ЧЁРНОЕ И БЕЛОЕ
Мягкий свет вакуумных приборов не скоро отступит перед новыми технологиями. Людей будут успокаивать, убеждать, объяснять, в какое прекрасное время мы живем, какое счастье несет нам сверкающий цифровой компактный мир. Но, увы, желание иметь ламповый усилитель неистребимо, а ценовая планка не отпугивает, но заставляет искать многочисленные окольные пути. Это породило определенную потребительскую нишу, которую медленно, но верно завоевывают отечественные производители своими ценами, пока свободными от дистрибьюторских «накруток». Стремление разработчиков сделать аппарат как можно более массовым и доступным оставляет широкие возможности для апгрейда.
Перед нами типичный пример — ламповый усилитель мощности m15.2 ($630) российской фирмы Art Audio Lab. Вещь сделана добротно и грамотно на промышленной основе. Чем же он хорош и что в нем можно улучшить? Последнее наиболее интересно, ибо определяет интригу повествования.
Мы надеемся, что вам хоть немного понятен язык схем. Итак, чувствуется классика — три каскада (рис.1). Первый — самый скоростной, что заранее обусловлено применением отечественной лампы 6Н23П. Дифференциальный каскад — замечательное изобретение человечества, если бы не извечная проблема, порождаемая организацией «Long Tail» — общей катодной цепи триодов с подачей отрицательного напряжения от отдельного источника. Здесь она решается применением генератора тока на новомодном полевом транзисторе КП959А. Итак, первый каскад — это усилитель, фазоинвертор и приемник сигнала общей обратной связи в одном лице. Драйвер на 6Н1П — классика из учебника, как, впрочем, и оконечный каскад на 6П3С, включенных триодами. Производители и апгрейдеры в один голос отмечают высокое качество выходного трансформатора ОТМ 152 с сердечником из Ш-пластин толщиной 0,22 мм и кое-какие know-how фирмы Art Audio Lab, связанные с пропиткой и способом намотки.
Об авторе
Александр Тарим — не только постоянный автор аудиорецензий в «Салоне AV», но и известный конструктор-ламповик. Его виниловые корректоры, двух- и однотактные усилители Old Timer экстремального дизайна неоднократно демонстрировались на выставках «Российский Hi-End» и неплохо продавались в аудиофильских салонах.
Эрудирован, хорошо слышит, иногда чересчур эмоционален.
В блоке питания, схема которого не приводится, применен выпрямитель на кремниевых диодах и дроссельные фильтры, раздельные для обоих каналов. Из конструктивных особенностей следует отметить соединение земляных проводов звездой, хотя и не очень ярко выраженной, а также отделение шасси от этой звезды низкоомным резистором. Это решение и конкретный способ его применения неоднозначны, но подробный разбор, пожалуй, выходит за рамки нашей статьи.
Как будем слушать? В салоне «Гирос» на этот счет двух мнений не существует — окружить тестируемый аппарат компонентами существенно более высокой ценовой категории, что позволит сравнительно достоверно оценить его сильные и слабые стороны. Сегодня совместно с m15,2 работает транспорт С.Е.С. TL51Z ($2200) и конвертор Audio Synthesis DAX-2 ($4300), соединенные между собой секретным цифровым кабелем, изготовленным в недрах «Гироса». От этой пары сигнал подается на вход усилителя интерконнектом MIT Mi-350 ($1000), а его выход — кабелем AudioQuest Clear (Bi-Wiring) ($1200 за двухметровую пару) подключен к акустике Triangle Itoh X5 ($1150).
Как это все играло? Так же, как и было собрано — тщательно, почти профессионально и слишком правильно. Как если бы коллектив советских инженеров конструировал радиолу «Симфония» в наши дни. Это к тому, что никаких акустических пороков в системе обнаружить не удалось, за исключением, пожалуй, естественного клиппинга при больших амплитудах, неизбежного для заявленной мощности 12 Вт. Можно отметить также иногда явно слышимую интермодуляцию, корни которой уходят, скорее всего, в блок питания, но не будем придираться — эти недостатки типичны для недорогих ламповых усилителей. Беда в другом — аппарат довольно скупо отображает музыкальные события.
