ВЗГЛЯД С ВЫСОТЫ
Долго не мог решить, к какому разделу отнести эту публикацию – к домашним кинотеатрам или музыкальным комплектам. Настолько продуманное здесь сочетание компонентов, в котором есть всё — от аудиофильского винилового проигрывателя до официально сертифицированной системы Auro 3D – в моей практике встречается впервые.
Слово «продуманный» в данном случае ключевое. Во-первых, система собрана в очень небольшом помещении, а во-вторых, бескомпромиссное качество звучания достигается минимумом технических средств. Ну, и в третьих – тщательный подбор сочетания компонентов по конечному результату с учётом вклада каждого звена.
Солидные (85 кг нетто и высота 160 см) системы в корпусах из массива натурального итальянского ореха имеют чувствительность 92 дБ и, согласно спецификации, способны воспроизводить бас от 20 Гц.
Некоторые из них нам уже известны, и в таких случаях будем обходиться предельно кратким описанием и ссылкой на более подробную информацию. CD-транспорт Jadis JD3 Evolution оснащён приводом Philips CDM12 Pro, который подвешен на пружинных амортизаторах. Это один из лучших механизмов с верхней загрузкой, выпускавшихся очень небольшими партиями. Аппарат в целом отличается высокой точностью считывания и малым уровнем джиттера.
Внешнего ЦАПа в системе не было, вместо него использовался конвертер, встроенный в сетевой усилитель darTZeel LHC-208Н. Перед преобразованием в аналог данные подвергаются пересинхронизации по фирменному алгоритму: из входного сигнала выделяются тактовые импульсы, на частоту которых настраивается синтезатор внутреннего «мастер клока». За счёт этого достигается точность в 1000 раз выше, чем у традиционных генераторов и, как следствие, более «аналоговое» звучание. При выходной мощности 300 Вт (4 Ом) и скорости нарастания напряжения на выходе более 100 В/мкс гарантируется уверенный контроль любой нагрузки – это подтвердили наши неоднократные прослушивания усилителя.
В стерео варианте были задействованы четырёхполосные акустические системы SV-400, старшие в линейке итальянской компании Sonus Victor. Эти солидные (85 кг нетто и высота 160 см) системы в корпусах из массива натурального итальянского ореха имеют чувствительность 92 дБ и, согласно спецификации, способны воспроизводить бас от 20 Гц. Пара 30-сантиметровых НЧ-драйверов с диффузорами из пропитанного картона работает в закрытом оформлении, что обещает повышенную скорострельность в нижнем регистре. Середина также озвучивается двумя аналогичными головками, но меньшего калибра – 20 см. И, наконец, за верхний диапазон отвечает тандем из дюймовых твитеров с мягкими куполами. Кроссоверы собираются вручную, плёночные конденсаторы Mundorf тщательно подбираются в пары.
Поддержка с тыла обеспечивается более скромной по габаритам напольной парой Sonus Victor SV250. Идентичность звуковой идеологии и применяемых материалов обусловливают однородность звукового поля в многоканальном режиме.
Сердце системы, процессор Crux Auro 3D, создан совместными усилиями двух компаний – бельгийской Auro Technologies и американской Datasat Digital Entertainment.
И вот тут мы походим к самому интересному – построению трёхмерной звуковой системы. Как мы уже знаем, Auro-3D – т.н. объектно-ориентированный формат с высотным звуковым планом, который формируется либо с помощью потолочной акустики, либо за счёт отражений от потолка. У нас, естественно, первый, бескомпромиссный вариант.
Сердце системы, процессор Crux Auro 3D, создан совместными усилиями двух компаний – бельгийской Auro Technologies и американской Datasat Digital Entertainment. Это первый аппарат, рассчитанный на домашние инсталляции, ранее альянс разрабатывал аналогичные устройства исключительно для профессионального кинематографа. Большинство решений в Crux именно оттуда и позаимствованы, в частности, чип Auro-3D Engine, осуществляющий декодирование нативного контента Auro-3D с высоким разрешением при конфигурации акустической системы до 13.1. В процессор также заложен алгоритм Auro-Matic, позволяющий преобразовать практически любую дорожку, включая моно, стерео и Dolby Surround в полноценный формат Auro-3D. Такую возможность наверняка оценят и меломаны, желающие усилить впечатление от музыкальных записей. Конфигурация системы задаётся через наглядный графический интерфейс, который выводится на видеовыход. Для оперативной настройки имеется встроенный дисплей, управление возможно с пульта ДУ, по локальной сети и через приложения для iOS и Android. Из любопытных особенностей отмечу наличие сменных лицевых панелей разного цвета с довольно необычным рельефом.
