Индустрию домашнего кино ждет очередное большое переформатирование и, судя по стремительно растущему интересу к новым объектно-ориентированным форматам, оно уже неотвратимо. Не пришла ли пора примкнуть к новым трендам или пока стоит повременить с заменой старого AV-ресивера на модную модель с 3D-звуком?
ПРЫГНУТЬ ВЫШЕ ГОЛОВЫ
Понятно, что полноценную реализацию Dolby Atmos (как и DTS: X или Auro 3D) сегодня можно получить пока лишь в достаточно продвинутой технике. В частности, с AV-ресиверами, оборудованными мощными процессорами и минимум девятью каналами усиления. Но мало кто решится сразу выложить солидную сумму за звуковые эффекты, без которых большинство любителей домашнего кино пока спокойно обходятся. Поэтому все эксперименты, описанные далее, мы устраивали на базе ресивера с демократичным ценником. То, что у него имеется лишь семь выходов на акустику, наш опыт менее интересным точно не сделает, ведь мы заодно попытаемся выяснить, достаточно ли одной пары высотных каналов (конфигурация 5.1.2), чтобы получить впечатляющее 3D-окружение или хотя бы его подобие?
Тем, кто читал опубликованный на нашем сайте тест двух начальных ресиверов Denon (AVR-X1300W и AVR-X2300W) представлять нашего «подопытного» в деталях вряд ли необходимо. «Три тысячи трехсотый», расположившийся в модельной иерархии ступенькой выше AVR-X2300W, от последнего внешне даже не отличается. На лицевой панели – тот же набор кнопок, ручек и входов (HDMI и USB). Разница в выходной мощности, как и в других базовых характеристиках, скорее символическая. Имеется лишь несколько принципиальных отличий. У нашей модели в набор инструментов DSP добавлен многополосный графический эквалайзер на каждый канал и независимая настройка фильтров для сабвуферов. Автокалибровка тоже другая – продвинутая версия Audissey MultiEQ XT32. Есть отличия и в интеграционных возможностях аппарата. В частности, на AVR-X3300W мы находим полноценный выход 7.2, HDMI-выход для второй зоны, два коаксиальных входа, коими дополнили оптические, гнездо управления RS232 и выход триггера, выходы/входы для передачи IR-команд. Улучшена и видеосекция: установлен преобразователь аналогового видеосигнала в цифровой, который выдается через HDMI по спецификациям 4К, а аналоговые выходы упразднены вовсе. Так что подключить видеоисточники прежнего поколения через ресивер к современной панели или видеопроектору проблем не составит.
Улучшена и видеосекция: установлен преобразователь аналогового сигнала в цифровой, который выдается через HDMI по спецификациям 4К.
Эксперименты начинаем не с 3D-окружения, а с обычной «плоской» конфигурации 7.1, как с основы для всех дальнейших субъективных сравнений. Интересно вот что: если вся многоканальная система тщательно отстроена по уровням, АЧХ и дистанциям (мы даже запаслись лазерным дальномером, чтобы отмерять расстояния от точки прослушивания до излучателей с сантиметровой точностью), то при проигрывании треков, закодированных в Dolby Atmos, все равно создается иллюзия трехмерного звучания, хотя в помещении прослушивания не задействован ни один из высотных мониторов! Особенно это чувствуется, когда над головой «витают» некие призвуки механического или индустриального происхождения, либо атмосферно-воздушные природные эффекты. Конечно, это иллюзия, которая рождается в мозгу, но она, поверьте, не слабая. Стоит, например, переключиться на аналогичную тестовую дорожку в стандартном Dolby Digital 5.1, как воспроизводимая картина тут же «схлопывается» по высоте. При прослушивании в 7.1 также обращаем внимание на потрясающий реализм тылового окружения программ Dolby Atmos. Пространственной информации там на порядок больше, чем в стандартном режиме 5.1. Потерять хотя бы часть эффектов с переходом на какую либо из разновидностей 5.1.2 будет очень жаль.
В следующем опыте в меню ресивера упраздняем одну из тыловых пар и назначаем их высотными Front Dolby. Теперь сигнал направляется к паре 3D-мониторов Heco AM200, установленных поверх фронтальных колонок. Системы, работающие на потолочное отражение звука – самый простой и не затратный способ ввести в свой театр высотные эффекты. Но, как тут же выясняется, не самый эффективный. Третье измерение при таком варианте выражено слабо. Больше того, создается ощущение, будто звуковая сфера от слушателя скрыта каким-то навесом: спереди вроде бы ощущается некое подобие 3D-звука, а сзади как-то пусто и не естественно. Впрочем, при прослушивании музыкальных программ все не так плохо. Даже образуется иллюзия масштабной музыкальной сцены. Если у вас не будет иных вариантов, то следует знать, что в описанной схеме 5. 5.1.2 с колонками-«накладками» на воспроизведение драматически сказывается расположение… задних каналов относительно точки прослушивания. Готовы переставить их в новые точки? Тогда вас ждет масса приятных открытий в поиске наилучшего компромисса между фокусировкой передних/боковых образов, окружающей атмосферой и проявлением высотных эффектов.
Мониторы, работающие на потолочное отражение звука – самый простой и не затратный способ ввести в свой театр высотные эффекты.