Мыслилось, как всегда, составить список произведений, которые будем слушать, и на каждом из них отметить те или иные эмоциональные всплески, трактовку и иные факторы, что уже сложило стиль тестирования, но через какое-то время стало ясно, что писать будет практически не о чем. Когда уходит первый восторг, связанный с отсутствием синтетики, зажатости и прочих свойств, характерных для недорогих транзисторных аппаратов, обнаруживаешь, что за этим больше ничего не стоит. Самая замечательная способность усилителя — верно передать фактуру солирующего голоса или инструмента — при внимательном прослушивании вырождается в оттеснении всего остального на второй план. Думаю, очень выигрышно прозвучали бы аудиофильские диски, где, как правило, 2 — 3 инструмента на переднем плане развивают тему, не мешая друг другу, но не затем мы сегодня здесь собрались. Быстро, пока сохранились ощущения от прослушивания, подключаем точно такой же аппарат, подвергнутый апгрейду в салоне «Гирос», кощунственно пренебрегая столь необходимым длительным прогревом.
Что произошло на этот раз? Едва прозвучали первые аккорды гитары Аl Di Meola из альбома «Elegant Gypsy», как все сотрудники салона непринужденно отвлеклись от своих важных дел (звонки, покупатели, подготовка к выставке…) и легко втянулись в беседу об особенностях раннего и позднего творчества музыканта и как это он дошел до совместных проектов с семейным дуэтом Агутин — Варум. Небольшие фрагменты из Симфонии №1 Д. Шостаковича вдруг захотелось прослушать молча и внимательно, и даже один из покупателей проникся действом, забыв ненадолго, какие именно номиналы Black Gate были ему только что позарез необходимы. Зато появление на сцене Quinsy Jones`а и его оркестра вызвало бурную дискуссию о джазе. На свет Божий вытащили Eric Dolphy, «The Complete Uppsala Cоncert» — запись как бы покрыта каким-то восхитительным шумом на грани слышимого, альтовый саксофон задернут дымкой…
Богатое творческое наследие Джона Зорна звучало удивительно разнообразно, авангардизм то и дело перерастал в гордыню. «А Pillow Of Winds» Pink Floyd, непостижимым образом очистившись от следов жесткого цифрового ремастеринга, привнес дыхание зеленой безмятежности — «The seasons change, the wind is warm…», так что, когда в «Гирос», перепутав номер, позвонила какая-то девушка, возникло желание поговорить с ней о весне…
Работать в такой обстановке совершенно невозможно: коллективное прослушивание редко приводит к вразумительным результатам, но сосредоточившись, приходишь к выводу, что усилитель действительно перешел в качественно иную категорию. После волны восторгов другими глазами видятся его недостатки и границы возможностей. Мощности, конечно, маловато, а слабенький силовой трансформатор усугубляет проблему. Первый каскад излишне скоростной, что вызывает порой суету и кажущееся смещение тембрального баланса. Впрочем, вещь все-таки «отточена» на классику, а клавесин звучит остро, но не резко. Так утверждает Олег Хавин, а ведь именно он автор апгрейда и источник последующей информации.
«Ешьте сэндвичи, и ваше лицо округлится» — кажущаяся простота. Многие из вас в этом месте понимающе улыбаются — сейчас перечислят компоненты, которые следует заменить теми, что продаются в «Гиросе», вот вам и рецепт счастья. Действительно, первая фаза работы выглядит именно так. Все переходные конденсаторы были заменены Jensen емкостью 1 мФ, сеточными резисторами МЛТ на Riken-Ohm, провода от анодов выходных ламп к трансформатору серебряными, опять-таки Jensen. Изменена схема первого каскада — уменьшена чувствительность на 6 дБ, изъят конденсатор 47pF из сеточной цепи, лампа 6Н23П заменена на ЕСС88 Philips. Уверяю вас, что уже после этого станет заметно лучше, но с аппаратом возились две недели (!), стараясь учесть индивидуальные запросы заказчика. Честно говоря, мне, как человеку, построившему в своей жизни не один ламповый усилитель гораздо более высокой ценовой категории, уже давно все понятно. Прошу поверить на слово, что настоящая работа начинается именно тогда, когда сделано все необходимое, но недостаточное. Трудишься очень долго, а внешние результаты работы — немного укороченный провод, чуть сдвинутая «земля», слегка измененный номинал и т.д. Hапример, Олег осуществил монтаж анодно-сеточных цепей навесным способом, и это существенно повлияло на звук. При этом приходится переслушать гигантское количество материала, причем десятки раз, но только после этого появляется Музыка, Такая, Какой Вы Ее Видите.
Бросаешь на схему профессиональный взгляд, невольно представляешь, как сам бы делал апгрейд, какие были бы приняты решения и каков предполагаемый результат. Становится ясно, что и времени ушло примерно столько же, и в заданную сумму ($450 со стоимостью деталей) уложился бы с трудом. Невольно возникает вопрос: а нельзя ли было это все сделать сразу в процессе производства усилителя? К сожалению, здесь, как всегда, экономика. Ритейл аппарата, согласно маркетинговому анализу фирмы Art Audio Lab, является предельным для его удовлетворительного продвижения на рынок. Это не дает возможности применить в схеме достаточно дорогостоящие компоненты, без чего дальнейшая доводка окажется крайне малоэффективной.
