СОПРЯЖЕНИЕ БЕЗ НАПРЯЖЕНИЯ
Этим экспериментом с цифровыми кабелями разного типа и длины мы попытаемся найти ответ на вопрос, как лучше соединить капризную и чувствительную аудиосистему класса High End с компьютером, используемым в качестве музыкального источника.
В цифровом аудио под определение «музыкальный источник» теперь подходит все: ноутбук и персональный компьютер, медиасервер и смартфон, внешний накопитель, подключенное к сети NAS-хранилище или банальная USB-флэшка… Проблема лишь в том, что в данном случае мы, как правило, имеем дело с техникой, которая изначально проектировалась по другой, чем принято в аудио, идеологии.
В музыкальных компонентах, например, всегда стремились до предела сократить и «спрямить» сигнальный тракт, защитить его от электромагнитных наводок и радиочастотных помех, обеспечить по возможности чистое и стабилизированное питание. Современным цифровым устройствам этот минимализм чужд, здесь идёт безостановочная гонка на аппаратном и программном уровне: мощнее процессор, больше ядер, выше скорость обращения к памяти, более эффективнее питание, изощреннее операционная система… И никто не поручится, что звуковой сигнал, пусть и передаваемый в цифровой форме, пройдя миллиарды полупроводников в кремниевых чипах и сотни вычислительных процессов, останется на выходе тождественным оригинальному. Применяемые в такой технике импульсные источники питания, шлейфы для высокоскоростной передачи,«мосты», приводы, вспомогательные интерфейсы генерируют колоссальный шлейф различных помех. Разработчики принимают все меры для того, чтобы эта «грязь» не попадала в цифровой поток с полезным сигналом, но они воздействуют косвенно: через сигнальные, питающие, экранирующие цепи проникают на последующие в цепочке ЦАПы и усилители, которые могут оказаться к ним весьма чувствительными.
Только этим и можно объяснить, почему при цифровой передаче (в которой, как вытекает из теории, вероятность потери информации сведена к минимуму) очень часто звучание деградирует. Присоединишь какое-нибудь компьютерное устройство в качестве источника к отлаженной аудиосистеме, а оно словно из другого мира. Вроде звук есть, но жизни – нет. Даже когда слушаешь несжатые аудиофайлы высокого качества.
Суть нашего эксперимента состоит в том, чтобы на примере кабелей Wireworld разной длины и класса найти оптимальный способ соединения компонентов разных миров. В идеале, линия должна:
а) исключить возможность проникновения помех;
б) не стать причиной джиттера при передаче.
В теории первого можно добиться при помощи оптического соединения TosLink, где вообще нет гальванической межкомпонентной связи. По идее, такая линия передает только полезный сигнал. Но она далека от идеала в плане джиттера (эту тему мы затрагивали давно).
Альтернативная передача по USB, напротив, хороша тем, что реализованный в интерфейсе «пакетный» асинхронный способ доставки данных позволяет «оставить» джиттер на передающем устройстве, а на приемном синхронизировать поток заново, с требуемой точностью. Однако сам USB-кабель может служить мостиком для прохождения помех.
Суть нашего эксперимента состоит в том, чтобы на примере кабелей Wireworld разной длины и класса найти оптимальный способ соединения компонентов разных миров.
Wireworld Aurora 7
Wireworld Stratus 7
В качестве «чистых» компонентов в этом тесте мне послужат продвинутый 32-битовый ЦАП, подключенный к ламповым усилителям и высокочувствительной акустике. На стороне «грязных» источников выступит высококлассный медиапроигрыватель c оптическим выходом, связанный «витой парой» по сети с музыкальным сервером. Точкой отсчета при сравнении станет аналоговое соединение с тем же медиапроигрывателем, но с одной важной оговоркой: при переходе на оптику для устранения гальванической связи кабели RCA от конвертора я стану отсоединять. По USB сигнал будет поступать же напрямую с ноутбука, на котором установлен программный плеер, настроенный на перехват звуковых данных из ядра (минуя микшеры). Базой для сравнения станет «безымянный» кабель USB 2.0 A-B стандартного качества. Но в каждом эксперименте проигрываться будет один и тот же контент – аудиофайлы 24 бит/96 кГц или 24 бит/192 кГц формата FLAC и WAV оригинальной оцифровки (от музыкального издателя). Не последнее значение уделил и питанию компонентов. После нескольких проб я пришел к выводу, что конвертор и усилители в тестовой системе лучше подключить к электросети при помощи силовых кабелей Wireworld Stratus 7, а более дорогим Aurora 7 запитать медиапроигрыватель. В таком сочетании разница в характере звучания испытуемых образцов оказалась наиболее заметной.