Переносим Heco AM200 с фронтальных колонок на тыловые, в меню ресивера переназначаем их на «боковые долби», задаем уровни и точные дистанции… Разительная перемена! Спереди высотный план, понятно, пропал. И не жалко – громоподобным блокбастерным эффектам это ничуть не повредило. Зато задняя полусфера воспроизводится буквально пугающе. Шум леса над головой и раскаты грома настолько выразительны, что хочется посмотреть вверх. А капли воды падают сверху вниз нам едва ли не за шиворот. Такой результат можно объяснить только психологией восприятия. Наш мозг гораздо восприимчивее к звукам из тех пространственных зон, которые мы не можем контролировать зрением. Берите на заметку, если вам хочется именно такой вау-эффект. Но придется мириться, во-первых, с тем, что окружающая сфера звучания будет казаться оторванной от основного и, во-вторых, с довольно иллюзорным «фронтом». То, что все передние виртуальные образы теряют телесность, наверное, тоже объясняется психоакустикой.
Откладываем накладные мониторы в сторону и подводим высотный сигнал к системам Canton Plus X.3, установленным под потолком над фронтальными каналами. В меню ресивера такая позиция называется Front High. Уже при настройке уровня звучания становится понятно, что в качестве высотных они работают не ахти – из-за отражения от передней стены и потолка в точке прослушивания кажется, будто звучат обычные фронты. Это самая неэффективная конфигурация 5.2.1: над головой, понятно, ничего «не летает», в передней полусфере высотный эффект едва выражен. Опять же, эффект окружения не выразителен. Не лучше и на музыкальных программах – сцена напоминает большую и беспорядочную смесь звуков. На всякий случай проверяем каждый пункт настройки конфигурации. Ошибок нет. Следовательно, этот вариант для данной акустической среды просто не подходит.
Шум леса над головой и раскаты грома настолько выразительны, что хочется посмотреть вверх. А капли воды падают сверху вниз нам едва ли не за шиворот.
Теперь же мониторы Canton Plus X.3 укрепляем на потолке между точкой прослушивания и фронтом (с примерно той же базой). Соответствующее переназначение каналов на «потолочый фронт» и – какая контрастная перемена! С первых же секунд накрывает мощный 3D-эффект, а потолок в комнате прослушивания словно и вовсе пропал. Хотя звуковая сфера не совсем заполнена спереди и по бокам, над головой – полная свобода и настоящая жизнь. Больше того, хотя потолочные колонки находятся чуть впереди, все равно есть намек и на локализацию вверху сзади. Правда, полной иллюзии того, что ты вышел на открытое пространство еще не возникает – отдельные прорехи в звуковой полусфере мешают воспринимать окружающую атмосферу во всех тонкостях.
Шестой и заключительный эксперимент состоит в переносе высотных каналов назад, на пару метров за линию прослушивания. При настройке именно такой конфигурации обнаруживается интересный эффект: установленные позади нас потолочные колонки локализуются не четко сзади вверху, а с неким фантомом спереди (возможно, работает переотражения от пола и стен). Слушателю явно кажется, что на потолке не две, а четыре колонки! И результат в силу этого особенный. Вопреки ожиданиям, задняя полусфера в эффектности не прибавляет настолько, как было в третьем опыте. Зато есть более ценные изменения. Теперь можно говорить о полноценной локализации над головой. Отчетливо прослеживается «траектория» тех движущихся фантомов, которые словно облетают слушателя сзади или сверху. Есть даже намек на материализацию образов внутри 3D-конфигурации, чего не встретишь в «плоском» домашнем театре… Представляете, отдельные звуки возникают прямо на расстоянии вытянутой руки!
Еще раз напомним то, с чего начали – мы испытывали не совсем Dolby Atmos, а лишь начальное компромиссное решение. Какие возможности в домашнем кино открывает полноценная система, где найдено оптимальное положение для каждого высотного и тылового монитора, можете представить сами.
Есть даже намек на материализацию образов внутри 3D-конфигурации, чего не встретишь в «плоском» домашнем театре… Представляете, отдельные звуки возникают прямо на расстоянии вытянутой руки!
AV-ресивер Denon AVR-X3300W
Производитель: D&M Holdings Inc (Япония)
www.denon.ru
Входы: 8 х HDMI, 3 х Video Composite, 2 х Video Component, 4 х RCA, 2 х TOSLink, 2 х Coax, USB, LAN || Выходы: 2 х HDMI, 2 х RCA, 7.2, 6,3 мм Phones || Беспроводные протоколы: Wi-Fi Audio Streaming (AirPlay, Windows PlayTo), A2DP Bluetooth || Поддерживаемые форматы: mp3, AAC, WMA, WAV, FLAC, ALAC, AIFF, DSD2.8/5.6 || Количество усилителей мощности: 7 || Выходная мощность: в стереорежиме 2 х 135 Вт (6 Ом), в один канал – 180 Вт (8 Ом) || Потребляемая мощность: 600 Вт || Габариты: 434 х 167 х 389 мм || Масса, кг: 10,8 || Цена: 71 990 руб.
КОМПОНЕНТЫ
Источники:
- BD-транспорт Denon DBT-3313UD
- ноутбук Apple MacBook Air A1465
- смартфон Nokia Lumia 930
- NAS-хранилище Synology DS 115
Акустические системы:
- Tannoy Eclipse Three (стереопара)
- Canton Vento 896 DC
- Canton Reference K3/ K5/ Vento 866/ Vento 826/ Celan Sub GT 322 A/ Plus XL.3 (7.1)
Кабели:
- цифровые InAkustik Exellenz HDMI High Speed 18 Gbpb
- акустические InAkustik Referenz LS-1603 и InAkustik Star LS 2 + 2,5 mm (с катушки)
- силовые InAkustik Referenz AС-1502 и P6