Между домашними и коммерческими кинотеатрами уже не одно десятилетие идёт незримое, но жёсткое противоборство. Суть его очевидна: чем больше любителей кино обзаведутся большими экранами и добротным объемным звуком, тем меньше билетов сумеют продать прокатчики.
УЮТНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
В последние несколько лет основным козырем мультиплексов в этом соперничестве стал Dolby Atmos – объектно-ориентированный формат многоканального звука, предполагающий использование до 64 независимых излучателей, в т.ч. и размещенных над зрителями. Оставить без ответа столь весомый аргумент производители домашней AV-техники, конечно, не могли. И, пожалуй, самое оригинальное (к тому же, первое в мире) решение для домашней реализации Dolby Atmos представила Yamaha. Теперь получить удовольствие от настоящего 3D сопровождения можно не вставая с любимого дивана.
ПРИЦЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
На сегодняшний день Yamaha – безусловный лидер в разработке сложных многоканальных звуковых излучателей, так что не удивительно, что именно её специалисты первыми предложили любителям кино не просто декодер нового продвинутого формата, но компактную систему, способную без нарушения интерьера создать в комнате объемную звуковое поле. Не игнорируя, разумеется, и информацию для потолочных каналов.
Как и другие многоканальные компакты Yamaha, YSP-5600 официально именуется звуковым проектором. И дело тут не в желании выделить свои продукты из однородной массы саундбаров, заполняющих магазины. В отличие от узкого пенала с динамиками трех фронтальных каналов, здесь мы действительно имеем дело с системой, способной формировать узконаправленные, точно ориентированные акустические лучи.
В отличие от узкого пенала с динамиками трех фронтальных каналов, здесь мы имеем дело с системой, способной формировать узконаправленные, точно ориентированные акустические лучи.
За частой декоративной решеткой скрываются 46 небольших динамических излучателей, каждый из которых снабжен отдельным усилительным модулем, получающим от мощного DSP сигнал с индивидуально сформированными частотными, фазовыми и амплитудными характеристиками.
За верхние каналы отвечают две сборки, каждая из которых состоит из шести 28-миллиметровых излучателей. Расположены они у самых краев панели и снабжены рупорами разной формы и направленности. Звуковое поле центрального, боковых и задних каналов формируют еще 32 компактных излучателя, а пара мощных 10-сантиметровых драйверов обеспечивает вполне достаточную низкочастотную поддержку. Для воспроизведения серьёзных театральных эффектов предусмотрено подключение сабвуфера, но об этом ниже.
В качестве источника для тестового комплекта был выбран один из лучших по звучанию плееров Blu-ray, имеющихся в продаже — OPPO BDP-105D. Модель эта не новая, но из-за уникального качества звучания неоднократно использовалась нами в различных тестах. О её особенностях мы уже рассказывали, а на детальном тестировании у нас побывала модель BDP-103D от которой «сто пятая» отличается, в основном, высококлассным ЦАПом на базе 32-битных чипов ESS Sabre и наличием балансных выходов.
Как видите, для построения полноценной многоканальной системы 7.1.2 потребовалась только пара HDMI-кабелей. И больше вообще ничего.
Имеется также встроенный усилитель для наушников, три цифровых входа (оптический, коаксиальный и асинхронный USB), плюс сенсорный блок управления и возможность установки рэковых креплений Корпус солидный, с фрезерованной алюминиевой фронтальной панелью. Проигрыватель выпускается в чёрном и серебристом цвете. Отметим также поддержку всех наиболее востребованных форматов, как дисковых, так и файловых, развитые возможности настройки и продвинутые сетевые функции, включая Wi-Fi-адаптер, который идёт в комплекте.
ГАРМОНИЯ В ПАРЕ
Извлеченный из коробки звуковой проектор по массе и габаритам оказался куда более внушительным, чем можно было подумать, глядя на его фотографии. При длине больше метра высота фронтальной панели 31 сантиметр – под телевизор, стоящий на настольной подставке, такой аппарат не втиснешь. Впрочем, солидность устройства явно предполагает его использование с панелями диагональю не менее 55 дюймов, а их в большинстве случаев монтируют непосредственно на стену. Сам YSP-5600 отлично смотрится на стене под экраном. В просторном интерьере он выглядит на удивление элегантно и гармонично, главным образом благодаря экстремально лаконичному дизайну. Металлический гриль настолько плотен, что создает ощущение абсолютно монолитного объекта, из глубин которого просвечивают лишь символы небольшого люминесцентного дисплея.
Оба звена нашей системы могут управляться с помощью мобильных приложений. У OPPO оно называется Media Control, а у Yamaha их два: Home Theater Controller и MusicCast Controller.
