Сделать усилитель непросто. Сделать хороший усилитель еще труднее. Но из трех предложенных схем одна наверняка вам понравится. При переходе на более высокий уровень не придется менять ни шасси, ни трансформаторы, ни лампы.
ТЕМА С ВАРИАЦИЯМИ
Свобода выбора — не только философское понятие, но и мощный стимул для творчества. Особенно в нашем деле, когда желания не всегда совпадают с возможностями. Действительно, иногда приходится отказываться от весьма соблазнительного проекта из-за отсутствия нужных ламп или трансформаторов. А бывает, что в схеме какая-нибудь мелочь не нравится — хочется триоды на выходе, а предлагают пентоды, или наоборот. Вот если бы все то же самое, но с перламутровыми пуговицами…
Свобода выбора — не только философское понятие, но и мощный стимул для творчества. Особенно в нашем деле, когда желания не всегда совпадают с возможностями. Действительно, иногда приходится отказываться от весьма соблазнительного проекта из-за отсутствия нужных ламп или трансформаторов. А бывает, что в схеме какая-нибудь мелочь не нравится — хочется триоды на выходе, а предлагают пентоды, или наоборот. Вот если бы все то же самое, но с перламутровыми пуговицами…
Мы решили разработать схему-трансформер, чтобы, имея силовые и выходные трансформаторы плюс определенный набор ламп, вы легко смогли бы преобразовать один вариант в другой. Здесь открывается безграничный простор для реализации собственной звуковой концепции, поскольку вы всегда можете остановиться на той, которая вам больше понравится. Поскольку нельзя объять необъятное, мы приведем лишь три схемы, основанные на принципе разумного компромисса.
Во всех трех вариантах на входе установлен высокочастотный пентод с короткой характеристикой 6Ж8 в триодном включении. Он выполнен в металлическом экранированном корпусе и очень линеен на малых уровнях сигнала. В качестве драйвера/ фазоинвертора лучшим оказался октальный двойной триод 6Н8С — с малым коэффициентом усиления, хорошей линейностью и приличным током анода.
В качестве выходных ламп мы предпочли лучевой тетрод Г807 или его октальную версию 6П7С. Благодаря своей конструкции и очень глубокому вакууму, на наш взгляд, он значительно превосходит по прозрачности звучания такие известные лампы, как 6П3С, 6П3СЕ, 5881, 6L6, КТ66, КТ88, 6550, EL34.
Если вы станете придерживаться перечисленных ниже рекомендаций, то успех в построении усилителя будет гарантирован. Для краткости изложения излагаем их конспективно.
1. Усилители выполняются в виде моноблоков, и каждая схема приводится для одного из них.
2. Корпус усилителя (шасси), а также крепежные элементы трансформаторов изготавливаются из немагнитного материала (медь, латунь, алюминий).
3. Сердечники трансформаторов, как силовых, так и выходных, собираются из пластин Ш и П толщиной 0,35 — 0,55 мм.
4. Силовые трансформаторы должны иметь малый ток х.х. и работать при пониженной индукции.
5. Выходные трансформаторы должны работать на линейном участке характеристики, обладать хорошими фазовыми и частотными свойствами, как на низких, так и на высоких частотах, при этом количество секций обмоток должно быть минимально возможным.
6. Переходные конденсаторы желательно применять фольговые, бумаго-масляные или с пропиткой церезином, из отечественных — КБФ, из импортных — Jensen, в крайнем случае, полипропиленовые, отечественные К78-2, импортные Multicap, Relcap и т.д.
7. Не следует пренебрегать качеством резисторов. Избегайте металлооксидных МЛТ и им подобных. Лучшие результаты в этих схемах показали углеродистые типа С1-4, ВС, БЛП или их импортные аналоги, возможно также применение танталовых резисторов.
8. Диоды выпрямителя должны быть быстродействующими Ultra-Fast или FRED (Fast Recovery Diodes).
9. Высоковольтные электролитические конденсаторы в блоке питания из отечественных, лучше К50-27, импортные — Black Gate Rubycon, Elna Cerafine. Желательно шунтирование высоковольтных электролитов металло-бумажными типа К42, выполненными в немагнитных корпусах емкостью не менее 4 мкФ, и слюдяном типа КСО емкостью 0,01 мкФ.
Низковольтные электролиты в катодных цепях очень влияют на звук. Из отечественных рекомендуем К50-24, но лучше импортные Black Gate Rubycon, Elna Cerafine. Учтите, что двум последним нужно время, чтобы «разыграться», и все свои способности они покажут после двух-трехчасового разогрева. Катодные конденсаторы должны быть зашунтированы металло-бумажным типа К42 емкостью не менее 1 мкФ и слюдяным КСО емкостью 0,01 мкФ.
