только что рожденной компании.
В течение нескольких лет были проведены многочисленные исследования в области физики проводников и сформулированы критерии, которым должны соответствовать правильные кабели. В этом ему помогал Саймон Ломакс (Simon Lomax), продюсер и композитор, синтезирующий эмбиент музыку для независимых киностудий. И по сей день в его обязанности входит экспертное A/B тестирование новых разработок Tellurium Q в сравнении с кабелями других производителей.
Теперь о названии бренда. Владимир Сорокина в своём романе наделил теллур волшебными свойствами, а вообще это химический элемент из группы металлоидов, хрупкое серебристо-белое вещество с металлическим блеском и температурой плавления 723 градуса. В описываемых кабелях теллур в небольших количествах добавляется в качестве присадки к меди, из которой изготавливаются наконечники. Подобный сплав в данном применении по звуковым свойствам оказался предпочтительнее, чем серебро, чистая медь и бронза, а также любые варианты с нанесением золота и родия.
О конструкции кабелей Джефф предпочитает не распространяться, опасаясь, что, несмотря на патентные ограничения, его идеи начнут использовать конкуренты. Известно лишь, что в нижних линейках проводники из английской меди специального приготовления, а в верхних – из сплава меди, цинка, серебра и золота. Модели Silver отличаются повышенным содержанием серебра, но в чистом виде оно не используется, поэтому кабели не смещают тональный баланс в ВЧ область.
В качестве диэлектрика часто используется эластичный полимер, устраняющий микрофонный эффект, а для соединений с наконечниками – особый припой с температурой плавления 450 град, состав которого меняется в зависимости от назначения кабеля. В одном из источников упоминается, что модели линейки Black содержат некую электронную схему, улучшающую наиболее важное свойство кабеля.
И вот тут мы подошли к кульминационному моменту всей этой истории. После бессчётного количества прослушиваний различных образцов специалисты Tellurium Q пришли к выводу, что ощущение «прозрачности» кабеля тем сильнее, чем меньше он вносит фазовых (т.е. временных) искажений. Именно они приводят к тому, что «размываются» детали звуковой картины, исчезает ощущение атмосферы записи. Значит, временные соотношения между сигналами с разной частотой на входе кабеля и на его выходе должны быть одинаковыми. А добиться этого не так-то просто, поскольку входные и выходные параметры (в частности, сопротивление и ёмкость) аудиокомпонентов не нормируются и могут иметь огромный разброс. На основе исследований была рассчитана эквивалентная модель кабеля как некоего временного (но не частотного) фильтра, на который эти параметры должны влиять в минимальной степени. А затем в ходе практических экспериментов инженеры воссоздали соответствующую этой модели конструкцию из проводников, диэлектрика и наконечников. Получившиеся кабели имели малую погонную ёмкость и индуктивность, чрезвычайно широкую полосу пропускания, поэтому прекрасно работали при больших длинах, а мизерные временные задержки оказались очень кстати при передаче цифрового сигнала.
Линейка Black, которую мы будем сегодня исследовать – самая первая, выпущенная компанией. Вслед за ней вышла более доступная Blue, а уж затем полученные наработки были доведены до совершенства в старших сериях, вплоть до космической Silver Diamond.
Прослушивания проводились при включении кабелей в тракт с высоким звуковым разрешением на специально отобранном звуковом материале. Для чистоты эксперимента мы выбрали акустически обработанную комнату в московском салоне SoundProLab, который из своего ассортимента предоставил и тестируемые образцы, и эталоны, которые мы использовали для сравнения. Кроме того, я принёс некоторые кабели, которыми пользуюсь дома, чтобы на их фоне ярче проявились характерные особенности Tellurium Q.
Black RCA (32750 руб. за 1 м)
Кабели поставляются в простой чёрной коробке с поролоновыми матами внутри. Самое интересное, что они оба абсолютно одинаковые – обозначения правого и левого канала отсутствуют. Зато каждый имеет с одного конца красную термоусадку, а с другого – чёрную. Такая маркировка позволяет соблюсти правильное направление. В нашем случае лучший результат получился при подключении красного конца к источнику, а чёрного – к усилителю. Кабели заключены в эластичную оболочку, в качестве терминалов используются массивные цанговые наконечники RCA с позолоченными контактами. Для сравнения в тракт включались чуть более дорогие метровые интерконнекты другого британского производителя, а в качестве эталона — Tellurium Q Black Diamond стоимостью 102350 руб. за метровую пару.
При замене кабеля конкурента на Black RCA произошли любопытные изменения. Сначала появилось ощущение, что общая картина как-то упростилась, в ней немного поубавилось оттенков и полутонов. На самом деле получился эффект «протёртого стекла» — нюансы спектра стали более ясными и отчётливыми. Стал более заметен вклад твитера, хотя явного акцента на ВЧ не получилось. Музыку стало слушать интереснее.
