ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ
Каталог японской компании Maxonic может служить подтверждением теории, что всё в мире развивается по спирали. Хотя в технической сфере это скорее исключение, чем правило – здесь прогресс, как правило, идёт наступательно прямолинейно. И чтобы взять за основу решения давно минувших лет, реализовав их на современном уровне, требуется не только приверженность традициям, но и тонкое понимание музыки.
До 1985 г. бренд Maxonic принадлежал компании NAEC (Nippon Acoustic Electric Co.), глава которой, г-н Кобаяши, и заложил основу той идеологии, которой подчинены современные изделия этой марки. В течение почти 40 лет NAEC специализировалась на акустике для кинотеатров, а затем переключилась на домашнюю технику класса High End После гибели г-на Кобаяши владельцем Maxonic стала компания SRC, которая бережно отнеслась к полученному наследию и даже превзошла уровень своего легендарного предшественника.
Катушки Field Coil формируют гораздо более протяжённое и однородное поле, чем традиционная магнитная система.
Уникальная особенность современных акустических систем Maxonic в том, что вместо постоянных магнитов в динамических головках используются катушки Field Coil. Да, это тот самый принцип внешнего подмагничивания, который широко использовался в начале прошлого века, когда разработчикам не были доступны сплавы с высокой остаточной намагниченностью. Эта идея, реализованная на современном уровне, имеет целый ряд преимуществ. Во-первых, катушки Field Coil формируют гораздо более протяжённое и однородное поле, чем традиционная магнитная система. Соответственно, даже при больших уровнях громкости сохраняется линейная зависимость между амплитудой приходящего сигнала и смещением звуковой катушки. Это важно для натуральной передачи динамических контрастов, когда не замыливаются тихие звуки и не компрессируются громкие. Кроме того, благодаря снижению потерь на вихревые токи, Field Coil более чем на 80% повышает силовой фактор драйвера. Наконец, регулируя ток в обмотке, можно оптимизировать добротность головки под конкретное оформление и внешние акустические условия.
В системах Maxonic TW-1300, которые мы собираемся слушать, установлены двухполосные коаксиальные драйверы, состоящие из 15-дюймового бумажного вуфера DS702 и компрессионного твитера с внешним алюминиевым рупором. Чувствительность этой сборки 106 дБ, диапазон рабочих частот в корпусе 25 – 20000 Гц. Ниже на передней панели находятся супертвитеры T501 «Tear Drop» с верхней границей 25 кГц. Для справки: масса головки DS702 — 40 кг, а T501 – 13 кг. Элементы магнитной цепи изготавливаются из стали, отожжённой в среде водорода при температуре 850°C.
Корпуса изготавливаются вручную из массива японского кедра, для отделки используется натуральный шпон и лак из природных составляющих. Одна колонка весит 110 кг, для развязки от пола служат опоры в форме колокола, препятствующие распространению вибраций.
Но у подобных систем есть и минус – высокая чувствительность к качеству постоянного напряжения, подаваемого в обмотку подмагничивания. И не только к уровню пульсаций (иначе в динамиках будет слышен фон), но даже к типу выпрямителя. Некоторые производители пробовали и диоды на основе карбида кремния, и кенотроны, но эксперты так и не пришли к единому мнению, что же звучит лучше. Для подмагничивания динамиков Maxonic специалисты SRC разработали эксайтеры (дословно — возбудители) EX-101 с выпрямителями на диодах со структурой SIT. На самом деле SIT – это полевые транзисторы Static Induction Transistor со статической индукцией, но если затвор соединить с истоком, получится диод с характеристиками кенотрона. В EX-101 имеется ступенчатая регулировка выходного напряжения, которое контролируется по старомодному стрелочному вольтметру на лицевой панели. Как видно на фото – ностальгические мотивы по золотой эре аудио доминируют в стиле компонентов Maxonic.
Схемы на SIT клиппируют мягко, не образуя «забора» из жёстких ВЧ-гармоник, что позволяет строить на них усилители, совмещающие преимущества ламп и транзисторов.
Кстати, SIT – ещё одна фишка Maxonic из серии «хорошо забытое старое». Эти полевые транзисторы в типовом включении имеют характеристики, как у вакуумного триода, но не требуют высокого напряжения. Кроме того, схемы на SIT клиппируют мягко, не образуя «забора» из жёстких ВЧ-гармоник. Это позволяет строить на них усилители, совмещающие преимущества ламп и транзисторов – линейные в широкой полосе частот, с коротким шлейфом искажений и без общей обратной связи. При этом тракт можно сделать предельно лаконичным, как у предусилителя SLC-021 (Рис.1). В первоначальном варианте у него не было даже коммутатора входов, он появился совсем недавно и предусматривает выбор одного из трёх источников.
Рис.1. Блок-схема предусилителя LC-021 – классический триодный однотактник.
Но всё просто только на бумаге – схема крайне чувствительна к качеству питания, да и выходной трансформатор должен быть высочайшего уровня. А главное – массовое производство SITов давно прекращено, выпускаются они небольшими партиями специально для Maxonic, поэтому цена у них заоблачная.