В нашем случае конфигурация была 10.0, без громкоговорителя центрального канала и сабвуфера. Обязанностями и того, и другого были возложены на фронтальную акустику, которая с ними легко справлялась. Высотные каналы озвучивались шестью недорогими мониторами Epos Epic 1, размещёнными на высоте около трёх метров на поперечных балках. Усиление было организовано так: darTZeel LHC-208Н работал на основную фронтальную акустику, верхний фронт (3 монитора) и нижний тыл озвучивался пятиканальным оконечником Edge Electronics G AV Amp, а центральный и задние верхние мониторы были подключены к трём моноблокам GoldNote M7.
Видеотракт также задумывался по принципу разумной достаточности. Blu-ray проигрыватель OPPO BDP-105D, общепризнанный лидер по безупречности картинки и звукового сопровождения, занял место видео источника. Сигнал с него по HDMI подавался на видеопроектор Sony VPL-HW40ES. Это не флагманская модель, но всё для показа насыщенной и живой картинки у неё есть – яркость 1700 ANSI лм, матрица SXRD Full HD, функции Reality Creation и Contrast Enhancer, поддержка 3D и уровень шума вентилятора всего 21 дБ.
Ощущение, что система не просто воспроизводит музыку с компакт-диска, а неким абсолютно нематериальным образом воссоздаёт её в пространстве и времени.
Главная особенность 100-дюймового экрана Black Diamond® американской фирмы Screen Innovations в том, что он способен демонстрировать яркое и контрастное изображение в условиях неполного затемнения. Его покрытие поглощает до 85% внешнего освещения, и не влияет на световой поток, создаваемый проектором.
После установки оборудования и монтажа высотных каналов представители компании Auro 3D помогли настроить систему, после чего выдали официальный сертификат соответствия.
От компьютерной анимации, когда всё летает и взрывается над головой, быстро устаёшь, а вот музыка в трёхмерном воспроизведении – это действительно здорово.
Отдельно стоит упомянуть и очень необычные аксессуары – т.н. гармонайзеры звукового поля немецкой фирмы Stein Music. Активные устройства H2 имеют регулировку эффективности и, по заявлению производителя, «меняют структуру молекул воздуха и заряжают их для лучшей передачи звуковой энергии». Пара этих небольших коробочек была установлена на высоте примерно 1,5 м в передних углах помещения. Как они влияют на звучание, расскажу чуть ниже.
Сначала – чисто стереофонический комплект. Все его компоненты мы уже слушали, но по отдельности. Должен заметить, что сочетание LHC-208 с гигантскими SV400 производит очень сильное впечатление. И не только общей динамикой – а ей, похоже, вообще нет предела – но и способностью филигранно прорисовывать тончайшие штрихи трёхмерной музыкальной картины. Вдобавок, Sonus Victor демонстрируют потрясающие динамические контрасты в скромном по площади помещении без заметных побочных эффектов. Бас глубокий и очень быстрый (закрытое оформление!), удар барабаны – словно выстрел. Середина настолько натуральна, что скрипки и виолончели кажутся абсолютно реальными. Слышно всё – и особенности вибраций струн, и характерный «голос» дек инструментов, и канифоль смычка, и отклик помещения, в котором стояли микрофоны. Такое богатство нюансов придаёт виртуальным образам телесность в самом буквальном смысле. Но самое главное ощущение, что система не просто воспроизводит музыку с компакт-диска, а неким абсолютно нематериальным образом воссоздаёт её в пространстве и времени. Эффект исполнения «здесь и сейчас, и только для вас» проявляется на любых жанрах – заметнее всего, конечно, на симфонической классике и джазе, но даже драм-н-бейс не кажется уж совсем искусственным и лишённым жизни. Разумеется, примитивные записи будут звучать плоско и неинтересно – в этом смысле чудес ожидать не стоит. Замечу, что подобные субъективные впечатления всегда имеют под собой вполне материальную основу: малые искажения, линейную частотную характеристику в конкретных условиях и, пожалуй, главное – минимальные фазовые сдвиги между звуковыми волнами разной длины. Из всего этого (и многого другого) и складывается наше впечатление от услышанного.
По энергетике связка LHC-208 + SV400 не уступит клубному аппарату, но даже самый модный танцпол позавидовал бы такому качеству озвучивания. Соло на бас-гитаре – как через дорогой гитарный комбик.
К многоплановой перспективе в глубину сцены добавляется иллюзия колоссального объёма помещения с пространством сзади, в котором тоже что-то происходит.