Этот кабель можно рекомендовать, если в системе акустика с тканевыми пищалками – разрешение на ВЧ вырастет, но ни жёсткости, ни «песка» не будет.
Переход на Black Diamond усилил ощущение ясности и прибавил воздуха в звуковой сцене. При этом музыкальный баланс вверх не ушёл, телесность в середине не пострадала. Не могу сказать, что разница с Black RCA была слишком заметна, у этих кабелей в целом схожий характер. Но Diamond способен передавать куда более тонкие оттенки и даже в низкочастотной области.
Black XLR (42550 руб. за 1 м)
Достаточно гибкие балансные интерконнекты оснащёны массивными наконечниками Neutrik XLR с приятными на ощупь матовыми обоймами. Контакты позолочены. Правый и левый кабели имеют цветовую маркировку, а направление включения задаётся самими терминалами male – female.
Эти кабели сравнивались с Black RCA по методу A/B: оба комплекта одновременно подключались к выходам CD-проигрывателя Gato CDD1 и входам интегрального усилителя Gato Amp 150, благо, что эти компоненты могут коммутироваться как по балансным, так и обычным линиям. Достаточно было переключать входы с пульта и выравнивать громкость, т.к. по балансу уровень сигнала стандартно выше на 6 дБ.
Здесь прирост качества ощущался прежде всего в построении пространства. Балансная версия даёт более чёткое позиционирование виртуальных источников, особенно в глубину. Второй момент – улучшилась передача ритма, что особенно заметно на фонограммах с обилием всевозможных ударных инструментов.
Black USB (A to B) (29900 руб. 0,5 м)
Для этого теста был задействован ноутбук с хай-резами и хорошо известный нам USB ЦАП Copland DAC 215 с ламповым буфером. Для сравнения в тракт включался достаточно солидный кабель USB A – USB B с экраном и качественными терминалами. Переход на Black USB заметил бы и вовсе неподготовленный слушатель – эффект можно сравнить с заменой акустики на более дорогую. Возросло разрешение в верхнем диапазоне, звучание стало рельефнее, пространство приобрело объём и глубину, исчезло ощущение механистичности. Вполне комфортно, без характерной грубости воспроизводились файлы 44/16. Эффект самовнушения? Снова включаю «стандартный» кабель, и слушать уже не хочется – разница слишком явная.
Black Speaker Cable (23000 руб. 2 м)
Акустический кабели серии Black, пожалуй, самый интересный объект нынешнего исследования. При цене 23000 рублей за двухметровую пару он выглядит вполне солидно – это плоский «ремень» шириной около 4 см в эластичной полимерной оболочке с полыми подпружиненными «бананами» (т.н. Z-терминалы). Единственно, что выдаёт принадлежность к бюджетному сегменту – упаковка, которую дилеры окрестили коробкой из-под пиццы. Вполне разумное решение – картонку вы всё равно выбросите, зачем же за неё платить?
Для сравнения сначала слушаем Black Diamond, затем Black. В обоих случаях очень хорош бас – точный, быстрый, не монотонный даже у самой нижней границы. Атака быстрая, ощущение, что улучшилось демпфирование акустики. Звучание в целом комфортное: много подробностей, которые не отвлекают от общей музыкальной картины. С Black Diamond чуть дольше послезвучия и реверберации, больше энергии в голосовом диапазоне, быстрее атака и прозрачнее верх. Но и цена этого кабеля выше на порядок. Акустический Black вполне подойдёт для системы Hi-Fi компонентов крепкого среднего уровня, обеспечив оптимальное согласование усилителя и акустики. Именно для этой связки малые фазовые искажения, конёк Tellurium Q, имеют решающее значение.
Black Power Cable (21700 руб. 0,5 м)
Гибкий кабель заключён в серую полупрозрачную оболочку, под которой виден плетёный экран. Трёхполюсная вилкой и штекер – Shuko с позолоченными контактами.
Влияние на звук силовых кабелей всегда вызывает массу ироничных читательских комментариев, на которые я всегда отвечаю – послушайте сами и вопросы отпадут сами собой. И Black Power Cable для этого весьма подходящий объект. При сравнении с обычным «компьютерным» шнуром при питании усилителя, вы сразу отметите, что с Black в звучании гораздо больше подробностей, а в музыке — больше жизни. Кроме того, изменение полярности вилки даёт гораздо меньший эффект. При подключении источника прочищается верхний диапазон, лучше разделяются инструменты. Лучше слышны все составляющие симфонического оркестра.
Теперь сравним Black Power с Blue Power, моделью рангом пониже. Получаем чуть более рыхлый бас, не столь яркие краски в целом. А вот если через Black запитать усилитель, а через Blue – проигрыватель и сфазировать вилки, то такую связку можно слушать долго и с удовольствием. Звук прочищается, становится насыщенней по спектру, приобретает энергетику в нижнем регистре.
КОМПОНЕНТЫ
- CD-проигрыватель Gato
- Ноутбук Acer 3820T
- USB ЦАП Copland DAC 215
- Интегральный усилитель Gato
- Акустические системы Gato
МУЗЫКА
- «Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997.
