ИГРА БЕЗ ПРАВИЛ
«Суть идеи Arslab — в том, чтобы оставаться на «линейном участке кривой», не выходя даже старшими моделями за точку, после которой происходит резкий рост издержек, не адекватный прибавке качества».
Из репортажа с фабрики, где производится акустика Arslab
Сегодня у нас выпала возможность увидеть, как воплощается в жизнь изложенный выше тезис. Напольные системы 3 SE — верхние в линейке Emotion, а она, в свою очередь, самая дорогая в каталоге Arslab. При её проектировании инженерам было предоставлено больше свободы, поэтому принцип разумной достаточности, по идее, здесь должен проявиться с максимальной очевидностью.
Сразу, что замечаешь при первом взгляде на эти колонки – комплекс мер для формирования нужной диаграммы направленности и повышения когерентности излучения. Твитер помещён в короткий рупор и благодаря этому, судя по данным компании-производителя Morel, имеет ровную частотную характеристику вплоть до 22 кГц при отклонениях от акустической оси до 30 градусов. Другими словами, если музыку слушают несколько человек, все они окажутся примерно в равных условиях. Резонансы дюймового тканевого купола Acuflex сглажены благодаря специальной пропитке, которая наносится вручную. Звуковая катушка Hexatech намотана алюминиевым проводом, и малая масса подвижной системы способствует ускоренной реакции на приходящий импульс. Вот вам и разумная достаточность: твитер не самый дорогой в ассортименте Morel, но удовлетворяет большинству требований, предъявляемых к акустике достаточно высокого класса. Этот излучатель (CAT378) очень популярен у самодельщиков, а они всегда чётко ориентируются на соотношение цены и качества. Любопытный момент: конструкция твитера предусматривает замену купола и звуковой катушки. Если кто-то промнёт купол или во время дружеской вечеринки вы сожжёте пищалку – менять всю головку не придётся.
Сразу, что замечаешь при первом взгляде на эти колонки – комплекс мер для формирования нужной диаграммы направленности и повышения когерентности излучения.
Второй момент – расположение твитера и среднечастотной головки. Как видно на фото, они максимально приближены друг к другу, за счёт чего уменьшаются фазовые сдвиги излучаемых звуковых волн.
И, наконец, комплексное решение – наклон корпусов назад примерно градусов на 15. За счёт этого не только расширяется диаграмма направленности в вертикальной плоскости, но и нивелируются временные задержки между верхними полосами, т.к. при такой конструкции твитер оказывается чуть дальше от слушателя.
Конструкция Balanced Drive отличается симметричным смещением диффузора при прямом и обратном ходе – а это означает заметное снижение нелинейных искажений.
Три остальные головки – Wavecor Balanced Drive с 15-сантиметровыми диффузорами из смеси целлюлозы и стекловолокна. Они изготавливаются в Германии, а магнитные системы – в Китае, под контролем лучших европейских специалистов, бывших сотрудников Vifa и ScanSpeak. Расхождения по параметрам Тиля-Смолла в партии не превышают 0,5%, а это очень круто. Напомню, что конструкция Balanced Drive отличается симметричным смещением диффузора при прямом и обратном ходе – а это означает заметное снижение нелинейных искажений. В центре среднечастотного излучателя имеется фазовыравнивающая пуля. Пара басовых драйверов работает в фазоинверторном оформлении, порт внушительного сечения выведен на заднюю стенку.
Разделительные фильтры в моделях SE предельно лаконичны и собираются навесным монтажом из аудиофильских компонентов преимущественно европейского производства – катушек индуктивности Jantzen, конденсаторов Mundorf и Audiocore. Многопроводное подключение не предусмотрено, входных клемм всего две.
Диаграмму направленности можно расширить, поставив колонки параллельно передней линии, но в небольшом помещении лучше немного развернуть их внутрь.
Корпуса из высококачественного МДФ имеют внутренние стяжки, повышающие жёсткость конструкции. При работе на большой громкости вибрации боковых стенок тактильно едва ощущаются. Модель Emotion 3 SE выпускается в чёрном и белом лаке, внешняя отделка, как всегда, у Arslab, безупречна.