10. Лампы следует применять октальные, как можно более старых лет выпуска, 1950 — 1975 гг.
11. В качестве монтажных проводов из отечественных лучше поискать МГТФ 0,35 мм2, МПО 0,75 — 1,5 мм2 (они бывают на радиорынках и стоят недорого). Импортные — Kimber, XLO и др. Все соединения длиннее 5 см должны быть выполнены витыми парами.
12. Монтаж следует делать объемным навесным, с максимальным использованием выводов самих деталей.
13. Не экономьте на входных и выходных разъемах, держателях предохранителей, выключателях и сетевых гнездах — их качество не только сказывается на надежности изделий, но и влияет на звук.
14. Земля присоединяется к корпусу только в одной точке — около входной лампы.
15. Все пайки выполняются припоем ПОС-61 или импортным хорошего качества. Пайка должна быть каплевидной, блестящей. Если пайка имеет матовую структуру, это говорит о перегреве и кристаллизации припоя либо о его низком качестве, что не замедлит сказаться и на звуке. Подберите нужную температуру жала паяльника — схемы регуляторов не раз публиковались в «Радио». Лучше всего приобрести паяльную станцию с регулятором и стабилизатором температуры. В качестве флюса настоятельно рекомендуем канифоль сосновую высшего качества.
Итак, приступим к рассмотрению схем. Начнем с рис. 1.
Таблица к схеме 1. | |||
---|---|---|---|
Сопротивления | |||
R1 | 47k | Alps | |
R2 | 470k | 1/4 w | углерод |
R3 | 15,5k | 2 w | углерод |
R4, R11 | 300 | 1/4 w | углерод |
R5 | 10k | 2 w | углерод |
R6, R10 | 160k | 1/4 w | углерод |
R7, R8 | 20k | 4 w | углерод |
R12, R14 | 100k | 1/4 w | углерод |
R13 | 10k | 1 w | СП4-1 |
R15, R16 | 1k | 1/4 w | углерод |
R17, R18 | 100 | 1/4 w | углерод |
R19 | 50 | 4 w | углерод |
R20 | 100k | 2 w | углерод |
R21 | 3k | 2 w | углерод |
Конденсаторы | |||
С1, C9 | 0,01 | КСО, СГМ (слюда) | |
С2, C10 | 1 мкФ | К42 (бумага) | |
С3, C11 | 4700 мкФ х 16 В | К50-24, Black Gate, Elna | |
С4, C8 | 1 мкФ | МБМ, К42 | |
С5 | 100 мкФ х 450 В | К50-27, Black Gate, Elna | |
C6,C12,C13,C14 | 1 мкФ х 450 В | К78-2, КБФ, Jensen | |
С7, C15, C16 | 220 мкФ х 450 В | К50-27, Black Gate, Elna | |
С17 | 4 мкФ х 450 В | МБМ, К42-11 (бумага) | |
С18, C19 | 100 мкФ х 100 В | К50-27 | |
C20 | 0,01 | КСО, СГМ (слюда) | |
Полупроводники | |||
VD1 — VD4 | MUR 4100 | Motorola | |
VD5 — VD8 | MUR 1100 | Motorola | |
VD9, VD10 | КС 518А | стабилитрон | |
Лампы | |||
V1 | 6Ж8 | ||
V2 | 6Н8 | ||
V3, V4 | Г807, 6П7 |
Входной каскад выполнен на лампе 6Ж8 в триодном включении без местной обратной связи. Несамобалансирующийся драйвер (он же фазоинвертор) построен на двойном триоде 6Н8С без обратной связи. Выходные лампы Г807 включены триодами, их смещение фиксированное. Настройка усилителя проста: нужно лишь добиться подстрочным резистором R13 одинаковой амплитуды сигнала частотой 1000 Гц на первом и втором аноде лампы 6Н8С, а также установить ток покоя выходных ламп Г807 в пределах 40 — 50 мА путем подбора одного из стабилитронов смещения в блоке питания. Внимание! Недопустимо включение анодного напряжения, пока вы не убедились в наличии отрицательного смещения на сетках выходных ламп.
Схема №2, рис. 2.