На задней панели находим выход и четыре входа HDMI, к тому же звук по цифре можно подать на коаксиальный и два оптических входа, а по обратному каналу HDMI ARC – аудио поток с самого телевизора. Одним словом, YSP-5600 в состоянии уверенно справиться с коммутационными задачами среднего AV-ресивера. Один из портов HDMI поддерживает версию 2.0, без которой не обойтись при подключении продвинутого медиаплеера или проигрывателя Ultra HD Blu-ray.
В нашем случае телевизор, источник и звуковой проектор были соединены кабелями HDMI с пропускной способностью 15 Гбит/с. Это необходимая и достаточная скорость для получения от BDP-105D сигнала 4К с частотой кадров 25 или 30 Гц. Напомню, что плеер оснащён скейлером, повышающим разрешение сигнала при воспроизведении дисков Blu-ray и видеофайлов до 3840 х 2160 пикселей.
А еще в упаковочной коробке саунд-проектора обнаружился крайне полезное устройство – беспроводной адаптер SWK-W16, с помощью которого к YSP-5600 можно подключить любой активный сабвуфер. Впрочем, обычный линейный выход для него также предусмотрен. Как видим, для построения полноценной многоканальной системы 7.1.2 потребовалась только пара HDMI-кабелей. И больше вообще ничего.
Как и любая сложная многоканальная система, YSP-5600 нуждается в калибровке. Процедура ничем не отличается от автоматической настройки ресивера с набором дискретной акустики: измерительный микрофон (входит в комплект) устанавливается в зоне прослушивания, а проектор простреливает комнату пакетами импульсов. Кстати, уже в это время можно услышать, что YSP-5600 действительно может испускать направленные звуковые лучи.
Акустическое пространство объемно, динамика и локализация как тонких нюансов звуковой сцены, так и мощных спецэффектов, на вполне достойном уровне.
Перед началом прослушивания я настроил HDMI-выход BDP-105D на вывод необработанного цифрового потока (Bitstream). Таким образом задача декодирования многоканального звука была возложена на сигнальный процессор проектора, который способен формировать звуковую картину в соответствии с любым из четырех сценариев прослушивания. Помимо трехмерного поля с виртуальными потолочными источниками звука, возможно классическое «плоское» окружение, а также высококачественное стерео, в котором излучатели верхних каналов используются в режиме выделенных твитеров. С учетом пары встроенных мидбасовых драйверов, получается самая настоящая конфигурация tri-amping. Еще одна интересная конфигурация поля предусматривает формирование узкого луча, направленного в одну четко локализованную точку, на случай, если распространение 3D эффектов на всю комнату по какой-то причине нежелательно.
Оба звена нашей системы могут управляться с помощью мобильных приложений. У OPPO оно называется Media Control, а у Yamaha их два: Home Theater Controller и MusicCast Controller. Все они подходят для устройств на платформах Android и iOS. Не вдаваясь детально в их обширнейшие возможности, просто констатирую, что времена, когда программка в смартфоне служила дублером штатного пульта ДУ, давно миновали. К примеру, MusicCast позволяет объединить все поддерживающие одноименный протокол устройства Yamaha в единую мультирумную сеть. Став её частью, YSP-5600 может распределять цифровые потоки, получаемые от любого источника музыки (в т.ч. и мобильных), среди расставленных по дому беспроводных музыкальных систем. Кстати, таким образом можно запросто интегрировать в мультирум и OPPO BDP-105D с его аудиофильским качеством воспроизведения.
ПАНОРАМА С ВЫСОТЫ
Для начала заряжаем в плеер демонстрационный Blu-ray-диск Dolby Atmos. Знаменитый ролик, демонстрирующий полет в пространстве сорвавшегося с ветки семечка клёна, не оставил сомнений, что в комнате действительно получилась трёхмерное акустическая картина. И позиционирование объектов, в том числе движущихся, в нём отслеживалось достаточно отчётливо.
И это при том, что облегчить звуковому проектору жизнь мы не пытались: одна из боковых стен в комнате была каменной, а вторая представляла собой окно, задёрнутое лёгким тюлем. Кроме того, система была значительно смещена относительно центральной оси комнаты. Тем не менее, боковые каналы локализовались совершенно отчетливо, с правильным балансом и без заметных нарушений масштаба.
Даже в режиме Bitstream чувствуется прецизионная точность воспроизведения BDP-105D, а уж если перевести его в режим передачи по HDMI декодированного PCM-потока, вокал начинает звучать по-настоящему глубоко и открыто.
Присутствие верхних виртуальных источников тоже ощущалось, однако для попадания под звуки падающих с неба капель, потребовалось немного поэкспериментировать с местом прослушивания. В итоге максимально чёткий эффект получался чуть ниже к полу и ближе к экрану. Что касается задних каналов, то с ними всё оказалось проще: система их формирует достаточно точно, но для правильного восприятия слушатели должны находиться на ощутимом расстоянии от задней стены комнаты. По моим ощущениям хотя бы в метре.
