Любой новый вид техники воспринимается поначалу как чудо. Так было с первыми телевизорами, видеомагнитофонами, проигрывателями компакт-дисков, мобильными телефонами… Сейчас мы понимаем, насколько все они были несовершенными, но тогда мы этого не знали –– сам факт, что эти приспособления работают, вызывал удивление. Сменялись поколения аппаратуры, она становилась лучше, дешевле, и чары рассеивались. В конце концов, инновационная техника становилась привычной и обыденной. Совсем недавно нечто подобное произошло с сетевыми стримерами.
ОБОЙДЁМСЯ БЕЗ МАГИИ
Какое уж тут волшебство, если способность воспроизводить музыку по сети приобрели не только Blu-ray-проигрыватели, медиаплееры, но и ресиверы, усилители, компактные активные колонки… Не удивлюсь, если такой функцией скоро обзаведутся утюги, холодильники и кофеварки (кстати, среди последних уже есть модели с беспроводными адаптерами и управлением со смартфонов, осталось только уговорить их играть).
Алгоритм работы с сетевыми ресурсами отрабатывается компанией с самой первой модели, Sonata NP30, и уже доведён до совершенства.
Солидный вклад в превращение волшебства в повседневность внесла британская компания Cambridge Audio (кстати, теперь она называется просто Cambridge). Одной из первых она стала выпускать доступные модели сетевых стримеров, активно обновляла и расширяла модельный ряд. Сейчас в нём четыре аппарата разной цены, и CXN – недавнее пополнение. Как уже понятно из названия аппарата, он входит в новую CX-серию компонентов и выполнен в общем для неё дизайне.
Новый проигрыватель разработан на основе выпущенной в 2014 году модели Stream Magic 6 v2 и имеет с ней много общего. Расположение органов управления и разъёмов почти полностью совпадают, что говорит о схожей компоновке. ЦАП –– на тех же чипах Wolfson WM8740 в дифференциальном включении (по одной микросхеме на канал), тот же фирменный цифровой фильтр ATF2 (Adaptive Time Filtering) с передискретизацией до 24 бит/384 кГц, о принципе работы которого мы писали здесь. Изменения носят во многом косметический характер, но при этом они указывают на определенный вектор развития.
Wi-Fi-адаптер, встроенный у Stream Magic 6 v2, стал внешним и подключается теперь по USB –– он по сути интегрирован в антенну. Соответственно на тыловой панели появился ещё один USB-разъём. Такая конструкция позволяет сделать Wi-Fi-донгл опционным, хотя у CXN он входит в стандартную комплектацию. А вот Bluetooth-адаптер (BT100) придётся покупать отдельно (если, конечно, в нём возникнет необходимость), и для него предназначен второй USB-разъём сзади. Ещё один – на фронтальной панели, в него удобно втыкать флэшки с файлами, причём оба интерфейса принимают файлы с разрешением до 24/192. Благодаря наличию оптического и коаксиального входов, CXN можно использовать в качестве внешнего ЦАПа, а через такие же выходы – подключить внешний конвертер.
Заметное отличие новой модели от предыдущей –– поддержка протокола AirPlay. Уже в силу этого обладатели iOS- девайсов могут легко обойтись без опционного Bluetooth.
Создатели аппарата отказались от переключателя и индикаторов режимов цифрового фильтра. У Stream Magic 6 v2 он располагался на фронтальной панели и делал её дизайн более «приборным». Теперь она выглядит изысканной и «чистой», тем более, что и окошко IR-датчика спрятано за дисплеем. С точки зрения функционала аппарат ничего не потерял: переключатель режимов фильтра интересен лишь первые дни после приобретения, потом становится ясно, что наиболее комфортный и «правильный» звук получается лишь при одном его положении –– Min, именно оно и выставлено изначально. Судя по звуку, эта же характеристика выбрана и у CXN.
Wi-Fi-адаптер, встроенный у Stream Magic 6 v2, стал внешним и подключается теперь по USB.
Пожалуй, единственное, о чём можно сожалеть, это тумблер питания: у Stream Magic 6 v2 он есть, а у CXN –– нет. Но зато новая модель продаётся чуть дешевле, чем предыдущая (примерно на тысячу руб.), и для кого-то это может оказаться более важным, чем лишний тумблер.