Wireworld Nova Toslink
Модель представляет класс качественных стандартных оптических кабелей. Под мягкой эластичной внешней оболочкой находится сердечник с акриловым световодом диаметром 1 мм. На краях оптоволокно заделано в металлические трубки, к которым на защелках пристегнуты пластиковые терминалы TosLink. Точность сборки этого узла достаточно высока, торцы световодов неплохо отполированы, что особенно важно для качества передачи. Косвенно это подтверждается и тем, что кабель без проблем доставляет на ЦАП поток звуковых данных с частотой дискретизации 192 кГц.
Переключение на оптику дает несколько преимуществ. Пространственные характеристики воспринимаются как более точные, а динамика – как более полновесная. Можно говорить и о возросшей тональной нейтральности, хотя поначалу кажется, что TosLink просто звучит скучнее, менее богат на колоритные тембры и упрощает структурность в низком регистре. Но к длительному прослушиванию такой характер располагает больше. Он, выражаясь простым языком, не так «грузит», как по аналогу, не заставляет оценивать каждый услышанный звук, а просто переключает внимание на музыку. Но все равно остаются претензии: не хватает самой тонкой детализации.
Образец Nova длиной 3 метра не ухудшает главного – эстетического восприятия, хотя легкие изменения в саунде заметить можно. Детальность кажется несколько беднее, бас приобретает «плоский» характер. Но сцена, тональная картина – столь же хороша, как и с метровым кабелем.
Не заставляет оценивать каждый услышанный звук, а просто переключает внимание на музыку.
Пятиметровый экземпляр тоже без проблем пропускает поток 24 бит/192 кГц, но некоторые минусы становятся еще заметнее. Этому есть объяснение: чем длиннее оптическая линия с многомодовым световодом (в нем свет протекает с многократными отражениями от стенок), тем сильнее «размываются» фронты световых импульсов, отчего возникает джиттер. Но даже у самого длинного Novа это, к счастью, еще не проявляется какой-то явной на слух окраской, лишь нарушается фокусировка в сцене. Из этого опыта можно сделать практичное заключение: оптический кабель стандартного класса в самом деле может быть полезен именно для соединения компьютерных источников, но все преимущества легко свести на нет длинной линией.
Wireworld Supernova Toslink
Вместо пластикового цельного световода в этом кабеле применяется пучок из 338 оптических волокон, произведенных из боросиликатного стекла. Такие «проводники» обеспечивают гораздо более высокую скорость передачи данных – «размывание» фронтов оптических импульсов у них выражено на порядок слабее. До идеальной оптической чистоты доведены и торцы кабеля.
Пробы снова начинаю с метрового образца. И сразу возникает желание именно его оставить в системе! Технически звук безупречен. Он богаче на детали, чем с Nova. Нет и намека на синтетичность. Соблюдается хороший фокус в звуковой сцене и внятное деление по планам. Гармоничнее и полнее передается бас. Но главное, что в звучании нет напряжения, нет ничего отвлекающего от музыкальной красоты, ритма, атмосферы… Звук при аналоговом соединении и сейчас, в сравнении с Supernova, может показаться более игривым, масштабным и основательным, но доверия к нему нет – в нем появляются вольности, которые не добавляют правдивости. Ради интереса связываю медиапроигрыватель с ЦАПом очень дорогим референсным коаксиальным кабелем. Получаю звук, о котором многие аудиофилы, думаю, грезят – очень эффектный, красивый, обильный на детали. Но он настраивает только на въедливое аналитическое прослушивание, когда саунд словно изучаешь под лупой.
в звучании нет напряжения, нет ничего отвлекающего от музыкальной красоты, ритма, атмосферы…
Может, с коротким полуметровым или длинным двухметровым Supernova результат окажется другим? Скажу прямо: сколько я ни переключал кабели на аппаратуре, сколько ни вслушивался, вникая как в нюансы, так и в музыкально-содержательную часть, а особой разницы между образцами я не нашел. Эта точность и стабильность, к слову, и есть лучшая рекомендация для Supernova. И особенно в пересчете на цену кабеля.
Wireworld Chroma USB 2.0 A-B
Стандартом USB на кабели спецификации 1.1 или 2.0 предусмотрено наличие изолированных двух сигнальных жил, образующих «витую пару», шины питания, «земли» и общего экрана. Такая несложная система проводников обеспечивает скорость передачи данных до 480 Мбит/с (сравните с типовыми для TosLink 25 — 50 Мбит/с). Но никто не запрещает производителям экспериментировать с конструкцией. Относительно доступный по цене USB-кабель Chroma плоского типа, к примеру, имеет две пары сигнальных проводников в общем экране и физически вынесенную из этой структуры шину питания, заключенную в плотный экран. Эту конструкцию, лучше защищенную от помех и обладающей меньшими потерями в сигнальных линиях, Wireworld назвала Symmetricon.