Просмотр в Dolby Atmos реальных фильмов (Mad Max: Fury Road и последний сезон «Игры престолов») произвёл весьма сильное впечатление. Акустическое пространство объемно, динамика и локализация как тонких нюансов звуковой сцены, так и мощных спецэффектов, на вполне достойном уровне.
Возможно, по точности позиционирования объектов и монолитности акустического объема девять дискретных проводных колонок нашу инсталляцию могли бы переиграть, но вы уверены, что готовы их развесить по своей комнате?
В режиме стерео саунд оказался на удивление живым, детальным и, я бы сказал, концентрированным. Разве что полновесности классических напольников ему немного не хватало. Даже в режиме Bitstream чувствуется прецизионная точность воспроизведения BDP-105D, а уж если перевести его в режим передачи по HDMI декодированного PCM-потока, вокал начинает звучать по-настоящему глубоко и открыто, явно улучшается разрешение на ВЧ – одним словом, наша парочка представляет собой не только компактный многоканальный кинотеатр, но и очень интересно звучащий музыкальный центр. Который, между прочим, поддерживает воспроизведение множества качественных форматов, включая звуковые дорожки фильмов, закодированные во FLAC и музыкальные потоки DSD. Последние, правда, для отправки по HDMI на YSP-5600 нужно преобразовать в PCM, благо для BDP-105D это не проблема.
ЗРИТЕЛЬСКИЕ СИМПАТИИ
Ну и в финале немного об изображении, создаваемом флагманским плеером OPPO. Его видеотракт построен на связке процессоров Silicon Image VRS ClearView и Darbee Visual Presence – последний отвечает за обработку сигнала по сложному алгоритму, разработанному инженером Полом Дарби, и носящему его имя. Повышение краевого контраста, выделение мелких деталей и прочие улучшения видеосигнала в исполнении процессора Darby действительно смотрятся эффектно. Изображение становится более рельефным, акцентируются мельчайшие детали. Для придания лоска не слишком качественным записям – в самый раз, ну а насколько нуждаются в дополнительном украшении полноценные исходники хороших фильмов, вопрос личного мировоззрения. Так или иначе, но и к картинке с выключенной обработкой Darby у меня не возникло ровным счетом никаких претензий. Тонкие цветовые и свето-теневые нюансы воспроизводятся абсолютно точно, пластичная фактура действительно позволяет воспринимать изображение на экране как живописное полотно. Правда, для этого придется подобрать действительно качественно снятый фильм и купить хороший телевизор.
Yamaha YSP-5600
Производитель Yamaha Corporation
ru.yamaha.com
Конфигурация каналов: 7.1.2 || Выходная мощность: 88+40 Вт (многоканальный массив + вуферы) || Коммутация: 4 х HDMI In, HDMI Out, 2 х Digital audio Optical In, Digital audio Coax. In, Analog audio, Subwoofer Out, Ethernet (100/10 Мбит/с) || Многоканальные форматы: Dolby: Atmos, TrueHD, Digital (Plus/EX); DTS: X, HD Master Audio, HD High Resolution, Digital Surround, ES, 96/24 || Беспроводная связь: Wi-Fi (802.11 b/g/n, 2,4 ГГц), Bluetooth v. 2.1 || Онлайновые музыкальные сервисы: Spotify, Juke!, vTuner || Габариты: 110 x 212 x 93 мм || Масса: 11,7 кг || Цена: 179990 руб.
OPPO BDT-105D
Производитель OPPO Digital
www.oppodigital.com.ru
Форматы дисков: BD-Video, Blu-ray 3D, DVD-Video, DVD-Audio, AVCHD, SACD, CD, HDCD, Kodak Picture CD, CD-R/RW, DVD±R/RW, DVD±R DL, BD-R/RE || Файловые системы USB-носителей: FAT/FAT32, exFAT, NTFS || Коммутация: 2 x HDMI In, 2 x HDMI Out, Digital audio Optical/Coax. In/Out, Analog stereo Out (RCA/XLR), Analog 7.1 Out, USB DAC, Ethernet (100/10 Мбит/с), 3 x USB, линейные выходы || Диапазон частот: (RCA) 20 — 20000 Гц (±0,2 дБ), 20 — 96000 Гц (-1,5 дБ); (XLR) 20 — 20000 Гц (±0,3 дБ), 20 — 96000 Гц (-1,5 дБ) || Отношение сигнал/шум: >115 дБ (A-взвешенное) || THD+N: < 0,0003% (1 кГц, 48 кГц/24 Бит).
Усилитель для наушников: Диапазон частот: 20 — 20000 Гц (±0,3 дБ) || Отношение сигнал/шум: >98 дБ (A-взвешенное) || THD+N: < 0,001% (1 кГц, 48 кГц/24 Бит) || Вых. мощность: 2х17 мВт (600 Ом), 2х187 мВт (32 Ом) || Габариты: 430 x 311 x 123 мм || Масса: 10,6 кг || Цена 119990 руб.