Много лет назад шотландская компания Tannoy предприняла попытку перенести фирменные коаксиальные излучатели Dual Concentric в хай-файную линейку средней ценовой категории Revolution. В новых моделях, получивших к названию приставку XT, эта идея реализована уже на самом передовом технологическом уровне.
БАРХАТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Первые признаки революционной ситуации ощущаются уже при беглом взгляде на напольные системы XT 8F. У предшественников, например, были классические корпуса с трапецеидальным сечением, теперь к ним добавился оригинальный подиум (о его назначении ниже) и фазоинвертор уникальной конструкции. Да и столь крупной модели, как XT 8F на базе 8-дюймовых динамиков, в прежней линейке не было.
Сзади – стандартная панель терминалов под bi-wiring, спереди – две с виду алюминиевые головки: Dual Concentric c характеристиками точечного излучателя, а ниже басовик того же калибра, примечательный разве что необычным вогнутым профилем. На самом деле диффузоры только кажутся металлическими. Сделаны они из легкой целлюлозно-волокнистой массы и приводятся в движение относительно компактными (и, соответственно, тоже легкими) 44-миллиметровыми звуковыми катушками. Благодаря увеличенному до 20 см диаметру, что, к слову, тоже в духе классических Tannoy, драйверы отличаются значительно большей эффективностью по сравнению с теми, что ставились в прежние модели Revolution.
Исследуем дальше. Оказывается, твитер в верхней головке имеет мало общего с тем, что устанавливался в традиционный Dual Concentric. Если раньше перед титановым куполом стоял двойной цилиндрический раструб, то теперь фронт звукового давления формирует тороидальный излучатель из полиэтиленимина, а выводит его волновод с центральным телом-«пулей» (конструкция получила название Torus-Ogive). Собственной магнитной системы у ВЧ-излучателя, кстати, нет. Усилив и оптимизировав поле основного магнита, инженеры Tannoy смогли сделать его единым для двух независимых катушек. Кроссовер для верхней полосы (настройка на 1800 Гц) самый простой, первого порядка, для басовой секции (250 Гц) – второго. Детали здесь используются исключительно аудиофильского класса, внутренняя разводка сделана посребрённым проводом OFC.
Воспроизведение, прибавив в динамике и фундаментальности, обрело в верхнем регистре такую прозрачность и нейтральность, которой не отличались даже классические Dual Concentric.
Любопытно и акустическое оформление. Думаете, шотландские специалисты предпочли традиционному круглому фазоинвертору на лицевой панели скошенный порт, выведенный вниз к основанию АС, лишь ради красоты? Все гораздо сложнее. Внутри объем колонок (без малого 50 литров) разделен на две камеры горизонтальной стенкой. В нее и встроены трубы фазоинверторов. Получается так, что резонаторы, в свою очередь, акустически нагружены на дополнительный объем. Такое оформление напоминает классический band-pass, но с одним принципиальным отличием: здесь НЧ-головка не скрыта внутри, а излучает наружу. Главный порт выведен в зазор между днищем корпуса и установочной платформой, образующими волновод с тщательно рассчитанными характеристиками. Благодаря этому удалось повысить отдачу и получить нижнюю рабочую частоту 34 Герца.
Но кое-что здесь немного смущает. Мы неоднократно сталкивались с тем, что сложные конструкции чреваты проблемами с демпфированием баса. А чтобы об этом судить наверняка, в эталонную систему помимо современного мощного интегральника на полевых транзисторах мы добавляем ламповый пред и моноблоки, работающие в классе «А». Благо, что высокая чувствительность XT 8F (91 дБ/м) вполне допускает такую комбинацию. Более того, прослушивание проходило в помещении с очень «живой» собственной акустикой – с высокими потолками, почти кубической формы, с минимальной заглушкой. Более сложного испытания и представить сложно. Сколько раз приходилось наблюдать, когда в просторные гулкие гостиные со «вторым светом» ставилась пара классных колонок, которые с таким тщанием подбирали себе клиенты по High End салонам, а вместо баса исторгалось нечто невразумительное.
Собственной магнитной системы у ВЧ-излучателя, кстати, нет. Усилив и оптимизировав поле основного магнита, инженеры Tannoy смогли сделать его единым для двух независимых катушек.
