© 2015 BBC
Жанр: мини-сериал, историческая драма, экранизация
Формат: Blu-Ray 1080p/DTS-HD Master Audio 2.0
Сценарий: Хилари Мантел, Питер Строхан
Режиссёр: Питер Козмински
Оператор: Гэвин Финни
Композитор: Дэбби Вайсман
В главных ролях: Марк Райлэнс, Дэмиэн Льюис, Клер Фой, Томас Сэнгстер, Джосс Портер, Бернард Хилл, Ханна Стил, Джессика Рэйн и др.
Что. Весьма любопытный отрезок британской истории, когда король Генрих VIII решил отделиться от католической церкви, поскольку римский папа не давал ему развод с Екатериной Арагонской. А без него он не мог жениться на Анне Болейн, которая не подпускала его к телу, пока король не освободится от уз старого брака (неглупая была барышня). По этому сюжету уже снято множество фильмов и сериалов, но этот выбивается из общего ряда. Главный герой здесь — Томас Кромвель, сын кузнеца, простолюдин, ставший в силу своих выдающихся качеств одним из самых влиятельных людей в королевстве. И был одним из инициаторов Реформации в Британии. Как написал один британский кинокритик, «Волчий зал» — это антидот против цинизма «Игры престолов», в котором движущими силами политики и истории (пусть и выдуманной) являются властолюбие, похоть, алчность, насилие и другие человеческие пороки, а главный герой «Волчьего зала» следует идеям и идеалам. Естественно, они оказываются ложными (с современной точки зрения). Так, идеал верности начальству (сначала кардиналу, а потом королю) делает Кромвеля жестоким и коварным, толкает его на преступления, но и при этом он выглядит несравненно более достойным, чем чванливая аристократия, движимая теми же самыми животными инстинктами, что и герои «Игры престолов».
Кто. Сериал снят по первым двух книгам исторической трилогии британской писательницы Хилари Мантел, уже успевшей получить за них Букера. Режиссер Питер Козмински не слишком плодовит, тем не менее известен как постановщик картин «Белый олеандр» (2002) и «Грозовой перевал» (1992 года, где снимались Жюльет Бинош и Рэйф Файнс). Оператор Гэвин Финни снял множество сериалов, но наиболее характерные его работы — это экранизации книг Терри Пратчетта («Опочтарение», «Цвет волшебства», «Санта-Хрякус»).
В роли Кромвеля снялся блестящий британский актер Марк Райлэнс — тот самый, что получил «Оскара» за роль Рудольфа Абеля в фильме «Шпионский мост». Кстати, в картине «Ещё одна из рода Болейн» (2008) он сыграл отца Анны сэра Томаса Болейна. Дэмиэн Льюис, знакомый нам по сериалу «Родина» (Homeland) на удивление хорош в роли Генриха VIII. Вообще в «Волчьем зале» занят мощнейший актерский состав, здесь нет проходных и тем более халтурных работ.
Как. Как всегда у BBC — неторопливо, обстоятельно, исключительно качественно во всём. Этот сериал интересен также тем, что на удивление точен с исторической точки зрения, что в общем-то не удивительно, поскольку в процессе съемок участвовали историки, которые занимаются этим периодом. Естественно, ученые потом обнаружили некоторые неточности. Самая грубая из них состоит в том, что Екатерина Арагонская представлена в фильме темноглазой брюнеткой, а в реальности она была ярко-рыжей и с серыми глазами.
Но для нас этот сериал наиболее ценен своим видеорядом. Мало того, что он снимался в реальных интерьерах исторических зданий со старинной мебелью и гобеленами, но и постановочный свет был максимально приближен к реальному. К примеру, вечерние и ночные сцены снимались при свечах — это стало возможным благодаря современной технике — использовалась цифровая камера Arri Alexa (на неё снимались также «Выживший» и множество других выдающихся по видеоряду картин). В фильме много тёмных сцен, и в сети можно встретить немало откликов, что он вообще темноват. Вот вам результат доминирования посредственных ЖК-экранов — большинство из них обладают крайне малым диапазоном яркостей и потому они не способны нормально передать сцены с контрастным освещением и обилием темных областей в кадре. Но на хорошем телевизоре (OLED, плазма или топовый ЖК с многозональной тыловой LED-подсветкой) или серьёзном видеопроекторе вы увидите, насколько качественно снята эта картина и как хороши именно тёмные сцены.
Звук, к сожалению, не столь интересный. Сериал снимался в стерео, в нем преобладают диалоги. Музыка есть, но совсем немного, она приглушена и ненавязчива, но дело своё делает, создавая необходимый эмоциональный фон. На посредственной аппаратуре вы, скорее всего, вообще не обратите на нее внимание. А вот на достойной и правильно настроенной можете с удивлением обнаружить, что для создания реалистичной и достаточно выразительной звуковой атмосферы вполне достаточно двух каналов.
Для чего. Для тестирования телевизоров и проекторов этот материал является почти идеальным. Для демонстрации — только серьезных моделей. Энергетические возможности многоканальных аудиосистем показывать и испытывать здесь не на чем — нет ни взрывов, ни ударов, ни мощных оркестровых пассажей. Но зато можно проверить способность системы ткать деликатную звуковую ткань, обходясь при этом минимумом технических ресурсов.
Изображение: 9/10
Звук: 6/10