Интегральный усилитель Maxonic SD016 – гибридный, т.е. во входных каскадах у него комбинация из настоящих вакуумных триодов и пентодов, а на выходе – сильноточные SITы. Выходная мощность 2 х 50 Вт (8 Ом), полоса 20 Гц – 100 кГц, общей обратной связи нет. Имеется отдельный вход непосредственно на оконечный усилитель, который, мы и использовали при прослушивании. Почему – объясню чуть ниже.
Источников у нас было два. Виниловый проигрыватель TW-Acustic Raven AC имеет уникальную конструкцию и с прецизионной точностью изготавливается в Германии. Литеры AC означают Ars Cuprium, по латыни это означает «Руда с Кипра». Под этим подразумевается медь, из которой выточена 10-миллиметровая накладка на опорный диск, изготовленный из специально разработанного компаунда. Внутрь диска закачивается демпфирующая жидкость. Стол – из полимера на основе дерлена с добавлением медного порошка. Шахты как таковой здесь нет, главный подшипник представляет собой жёстко заделанный в основание 16-миллиметровый стержень из высокопрочной стали с твёрдым шариком, утопленным в верхний торец. На него и надевается диск, в центр которого запрессована бронзовая втулка со смазкой. Двигатель постоянного тока, управляемый микропроцессором, устанавливается рядом с проигрывателем. Он помещен в корпус из дерлена, момент вращения передаётся через плоский резиновый пассик. 40-килограммовая конструкция опирается на три ножки с эффективной виброразвязкой. S-образный тонарм Ikeda IT-407CR1 с эффективной длинной 307 мм рассчитан на установку головок массой от 6 до 38,5 граммов.
У нас был установлен МС-картиридж Ikeda SAI в необычном круглом корпусе из жесткой древесины Amboyna (применяется для изготовления музыкальных инструментов), чистой меди высокой очистки и алюминия. Игла имеет эллиптический профиль Microridge, и на её поверхность нанесены бороздки, расширяющиеся от острия к основанию. За счёт этого по мере износа иглы её форма практически не меняется. Кантилевер — из борового стекла.
Контроль за диффузорами идеален – они живо на всё реагируют и чётко отрабатывают «хвосты» — всевозможные реверберации и послезвучия, которые долго и плавно затухают до порога слышимости.
Головка подключалась к повышающему трансформатору Ikeda IST201, а тот, в свою очередь, к фонокорректору Ypsilon VPS100, который в таблице рекомендованных компонентов журнала Stereophile был отнесён к высшему классу А+.
Цифровой источник был составлен из двух компонентов. CD-проигрыватель Ypsilon CDT100 – настоящая хай-эндная классика: привод Philips CD-PRO II с верхней загрузкой и магнитным прижимом. Усиленная конструкция с виброзащитой обусловила солидную массу — 20 кг. Мы использовали аппарат в качестве транспорта, подключив к нему по коаксиальному выходу конвертер Ypsilon DAC100. Его аналоговый тракт ламповый, на пентоде Siemens C3g с трансформаторной нагрузкой, что позволило реализовать настоящие аудиофильские балансные выходы. Блок питания – с кенотроном и сглаживающим дросселем.
Все кабели в системе – Acrolink, за исключением акустического. Это фирменная разработка Maxonic, с проводником из особой меди и изоляцией, сотканной из льняного и хлопкового волокон с пропиткой растительными соками.
Сначала, как всегда, слушаем винил. Ощущения необычные, хотя пластинки все знакомые и даже, можно сказать, любимые. Во-первых, впечатляет масштаб – комната полностью заполнена звуком, а все инструменты, включая рояль и контрабас, имеют абсолютно реальные размеры. На вступлении Supertramp [1] есть фрагмент с шумом толпы, речами ораторов, шагами и проч. И полное впечатление, что всё происходит где-то рядом, в реальной жизни. Во-вторых, в атмосфере нет ни малейшего напряжения, любые динамические контрасты воспроизводятся быстро и легко, как бы играючи. По общему характеру звучание навевает ностальгические воспоминания о легендарных Altec или старых добрых JBL, но у «Максоников» и разрешение в верхнем диапазоне, и разборчивость вблизи нижней границы гораздо выше. Контроль за диффузорами идеален – они живо на всё реагируют и чётко отрабатывают «хвосты» — всевозможные реверберации и послезвучия, которые долго и плавно затухают до порога слышимости. Нет отсечки тихих звуков, характерной для транзисторных усилителей с обратной связью. Паузы (на виниле!) как провал, первые звуки следующего трека словно всплывают из глубины. Треск и шорохи немой канавки отодвигаются куда-то на окраину сознания. Но всё сказанное — лишь частные моменты. Главное, удалось понять, чего ради японцы вызывали духов прошлого — реанимировали динамики на подмагничивании, добывали редкие транзисторы и строили всю эту неподъёмную технику. Они стремились, чтобы система тонко чувствовала музыку и передавала её не как совокупность звуков, а как цельное и законченное действие, action, в котором участвуют не только исполнители, но и втягивается сам слушатель. И не важно, рок концерт, опера или джазовый квартет — во всём будет присутствовать некий элемент театра, т.е. эмоциональный контакт с исполнителями. Действительно, восток – дело тонкое.
