Совсем уже скорое появление фильмов в сверхвысоком разрешении, да еще и с расширенным динамическим диапазоном, не может не вдохновлять обладателей домашних кинотеатров на тотальный апгрейд проекционной системы. Выбор продвинутой аппаратуры тоже становится все богаче, однако ее более чем внушительная стоимость на фоне едва устоявшихся стандартов делает особенно актуальным извечный вопрос «Брать сейчас или подождать еще немного?».
БЫТЬ В ТРЕНДЕ
Чтобы прояснить текущую ситуацию на проекторном рынке и как следует разобраться с грядущими трендами, мы воспользовались удобным моментом на выставке Hi-Fi & High End Show и побеседовали с Ватару Сегусой (Wataru Saegusa) – ведущим менеджером JVC по продажам проекторов в Европе и России.
– Как Вы оцениваете динамику продаж проекторов для домашнего кино в мировом, европейском, и, конечно же, российском масштабе?
– По нашей статистике, в 2014 году в мире было продано в общей сложности около 800000 проекторов, и эта цифра стала абсолютным рекордом. В прошлом году объем немного снизился и составил 750000 штук. Однако если мы говорим об аппаратах разрешением от Full HD и выше, то тут показатели за два года стабильны: порядка 600 тысяч. Что же касается проекторов 4K, то хотя их продажи относительно невелики, но спрос продолжает уверенно расти. Если в позапрошлом году по миру их было продано всего пять тысяч, то в прошлом уже девять! Таким образом, тренд на улучшение качества картинки прослеживается совершенно отчетливо.
В Европе ситуация практически такая же, как и по миру в целом. В прошлом году общие продажи сократились с 370 до 290 тысяч, при этом сегмент от Full HD и выше стабилизировался на уровне 230 — 240 тысяч штук. Ну а поставки аппаратов 4К выросли с полутора до двух тысяч.
На российском рынке обстановка куда более драматическая. Если в 2014 году было продано около 20 тысяч проекторов, то в 2015 – всего порядка пяти тысяч штук. Продажи аппаратов от Full HD и выше упали в прошлом году примерно на 40%, но по 4К динамика более позитивная: спад 17% при объеме продаж около двух сотен штук.
Что и говорить, цифры нерадостные, но мы понимаем, что дело тут исключительно в сложной экономической ситуации.
Однако, не смотря на трудности, мы верим в хороший потенциал хай-энд проекторов в России. На данный момент JVC контролирует примерно сорок процентов этого очень важного для нас рынка и мы будем стараться укреплять свои позиции и дальше.
– Видеоконтент 4К постепенно приходит к потребителю, начались продажи Ultra HD Blu-ray. Стоит ли в ближайшем будущем ожидать появления проекторов JVC на матрицах с полным пиксельным разрешением 3840 х 2160?
– Да, действительно, мы наконец дождались реального контента и на повестке дня создание проекторов, полностью поддерживающих сверхвысокую четкость. Я сейчас не могу назвать точной даты появления такой модели, но наша цель – выпустить её в нынешнем году. Жёсткой спешки пока нет, ведь, например, в России реальные продажи плееров и дисков Ultra HD Blu-ray пока не начались, а онлайновый стриминг в 4K до стандартов высококлассной проекции конечно не дотягивает.
– В Сети много слухов о разработке домашнего проектора JVC с новым источником света вместо лампы. Действительно ли это так, и как скоро такая модель может быть представлена?
– Новые источники света – момент тонкий. В профессиональных моделях мы уже достаточно плотно используем лазеры. В основном это модели для очень серьезных тренажеров, на которых обучают профессиональных пилотов. Таким образом, с технологическими разработками у нас порядок, и в будущем мы конечно же будем их внедрять в сегмент домашних кинотеатров. Но конкретных сроков опять-таки не назову. Даже с типом источника света стопроцентной ясности пока нет. Возможно, в разных моделях мы будем использовать разные излучатели. У тех же лазеров большая проблема заключается в сложности точной калибровки. Во флайт-симуляторах прецизионная точность цветопередачи не требуется, а вот для киноманов это вопрос первостепенный.