Полуметровая Chroma в сравнении со стандартным USB-кабелем как будто явных преимуществ не дает. Разницу начинаешь улавливать, когда один и тот же музыкальный фрагмент слушаешь достаточно долго, накапливая впечатления. «Симметрикон» выявляет в нижнем и среднем регистре больше пластики, а в верхней полосе чище прорисовывает тонкие детали. А еще при воспроизведении с ноутбука с обычным кабелем USB я обратил внимание на то, что сцена получается чуть более размытой и менее стабильной, чем с медиапроигрывателя, подключенного по оптике. Chroma этой небольшой проблемы, увы, не решает.
«Симметрикон» выявляет в нижнем и среднем регистре больше пластики, а в верхней полосе чище прорисовывает тонкие детали.
Не знаю, как это объяснить, но двухметровый образец того же кабеля, напротив, обеспечивает лучшую фокусировку в сцене, чем короткий. А иное ощущение масштаба и каждого виртуального источника в пространстве меняет и общее впечатление. Воспроизведение кажется более масштабным, свободным и естественным. При этом сохраняются все достоинства USB-подключения. Звук не окрашен, очень детален, тембрально выразителен. Не улавливаешь никаких ограничений ни в широте частотного диапазона, ни в динамике. Означает ли этот опыт, что короткий кабель USB нежелателен? Проверим в следующем эксперименте.
Wireworld Starlight 7 USB 2.0 A-B
На ступеньку выше в иерархии USB-кабелей марки Wireworld стоит модель Ultraviolet 7, но я испытаю еще более продвинутый Starlight 7. По конструкции он идентичен упомянутым – тот же Symmetricon. Но если в Chroma используются проводники из бескислородной меди, а в Ultraviolet 7 – посеребренные обычным электрохимическим методом, то в этом кабеле применяются жилы, плакированные серебром. Механический способ нанесения одного металла на другой обеспечивает лучшую химическую чистоту и более глубокую диффузию в месте перехода, позволяет применять серебряное покрытие большей толщины и однородности, добиваться идеально гладкой поверхности.
Парадокс, но двухметровый образец Starlight 7 снова оказывается предпочтительнее такого же короткого, хотя оба превосходят и Chroma, и стандартный USB-кабель в пространственной точности. На все 100 процентов раскрыта динамика. Не испытываешь недостатка в нюансах, в тонкой игре тембров. Звук гармоничен, глубок и чист. В техническом плане он кажется наиболее достоверным. Прибавилось и эстетической выразительности. А с полуметровым Starlight 7 – нет. Слышишь что-то близкое к идеалу, а «мурашки по коже» не бегут. Любопытный итог. Я раньше сталкивался с тем, что USB-кабели длиной несколько больше привычных 1 — 1,5 метра иногда дают более цельный и музыкальный звук, но списывал это на самовнушение. Теперь же прихожу к выводу, что аудиофильские USB-кабели не должны быть короткими.
Не испытываешь недостатка в нюансах, в тонкой игре тембров. Звук гармоничен, глубок и чист.
Идеального стандартизованного способа связи цифровых аудиокомпонентов все еще не существует, а необходимость в нем назревает. Не зря же некоторые производители Hi-Fi упорно продолжают изобретать и внедрять в технику собственные интерфейсы.
Но вероятно, что таким стандартом станет протокол USB 3.0 (или 3.1) со скоростью обмена данными до 5 — 10 Гбит/с. В таких кабелях данные идут не по одной «витой паре», а по двум отдельным для передачи и приема. К слову, в ассортименте Wireworld есть уже и такие соединители – например, Starlight 7 USB 3.0 A-B. Но ввиду их физической несовместимости с гнездами типа B, эксперименты с ними я вынужден отложить до тех времен, когда интерфейсы USB последней спецификации станут массово использоваться в аудиоаппаратуре. В современной компьютерной технике они применяются уже едва ли не повсеместно.
Редакция благодарит салон «Нота+» за помощь в проведении теста
Система:
- Акустические системы Klipsch Cornwall III
- Медиапроигрыватель Lindemann Musicbook 25
- Ноутбук Apple MacBook Air A1465
- ЦАП/телефонный усилитель OPPO HA-1
- Усилители
- — S.A. Lab Level Zero PreAmp
- — S.A. Lab Level Zero Power
- Кабели
- — коаксиальный XLO LE-4
- — межблочные RCA Siltech Classic Anniversary 220i и Aktyna SCM Cortex
- — акустический Lindemann Speaker Connect
- — силовые Wireworld Stratus 7 и Aurora 7