ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПОДБОР
Ламповая техника никого не оставляет равнодушным – её либо превозносят, либо не признают вообще. Причём негативное отношение зачастую основывается на элементарном незнании о том, как она может звучать.
Современный инженер способен взять от ламп всё лучшее и свести к минимуму их недостатки. Именно этим много лет занимаются специалисты австрийской фирмы Ayon, технику которой мы и будем слушать.
Источник, CD-проигрыватель Ayon CD-1sc, сочетает в себе современные цифровые технологии и ламповую схемотехнику. Специально для этой модели был разработан механизм Stream Unlimited с верхней загрузкой. Цифровой тракт построен на чипах Burr-Brown, работающих в формате 24/192, причём апсэмплинг отключается с пульта. Благодаря наличию входов SPDIF, TosLink и USB, проигрыватель может использоваться в качестве внешнего ЦАПа. Имеется и коаксиальный цифровой выход.
Аналоговая секция построена на пальчиковых лампах 6Н30П российского производства. Эти двойные триоды хорошо известны аудиофилам — изначально они разрабатывались для радиорелейной связи, поэтому отличаются высокой надёжностью, низким микрофонным эффектом и рабочим ресурсом более 10 тыс. часов. Зарубежных аналогов у этих ламп нет.
Из восьми KT120 можно было выжать и больше мощности, но в нашем случае они работают в классе «А» с минимальными искажениями.
Уровень сигнала на линейных выходах регулируемый – от 0 до 4,4 В на гнёздах RCA и от 0 до 8,8 на балансных XLR. Предусмотрен режим Direct Amp для прямого подключения к усилителю мощности, минуя его предварительную секцию.
Мы же подключились обычным способом – к CD-входу интегральника Ayon Triton III. У этой версии «Тритона» в выходных каскадах установлены более мощные лампы KT120, что позволило получить на выходе 2 х 60 Вт в триодном режиме 2 х 100 в пентодном. Из восьми 120-х можно было выжать и больше, но в нашем случае они работают в классе «А» с минимальными искажениями. Как и в других усилителях Ayon, в «Тритоне» отсутствует общая обратная связь. Ещё одна особенность – двухтактные выходные каскады спроектированы так, чтобы в спектре искажений доминировали чётные гармоники. Разработчики считают, что при этом восстанавливается первоначальный характер музыкального сигнала, который на всех этапах записи обогащается нечётными составляющими.
За режимами выходных ламп следит микропроцессорная система, которая отслеживает напряжения в контрольных точках и при необходимости корректирует смещение на сетках. Балансируется усилитель вручную с помощью кнопок и светодиодов, расположенных сзади. Масса усилителя внушительная – 45 кг.
Для испытаний усилителя мы выбрали мониторы Dynaudio Confidence C1 Platinum. Эксклюзивная версия создавалась для того, чтобы достичь полной гармонии между качеством звучания и внешним видом. «Платинумы» сочетают точность и музыкальность C1 с безукоризненной отделкой. Они выглядят более изысканно и солидно за счёт анодирования алюминиевых деталей в матовый чёрный цвет. Мощный фланец твитера проходит обработку мелкими стеклянными шариками, поэтому сразу не поймёшь, металл это или хорошо выделанная кожа. Стандартных цветовых вариантов теперь четыре: мокко, бордо, красное дерево и чёрный рояльный лак. Причём первые два – натуральный шпон клёна «птичий глаз» разных оттенков. Поскольку акустика производится вручную на собственном заводе в Дании, за дополнительную плату возможны и другие сочетания.
Как и в других версиях Confidence C1, мидбас расположен над твитером. При этом ось излучения верхних частот проходит на уровне ушей сидящего слушателя, а бас максимально удалён от пола, что снижает вероятность интерференционных провалов. Такой принцип контролируемой дисперсии получил название DDC – Dynaudio Directivity Control. По данным производителя, DDC на 75% снижает влияние акустических особенностей помещения на звучание системы.
Усилителям Ayon вообще присуща открытая, свободная и быстрая подача, с уникальной разборчивостью в среднем диапазоне.
Мидбасы — 165-миллиметровые с диффузорами MSP и магнитной системой, обращённой внутрь. Невесомые звуковые катушки намотаны алюминиевым проводом на термостойких каркасах из каптона. Твитеры — Esotar2 с неодимовыми магнитами и 28-миллиметровыми тканевыми куполами. Мелкодисперсное напыление улучшает разборчивость звучания вблизи верхней границы рабочего диапазона. Пищалки установлены на тяжёлой алюминиевой платформе, которая снижает искажения и формирует нужную дисперсию. Купол защищён от возможных повреждений стальной дужкой. Тканевые грили крепятся на магнитах.
Полосы делятся на 1800 Гц простейшими фильтрами с минимальными потерями и искажениями. Порт фазоинвертора солидного диаметра выведен назад.