Таблица к схеме 2. | |||
---|---|---|---|
Сопротивления | |||
R1 | 47k | Alps | |
R2 | 470k | 1/4 w | углерод |
R3 | 15,5k | 2 w | углерод |
R4 | 300 | 1/4 w | углерод |
R5 | 10k | 2 w | углерод |
R6 | 160k | 1/4 w | углерод |
R7, R8 | 20k | 4 w | углерод |
R9 | 5k | 4 w | подбирается |
R10, R11 | 100k | 1/4 w | углерод |
R12, R13 | 1k | 1/4 w | углерод |
R14, R15 | 100 | 1/4 w | углерод |
R16 | 100k | 2 w | углерод |
R17 | 50 | 4 w | углерод |
R18, R19 | 33k | 1/2 w | |
R20 | 11k | 2 w | |
R21 | 1k | 2 w | |
Конденсаторы | |||
С1 | 0,01 | КСО, СГМ (слюда) | |
С2 | 1 мкФ | К42 (бумага) | |
С3 | 4700 мкФ х 16 В | К50-24, Black Gate, Elna | |
С4,C8 | 1 мкФ | МБМ, К42 | |
С5 | 100 мкФ х 450 В | К50-27, Black Gate, Elna | |
C6,C9,C10 | 1 мкФ х 450 В | К78-2, КБФ, Jensen | |
С7,C11,C12 | 220 мкФ х 450 В | К50-27, Black Gate, Elna | |
С13 | 4 мкФ х 450 В | МБМ, К42-11 (бумага) | |
С14, C15 | 470 мкФ х 100 В | К50-27 | |
C16 | 100 мкФ х 160 В | К50-27 | |
C17 | 0,01 | КСО, СГМ (слюда) | |
С18 | 1 мкФ х 160 В | К42 (бумага) | |
С19 | 220 мкФ х 160 В | К50-27 | |
Полупроводники | |||
VD1 — VD4 | MUR 4100 | Motorola | |
VD5, VD6 | MUR 1100 | Motorola | |
VD7, VD8 | КС 518А | стабилитрон | |
Лампы: см. Схему 1 |
Входной каскад аналогичен предыдущему. Драйвер-фазоинвертор выполнен на лампе 6Н8С по дифференциальной схеме с «long tail». Более точное равенство амплитуд положительной и отрицательной полуволн достигается применением источника отрицательного напряжения -100 В. Можно добиться еще лучшей симметрии, если включить в катодную цепь 6Н8 источник тока на ВЧ-пентоде с короткой характеристикой 6Ж4 в триодном включении (показан пунктиром вместо катодного резистора). Выходные лампы Г807 здесь также работают в триодном включении. Настройка усилителя осуществляется подбором катодного резистора лампы 6Н8С таким образом, чтобы напряжение на ее анодах было равно примерно половине напряжения питания. В случае применения лампы 6Ж4 подстроечным резистором 100 Ом производится та же операция. Установка тока покоя выходных ламп Г807 — как и в схеме №1.
Схема №3, рис. 3.
Таблица к схеме 3. | |||
---|---|---|---|
Сопротивления | |||
R1 | 47k | Alps | |
R2 | 470k | 1/4 w | углерод |
R3 | 15,5k | 2 w | углерод |
R4 | 300 | 1/4 w | углерод |
R5 | 10k | 2 w | углерод |
R6 | 160k | 1/4 w | углерод |
R7, R8 | 40k | 4 w | углерод |
R9 | 10k | 4 w | подбирается |
R10, R11 | 100k | 2 w | углерод |
R12, R13 | 1k | 1/4 w | углерод |
R14 | 47 | 1/4 w | углерод |
R15 | 120 | 1/4 w | подбирается |
R16 | 3k3 | 2 w | углерод |
Конденсаторы | |||
С1 | 0,01 | КСО, СГМ (слюда) | |
С2 | 1 мкФ | К42 (бумага) | |
С3 | 4700 мкФ х 16 В | К50-24, Black Gate, Elna | |
С4,C8 | 1 мкФ | МБМ, К42 | |
С5 | 100 мкФ х 450 В | К50-27, Black Gate, Elna | |
C6,C9,C10 | 1 мкФ х 450 В | К78-2, КБФ, Jensen | |
С11 | 240 пФ | подбирается | |
С12 | 0,1 мкФ х 630 В | МБМ, К42-11 (бумага) | |
Лампы | |||
V6, V7 | СГ4С | газовый стабилитрон |
Входной каскад и драйвер-фазоинвертор те же, что и в схеме №2. Выходные лампы Г807 включены тетродами. Напряжение питания их вторых сеток стабилизировано двумя последовательно включенными газовыми стабилитронами СГ4С. С выходной обмотки трансформатора в сетку второго триода лампы 6Н8С введена ООС. Параллельно резистору обратной связи R15 включается конденсатор фазовой коррекции С11 (желательно слюдяной типа КСО). Коэффициент усиления при этом становится равным КU = R15/R14 + 1. Изменением номинала резистора R15, т.е. изменением глубины обратной связи устанавливается необходимое выходное сопротивление (т.е. демпфирование нагрузки) и чувствительность усилителя. Величина C11 зависит от многих факторов, поэтому его проще подобрать при настройке.