Ещё одно отличие –– новое мобильное приложение. Прежде было Stream Magic, теперь Cambridge Connect с более строгим и современным интерфейсом. Работает чётко, быстро находит все сетевые ресурсы и позволяет управлять воспроизведением файлов с USB-накопителей. Иногда, правда, на какое-то мгновение подвисает, но это, скорее всего, следствие неполной совместимости с моим смартфоном. Вполне возможно, что с вашим программа будет работать плавно. Насколько я знаю, и на iOS-устройствах никаких задержек не наблюдается. Кардинальное отличие нового приложения от предыдущего – оно работает с сетевыми ресурсами напрямую, и для индексации и сортировки использует процессор планшета или телефона. Это позволяет выводить списки практически моментально, в то время как раньше все шло через плеер, который становился «бутылочным горлышком». Сейчас же на CXN подается только команда Play, а все остальное приложение делает напрямую. Совсем скоро ожидается русифицированная версия.
Заметное отличие новой модели от предыдущей –– поддержка протокола AirPlay.
Если плеер подключен к усилителю из CX-серии и соединён с ним по интерфейсу Control Bus (пара разъёмов RCA сзади), появляется возможность регулировки громкости непосредственно из приложения. Собственный аттенюатор включается в меню — у CXN имеется встроенный цифровой предусилитель с тем же 32-битным DSP, что задействован для ATF2. В нём предусмотрена возможность регулировки громкости без bit reduction, что позволяет подключаться напрямую к усилителю мощности или активным колонкам.
Надо сказать, что и штатный пульт достаточно удобен, он мне понравился больше, чем тот, что шёл с предыдущей моделью. Лучше сгруппированы кнопки, есть отдельные секции клавиш для управления CD-плеером CXC и усилителем CXA, так что обладатели полной CX-системы смогут обходиться одним пультом.
Есть также WEB-интерфейс, но в нём только сетевые настройки и раздел обновления прошивки. Кстати, при первом же подключении к сети аппарат проверяет наличие обновлений и, если они обнаружены, предлагает их установить. Аппарат грамотно русифицирован, буквально всё – от меню до тэгов – корректно отображается и на экране, и в приложении.
Для Интернет-радио используется сервис UuVol, купленный Cambridge несколько лет назад. Выбор станций, к которым CXN имеет доступ, достаточно богатый. Имеется обширный российский раздел, и если каких-нибудь нужных программ в нём нет, их можно добавить на специальной странице, куда надо ввести линк на поток.
Из музыкальных сервисов только Spotify, который в России по-прежнему недоступен.
Алгоритм работы с сетевыми ресурсами отрабатывается компанией с самой первой модели, Sonata NP30, и как мне показалось, уже доведён до совершенства. Даже в перегруженной сети файлы вплоть до разрешения 24 бита/192 кГц воспроизводятся плавно и без каких-либо запинок и помех.
Алгоритм работы с сетевыми ресурсами отрабатывается компанией с самой первой модели, Sonata NP30, и уже доведён до совершенства.
Звуковой почерк проигрывателя типичен для качественных конверторов на основе чипов Wolfson WM8740 –– мой референсный ЦАП, построенный на основе WM8741, звучит очень похоже. Заметить разницу между ним и CXN при воспроизведении файлов с частотой дискретизации 96 и 192 кГц практически невозможно, на CD-рипах в 16 бит/44,1 кГц её можно обнаружить: CXN воспроизводит материал стандартного разрешения чуть ярче и с едва заметным гармоническим упрощением. Но эти звуковые отличия многократно меньше, чем разница в цене.
CXN обладает очень важным и ценным свойством: он подчёркивает, как бы усиливает эмоциональную суть музыки.
Тем более, что CXN обладает очень важным и ценным, на мой взгляд, свойством: он подчёркивает, как бы усиливает эмоциональную суть музыки: роковые записи звучат на удивление напористо и энергично, медленная фортепианная классика становится ещё более задумчивой и лиричной, а симфоническая приобретает ещё больший масштаб и экспрессию. Не знаю, как для вас, а для меня это в аудиотехнике главное.
ПОРАДОВАЛО
Впечатляющая музыкальность. Солидный и вместе с тем привлекательный дизайн. Удобное управление.
ОГОРЧИЛО
Серьёзных поводов для огорчения не обнаружено. А придираться по мелочи мы не будем.