Похоже, я не зря подробно описывал особенности конструкции – они реально сказываются на звучании. Сразу же обращает на себя внимание верхний диапазон. Он невероятно прозрачный, воздушный и очень подробный. Мой любимый эталон для оценки твитера — треугольник на первой композиции симфонического сборника Tutti [1] — словно яркие искорки на богатом оркестровом фоне. Ни малейшей вуали, и локализация предельно остра, причём даже по высоте. Но есть и оборотная сторона медали: если в записи есть даже мизерный акцент на сибилянтах, он будет продемонстрирован со всей беспощадностью. Инструменты с разным спектром «зрительно» не отрываются друг от друга, что свидетельствует о согласовании верхних полос по времени.
Диаграмму направленности можно расширить, поставив колонки параллельно передней линии, но в небольшом помещении лучше немного развернуть их внутрь. В этом случае получается более компактная, но очень аккуратная сцена с перспективой, уходящей метра на полтора в глубину.
Удары передаются мощно, с ощутимым напором и приличной скоростью. Для рока и прочих энергичных жанров эти колонки – как раз то, что нужно.
Динамический потенциал Emotion 3 SE достаточен для любых музыкальных жанров, но нужно учитывать их относительно невысокую чувствительность. Чтобы «поддать жару», потребуется усилитель от 80 – 100 Вт на канал. С интегральником T+A PA2500R (на 6 Омах он выдаёт 2 х 210 Вт) колонки сумели создать настоящую стену звука без заметных искажений и компрессии. Удары передаются мощно, с ощутимым напором и приличной скоростью. Для рока и прочих энергичных жанров эти колонки – как раз то, что нужно.
Бас достаточно ровный, без отдельных «выпирающих» ноток, которые возникают из-за стоячих волн внутри корпуса. Даже на очень большой громкости вы вряд ли заметите и т.н. ящичные призвуки – вибрации стенок, как я упоминал в самом начале, минимальны.
Качественный потенциал Emotion 3 SE таков, что они не стали явно слабым звеном в связке с компонентами гораздо более высокой ценовой категории. И в качестве окончательного вывода замечу, что известное правило «акустика должна быть как минимум в 1,5 раза дороже усилителя» в данном случае теряет актуальность.
СИСТЕМА
- CD-проигрыватель T+A CD1260R
- Интегральный усилитель T+A PA2500R
- Кабели
- — межблочные Nordost White Lightning
- — акустические Analysis-Plus Solo Crystal Oval 8 2 м
- Стойка Cold Ray
- Виброразвязывающие конусы Cold Ray Ceramic 3
МУЗЫКА
- Tutti! Orchestral Sampler. HDCD Reference Recordings, 1997.
- The Rolling Stones, «Bridges to Babylon». Virgin, 1997.
- «Whisky & Blues». Inakustik, Reference Sound Mastering, 2009.
- Paco De Lucia, Al Di Meola, John McLaughlin, «The Guitar Trio». Verve, 1996
Arslab Emotion 3 SE
Производитель: World Audio Distribution
www.arslab.ru
Конфигурация: 4 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 50 — 25000 Гц || Чувствительность: 86 дБ || Номинальное сопротивление: 6 Ом || Рекомендуемая мощность усилителя: 25 — 150 Вт || Отделка: чёрный и белый лак || Габариты: 170 x 900 x 400 мм || Гарантия: 2 года || Цена за пару: 118150 руб.
Комментарии [3]
Алексей
Здравствуйте , всегда с интересом читаю Ваши статьи. подскажите , что выбрать для рок-музыки, arslab emotion 3 se или dynaudio emit 30. Послушать возможности нет, живу в маленьком сибирском городе. Усилитель атолл 100, комната 20 кв. Заранее спасибо.
Николай ЕФРЕМОВ
Алексей, приветствую. Каждая система хороша по-своему: Arslab Emotion 3se более энергичная и открытая, Dynaudio Emit 30 скорее аналитичная и предельно нейтральная. Наверное, для рока всё-таки Arslab, к тому же это верхняя модель производителя, а Emit, наоборот, относится к самой бюджетной линейке.
Алексей
Николай, большое спасибо.