ЛУЧШЕЕ ОТ ДВУХ МИРОВ
Сегодняшняя наша система собрана из компонентов разных производителей с абсолютно разной идеологией. Но цель у них одна – на основе богатого инженерного опыта и любви к музыке создать технику с безукоризненным звучанием без оглядки на её стоимость.
Швейцарская компания Weiss Engineering поначалу специализировалась исключительно на профессиональном оборудовании, и оно до сих пор используется в таких студиях, как Abbey Road, BMG, EMI, Telarc, Teldec, Sony, Warner. Главный конструктор Даниель Вайс (Daniel Weiss) работал вместе с Вилли Штудером в компании Studer/Revox, где проектировал конвертеры и сигнальные процессоры для студийных цифровых рекордеров. Опыт, накопленный в те времена, положен в основу современных изделий Weiss.
Транспорт Jason построен на базе привода Philips CD-PRO2M с верхней загрузкой и механизированной крышкой. Питание организовано так, чтобы броски тока, возникающие при работе двигателей привода, не влияли на работу цифровых схем. Исключено и электромагнитное взаимодействие различных узлов — за счет экранирования и тщательно продуманной компоновки. Именно этим объясняется большая масса блока.
Сигнал 44,1/16, считанный с компакт-диска, может быть преобразован в 20-ти и 24-битовую форму с кратными частотами дискретизации 88,2 и 176,4 кГц. Параметры выбираются с пульта ДУ, но сигнал с максимальным разрешением подаётся лишь на профессиональный интерфейс AES/EBU. Также имеются выходы на разъёмах XLR, BNC, RCA, оптический ST и порт USB для обновления софта.
Разрядность сигнала на выходе, его фаза (0/180 град.) и уровень высвечиваются на дисплее, а задаются эти параметры с пульта ДУ.
Новый ЦАП Weiss Medus создан на базе референсного конвертора Medea. Особое внимание при его создании было уделено борьбе с джиттером, снижающем точность преобразования.
Montana WAS всегда удивляла способностью превращаться в виртуальный точечный источник, способный работать в очень небольших помещениях.
ЦАП способен принимать по USB цифровые потоки PCM с частотами дискретизации 44.1, 48, 88.2, 96, 176.4 и 192 кгц и разрядностью до 24 бит.
Четыре 32-битовых конвертора в каждом канале формируют балансный выходной сигнал, преобразование ток/напряжение на их выходе осуществляется дискретными операционными усилителями OP1-BP собственной разработки.
Блок питания линейный, с раздельными стабилизаторами для правого и левого каналов.
Разъёмы XLR, Coaxial, Toslink и USB входят в базовую комплектацию, можно также добавить вход FireWire и волоконно-оптический ST.
Medus собран в двойном корпусе. Внутренний стальной короб служит электромагнитным экраном, а внешний, из анодированного алюминия, отводит тепло и обеспечивает виброзащиту.
Транспорт был соединён с ЦАПом двумя цифровыми кабелям X-Factor – по одному для каждого канала.
Второй источник в нашей системе – виниловый проигрыватель Acoustic Signature Thunder. В этом 45-килограммовом монстре реализованы лучшие идеи немецких специалистов. Основанием конструкции служит 7-сантиметровая алюминиевая плита, диск же имеет толщину 50 мм. В него запрессовано 24 латунных цилиндра, которые увеличивают момент инерции и «разбивают» внутренние резонансы. В главном узле вращения используется сухой, без смазки подшипник на основе высокотехнологичного материала «торидофлон». Он может работать до 10 лет без заметных признаков износа. Диск приводится в движение отдельно стоящим двигателем, который питается чистым и стабильным синусом от фирменного генератора AlphaDIG.
Thunder предусматривает установку до трёх тонармов с эффективной длиной 9 и 12 дюймов. Мы задействовали один, но какой — 12-дюймовый транскрипционный Micromagic Altair в версии Limited Edition, выпущенной в количестве 40 экземпляров. Тонарм имеет сверхжесткую S-образную конструкцию со сменным шеллом. Резонансы головок подавляются за счёт электрического демпфирования вихревых токов.
Для изготовления Altair использовались металлы с разными резонансными свойствами — алюминий, латунь, бронза, четыре типа нержавеющих сталей, также различные алюминиевые и медные сплавы.
Прижимная сила до 10 г создаётся системой противовесов, которая тарируется с точностью 0,1 г. Диапазон настройки антискейтинга — 0,5 — 4 г.
На тонарме была установлена MC-головка X-factor Model One российского производства. Экспериментальный образец был собран вручную и тщательно отстроен.
Когда я впервые послушал фонокорректор EMT JPA 66, был приятно удивлён тем, как в столь сложном многофункциональном аппарате удалось сохранить уникальную прозрачность и открытость звучания. Ещё раз подробно описывать конструкцию не стану, напомню лишь принципиальные особенности.
Подшипник на основе высокотехнологичного материала «торидофлон» может работать до 10 лет без заметных признаков износа.
