Всё, что мы слышим — результат вибраций. В аудиотехнике они бывают полезными и вредными, соответственно, первые желательно сохранить в неприкосновенности, а от вторых избавиться. Эту непростую задачу выполняют разнообразные изделия Cold Ray, и акустические стойки — не исключение.
СЕЙСМОСТОЙКАЯ АРХИТЕКТУРА
Совсем недавно мы рассказывали про конусы Cold Ray, но никакие, даже самые высокотехнологичные аксессуары подобного рода не дадут нужного эффекта, если техника стоит на хлипкой этажерке с тонкими полками. Кроме того, конусы, шипы и демпферы, в основном, помогают бороться с локальными резонансами, но очень часто бывает полезно «успокоить» аппарат в целом, снизить его восприимчивость к внешним возмущениям. И даже если он сам грамотно задемпфирован, при установке на вибрирующую поверхность будет вибрировать вместе с ней, как только вы прибавите громкости в усилителе.
Какой вред приносят резонансы и вибрации, мы неоднократно рассказывали, поэтому лишь уточню некоторые моменты. Если у вас ламповая аппаратура, включите её и постучите карандашом по любому баллону. В колонках будет слышен звон — вследствие т.н. микрофонного эффекта. Считается, что в полупроводниковой технике он отсутствует, но это не совсем так. Если сигнальные проводники внутри аппарата идут параллельно на близком расстоянии, или проложены вдоль стального шасси, то при вибрации в них могут наводиться помехи.
Есть и другая проблема – влияние пьезоэффекта. Как-то, открыв очень дорогой винтажный CD-проигрыватель, я обнаружил вибропоглощающие наклейки не только на электролитических конденсаторах, но и микросхемах – ЦАПах и цифровых фильтрах. Позже специалисты объяснили, что при прохождении сигнала некоторые радиокомпоненты могут вибрировать на звуковых и высоких частотах, на что тратится энергия полезного сигнала. И посоветовали проделать эксперимент – взять любой плёночный конденсатор, подключить к выходу звукового генератора и покрутить регулятор частоты в пределах звукового диапазона. Попробовал — на некоторых частотах они действительно свистят, причём довольно громко. И процесс этот идёт в обе стороны – если деталь вибрирует, то на её выводах может появиться напряжение помехи. Недаром же один известный британский производитель аудиотехники в своих самых дорогих моделях подвешивает печатные платы на эластичных растяжках. Так что если вам скажут, что транзисторная техника вибраций не боится, не верьте. Они могут заметно ухудшить звуковое разрешение системы.
БАЗИС И НАДСТРОЙКА
Конструкторам аудиомебели приходится решать две серьёзные задачи, противоречащие друг другу – добиться нужного демпфирования полок и придать конструкции внешний вид, подходящий для домашнего интерьера. Женщинам нравятся изящные стеллажи из металла и стекла, но они годятся только для телевизоров и бюджетных кинотеатральных компонентов.
Аппаратные стойки Cold Ray имеют внушительную конструкцию и достаточно лаконичный, приятный для глаза внешний вид. Полки с закруглёнными углами изготавливаются из разных материалов. Более дорогие, в отделке «орех» и «берёза» вырезаются из многослойной фанеры, и такой композит отличается улучшенными антивибрационными характеристиками. Белые и черные полки выполнены из МДФ и оклеены шпоном ясеня с последующей покраской. Это более доступные версии в линейке Base.
Торец полки со структурой Silent™. Хорошо виден центральный демпфирующий слой.
Вертикальными элементами конструкции служат «трубы» — отрезки полого алюминиевого профиля круглого сечения с многочисленными продольными пазами. Повышенная жёсткость достигается за счёт внутренних вертикальных перегородок в виде треугольной звезды. Контакт с полом осуществляется через опоры, состоящие из нескольких элементов. К нижней части «трубы» через силиконовую прокладку винтом притягивается усечённый алюминиевый конус, а в него ввинчивается острый стальной шип. Прокладка развязывает этот шип от стойки, а саму стойку – от внешних вибраций. Резьба с мелким шагом позволяет точно выставить всю конструкцию по горизонтали, даже если пол не очень ровный.
