РЕЦЕПТ ОТ ШЕФА
Вы не задумывались, почему ламповые усилители при минимуме деталей и схожей схемотехнике играют совершенно по-разному? Всё просто: чем меньше ингредиентов, тем сильнее сказываются звуковые свойства каждого из них.
На звук влияет абсолютно всё – резисторы и конденсаторы, тип ламп и их режимы, разводка «земли», конструкция выходных трансформаторов и организация питания. Всё это даёт практически бесконечное количество сочетаний, и лишь настоящий мастер способен систематизировать это многообразие и выстроить именно саунд именно с тем «вкусом», который ему нужен. Оле Моллер, (Olé Möller), основатель и главный конструктор Copland занимается этим более 40 лет.
Выходные лампы работают в ультралинейном режиме, в котором при некотором снижении мощности удаётся заметно уменьшить искажения и улучшить демпфирование нагрузки.
Сейчас мы прогреваем пред прослушиванием самые свежие разработки связку из предварительного усилителя CTA305 и оконечника CTA506.
Начнём по порядку. Звуковой тракт CTA305 построен на четырёх пальчиковых лампах. Двойные малошумящие триоды 12AX7 с высоким усилением образуют фоно-корректор для ММ-головок, а пара 6922 — линейный усилитель и выходные буферы. Теоретически такой пред можно собрать на плате размером с коробку из-под CD, но у CTA305 она занимает всю площадь стандартного 43-сантиметрового корпуса. И большая часть приходится на источник питания с солидным тороидальным трансформатором и раздельной стабилизацией для обоих каналов. Дискретные полупроводниковые стабилизаторы, как говорится в описании, имеют практически нулевое выходное сопротивление и на звучание не влияют. В цепи прохождения сигнала нет электролитических конденсаторов, только полипропиленовые и полистирольные.
Помимо LP-проигрывателя, к предусилителю можно подключить до пяти линейных источников. Предусмотрена петля для рекордера с возможностью контроля записи. Вся коммутация – на качественных реле. Выходов два: главный, на усилитель мощности, вспомогательный, к которому можно подключить активный сабвуфер. Выбор источника, сброс и плавная регулировка громкости возможна с пульта ДУ.
Мощные пентоды KT120 стали доступны относительно недавно, и Оле сразу же взял их на вооружение при проектировании CTA506. Эти лампы на 30% мощнее, чем популярные KT88 и 6550, соответственно, из пары 120-х в двухтактном включении можно выжать почти 200 Вт. В нашем случае заявленная мощность 2 х 90 Вт, поскольку для датских специалистов качество важнее количества. Выходные лампы работают в ультралинейном режиме, в котором при некотором снижении мощности удаётся заметно уменьшить искажения и улучшить демпфирование нагрузки. Кроме того, как показывает наш опыт, в такой схеме спектр искажений получается примерно такой же, как у триодных усилителей.
В выходных трансформаторах сделаны отводы для 4-омной и 8-омной нагрузки, поэтому выходная мощность не зависит от сопротивления акустики.
Для раскачки пары KT120 нужен приличный ток, поэтому драйверные каскады построены на достаточно мощных двойных триодах 12BH7 с малым внутренним сопротивлением. Это очень важно для увеличения быстродействия, чтобы не затягивались резкие пики сигнала и звучание не получилось вялым. За вялость, кстати, многие критикуют ламповые усилители, но виноваты не лампы, а те, кто не умеет их готовить. Чтобы уменьшить взаимное влияние каскадов по питанию, анодное напряжение драйверов стабилизировано, для чего задействована пара тетродов 6550. Выходные лампы питаются от выпрямителя и банка конденсаторов общей ёмкостью 30000 мкФ, так что просадки напряжения на резких пиках громкости быть не должно.
На входе тоже двойные триоды, но уже маломощные ECC81. Производитель гарантирует срок службы ламп 4000 часов, а это очень немало. В усилителе имеется общая обратная связь глубиной 17 дБ — в пентодных схемах без неё не обойтись.
Усилитель выполнен в закрытом корпусе, хотя выходные лампы видны через вентиляционные жалюзи на лицевой панели. Так сделано не только из соображений безопасности, но и для снижения т.н. микрофонного эффекта, когда звуковые волны вызывают колебания ламповых электродов и, как следствие – модуляцию полезного сигнала.