С переходом на CD заметно поубавилось ностальгии, почти полностью пропал винтажный привкус, выросла скорость подачи, стала чётче атака. Легкая вуаль, которая воспринималась как неизбежная плата за шарм олдскульных технологий, совершенно растворилась. Явно возрос вклад супертвитера, и хороший, внятный бас (который, кстати, был и на виниле) приятно с ним контрастировал. Всё остальное без особых изменений. Огромная сцена, объём, абсолютно живой вокал с фантастически точными нюансами и, конечно, максимальное приближение к живому событию, чувство причастности к тому, что происходит на сцене.
И не важно, рок концерт, опера или джазовый квартет — во всём будет присутствовать некий элемент театра, т.е. эмоциональный контакт с исполнителями.
Если сравнивать впечатления, то виниловый проигрыватель чуть более эмоционален и искушён в расстановке музыкальных акцентов, а CD подкупает точностью, даже филигранностью воспроизведения. И что интересно: специально ставил записи вокала, чтобы выявить рупорную окраску — и не выявил. Уже потом, посмотрев характеристики TW-1300, понял, почему – твитер начинает работать от 1000 Гц, и в его диапазон может попасть лишь колоратурное сопрано. На больших оркестровых произведениях рупоры тоже себя не проявляют. Единственно, к чему можно придраться – заужена диаграмма направленности по вертикали, так что слушать эту акустику лучше всего сидя. Но это – особенность всех компрессионных драйверов в реальном, а не псевдо- рупорным оформлением.
Да, в самом начале я обещал рассказать про эксперименты с предварительным усилителем. Интегральник SD016 с ламповым предварительным трактом звучал очень красиво, с богатыми тембрами и лёгким, воздушным верхом, но, на мой взгляд, слегка расслабленно. После подключения преда LC-021 напрямую к его оконечной секции SD016 (для этого в нём предусмотрен отдельный вход) ощущение комфорта осталось, при том, что контуры инструментов стали чётче, и атака – чуть быстрее. На этом варианте в итоге и остановились.
Но что бы я ни слушал, винил или CD, и при любом сочетании компонентов Maxonic, система устраняет преграды между исполнителями и слушателем. В звучании напрочь отсутствует вклад воспроизведения как механического процесса – опустив звукосниматель или нажав кнопку Play, просто остаёшься наедине с музыкой.
С переходом на CD заметно поубавилось ностальгии, почти полностью пропал винтажный привкус, выросла скорость подачи, стала чётче атака.
КОМПОНЕНТЫ
- Виниловый проигрыватель TW-Acustic Raven AC, тонарм Ikeda IT-407CR1, головка Ikeda SAI
- Повышающий МС-трансформатор Ikeda IST201
- Фонокорректор Ypsilon VPS100
- CD-проигрыватель Ypsilon CDT100
- Конвертер Ypsilon DAC100
- Предварительный усилитель Maxonic SLC021
- Интегральный усилитель Maxonic SD016
- Акустические системы Maxonic TW-1300, эксайтеры EX101
- Кабели:
- — межблочные Acrolink 7N-DA6100II RCAх 2, 8N Phono Reference х 2, 7N-DA6100II Digital
- — акустические Maxonic Miyabi
- — силовые 7N-P9500 PC, 7N-P7500 PC, 7N-P4030 PC
МУЗЫКА
Винил:
- Supertramp, «Brother Where You Bound», Ф&M Records, 1981
- Peter Tschaikowski, «Der Nusknacker. Eterna», DMM, 1985
- The Rollong Stones, «Sucking In The Seventyies». Warner, 1981
- Suzanne Vega, «Suzanne Vega», A&M Records, 1981
- Saint-Saëns, «Dance Macabre». DECCA, 1971
CD:
- Stanley Clarke, Al Di Meola, Jean-Luc Ponty, «The Rite Of Strings». Gai Saber, 1995
- Ella Fitzgerald & Louis Armstrong, «Ella & Louis». Verve 1956/2000.
- «Great Cover Versions». Inakustik, Reference Sound Edition, 2013
- Tchaikovsky, «The Nutcracker». Andre Previn and London Symphony Orchestra. Elite Classics, 1999
Maxonic TW-1300
Производитель: SRC Co. (Япония)
www.src-el-main.com/maxonic
Дистрибьютор в России и СНГ: Hi-End Centre
Конфигурация: 3 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 25 — 25000 Гц || Чувствительность: 106 дБ || Номинальное сопротивление: 8 Ом || Частоты раздела полос: 1000/7000 Гц || Подводимая мощность номинальная/максимальная: 30/150 Вт || Отделка: вишня || Габариты: 650 x 1125 x 440 мм || Масса: 110 кг || Цена за пару: 8760000 руб.