ЛЮДИ, ЭМОЦИИ И ТЕХНИКА
В конце прошлого года небольшая группа журналистов была приглашена в лондонскую штаб-квартиру Cambridge Audio. По ходу этого визита нам удалось пообщаться и с руководством компании, и побывать в отделе R&D в самое горячее время, когда там полным ходом шла работа над новыми компонентами.
Последнее обстоятельство и обусловило столь скромное количество иллюстраций в нынешнем репортаже. Пока работа над серией CZ (рабочее, возможно временное название) не закончена, фотографировать в большинстве помещений офиса запрещено. Зато рассказывали о новом проекте много и охотно. Дабы не утомлять техническими подробностями, опишу новинки лишь в общих чертах.
Сейчас в стадии разработки три модели – интегральный усилитель на цифровой платформе, усилитель мощности и сетевой плеер с аналоговым предварительным трактом. Серия в целом позиционируется как Signature, выше хай-файной 851-й линейки, с прицелом на ценовой сегмент порядка 3500 фунтов за компонент. Вся техника разработана практически с нуля, лишь единичные решения взяты из популярной серии CX. Дизайн, если судить по опытному образцу оконечника – нетипичный для Cambridge Audio, с плавными обводами корпуса. Конструкция по-настоящему аудиофильская, массивная, с внушительными теплоотводами и солидным банком энергозапасающих конденсаторов. Новые усилители работают в фирменном классе XA. Это примерно то же, что и XD, со сдвигом нулевой точки, но при более высоком ток покоя. За счёт некоторого приближения к классу «А» немного увеличилось энергопотребление, но улучшилось звучание.
Интегральный усилитель имеет встроенный DAC на базе ESS Sabre и полный комплект цифровых входов, но может работать и с аналоговыми источниками. Цифра и аналог полностью развязаны и конструктивно, и по питанию.
Но, как признают в компании, большая часть усилий была направлена на создание аудиофильского стримера, т.к. подобных устройств на рынке очень мало. В разработку было включено много специалистов разного профиля, но никакого аутсорсинга не использовалось, всё делалось исключительно собственными силами. В основу аппарата положен новый стриминговый модуль с очень быстрым процессором (1 ГГц). Он получил название Taimen (таймень, или лососевая форель) в продолжение ряда предыдущих проектов Barracuda и Zander. Аудиотракт разрабатывался экспериментально, с экспертным прослушиванием опытных образцов Встроенный ЦАП построен на 8-канальном чипе ESS Sabre. Все входные интерфейсы, включая USB, принимают потоки native DSD256 и PCM вплоть до 24 бита/384 кГц. Имеются также вход HDMI для качественного воспроизведения звуковых дорожек с Blu Ray. Аппарат поддерживает UPnP, Spotify, AirPlay и Интернет радио сервис с расширенными метаданными. На цветной экран, помимо текущей информации, выводятся обложки альбомов. Управление возможно с помощью принципиально новых приложений для устройств под iOS и Android.
В новой серии принципиально нет CD-проигрывателя, как устройства устаревшего формата. Специалисты считают, что подходящую модель лучше подобрать из других линеек и подключить её к интегральному усилителю или стримеру по цифровому входу.
Но компоненты CZ – не единственный амбициозный проект Cambridge Audio. Готовится к выпуску серия беспроводных (Wi-Fi, Bluetooth) устройств на базе единой платформы с возможностью расширения архитектуры. Особое внимание уделено дизайну, который будет отличаться от других брендов и привлекать внимание покупателей.
В планах, правда, несколько отдалённых, также проект 11-канального AV-ресивера с поддержкой Dolby Atmos и DTS:X.
А теперь – информация из первых уст. Слово руководителям Cambridge Audio.
Джеймс Джонсон Флинт (James Johnson Flint), владелец компании:
«Мальчишкой я интересовался больше музыкой, чем электроникой. Но мои более состоятельные друзья покупали Hi-Fi и журналы с рекламой замечательной техники, и я по-настоящему увлёкся ею. Чтобы заработать, устроился в хай-файный магазин по субботам, где, в основном подносил коробки и оформлял витрину. За время работы в Richer Sounds приобрёл опыт в области маркетинга и задумался о собственном бизнесе. Во время своего первого посещения CES договорился о дистрибюции техники Fujitsu Ten, придумав для европейского рынка бренд Eclipse. В основном, это были дешёвые CD-плееры и усилители, позже добавилась акустика JPW. Всё это успешно продавалось через сеть Richer Sounds, которая к тому времени уже насчитывала 30 магазинов. Таким образом удалось накопить капитал для приобретения акций Cambridge Audio – в то время она испытывала серьёзные финансовые проблемы из-за низкой надёжности техники. В 1992 году компании обошлось в 18 тыс. фунтов. Постепенно удалось наладить производство и контроль качества. Сначала наша техника продавалась только через магазины Richer Sounds, потом появилась собственная дилерская сеть. Всё это создано упорным трудом, да и сейчас, чтобы не стоять на месте, нужно постоянно работать. Кстати, Richer Sounds остаётся нашим самым крупным ритейлером – этой сети принадлежит 70% британского рынка усилителей, и половина из них марки Cambridge Audio.