Cambridge CXN
Производитель: Cambridge Audio, входит в состав Audio Partnership Plc (Великобритания)
www.cambridgeaudio.com
ОБЪЕКТИВНЫЕ ДАННЫЕ
ЦАП: 2 х Wolfson WM8740 || Цифровой фильтр: ATF2 с апсэмплингом до 24 бит/384 кГц || Аналоговый фильтр: 2-полярный дифференциальный Бесселя || Дисплей: TFT 4,5” || Цифровые аудиовходы: USB-B (аудиопрофили 1.0 or 2.0, выбираются пользователем), коаксиальный, оптический || Аналоговые выходы: 2 х XLR, 2 х RCA || Цифровые выходы: коаксиальный, оптический || Сетевые интерфейсы: Ethernet, Wi-Fi, Bluetooth (BT100, опция) || Сетевые протоколы: UPnP, AirPlay || Форматы аудиофайлов: ALAC, WAV, FLAC, AIFF, WMA, mp3, AAC, HE AAC, AAC+, OGG Vorbis || Сетевые сервисы: Интернет-радио, Spotify Connect || Габариты (В x Ш x Г), мм 85 x 430 x 305 || Масса, кг 3,5 || Цена, руб. 74990
КОМПОНЕНТЫ
- Сетевые накопители NETGEAR ReadyNAS Duo v2
- Внешний ЦАП PS Audio PerfectWave DAC MkII
- Акустические системы Yamaha Soavo-1
- Интегральный усилитель Musical Fidelity A5-INT
- Смартфон Samsung Galaxy S4
- Кабели:
- -межблочные Musical Wire Cadence Signature RCA
- — акустические Tchernov Cable Classic IC
- — цифровые: Audioquest Cinnamon USB 1,5 м, коаксиальный Furutech FX-Alpha-Ag 1 м
СЛУШАЛИ
- Сборник «Burmester Reference CD II». FLAC 44,1/16
- Melody Gardot, «The Absence». FLAC 96/24
- «McIntosh Spectacular Reference». FLAC 192/24
- Deep Purple, «Machine Head». FLAC 96/24
- Larry Adler and Various, «The Glory of Gershwin». FLAC 44,1/16
- Ensemble Contraste. «Miroir(s)». FLAC 44,1/16
- Slowly Rolling Camera. «Slowly Rolling Camera». FLAC 48/24
- Led Zeppelin. «II». FLAC 96/24
- Karen Souza. «Essentials». FLAC 44,1/16
Комментарии [23]
Александр
Очень жаль что нет Dezeer на этом сетевом плеере ((((.
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
Александр, моделька-то уже совсем не новая — когда она вышла, Deezer не был столь популярным, как сейчас. А сетевые технологии меняются стремительно.
Александр
Здравствуйте. У меня имеется Транспорт Cambridge cxc,. Есть желание приобрести Сетевой CXN, но впервую очередь как цап для транспорта Сд, сетевые примочки бонусом,и ознакомления с музыкой. Для пополнения клекции Сд. Сейчас цап Asus xonar essense one plus, чтобы цап Cambridge CXN, был лучше по звуку чем у Асус. Рассматриваю цап Audiolab M DAC или сетевой CXN из за цап и сетевых примочек.
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
Александр, мне кажется, нет смысла брать сетевой проигрыватель исключительно на роль ЦАПа. Во-первых его сетевая часть стоит достаточно дорого -там ведь куча лицензий зарыта, не говоря о железе. Во-вторых, его цифро-аналоговый конвертор уже малость морально устарел. Времена, когда WM8740 был едва ли не самым крутым чипом, давно прошли. За те же деньги сейчас можно приобрести «чистый» ЦАП без сетевого модуля, который будет играть поинтереснее. А CXN надо брать именно как сетевой плеер — в этом качестве он все еще хорош.
Александр
Спасибо. А какой цап вы бы посоветовали для транспорта Cambridge cxc? Если чистый цап то еще лучше. Мне по идее только для Сд дисков.
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
Александр, тут я не советчик, поскольку выбор огромен. И диапазон цен широчайший. Только я бы не советовал ориентироваться исключительно на воспроизведение CD — сейчас вам больше ничего не нужно, а со временем интересы могут расшириться. Модель транспорта в данном случае не имеет особого значения, поскольку коаксиальный и оптический входы есть у абсолютного большинства ЦАПов, это стандартное оснащение.
Andre
Уважаемый Дмитрий! Давно конечно это было, НО можно вопрос. Я правильно понял, что CXN может быть использован в качестве преда к усилителю мощности любой другой фирмы? Спасибо заранее.
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
В качестве ЦИФРОВОГО преда — да. У него же нет аналоговых входов, поэтому коммутировать аналоговые источники он не может. А вот регулятор громкости у него вполне приличный.
Andre
Дмитрий, спасибо! Прямой вопрос — с Rotel RB-1582 MKII он будет работать? Не хотелось бы тратится на отдельный пред для мощника, а последний по цене вполне подходит.
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
Andre, формально работать он будет. Вопрос в том — как. Проверить можно только эмпирически, то есть подключив и послушав. Я сам достаточно долго слушал ЦАП с регулируемым выходом, подключенный непосредственно к усилителю мощности. И в итоге соорудил себе активный регулятор громкости — с ним звучание заметно улучшилось. Перед этим пробовал пассивный регулятор, но с ним результат не впечатлил. Вообще знаю по своему опыту, что найти приличный пред значительно сложнее, чем оконечник.