Даже при прогонах на ламповой технике с XT 8F ничего подобного не случилось, что, прямо скажу, удивило. Комната, конечно, добавляла от себя, порождая ощущение, будто в ней звучат не обычные по размерам напольники, а какие-то двухметровые исполины. Но я не почувствовал ни особой нелинейности внизу, ни каши из звуковых образов в среднем регистре. Бас, отличавшийся энергичностью в самом низком регистре, обладал достаточно скоростью и динамикой. В середине все кажущиеся источники в пространстве сцены звучали открыто, членораздельно и трехмерно. Всего несколько экспериментов с подбором оптимальных точек установки колонок и своего кресла – и с головой погружаюсь в выразительную и тембрально насыщенную музыкальную среду. Тональный баланс достоверен, привязки образов к излучателям нет, вокал свободен и полон жизни, джазовая медь реалистична…
Детальность порой и вовсе захватывает – особенно на самом критическом отрезке, где делятся полосы между СЧ и ВЧ. Кажется, сейчас воедино сложились и достоинства лампы, и класса «А», и продвинутых точечных излучателей Tannoy. Вот только разрешение по спектру не слишком однородно. В нижней середине, например, подробностей чуть меньше, чем в соседних областях. Живые акустические инструменты от легкого дефицита плотности не страдают, но гитарные риффы получаются немного пресными. На верхах еще чувствуется некая сухая подкраска. На симфонической музыке она не мешает, «канифоль» и «воздух» передаются изумительно, однако сочный металл тарелок при прослушивании современной музыки не звенит – скорее режет слух «серебряной» остротой. Что, не исключаю, многим понравится.
Но, как выяснилось, последнее к XT 8F отношение имеет слабое. Стоило с музыкального сервера переключиться на источник, который представлял из себя ноутбук с портативным USB-конвертором, как характер ВЧ сразу смягчился, правда с побочным эффектом – менее выразительной стала и акустическая аура концертного зала. А после замены лампового усиления на полупроводниковое (Denon PMA-2020) замеченную подкраску из списка претензий к колонкам решил вычеркнуть окончательно – воспроизведение, прибавив в динамике и фундаментальности, обрело в верхнем регистре такую прозрачность и нейтральность, которой, не отличались даже классические Dual Concentric. По уровню звукового разрешения они теперь явно ближе к электростатам, чем к традиционным куполам.
Так что запомнить следует всего две буквы: XT. Уж если акустика с этим индексом устроила настоящий переворот в сложных акустических условиях, то можно представить, на какую революцию они способна в идеальном помещении.
… воедино сложились и достоинства лампы, и класса «А», и продвинутых точечных излучателей Tannoy.
Tannoy Revolution XT 8F
Производитель Music Group Innovation SC Ltd (Шотландия)
www.tannoy.com
Конфигурация: 3 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 34 — 32000 Гц || Чувствительность: 91 дБ (1 Вт, 1 м) || Номинальное сопротивление: 8 Ом || Частоты раздела полос: 250, 1800 Гц || Рекомендуемая мощность усилителя номинальная/максимальная: 100/400 Вт || Отделка: Dark Walnut, Medium Oak || Габариты: 317 х 1080 х 345 || Масса: 19,9 кг || Цена за пару: 149.990 руб.
СИСТЕМА
Источники:
- проигрыватель Denon DCD-2020AE
- музыкальный сервер Yamaha MCX-1000
- ноутбук Apple MacBook Air A1465
- конвертор Denon DA-10
Усилители:
- интегральный Denon PMA-2020AE
- предварительный Rogue Audio R99
- моноблоки Melody PM845
Кабели:
- межблочные InAkustik Referenz NF-1203 и NF-803, InAkustik Premium (Jack-RCA)
- оптический InAkustik Premium
- акустические InAkustik Referenz LS-1603
- силовые InAkustik AС-1502, и P6
МУЗЫКА
- The Manhattan Transfer, «Vocalese». Atlantic Recording Corporation, 1985
- Pink Floyd, «Dark Side of the Moon». EMI, 2003
- Creedence Clearwater Revival, «Chronicle». Fantasy Records, 1976
- King Crimson, «Larks Tongues in Aspic». Virgin EG Records, 1970
- Tracy Chapman, Electra/Asylum Records, 1988
- Nikolai Rimsky-Korsakov, «Scheherazada», «Capriccio Eapagnol Mackerras». London Symphony Orchestra. Telarc, 1990
Комментарии [17]
Сергей
Хорошая статья про «8».
Спрошу совета, а какой УМ в ценовой категории до 100кР (2019 год) рекомендуется для XT8F дабы улучшить звучание в стерео режиме с DSD источника yно при этом не уменьшить фирменной звучание по ВЧ?
Rotel, NAD,Harman……?
В системе ДК «восьмые» играют от Yamaha RX-A3080.
Спасибо за советы
Руслан Тарасов
Боюсь, в этом бюджете от усилителей заметной прибавки в звуковом разрешении, чтобы почувствовать все преимущества Hi-Res Audio и DSD, вы не получите — ваш ресивер по этому критерию и так достаточно продвинут. Но можно расчитывать на небольшой выигрыш в точности сцены и динамике баса (Rotel), в тональной нейтральности (NAD), в пластике звучания (Harman). Разумеется, это все очень приблизительно, на конкретные модели я вас не смогу нацелить.