- Led Zeppelin, «How The West Was Won». 3 CD, Atlantic, 2003
- Squirrel Nut Zippers, «Bedlam Ballroom». Mammoth Records, 2000
- Das Stereo Phono-Festival. CD/SACD/DVD InAkustik 2015
Редакция благодарит салон Sound Pro Lab за предоставленные образцы и помощь в проведении теста.
Комментарии [15]
Илья
Здравствуйте, Николай! Спасибо за интересую и до сих пор актуальную статью!
Хотел спросить вашего совета. Имею связку Vincent SV-737 c Dynaudio Evoke 20, ЦАП North Star Design DAC32, практически вся обвязка Oehlbach и в связи с иной расстановкой аппаратуры встал вопрос замены аналоговых кабелей и акустического (Twin Mix Two 6 mm.). Стоит ли менять на Теллуриум?
rozov-oleg
Добрый день! Николай, спасибо за помощь при выборе кабеля «Tellurium Q Ultra Black II XLR»! Дорогие «шнурки» оказались )), но звук ВПЕЧАТЛИЛ после посеребрёного «Xindak BF-3». Если можно, то задам ещё один вопрос!? В звуке всё нравится, только кажется середина стала толи «размазаная» или какая-то «ватная», может это из-за акустического кабеля «Tellurium Q Ultra Blue II», присматриваюсь к кабелю «Tellurium Q Ultra Black» или в моей системе (описаной ранее) достаточно будет и «Tellurium Q Black»?
Николай ЕФРЕМОВ
Добрый! Мне кажется, вашим новым кабелям ещё нужно какое-то время поработать. Невнятная середина — типичный признак сырых кабелей. Если же система работает давно, тогда Tellurium Q Black можно попробовать, должно хватить.
rozov-oleg
Добрый вечер! Да, Николай, Вы были правы, провода совсем новые! Но после прослушивания, хоть и не много времени прошло, «размазанность» в середине прошла, а увеличилась сцена в глубину и появилось великолепное очертание вокала на переднем плане. Я не ожидал таких серьёзных изменений в звуке из-за проводов! Решил поменять свои акустические провода «Tellurium Q Ultra Blue II» на «Tellurium Q Ultra Black II». Думаю будет отличный результат!
rozov-oleg
Добрый день! У меня связка (NuPrime Stream-9, NuPrime DAC-9 +2 усилителя NuPrime STA-9 и ас Bowers & Wilkins 706 S2).
Акустический кабель «Tellurium Q Ultra Blue II».а межблочный кабель «Xindak BF-3».
Хочу купить межблочный Tellurium Q Ultra Blue II XLR или Tellurium Q Ultra Black II XLR !
Может посоветуйте с выбором?
Николай ЕФРЕМОВ
День добрый! Если финансы позволяют, лучше берите Ultra Black II, эта серия по звуку имеет большой отрыв от Blue. Сразу заметите разницу.
rozov-oleg
Спасибо!
Serge
спасибо ,Николай . Какой из них лучше подойдет для связки Musical Fidelity M6si & Focal Aria 936 ?
Николай ЕФРЕМОВ
Tellurium Q заточен под точность локализации, синхронность и скорость. У Atlas с этим тоже всё в порядке, но его конёк всё же энергетика, наполнение в басовой области и нижней середине. Недавно я слушал M5Si с Atlas Hyper, было очень достойно. Но и Tellurium Black прекрасно показал себя в дорогом комплекте. Всё же я бы на Вашем месте постарался взять под залог оба кабеля и послушал.
Serge
Спасибо за хороший ответ, Николай . При покупке усилителя мне предложили кабель ATLAS Hyper 3.5 с хорошей скидкой . Когда будет возможность , то послушаю Tellurium Black обязательно…
Serge S.
Здравствуйте . Если сравнить Tellurium Q Black с ATLAS Hyper 3.5 , какой лучше будет ? Спасибо .
Николай ЕФРЕМОВ
Я бы не взялся вот так в лоб сравнивать. Результат будет зависеть от характера акустических систем, их взаимодействия с помещением, демпфинг-фактора усилителя… Одно могу сказать, отличие в звучании этих кабелей Вы заметите сразу. И не от того, что один хуже, а другой лучше — просто у них разная идеология.
Sergey S.
Вы правы,Николай . Вопрос не правильно сформулировал изначально . Хотел узнать именно разницу в звуке , отличие в нюансах о подаче звука, характере… Скажем, для связки усилитель MF M5si и акустика Focal Aria 936 какой кабель выбрать посоветуете ?
Григорий
Добрый день, какой кабель вы в итоге используете и какая в них разница?
Николай ЕФРЕМОВ
Добрый. Кабели используем разные, в зависимости от класса и характера звучания техники, которую слушаем. Если говорить о разнице в кабелях TQ, то я постарался описать её в статье.