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
Andre, должен вас огорчить — память меня повела: у CXN выход нерегулируемый — засомневался, залез в руководство — громкость регулируется только на усилителе или ресивере, подключенном по контрольной шине. Красивая круглая ручка — для навигации по меню. Так что без интегральника или преда не обойтись. Извинюсь, что ввел в заблуждение.
Andre
Дмитрий, спасибо! НЕ огорчили, А предупредили. А то бы купил и потом парился 🙂 Просто дело в том, что CXN у меня уже есть и работает в паре CXA80 с колонками HECO Celan GT302. Но в ближайшем будущем хочу взять напольники Magnat Signature 1105 и несмотря на их вроде как более высокую заявленную чувствительность по паспорту (93 Дб) к ним хотелось бы что-нибудь помощнее. Всё же напольники — это не полочники, тут усиление лучше больше, чем нужно, чем меньше.
Евгений
Неверные данные. Если в настройках CXN включитбь работу в качестве предусилителя , то все регулируется хоть с пульта, хоть с планшете/телефона, хоть ручкой
Виталий
DSD он никакой вообще не понимает?
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
Не понимает. ЦАП Wolfson WM8740 способен работать напрямую только с PCM. Откровенно говоря, невелика потеря: с предварительным программным преобразованием DSD > PCM он играет ничуть не хуже, чем многие современные ЦАПы, которые работают с DSD напрямую. Не могу объяснить этот феномен, но это так. Во всяком случае мне не доводилось слышать ЦАП, который играл бы DSD непосредственно лучше, чем он же — с промежуточным преобразованием в PCM в плеере. Мне кажется, мода на DSD имеет в значительной степени надуманные основания.
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
Должен дополнить свой старый комментарий. Два года назад все было именно так. Но сейчас есть немало ЦАПов, которые играют DSD Direct сильно лучше, чем DSD с переконвертацией в PCM. Это связано с тем, что появились новые чипы, которые понимают DSD Native, и более совершенные USB-интерфейсы. Все меняется.
Игорь
Здравствуйте, Николай! То же присматриваюсь к данному плееру, но есть сомнения. У меня система: Denon PMA-1520, Denon DCD-1520, сетевой аудиоплеер Denon dnp-720, акустика Heco Aleva-1002, кстати систему подбирал на основании Вашего обзора «Командный зачёт», за что Вам большое спасибо! Звучанием системы очень доволен! Так вот вопрос: если заменить Denon dnp-720 на Cambridge cxn на сколько улучшится звучание? И подойдёт ли данный плеер к моей системе? В принципе звучание Denon dnp-720 исходя из критерия качество-цена устраивает, но, как и у большинства меломанов, всегда есть желание улучшить звучание системы. Заранее спасибо.
Алексей
Здравствуйте , имеет ли смысл менять pioneer n50 на Cambridge cxn ?
Николай ЕФРЕМОВ
Cambridge cxn вдвое дороже со всеми вытекающими. Если финансы позволяют — берите его. По соотношению качество/цена оба аппарата примерно на одном уровне.
alex74.744
Здравствуйте Николай, тоже присоединяюсь к вопросу Андрэ о тесте усилителя Cambridge CXA80, выбираю интегральник,а кроме того что у него нейтральный звук больше ни кто ни чего сказать не может.
Андрэ
Уважаемый Дмитрий и редакция SalonAV! А нет ли у вас в планах и стереоусилитель Cambridge CXA80 протестировать из этой новой линейки? Просто интересует такой момент: допускает ли он подключение одной пары колонок по бай-вирингу?(Bi-Wiring). Усилитель имеет на борту 4 пары клемм для подключения 2-х пар колонок, а про возможность бай-вирингового подключения одной пары колонок в описании усилителя ни слова.
Николай ЕФРЕМОВ
CXA80 пока тестировать не планировали, хотя это возможно. Насчёт bi-wiring: а какие с этим могут быть проблемы? Если коммутатор акустики допускает режим A+B — включаете его и разводите кабель по 4-м клеммам. Если нет, параллелите кабель на стороне усилителя, а на акустику подаёте сигнал по 4-м раздельным линиям, сняв перемычки.
Андрэ
Николай, спасибо за разъяснение. Просто немного странно, что для такого, скажем так, довольно высококлассного усилителя — и такая скудная инструкция, посвященная в основном преимуществам тороидального трансформатора перед Ш-образным, а про возможности подключения акустики додумывай сам: можно-нельзя (я про Bi-Wiring).