Итак, зона недорогих бюджетных усилителей. Возможно ли в ней удовлетворение всех наших заветных желаний? Рассмотрим возможные пути:
- Вы покупаете аппарат и слушаете его таким, каков он есть. В большинстве случаев этого оказывается достаточно, тем более что источник сигнала и акустика у начинающих, как правило, скромной ценовой категории.
- Изыскиваются дополнительные средства, и заключается договор с мастером, работы которого вам хорошо знакомы. Pезультат — см. выше. В этом случае появляется шанс адаптировать усилитель к особенностям своей системы и собственному вкусу.
- Путь, наиболее близкий тем, для кого и задумывалось приложение. В комнате расчищается достаточно свободного места, раскладываются паяльники, коробочки, приборы. Втаскивается очень удачно приобретенный за полцены исходный полуконструктор, а закупленный на остатки сбережений мешочек, набитый Jensen`ами, MultiCap`ами и Black Gate, можно кинуть, ну, скажем, на записку жены: «Ушла по делам. Вернусь утром». Включайте паяльник, следуйте нашим советам, слушайте, придумывайте свое, и вы до конца жизни будете не более чем в двух шагах от чуда, которого ожидаете. Все же в приведенной схеме попробуйте вторую лампу заменить 12AU7 (желательно тоже Philips), а электролит в питании оконечного каскада — на Nichicon 680 мкФ x 400 В. Hе пожалеете!
Детали усилителя | |||
---|---|---|---|
Сопротивления | |||
R1 | 22k | 1/4 w | углерод |
R2, R10, R17 | 220k | 1/4 w | углерод |
R3 | 3k9 | 1/4 w | углерод |
R4 | 220 | 1/4 w | углерод |
R5,R6 | 62k | 1/2 w | углерод |
R7 | 3k6 | 1/4 w | углерод |
R8 | 560 | 1/4 w | углерод |
R9 | 15k | 2 w | МЛТ-2 |
Rc1, Rc2 | 1k5 | 1/4 w | углерод |
R11, R12 | 18k | 1 w | углерод |
R13, R15 | 330 | 1/4 w | углерод |
R14, R16 | 130 | 1/2 w | углерод |
R18 | 22k | 1/4 w | углерод |
R19 | 5,1 | 1 w | МЛТ-1, МОН |
R20 | 5k6 | 2 w | МЛТ-2 |
R21, R22 | 82k | 1/2 w | углерод |
R23, R26 | 2k2 | 1/2 w | углерод |
R24, R26 | 6k6 | 1/2 w | углерод |
R27, R28 | 47 | 1/2 w | углерод |
R29, R30 | 470 | 1/2 w | углерод |
VR1 | 47k | ALPS | рег. громк. |
VR2 | 470 | СПО | симметрирование по переменному току |
VR3 | 4k7 | СПО | глубина обратной связи |
VR4 | 470 | СПО | симметрирование по постоянному току |
Конденсаторы | |||
С1 | 33,0 х 400 В | К50-24, Nichicon | |
С2, C6, C11, C14 | 0,1 x 400 B | МБМ, К42-11 (бумага) | |
С3 | 47 пФ | керамика | |
С4 | 0,1 x 16 B | пленочный | |
С5 | 100,0 х 50 В | оксидный | |
С7,С8 | 0,1 х 400 B | Jensen | |
С9,С10 | 0,22 х 400 B | Jensen | |
С12, C15, C16 | 100,0 х 400 В | К50-24, Nichicon | |
C13 | 0,1 x 63 B | пленочный | |
Полупроводники | |||
VD1 | КД191A | стабилитрон | |
VT1 | КП959А | БСИТ | |
Лампы | |||
V1 | 6H23П, ЕСС88, 6922 | двойной триод | |
V2 | 6H1П, 12AU7 | двойной триод | |
V3,V4 | 6П3С, 6П3С-Е, 6L6 | лучевой тетрод | |
Разное | |||
Т1 | ОТМ-152 | выходной трансформатор |
ПрактикаAV #1/2001
Комментарии [2]
Роки
Там всё просто
Алексей
Здравствуйте. Можете поделится схемой на art audio lab 25.3, достался по случаю, но кто то там полазил , хотелось бы понимать глубину рукоблудства.