СМЕНА ЛИДЕРА
Серия Excite была самой трудной в проектировании и производстве – так мне сказали сами разработчики в Скандеборге, в головном офисе. И, в общем, понятно, почему – нельзя было уронить честь всемирно известной марки в условиях жёстко ограниченного бюджета.
То, что это им удалось, мы поняли ещё в ходе тестирования Excite X38, тогдашнего флагмана линейки. А недавно его сместила с пьедестала ещё более крупная и массивная модель X44. При её создании датчане хотели получить прибавку в общей динамике и глубине баса, не испортив при этом каллиграфический звуковой почерк Dynaudio.
Пара драйверов калибра 20 см в сочетании с увеличенным объёмом корпуса позволило снизить нижнюю границу воспроизведения до 27 Гц (-3 дБ).
Для этого были созданы новые динамические головки Esotec+ с диффузорами из фирменного композита MSP и 75-миллиметровыми звуковыми катушками. Их отличие от прежних – повышенная перегрузочная способность и малые искажения при увеличенном ходе диффузоров, что достигается применением усовершенствованной магнитной системы.
Басовое звено построено на двух таких драйверах калибром 20 см, что в сочетании с увеличенным объёмом корпуса позволило снизить нижнюю границу воспроизведения до 27 Гц (-3 дБ). В описании X44 говорится, что были приняты особые меры, чтобы при фазоинверторном оформлении получить быстрый и хорошо структурированный бас. Порт с параболическим раструбом выходит на заднюю стенку корпуса, поэтому близко к стене колонки лучше не ставить.
Соло на контрабасе реально порадовало, был слышен и даже ощущался телом весь нижний спектр вибраций.
За самый важный для нашего слуха, средний диапазон, отвечает 14-сантиметровая головка Esotec+ с усиленной магнитной системой. Твитер – традиционно для Dynaudio с пропитанным тканевым куполом, но не стандартного калибра 27 мм.
Кроссоверы датские специалисты предпочитают низших порядков (на ВЧ — первого), и собираются они из комплектующих проверенного качества. После публикации репортажа с фабрики Dynaudio, читатели нас стали упрекать, что на некоторых фото видны платы фильтров с большим количеством деталей. На самом деле в схему интегрированы режекторные цепи, сглаживающие выбросы на частотной характеристике драйверов. Клемм как всегда, две.
По внешнему виду ни за что не скажешь, что Excite X44 относится к бюджетной линейке. Внушительные по габаритам корпуса покрыты чёрным матовым лаком, но есть и другие варианты – белый матовый, плюс натуральный шпон ореха и красного дерева. Чёрные тканевые грили крепятся на магнитах, за дополнительную плату можно заказать и белые. Для устойчивости эта высокая акустика снабжена алюминиевыми «лапами», в которые вкручиваются шипы.
Первое, что я могу сказать по поводу звучания Excite X44 – это далеко не самая компромиссная акустика Dynaudio. Главное её отличие от более дорогих моделей, на мой взгляд – основательность и спокойствие на любых жанрах. Нет, если нужно, она даст драйва, что мало не покажется, и вселяет уверенность, что на какой угодно музыке, на любой громкости не сорвётся в крик или визг, а мощно и уверенно выдаст всё, что есть в записи. Правда, для этого нужно усиление более высокого класса, а оно у нас было.
Внушительные по габаритам корпуса покрыты чёрным матовым лаком, но есть и другие варианты – белый матовый, плюс натуральный шпон ореха и красного дерева.
Разборчивость в нижнем регистре достаточно высока, чтобы при воспроизведении таких жанров, как драм-н-бейс [2] уверенно выделять из стены звука отдельные ноты и даже демонстрировать различия в тональности самого низкого баса. «Каши» как таковой я не замечал, хотя на особо замысловатых синкопах возникало ощущение некоторой потери контроля и монотонности. Но даже с учётом недостаточного времени для прогрева (а у Dynaudio оно может растянуться на месяц), придираться к динамике и скорости баса я бы не стал. Самое главное, что пара внушительных диффузоров не позволяет себе расслабиться (точнее, этого не позволяет им усилитель), и резкие удары барабана не сопровождаются длинными реверберациями. Соло на контрабасе [3] реально порадовало, был слышен и даже ощущался телом весь нижний спектр вибраций.
С вокалом у X44 тоже порядок, голос звучит предельно натурально, даже с какой-то теплотой. Очень естественно передаются особенности артикуляции, даже дыхание солистов. Тембры акустических инструментов чистые, с массой спектральных подробностей, что особенно заметно на струнной группе.
Вселяет уверенность, что на какой угодно музыке, на любой громкости акустика не сорвётся в крик или визг, а мощно и скрупулезно выдаст всё, что есть в записи.
И, конечно, динамика. Громоподобные оркестровые tutti [1] выдаются свободно, без малейших усилий и, что очень важно, без посторонней окраски и с высокой тембральной разборчивостью. Именно это свойство и создаёт ощущение уверенности, основательности звучания.
Верхний регистр выверен, словно по линейке – ни лишней яркости, ни звона. Если комната переглушена, верхних обертонов и может немного не хватать воздуха, но в наших условиях проблем с этим не было. Даже наоборот, Excite X44 показали характер, присущий гораздо более дорогой акустике: при всём своём динамическом потенциале — ровный тональный и музыкальный баланс, располагающий к внимательному, вдумчивому прослушиванию.
Dynaudio Excite X44
Производитель: Dynaudio International GmbH (Дания)
www.dynaudio.ru
Конфигурация: 4 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Чувствительность (2,83 В/1 м): 88 дБ || Долговременная подводимая мощность: до 250 Вт || Номинальное сопротивление: 4 Ом || Воспроизводимый диапазон: 27 — 23000 Гц (при неравномерности: ±3 дБ) || Отделка: чёрный и белый матовый лак, орех, и красное дерево || Габариты: 284 х 1238 х 365 мм || Масса (одной): 29,9 кг || Цена за пару: 303800 руб.
КОМПОНЕНТЫ
- CD-проигрыватель Naim CD5 XS
- Предусилитель-стример Naim NAC-N 172 XS
- Усилитель мощности Naim NAP 155 XS
- Кабели:
- межблочные Atlas Accent
- акустические Atlas Mavros
- cиловые Naim Power-Line
МУЗЫКА
- Carl Orff, «Carmina Burana». Andre Previn and London Symphony Orchestra. EMI Classic, 1999
- Noisia, «Split the Atom». 2 CD, Mau5trap, 2012
- «Naim Sampler #8». Naim Label, 2013