Несколько слов о гармонайзерах Холдера Штайна. Не верю ни в квантовые взаимодействия (а именно этот термин использует их создатель, объясняя принцип действия), ни в торсионные поля – по крайней мере, в их проявления в повседневной жизни. Поэтому эффект самовнушения отметаю сразу, но признаю, что активные коробочки Stein H2 на восприятие музыки действительно влияют. Причём слушатели оценивают эти изменения по-разному. Мои ощущения таковы: после выключения H2 виртуальные источники в сцене стянулись к центру, из-за чего на флангах стала пустовато. Кто-то почувствовал более разряженную атмосферу, а кто-то отметил, что при включенных гармонайзерах верхний диапазон становится более прозрачным и открытым. Так или иначе, эффект налицо и по общему впечатлению сравним с тем, что бывает при замене кабелей на более дорогие. О влиянии пассивных «волшебных камней» судить не берусь, их нужно испытывать в более спокойной и привычной обстановке.
Теперь о главном, Auro 3D. Несмотря на отсутствие сабвуфера, бас был настолько мощным и низким, что вибрировал диван, стоящий в нескольких метрах от линии колонок. И, что ценно, этот диапазон идеально синхронизирован с остальными, чего не так просто добиться с отдельной бас-машиной. Если же говорить о высотных каналах, то самые эффектные треки на демонстрационном Blu-ray произвели не столь сильное впечатление, как спокойные сцены и музыкальные композиции. От компьютерной анимации, когда всё летает и взрывается над головой, быстро устаёшь, а вот музыка в трёхмерном воспроизведении – это действительно здорово. Реально оказываешься в самом центре событий — концертном зале, соборе или студии, где производилась запись. Если говорить об эффекте присутствия, то здесь он почти 100-процентный. И в нашем случае не было характерных театральных компромиссов, когда качественные показатели приносятся в жертву количественным, а бас буквально забивает уши. Здесь же тональный баланс идеален, и к многоплановой перспективе в глубину сцены добавляется иллюзия колоссального объёма помещения с пространством сзади, в котором тоже что-то происходит.
Любопытно, что производители телевизоров признают, что ставка на 3D картинку не оправдалась и потихоньку отказываются от этой технологии. А в звуке ситуация противоположная – AV-ресиверов и процессоров с поддержкой объектно-ориентированных форматов на рынке становится всё больше. И зря эта техника позиционируется как сугубо театральная – это настоящая находка для меломанов. Если музыкальные лейблы вовремя сориентируются и начнут переиздавать контент на Blu-ray в формате хотя бы 9.1, это может слегка подстегнуть продажи физических носителей.
КОМПОНЕНТЫ
- Аудио:
- Виниловый проигрыватель GoldNote Bellagio
- CD-транспорт Jadis JD3 Evolution
- Конвертер/усилитель darTZeel LHC208
- Акустические системы Sonus Victor SV400
- Видео:
- Blu-ray проигрыватель OPPO BDP-105D
- AV-процессор Crux Auro 3D
- 5-канальный усилитель мощности Edge Electronics G AV Amp
- Моно усилители мощности GoldNote M7 (3 шт.)
- Акустические системы:
- — фронтальные Sonus Victor SV400
- — тыловые Sonus Victor SV250
- — потолочные Epos Epic 1 (6 шт.)
- Видеопроектор Sony VPL-HW40ES
- Проекционный экран Screen Innovations Black Diamond 100”
- Регенератор питания Purepower 2000
- Стойки DIS
- Гармонайзеры звукового поля Stein Music H2 и Magic Stones
- Кабели:
- — межблочные и акустические X-Factor,
- — сетевые Fisch M1F1 (модернизированные в лаборатории X-Factor
МУЗЫКА И КИНО
- Stanley Clarke, Al Di Meola, Jean-Luc Ponty, «The Rite Of Strings». Gai Saber, 1995
- Ella Fitzgerald & Louis Armstrong, «Ella & Louis». Verve 1956/2000.
- «Great Cover Versions». Inakustik, Reference Sound Edition, 2013
- Tchaikovsky, «The Nutcracker». Andre Previn and London Symphony Orchestra. Elite Classics, 1999
- Auro 3D 2014 Demonstration Disk. Blu-ray, Auro Technologies.
Комментарии [3]
Bbb
Статья безусловно интересная, как и все ваши статьи. Одна проблема давайте текст более контрастно, а то серое на сером не очень удобно и приятно читать и глаза напрягает. Фото отличные.
Николай ЕФРЕМОВ
Странно, у нас все тексты без подложки, т.е. на белом фоне. Должны выглядеть контрастно на любом экране
Bbb
Да но текст серый. На белом. Хотя если вам нравится, просто предложил.