Акустические Atlas Asimi — кабели не из бюджетных, 2,5-метровая пара стоит 671925 рублей, но мы решили сделать связь усилителя с акустикой безупречной во всех отношениях.
Asimi имеют ту же конструкцию, что и знаменитые Mavros, но в качестве проводника здесь используется чистое серебро OCC. Напомню, что эта аббревиатура означает Ohno Continuous Casting — метод непрерывного литья, разработанный японским учёным Оно в 1985 году. При медленном охлаждении металла получается проводник, состоящий из единого кристалла (его длина может превышать 200 метров), и благодаря отсутствию граничных переходов, сигнал передаётся быстрее и с меньшими потерями. Соответственно, кабель Asimi Speaker относится к классу High V, где V означает Velocity – скорость распространения сигнала. Специалисты компании считают, что именно данный показатель говорит о качестве изделия. В немалой степени он определяется потерями в диэлектрике, непосредственно контактирующем с проводником. В Asimi используется микропористый тефлон, позволивший на 30% повысить скорость, которая достигла 0,81% от скорости света.
Чтобы тональный баланс не сдвигался вверх, чем часто грешат серебряные кабели, сечение проводников было увеличено до 3,5 кв. мм, что благоприятно сказалось на глубине и энергетике баса.
В нашем варианте установлены терминалы типа «угловой банан» с родиевым покрытием (см. фото), в которых проводник зажимается двумя винтами. Возможны также обжимные лопатки из меди OCC или OOC с позолотой.
Прослушивание проходило в комнате площадью около 60 кв. м и, как видно на фото, мониторы стояли на приличном расстоянии друг от друга. При этом нехватки динамики, драйва или лакун в звуковой сцене не наблюдалось. Как раз наоборот – на записи симфонического оркестра возникает полная иллюзия большого зала, картина в целом масштабная, убедительная. При том, что Confidence C1 не самая лёгкая акустика, «Тритон» выдал мощное, контрастное звучание с чрезвычайно богатой палитрой тембров. Усилителям Ayon вообще присуща открытая, свободная и быстрая подача, с уникальной разборчивостью в среднем диапазоне. Получается ли вся эта красота за счёт отсутствия обратной связи, судить не берусь. А вот вклад второй гармоники заметен – именно она даёт насыщенный, но не «перегретый» спектр.
Музыка течёт плавно, с естественными динамическими перепадами, от чего возникает ощущение спокойствия и комфорта. Усилитель мягко входит в клиппинг, и первым его признаком становится окраска в верхней середине и выделение из общего строя отдельных, в основном, деревянных духовых инструментов. Но даже на очень большой громкости «Тритон» не начинает орать.
Разница между триодным и пентодным режимом невелика. В первом случае звучание слегка смягчается по спектру, приобретает некоторую ленцу, но атака в нижнем регистре кажется более чёткой. В пентоде – саунд ярче, праздничнее, энергичнее по всему диапазону, за исключением чуть ослабленной артикуляции самых низких составляющих.
Вклад второй гармоники заметен – именно она даёт насыщенный, но не «перегретый» спектр.
Я не оговорился – реальный бас в этой системе есть. У Confidence C1 за него отвечает низкая настройка фазоинвертора, а у «Тритона» — гигантские выходные трансформаторы на киловаттных сердечниках. По-разному преподносят нижний регистр и CD-проигрыватели, несмотря на стандартные частотные характеристики. Ayon CD-1sc в системе соответствующих по классу компонентов всегда демонстрирует уверенный и солидный бас. Он может показаться не столь взрывным, как у плееров с транзисторным выходом, но по красоте тембров в целом у CD-1sc найдётся немного конкурентов. И всегда можно поэкспериментировать с апсэмплингом. Если его выключить, звучание станет несколько грубее, детали картины – крупнее, но эмоций прибавится. В режиме 24/192 звучание приобретает дополнительную плавность, спокойнее становится и верхний диапазон. При этом отсутствует зализанность звучания, что часто бывает при воспроизведении HD-файлов.
Вот, собственно, что может получиться, если правильную технику поставить в правильном помещении и соединить правильными кабелями. И на таком уровне споры о том, что лучше – лампы или транзисторы – становятся совершенно бессмысленными.
Редакция благодарит салон AVComfort Центр за помощь в организации прослушивания.
СИСТЕМА
- CD-проигрыватель Ayon CD-1sc
- Интегральный усилитель Ayon Triton III
- Акустические системы Dynaudio Confidence C1 Platinum
- Акустические Atlas Asimi Ultra 2,5 м
МУЗЫКА
- «Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997.
- Terry Evans, «Puttin’ It Down». Audioquest Music/JVC K2 Super coding, 1995 г.
- Noisia, «Split the Atom». 2 CD, Mau5trap, 2012