Теперь несколько слов об обратной связи. Подобную схему без ОС построить практически невозможно, так как внутреннее сопротивление тетрода за период сигнала меняется в десятки раз, в отличие от триода, у которого внутреннее оно остается почти постоянным. Поэтому обратная связь в тетродном усилителе просто жизненно необходима, но злоупотреблять ею не следует. Ее глубина должна быть такова, чтобы басовые динамики в ваших колонках не гудели в нижней середине, и не более.
Источник питания здесь точно такой же, как в схеме №2.
От редакции
Все три схемы обладают различным звучанием, каждое из которых имеет свои преимущества. Описывать его не станем — многое зависит и от условий прослушивания, и от самого тракта. Нам показалось, что пентодное включение дает лучшие результаты с винилом, а триоды смягчают «цифру». Апофеозом описанного проекта может стать применение на выходе прямонакальных 6С4С (еще лучше — 2С4С), но придется повозиться с питанием накала, чтобы добиться минимального фона на выходе. Если вам самим не по плечу сделать шасси или намотать трансформаторы, обратитесь в фирмы, торгующие КИТами. Их реклама периодически появляется на страницах «Практики».
Практика AV #1/2002
Комментарии [11]
Андрей
Выходные трансформаторы с каким Raa лучше (для максимального качества звука) использовать в этих схемах? Спасибо.
А.Б.
В самом деле. О параметрах выходных трансформаторов в статье ни слова. Можно предположить для первой схемы с триодным включением выходных ламп (внутреннее сопротивление которых примерно 1, 5 килоома) выходник на 10-15 килоом . Ктр примерно 40-50. Мощность на выходе получим ватт 7- 8 , выходное Ома полтора-два, в завистмости от качества выходника.
В тетродном включении получим ватт 20 , выходное меньше, скажем, 0,5 Ома( за счет отрицательной ОС)
Могу предположить.что автор применил готовые выходники.
Александр
Добрый вечер! Подскажите пожалуйста, правильно ли указаны номиналы резисторов R7 и R8 в первой схеме?
Николай ЕФРЕМОВ
Правильно. 20 килоом оптимальная анодная нагрука для этой лампы. Можно поставить 22 кОм
Александр
Добрый день! Подскажите пожалуйста номинал и мощность резистора R9 из схемы №1.
Александр Ростов-на-Дону
Я бы взял 1, 5- 1, 6 ком, там каждый вольт на вес золота, размах велик, а питание не слишком большое.
Игорь (marantz)
Рабочие и продуманные схемы!
Александр Ростов-на-Дону
Только сейчас обратил внимание на редкое решение, которое напрашивается , стоит применить фазоинвертор на дифкаскаде, -оос заведена в сетку правого триода фазоинвертора. Кроме прочего, этим укорачивается петля общей ООС, схема устойчивая и линейная, а входной каскад вносит свой триодный шарм в общее звучание усилителя.
Александр Бокарёв Ростов-на-Дону
Добавлю пару слов . Замена выходных тетродов на царицу ламп 6с4с потребует либо отказа от фиксированного смещения выходного каскада, либо коренной доработки схемы под межкаскадный трансформатор . Иначе возможен уход лампы в разнос либо перегрузка драйвера низкоомными сеточными резисторами выходных ламп.
Что касаемо повышенного фона от прямого накала 6с4с, то опасения напрасны: в двухтактной схеме с примерно одинаковыми лампами фон в плечах первичной обмотки взаимовычитается практически в ноль. При желании парой балансировочных многооборотных резисторов можно добиться полного остутствия фона .
Спектр 6с4с в однотакте короткий и чистый , а в двухтакте он вообще стерильный.
И звук в основном задан сигнатурой ламп драйвера и предусиления.
Схемы от Жана Цихисели приятно смотреть, как там все неспешно продумано , в мелочах . Мастер своего дела.
Владимир
Доброе время суток. Поясните пожалуйста почему не совпадает цоколевка Г807 указанная на схеме с цоколевкой паспортной?
Николай ЕФРЕМОВ
Ориентируйтесь на паспортную. На схеме может быть цоколёвка для 6П7