Владислав
Здравствуйте, Руслан. Скажите для моего лампового усилителя T.A.C. T-22 эта АС подойдёт?
Руслан Тарасов
Добрый день, Владислав. Не вижу причин, по которым они бы не подошли. Я, правда, не знаю, насколько «быстрым» является T-22 в прорисовке баса и общей динамики, поэтому есть некоторые сомнения, но в остальном это должен быть весьма интересный тандем.
Сергей
Приобрел для «8» Rotell 1552MKII и получил ровно то что Руслан описал как «точности сцены и динамике баса (Rotel)». От 3080 взял XLR напрямую в Rotel.
Бас стал более контроллируемым, динамичным. Ушла некая «звонкость» по ВЧ присуща Ямаховским УМ.
Дмитрий
Подскажите пожалуйста привязка образов будет у Tannoy Revolution XT 8F если их использовать в комнате не более 16м2
Дмитрий
Руслан, благодарю за ответ. Приобрел Tannoy Revolution XT 6F. Сейчас прогреваются, поработали пока часов 10-12. В целом все очень хорошо, но есть два момента, которые хотелось бы исправить. Это подача высоких частот (вместо металлического звона при ударе по тарелке слышу серебрящуюся такую искристость), и несколько осветленный тональный баланс. Каким акустическим кабелем их можно «притемнить» и сделать более естественными высокие частоты, не потеряв при этом в детальности? Источник с усилителем здесь тоже «виноваты»?
Дмитрий
Дмитрий подскажите пожалуйста как у них с макродинамикой, глубиной и четкости баса и как они играют 3D сцену и саму глубину сцены и еще подскажите пожалуйста размер вашей комнаты в метре кв. тоже думаю что приобрести для себя Tannoy Revolution XT 6F, HECO Direkt или HECO Celan GT 702
Дмитрий
Все у них прекрасно и с микро и с макро динамикой. Четкость, ясность звука просто запредельная. Бас быстрый, глубокий, «подсушенный». У меня комната 20 кв. метров, такое впечатление, что им тесновато. Высокие частоты имеют свою специфику (см. мои вопросы Руслану Тарасову).
Дмитрий
Спасибо огромное
Дмитрий
Дмитрий Вашу проблему можно попробовать устранить, комнату заставить мебелью и повесить ковер, а в общем это фирменный характер звука, этим звучанием и славится Tannoy Revolution XT 6F добавляя в звучание что то свое, благодаря этому слышится большая деталировка, к этому со временем можно привыкнуть или попробовать как посоветовал Руслан Тарасов
Руслан ТАРАСОВ
Получить нейтральный верх и общий баланс не так-то просто. Окраска может быть на совести как компонентов, так и акустики. Я бы попробовал OFC-кабели большого сечения в колоночной линии (но только в полиэтиленовой изоляции, а не в ПВХ) и такие же по типу межблочники. Проблему с ВЧ, как ни странно, бывает проще решить, открывая в системе как можно больше гармонической информации в нижнем и среднем диапазоне. Но это — финальный шаг. А сейчас продолжайте греть акустику. Второе обязательное действие (когда звук АС перестанет меняться) — поиск наилучших точек установки плюс хотя бы небольшой акустический тюнинг комнаты.
Дмитрий
Спасибо!
Дмитрий
Подскажите пожалуйста как звучат Японские барабаны
Дмитрий
Подскажите, «споются» ли АС Tannoy Revolution XT 6F с комплектом из проигрывателя YAMAHA CD-N 500 и усилителя YAMAHA A-S 801? Комната 20 кв. метров.
Руслан ТАРАСОВ
Дмитрий, мне сложно ответить на ваш вопрос, поскольку не выпадало случая послушать как 801ю Ямаху, так и XT6F даже по отдельности. Но если «шестерки» также детальны и богаты на тембры, как «восьмерки» (у них все есть для этого), а интегральник, как все современные полупроводниковые модели, избавлен от явных транзисторных оттенков, то результат может получиться интересный: с хорошей динамикой, эмоциональным характером и четким басом (возможно, немного подсушенным). Сомневаюсь только насчет тональной нейтральности и способности брать самые тяжелые «низы» также непринужденно, как это делают «восьмерки».
Заодно и про японские барабаны. Иллюзия большой мембраны будет. Но не более. Звучание этого инструмента не под силу даже куда более дорогим колонкам с более крупными басовиками.
Алексей
Denon DCD-2020AE + PMA-2020AE дотягивает до класса hi-end