На самом деле JPA 66 не просто фонокорректор, а полноценный предусилитель с регуляторами громкости и стереобаланса. Предусмотрена коммутация четырех головок разных типов, и две из них подключаются к повышающим MC-трансформаторам, причём как по RCA, таки и по балансным XLR. Плавные регуляторы входного сопротивления выведены на переднюю панель и отградуированы в условных единицах от 50% до 200%. Имеются два линейных входа и два выхода — контрольный и регулируемый, продублированный балансными разъемами.
Главная же фишка JPA 66 – возможность точного подбора коррекции для пластинок, выпущенных в разные годы. Вращая ручку HF-Curve по часовой стрелке, можно получить стандартные кривые RIAA (постоянная времени 75 мкс), DIN78 (50 мкс), BBC (25 мкс), Flat (0 мкс), а также любые промежуточные значения. Еще один регулятор, Turnover, меняет частоту перегиба кривой от 2000 до 200 Гц. Избавиться от шипения и треска поможет скрэтч-фильтр, частота среза которого перестраивается от 3 до 50 кГц. Имеется также фильтр инфранизких частот, устраняющий неприятные явления при проигрывании коробленых пластинок.
Тракт в JPA 66 ламповый, фоно-секция построена на шести баллонах ECC803, очень редких и дорогих двойных триодах с малым уровнем шумов. На выходе – драйверные триоды ECC99 с высокой нагрузочной способностью.
Ощущения при включенном апсэмплинге и без него ожидаемо различны, но разница неожиданно мала.
Оконечный усилитель DarTZeel NHB-108 Model One – детище швейцарского мастера по имени Эрве Делетрац (Hervé Delétraz), а литеры NHB означают «Never Heard Before». Аппарат и впрямь необычный – создан по принципу «простота, чистота, надёжность». Предельно короткий звуковой тракт с одной парой мощных биполярных транзисторов на выходе, отсутствие общей обратной связи, невероятный по запасу ёмкости блок питания с двумя массивными торами, основательное фрезерованное шасси, демпфирование всех элементов – вот основные особенности NHB-108. Плюс полное отсутствие в цепи сигнала «лишних» элементов – контактов реле, предохранителей (защита электронная), катушек индуктивности и т.д. У нас в системе более поздняя версия этой модели, которая, по многим свидетельствам, звучит лучше предыдущей. Не исключено, что после выпуска флагмана 458 автор доработал и младшие изделия. 108-й может работать в режиме моноблока — сам Эрве именно так предпочитает его использовать в системах многополосного усиления.
Усилитель имеет два входа – стандартный 100-килоомный на разъёмах RCA и фирменный интерфейс «Zeel» на BNC с входным сопротивлением 50 Ом. По своему опыту скажу, что это очень грамотный ход, способный заметно повысить микродинамику и звуковое разрешение усилителя. Жаль, что не все предусилители могут работать на такую нагрузку с малыми искажениями. Для EMT JRA66 с низкоомным выходом это не проблема, чем мы и воспользовались.
NHB-108 Model One до 20 Вт работает в классе «А», и с высокочувствительной акустикой до «В» может и не дойти. Импеданс колонок Hi или Low задаётся перемычками под верхней крышкой. Мощность усилителя 100 Вт на восьми Омах и 160 на четырёх, полезная масса – 30 кг.
Штаб-квартира PBN Audio находится в Сан-Диего, Калифорния. Компания названа по инициалам основателя и главного конструктора — Peter Bichel Noerbaek. Помимо акустических систем под этой маркой выпускается разнообразная электроника и виниловые проигрыватели.
PBN Montana WAS – верхняя модель в серии Classic. Четырёхполосная конструкция высотой 193 см и массой 236 кг содержит семь симметрично расположенных драйверов. Пара 15-дюймовых басовиков максимально удалены друг от друга и работают в оригинальном оформлении – широкая щель создаёт когерентную вертикальную волну, поскольку оба драйвера идеально согласованы. Это звено имеет отдельные клеммы для подключения собственного усиления с повышенной токоотдачей. Нижняя граница воспроизведения – 16 Гц, как у серьёзного сабвуфера.
Два 9-дюймовых мидбаса обеспечивают стыковку со средней полосой, которую озвучивает пара головок калибра 5,25 дюйма. Все перечисленные головки — с лёгкими диффузорами из пропитанной бумаги. И, наконец, в центре, на уровне ушей сидящего слушателя установлен фирменный твитер Montana ScanSpeak Revelator.
Чувствительность WAS порядка 94 дБ, так что даже если не организовывать bi-wiring, какой-то супермощный усилитель может и не понадобиться. В нашей системе «Монтаны» были в версии Special Edition, у которых стандартные бутиловые подвесы диффузоров заменены на кожаные, иная конструкция центрирующих шайб и звуковых катушек. Что даёт такой подвес? Прежде всего, меньшее усилие, чтобы стронуть подвижную систему с места, поскольку кожа не столь упруга, как резина. В результате динамик отчётливее воспроизводит тихие звуки, не «съедает» нюансы, да и бас получается резвый, без монотонности. Во-вторых, слегка снижается резонансная частота, поэтому в Special Edition потребовался пересчёт элементов НЧ-кроссовера.