Первый эксперимент с CTA305 мы проделали в прошлый раз, когда слушали ЦАП DAC 215. Мы включали предварительный усилитель в тракт, затем пускали сигнал в обход – разницу заметить было очень сложно, несмотря на добавление в систему ещё одного звена и пары кабелей. Так что возложим на абсолютно прозрачный пред обязанности коммутации и регулировки, сосредоточившись на звучании оконечника CTA506. Для чистоты эксперимента к нему были подключены 43-килограммовые системы HECO Statement, способные воспроизводить очень низкий бас и мощные динамические контрасты.
Получилось интересно. В звучании не было ничего, за что критикуют ламповые усилители, и никаких недостатков, присущих транзисторным. А они, между прочим, бывают в пентодных схемах при слишком глубокой общей обратной связи – сухой и жёсткий верх, передемпфирование и, как следствие, оборванные послезвучия. Иногда за счёт ООС пытаются скомпенсировать недостатки схемы и низкое качество выходных трансформаторов, но если всё сделано по уму, её можно использовать как средство тонкого тюнинга. Судя по характеру звучания, Copland CTA506 – как раз такой случай. Он способен вложить колоссальную энергию в удар барабана с резкой атакой, но после него вы услышите тонкие вибрации мембраны. На оркестровом крещендо выстраивается настоящая стена звука – и каждая группа инструментов легко узнаваема. В верхнем диапазоне есть «искра», но на большой громкости нет раздражающего скрежета. Тихие звуки не скрадываются, громкие не поджимаются, из-за чего динамический диапазон записи раскрывается со всем размахом. Собственно, в деликатном обращении с мельчайшими нюансами и способности тут же резко ударить по ушам и заключается главное преимущество ламповых усилителей.
Бас – отдельная история. Паре 8-дюймовых диффузоров предоставлено именно столько свободы, чтобы не «зажать» тонкие реверберации. Лишь у самой нижней границы (а у этих АС она вблизи 18 Гц) можно заметить некоторый недостаток контроля. Но тут и не каждый транзисторный усилитель справится. Благодаря резкой атаке и плотному наполнению удара, барабанная установка звучит очень близко к реальным ощущениям.
CTA506 способен вложить колоссальную энергию в удар барабана с резкой атакой, но после него вы услышите тонкие вибрации мембраны.
Несмотря на то, что колонки стояли очень широко (так, что не поместились на фото), сцена выстроилась плотная, с заметным заходом за переднюю линию. Энергетики усилителя хватает, чтобы справиться с крупногабаритной акустикой и озвучить помещение большой плотности. И не какой-нибудь фоновой музыкой, а настоящим концертным исполнением.
Тихие звуки не скрадываются, громкие не поджимаются, из-за чего динамический диапазон записи раскрывается со всем размахом.
Copland CTA305
Производитель: Copland (Дания)
www.copland.dk
Диапазон воспроизводимых частот: 10 Гц – 100 кГц (+0, -1 дБ) || 16 Ом || Чувствительность для U вых. 1 В: Phono -2,7 мВ, CD, Line — 300 мВ || Уровень искажений при U вых. 1 В: < 0,1% || Входное сопротивление Phono/Line: 47/50 кОм || Выходное сопротивление: <600 Ом || Глубина общей обратной связи: 17 дБ || Отношение сигнал/шум Phono/Line: > 80/ > 95 дБ || Потребляемая мощность: 40 ВА || Габариты (Ш х В х Г): 430 x 86 x 390 мм || Масса: 6 кг || Цена: 311000 руб.
Copland CTA506
Диапазон воспроизводимых частот: 5 Гц – 100 кГц (-3 дБ) || Выходная мощность в диапазоне 20 Гц – 20 кГц: 2 х 90 Вт || Оптимальное сопротивление нагрузки: 4, 8, 16 Ом || Чувствительность для полной мощности: 1,5 В || Уровень искажений: > 0,1% при любой мощности || Входное сопротивление: 100 кОм || Глубина общей обратной связи: 17 дБ || Отношение сигнал/шум (IHF-A): > 100 дБ || Потребляемая мощность: 600 ВА || Габариты (Ш х В х Г): 430 x 190 x 390 мм || Масса: 26 кг || Цена: 466000 руб.
СИСТЕМА
- CD-проигрыватель Primare CD22
- Цифро-аналоговый преобразователь Copland DAC215
- Акустические системы HECO Statement
- Консоль питания Powergrip YG-1
Кабели:
- цифровой и аналоговые Tellurium Q
- акустические Tellurium Black
МУЗЫКА
- «Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997.
- Suzanne Vega, «99,9 F». A&M Records, 1992.
- «Naim Sampler #8». Naim Label, 2013
- Noisia, «Split the Atom». 2 CD, Mau5trap, 2012
Редакция благодарит «Галерею Назаров» за помощь в проведении прослушивания.