Производство распределено между двадцатью китайскими фабриками, каждая из которых выпускает продукцию и комплектующие в соответствии со своей специализацией. 32 инженера в Китае и Гонконге мониторят процесс, а качество продукции контролируют 12 человек. Мы очень долго искали фабрику для производства компонентов CX, т.к. большинство не обеспечивали необходимой надёжности.
Каждый месяц сотрудники собираются на совместный ланч, за которым решаются насущные проблемы, обсуждается тактика и стратегия компании. Если говорить о результатах, то прошлый месяц (ноябрь 2015-го) был самым успешным за всю нашу историю. Заметно растут продажи в Англии и Германии,
Главная цель сделать так, чтобы Cambridge Audio воспринималась как великая британская аудио компания и стала такой же известной, как, например, B&W».
Стюарт Джордж (Stuart George), управляющий директор:
«Мы инвестируем не только в разработку и производство, но и информационные ресурсы. Выигрывает тот, кто предоставляет потенциальному покупателю всё необходимые сведения о своём бренде и изделиях. Сейчас никто не пойдёт в Hi-Fi магазин, не изучив предмет своего интереса в Интернете. Причём не мы рассказываем покупателю о своём бренде, а они рассказывают друг другу. Бренд это то, во что верят люди, и если раньше они делились впечатлениями по телефону или в пабе, то теперь в их распоряжении весь мир. Cambridge Audio – отражение британских культурных ценностей, и главная из них – музыка, которую мы все любим. Мы сами увлечены тем, что делаем и делимся своей страстью с другими
И, как вы еже поняли, Cambridge Audio – современная компания, нацеленная в будущее. А сейчас главное не только качество звучания, но и удобный доступ к музыке. Вот почему мы делаем акцент на стриминг и цифровые технологии. Но люди, отношения и эмоции всегда важнее.
Джеймс и Джулиан* каждый год жертвуют 5% прибыли на благотворительность. Часть средств компания тратит на музыкальное образование – школы и поддержку молодых исполнителей».
*Джулиан Ричер, владелец Richer Sounds
Ник Малви (Nick Mulvey) – один из молодых музыкантов, чей дебютный альбом вышел при поддержке Cambridge Audio.
Курт Чапмен (Kurt Chapman), менеджер по экспорту:
«При продвижении бренда упор делается на его технологические достижения. Наш девиз – «Легко продать, легко купить, легко пользоваться». Для выяснения предпочтений публики в прошлом году было опрошено более 2000 человек. Выяснилось, что многие уже имеют Hi-Fi, но готовы поменять его на что-то более приличное, чем изделия массовых японских брендов. И в среднем сегменте (500 – 1000 долларов) Cambridge Audio имеет реальные перспективы с отличным соотношением цена/качество. Вот, например, стример CXN – на его создание ушло несколько тысяч часов работы лучших специалистов. Цветной экран, AirPlay, приём DSD по USB, но продавался он за те же деньги, что его более простой предшественник Stream Magic 6.
Рынок меняется, люди не хотят иметь в системе десять компонентов, и охотнее покупают многофункциональные устройства, особенно, если у они простые и понятные в использовании. Мы снимаем и выкладываем на сайт ролики, объясняющие, как работает наша техника, как её подключать, настраивать и т.д.
Ну, и конечно, главный тренд – стремительный рост потребления цифровой музыки. В 2008 мы выпустили первый DAC Magic для любителей слушать музыку на компьютере. За два года было продано 90 тыс. штук – вот что значит поймать волну! И мы по-прежнему впереди, выпуская самую востребованную технику.
Ещё один важный аспект – коммуникации. Смартфоны и таблеты должны легко подключаться к домашней технике, поэтому все компоненты серии CX поддерживают Bluetooth.
Теперь о качестве звучания. Демонстрируя свои новинки дилерам или посетителям выставок, мы обычно сравниваем их с другими компонентами аналогичной стоимости. И сравнение, как и тесты в аудиопрессе, в подавляющем большинстве случаев, в нашу пользу. За звучанием Cambridge Audio стоят передовые инженерные решения, современная элементная база, технологии апсэмплинга и большой опыт конструирования.
В новых AV-ресиверах используется та же цифровая платформа, что и стримере CXN, с поддержкой Spotify, Интернет радио и воспроизведения HD–файлов. По сути, это универсальные устройства для воспроизведения музыки – в отличие от большинства массовых моделей. Что касается Dolby Atmos и DTS:X, то мы готовы обеспечить поддержку, но посмотрим, насколько это будет востребовано. Чтобы не получилось, как с 3D телевидением – на мой взгляд, это самая большая бессмысленная трата времени и денег в индустрии.
Проектируя BD-плеер CXU, мы использовали платформу OPPO, но звуковой тракт на конвертерах Wolfson сделали намного круче в расчёте на дорогие кинотеатры с мощными и качественным усилением. Формат BD Audio сейчас набирает популярность в Англии и некоторых странах Европы, он фактически занял нишу SACD, который дорого обходился производителям из–за колоссальных лицензионных отчислений.
Ещё один чрезвычайно успешный продукт – Minx. Компактные системы, с приличной мощностью, возможностью стриминга и современным дизайном оказались очень востребованными.
И я уверен, что новая серия CZ, о которой вы уже знаете, подтвердит высокий авторитет Cambridge Audio в области воспроизведения и усиления звука.
Лондон – Москва, декабрь 2015