К тому же нетрадиционные источники света по-прежнему очень дороги в производстве. В профессиональных системах это экономически оправдано, поскольку там аппаратура работает почти круглосуточно. При таком раскладе на лампах и связанном с ними сервисном обслуживании можно просто разориться. А в домашнем кино все наоборот: одной лампы, как правило, хватает на годы работы. По нашей статистике, за все время жизни проектора она меняется в среднем всего один-два раза.
– Насколько велика вероятность такого успеха технологии HDR, что она станет ключевым фактором при смене старого проектора на новый?
– Мы в это действительно верим. Дело в том, что от новых визуальных технологий люди, по большому счету, хотят главного – максимальной реалистичности изображения. Сейчас самый популярный путь движения к данной цели, это увеличение пиксельных размеров картинки. Однако давайте посмотрим на вещи объективно. С увеличением расстояния просмотра преимущества сверхвысокого разрешения быстро нивелируются. И это при том, что дальнейшее увеличение количества элементов изображения выливается в очень серьезные технические сложности. Вместе с тем, внушительный эффект от расширения динамического диапазона, как и эффект от улучшения цветового охвата при переходе на новый стандарт Rec.2020, будет виден всем независимо от остроты зрения и дистанции до экрана. К тому же, в отличие от 3D, тут не требуется никаких дополнительных приспособлений вроде очков. Можно даже сказать, что глядя на картинку в 4К и HDR, мы можем прочувствовать глубину и объем сцены безо всяких дополнительных ухищрений.
– А какой именно фактор стал для 3D наиболее фатальным? Что в очередной раз не позволило объемному видео завоевать мир?
– Думаю, основная причина в недостаточной яркости изображения, на данную проблему очень трудно не обращать внимания. Ну и конечно довольно громоздкие очки, которые часто еще и питания требуют. Имеется и еще одна очень важная проблема, не связанная с техникой – частенько создатели контента просто не утруждают себя серьезным подходом к 3D. По-настоящему эффектных объемных фильмов на самом деле совсем немного.
– Насколько силен отрицательный тренд на 3D в самой Японии? Я слышал, в азиатских странах объемные фильмы сейчас гораздо популярнее, чем в других частях света?
– У меня нет точной статистики, но по собственным ощущениям, японские зрители скорее солидарны с европейцами. Пожалуй, сейчас на десять фильмов 2D, в наших кинотеатрах приходится только один в 3D.
– Все больше устройств сейчас начинают поддерживать технологии просмотра видео в Интернете или взаимодействия с мобильными гаджетами. Ведутся ли у вас работы по этому направлению?
– Мы в JVC занимаемся исключительно высококлассными проекционными системами, и считаем, что интегрировать в них подобные технологии не стоит. Основная причина в том, что хай-энд проектору ни что не должно мешать безукоризненно выполнять свою основную работу. Дополнительные функции могут негативно влиять на вывод изображения, да и дополнительного объема внутри корпуса их реализация наверняка потребует, а проекционная техника экстра-класса и так не маленькая. Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы иметь возможность вывести фотографию со смартфона на большой экран, но устанавливать связь с ним наверное лучше через другие компоненты домашнего кинотеатра, например через источник видео.
– Можно ли в обозримом будущем ожидать появления домашнего проектора, по цветопередаче абсолютно не уступающего аппаратам для коммерческих залов?
– Сейчас в большом кино применяется стандарт цветопередачи DCI. Для домашних кинотеатров до самого недавнего времени его параметры были недостижимым эталоном, однако сейчас появляются Ultra HD Blu-ray, поддерживающие 10-битное цветовое представление (стандарт Rec.2020). Этот формат предполагает куда больший цветовой охват, нежели текущие требования DCI. То есть у разработчиков домашних проекторов открылись совершенно новые цели и перспективы. Но технологически реализовать данные возможности конечно очень непросто. Кстати, вот тут как раз могут пригодиться новые источники света вроде лазеров, с их потенциально очень широким спектральным диапазоном. Подобные разработки уже ведутся, но на данный момент они еще очень далеки от финальной стадии. Так что прорыв в цветопередаче обязательно будет, но произойдет он не завтра.
На выставке Hi-Fi & High End Show Ватару Сегуса наградил победителей традиционного конкурса компании Digis на лучшую инсталляцию домашнего кинотеатра с проектором JVC.