Конструкция конусов, развязывающих аппаратные стойки от пола. Сочетание материалов с разным декрементом затухания препятствует распространению вибраций.
Стандартная конфигурация стоек Cold Ray Base – две полки шириной 715 мм и глубиной 535 мм. Максимальная нагрузка – 75 кг. Расстояние между полками 325 мм у моделей Base 325 и 225 мм у моделей Base 225. Цветовые сочетания на любой вкус: полки могут быть белые и чёрные матовые с рельефной фактурой, а также отделанные шпоном ореха и берёзы. Трубы – анодированные в чёрный цвет или серебристые.
Модели Cold Ray Base 325 Walnut/Silver Tube и White Ash/Black Tube
При необходимости стойки Base можно нарастить, поставив сверху дополнительные полки с опорами. Такие модули называются Level и выпускаются с просветом 180, 225 и 325 мм. Грузоподъёмность такая же, 75 кг. Цвет – белый, чёрный и орех в сочетании с серебряными или чёрными трубами.
Для особо мощных усилителей с нестандартными габаритами предназначены платформы Cold Ray Single высотой около 120 мм. Размеры — 715 х 535 мм, максимальная нагрузка 75 кг и те же цветовые варианты, что у моделей, описанных выше.
Cold Ray Single – для гигантских оконечников, которые не помещаются в многоэтажные стойки. Варианты Black Ash/Silver Tube и Black Ash/Black Tube и
НЕОБХОДИМОЕ И ДОСТАТОЧНОЕ
Если аппаратные стойки можно считать желательными элементами системы, то акустические в ней просто необходимы. Уж сколько раз мы замечали при тестировании полочной акустики: чем массивнее и жёстче опора, тем собранней бас и телеснее нижняя середина.
В каталоге Cold Ray три модели – S6, S7 и S9 высотой 60, 70 и 90 см соответственно. Верхние платформы изготовлены по фирменной технологии Silent™ — между двумя пакетами толстой финской фанеры проложен слой пористого демпфирующего материала. Такой сэндвич делает структуру инертной к вибрациям, возникающим в корпусе мониторов при работе динамиков.
Платформа крепится к алюминиевой колонне, а та – к основанию, в которое вкручиваются стальные шипы с контргайками. Основание вытачивается из многослойной фанеры для вариантов «орех» и «берёза», а для белого и черного – из МДФ со шпонированием и покраской. Предусмотрен доступ к полости колонны, так что при желании её можно засыпать песком или дробью. Как показывает опыт, это заметно сказывается на звучании даже в том случае, если мониторы имеют собственные шипы или резиновые ножки. Максимальная нагрузка всех акустических стоек 30 кг, но рассчитаны они на акустику разных габаритов: модели с индексом PST имеет верхнюю платформу 160 х 240 мм, а с индексом PSM – 130 х 240 мм.
Cold Ray S9 – акустическая стойка высотой 90 см с засыпной колонной. Справа – фрагмент основания с хорошо видимой многослойной структурой.
Особая модель Cold Ray С3 высотой 40 см рассчитана на горизонтальную установку громкоговорителя центрального канала. Верхняя платформа крепится на двух колоннах, основание широкое, с шипами. Цветовые сочетания те же, что у остальных стоек.
Cold Ray C3 Silver Tube/Black для громкоговорителя центрального канала
Я специально не стал указывать цены на описываемые изделия Cold Ray, т.к. даже у одной модели они разные в зависимости от отделки. Но в целом они вполне конкурентные, особенно если учесть продуманность конструкции, добротность изготовления и отсутствие сугубо декоративных элементов. Узнать стоимость конкретного варианта можно здесь.
Поставляются стойки Cold Ray в разобранном виде и надёжной упаковке.
Комментарии [1]
Александр
Весь вектор разработки мебели для аудиотехники сводится к демпфированию и только. Реальный дом это и бегающие кошки, дети, уборщица со шваброй. Где хранить приблуды для проигрывателя, висящие провода и прочее. Само подключение аппаратуры проблема — все тяжелое и многопроводное. А дизайн? Эргономика? Эти предметы должны вписаться в общий интерьер. Кто все это разрабатывает? Может надо приглашать архитектора, дизайнера. Сама конструкция демпферов требует обсуждения. Искал для себя. Пришел к собственному производству.