Ещё один интересный элемент системы- акустические ревербераторы HighendNovum (на первом фото в центре на заднем плане). Внешне они напоминают тарелки ударной установки, изготавливаются из особого сплава, и при установке в правильном месте способны несколько живить звучание.
Вообще-то я не ставил перед собой цель сравнивать звучание винила и CD, но должен отметить, что в данном случае разницу можно описывать лишь в терминах эмоционального восприятия. Условности в обоих случаях минимальны, поскольку и аналоговый, и цифровой источник претендуют на звание лучших из всех, что мне доводилось слушать. Компоненты Weiss микроскопично точны в нюансах, но при этом не теряют контроль над общей картиной, филигранно прорисовывают сцену и способны, выдав мощнейшую энергетику на оркестровом tutti, буквально через несколько мгновений, в паузе, ошеломить слушателя живым дыханием притихшего зала. Ощущения при включенном апсэмплинге и без него ожидаемо различны, но разница неожиданно мала. 44,1 – быстро, рельефно, напористо и немного грубовато. Последнее начинаешь понимать только после перехода на частоты 88,2 и 176,4 кГц – по-прежнему быстро, чуточку воздушнее, с уходом в инфранизкую область и с легким, до блеска промытым верхом. Мазки стали тоньше, но спектр по-прежнему предельно насыщен, в музыке больше плавности и слитности одновременно. Ситуация при воспроизведении обычных, не аудиофильских компакт-дисков почти нереальная.
Скажу честно: из семи пластинок, что я принёс на тест, с удовольствием слушать можно было лишь три.
Винил. А вот его для такой системы придётся отбирать более придирчиво. Похоже, что множество пластинок в аналоговую эру записывалось в расчёте на массовые дешёвые проигрыватели, поэтому с качеством режиссуры и сведения особо не заморочивались. Но были и настоящие шедевры, от которых продирает мороз по коже, сколько бы раз ты их ни слушал. Thunder проводит эту границу предельно чётко, поэтому придётся критически пересмотреть свою LP-коллекцию. Скажу честно: из семи пластинок, что я принёс на тест, с удовольствием слушать можно было лишь три. Зато они (приводить названия не вижу смысла — у каждого свой заветный набор) способны перевернуть привычные представления о том, сколько музыки можно извлечь из хорошей пластинки. Если вы меломан, получите настоящее удовольствие от точной, но не графоманской копии музыкального события. Аудиофил же не найдёт повода придраться к формальным параметрам звучания – динамическому и частотному диапазону, скорости атаки, тональному балансу, эшелонированию звуковой сцены и т.д.
Описывая впечатления, стоит упомянуть вклад усилителя и акустику. Montana WAS всегда удивляла способностью превращаться в виртуальный точечный источник, способный работать в очень небольших помещениях. Не берусь сравнивать версию Special Edition с обычной (для этого их понадобилось бы поставить колонки бок о бок), но в нашей системе двухметровые колонки даже в ближнем поле выдавали слитный, идеально синхронизированный по времени саунд. Верхний предел динамического потенциала кажется недостижимым. Даже на комфортной громкости чувствуется движение воздуха, создаваемое 15-дюймовыми диффузорами. Оконечник DarTZeel чётко их контролирует, не допуская вольностей, но и не ограничивая свободы. По общему характеру подачи очень похоже на триодный ламповый усилитель, но в идеальном варианте, который в реальной жизни мне слышать не доводилось. Усилители Делетраца предельно прозрачны, но при этом привносят в звучание такую лёгкую теплоту, благодаря которой музыка кажется по-настоящему живой, без малейшего синтетического привкуса.
Усилитель имеет два входа – стандартный 100-килоомный на разъёмах RCA и фирменный интерфейс Zeel на BNC с входным сопротивлением 50 Ом.
Очень часто приходится слышать, что винил и CD сравнивать нельзя, поскольку это вещи из разных миров. На самом деле можно. Важен не тип носителя, а способность тракта извлечь из него музыку. Конечно, ощущения от цифры и аналога разные, но в данном случае не могу сказать, что мне понравилось больше. По всей видимости, система подобного класса приковывает всё внимание к музыке, а способ воспроизведения остаётся где-то на периферии сознания.
Кот по имени Зайчик — полноправный хозяин в царстве Хай-Энда
Система:
- LP-проигрыватель Acoustic Signature Thunder
- Тонарм Micromagic Altair
- Головка X-factor Model One
- CD-транспорт Weiss Jason
- ЦАП Weiss Medus
- Фонокорректор EMT JRA66
- Интегральный усилитель DarTZeel NHB-108 Model One
- Акустические системы PBN Montana WAS SE
- Сетевые фильтры Goldenote Dumbo (3 шт.)
- Кабели:
- — сигнальные X-factor серии 7
- — сетевые Fisch P7 m1F1, доработанные лабораторией X-Factor
Редакция благодарит салон «Гонг Стерео» за помощь в проведении прослушивания