ПОСТОЯНСТВО ПЕРЕМЕН
Любители техники любят заглядывать в будущее — интересно же знать, какие новинки появятся в самое ближайшее время. Такую возможность нам предоставляют многочисленные выставки, посвященные отдельным видам и классам аппаратуры или бытовой электроники в целом. Но иногда бывает очень полезно оглянуться назад — чтобы понять, насколько оправдались наши ожидания и прогнозы экспертов.
Единственная регулярная выставка, которая позволяет не только заглянуть в будущее, но и оглянуться в ближайшее прошлое, — это IFA в Берлине, её организаторы проводят ежегодно в промежутках между экспозициями международную пресс-конференцию, на которой рассказывают об итогах прошедшего шоу, о доминирующих трендах, о тех секторах рынка, которые демонстрируют рост или, напротив, упадок, о самых перспективных видах техники, которые будут вызывать наибольший интерес публики в ближайшее время. Такая склонность к аналитике вполне понятна, ведь одним из cоорганизаторов выставки (наряду с компанией Messe Berlin GmbH) является ассоциация крупнейших мировых производителей электроники gfu, созданная в 1973 году в Германии, а в ежегодной пресс-конференции непременно принимают участие представители авторитетных международных исследовательских организаций GfK (один из партнеров IFA) и DisplaySearch.
Юрген Бойни из GfK.
Понятно, что на основе одних лишь официальных документов составить адекватное представление о ситуации в отрасли не так уж просто, но сама пресс-конференция даёт немало наблюдений и косвенных данных, которые дополняют картину и позволяют выделить главное.
НА ВОСТОК!
В этом году пресс-конференция прошла на Мальте (уже во второй раз, первый — в 2009-м). Бросалось в глаза огромное число приглашённых журналистов из Азии — из Вьетнама, Гонконга, Индии, Индонезии, Китая, Кореи, Сингапура, Тайваня и Японии. Надо сказать, что расширение статуса IFA за пределы Европы началось достаточно давно (по моим наблюдениям, где-то в 2006 году), но именно сейчас «марш на Восток» стал особенно заметным. И совершенно не случайно: продажи электроники в Европе стагнируют. Безусловно, отчасти это связано с плачевным состоянием европейской экономики, однако дело явно не только в этом. Экономическая ситуация в Северной Америке получше, по крайней мере, если верить статистике, однако и там рост продаж наблюдается только по отдельным товарным позициям, а в целом рынок тоже выглядит вялым. Схожая ситуация – в развитых странах Азии. Иное дело — Африка, Латинская Америка и развивающиеся страны Азии и Тихоокеанского региона, где продажи большинства видов электроники растут. Напрашивается мысль: дело не только и не столько в экономической ситуации, сколько в степени насыщения рынка.
Ответственные товарищи отвечают на вопросы прессы.
Юрген Бойни (справа) и ведущая пресс-конференции, залётная телезвезда из США.
УМ ПО ЗАПРОСУ
До недавнего времени самым мощным драйвером роста были телевизоры. Но похоже, они исчерпали свой потенциал. Богатые развитые страны, где переход на цифровое телевидение давно уже прошёл и где практически не осталось в эксплуатации старых CRT-приёмников, новую аппаратуру покупают не очень охотно. Те же страны, где модернизация телетехники только началась или находится в самом разгаре, демонстрируют растущий спрос.
Там, где переход уже прошёл, не оправдались былые надежды ни на 3D, ни на 4K, хотя некоторые производители пытаются заинтересовать публику моделями с изогнутым экраном. OLED-дисплеи, которые были отнесены на пресс-конференции 2009 года к категории «наиболее быстрорастущих продуктов», на мероприятии 2015 года упоминались лишь вскользь. Да, такие модели уже выпускаются и продаются, однако ажиотажного спроса на них не наблюдается, поскольку стоят они дороговато, а их качественные преимущества для массовой публики не слишком очевидны.
Единственная технология, которая оказалось успешной — Smart TV, продажи оснащённых ею телевизоров устойчиво растут. Однако надо понимать, что если вы покупаете не самую дешевую модель с приличной диагональю экрана (а это один из тех параметров, который все ещё волнует публику), вы автоматом получаете «умный» аппарат. Ещё один фактор этого успеха, возможно, даже главный — это кризис традиционного телевидения, которое не может (или не хочет) соответствовать реалиям нашего времени и запросам современного человека. Все более популярными становятся сервисы VOD (video on demand) — в отличие от традиционного вещания они освобождают нас от «ящичного рабства», позволяя смотреть не то, что добрые дяди с ТВ-канала нам соизволили предложить в строго определённое время, а то, что хочется и когда хочется.
Smart TV всё ещё интересует не только публику, но и журналистов.
Не удивительно, что падают продажи фильмов на DVD и Blu-ray (а вместе с ними — и дисковых проигрывателей), также лишены будущего медиаплееры — а зачем они нужны, если уже есть встроенный в телевизор, а в развитых странах и он уже мало кому полезен, поскольку удобнее и проще смотреть кино через Netflix и другие VOD-сервисы, которые настолько окрепли, что занялись производством собственного контента.
То же самое происходит в музыкальной индустрии: компакт-диски в Европе практически перестали продаваться, растёт популярность iTunes, Spotify и других онлайн-служб, где есть практически всё и по минимальной цене. Что интересно, всё это сопровождается виниловым ренессансом – заметным ростом продаж грампластинок в Японии и США.
Тот самый Philips, который производится TP Vision.
ЭПОХА «ПРИСТАВОК»
Хотя продажи телевизоров в Западной Европе растут еле-еле, а в Центральной и Восточной даже слегка снижаются, они дают мощный стимул для «сопутствующей» техники, а именно саундбаров — интерес к ним публики стабильно увеличивается: в 2014 году их продажи выросли на 57%,а доля в общем объеме рынка аудиотехники достигла 18%.
Ещё более бурный подъём переживают в Европе беспроводная акустика (+79%) и сетевые музыкальные системы (+69%), хотя их доля на рынке пока не очень велика — 6 и 8% соответственно. Всего на 8% выросли наушники, но их часть «пирога» уже достигла 27%. Понятно, что сами по себе все они едва ли обладают мощной движущей силой — их тянут за собой главные герои нашего времени — смартфоны и планшеты. Хотя интерес публики к последним начинает ослабевать из-за конкуренции со стороны фаблетов, т.е. смартфонов с большими экранами. А вот продажи традиционной аудиотехники – акустики, усилителей, проигрывателей, полных систем без сетевых функций — снизился за прошлый год на 21%. Правда, пока их доля рынка остаётся самой большой — 29%. Надолго ли?
На самом деле за всеми этими движениями рынка стоят глубокие трансформации в массовом сознании: если ещё совсем недавно центром домашней вселенной был телевизор (или стереосистема – у кого как), то теперь это почётное место заняли мобильные гаджеты. Исследователи отмечают, что всё большее число европейцев перед телевизором не выпускают из рук планшеты и смартфоны. Ещё немного, и большой экран станет своеобразной «приставкой» к мобильному устройству, как это уже произошло с аудиосистемами. Только теперь архаичные док-станции уступили место беспроводным интерфейсам: в 2014 году 85% всех продаваемых устройств с функцией подключения к ним мобильной аппаратуры были беспроводными. Поди теперь разберись, какое из двух устройств (смартфон или аудиосистема) является главным. Скорее всего, всё-таки гаджет, поскольку на нём у многих меломанов теперь хранится музыкальная коллекция. Всё своё ношу с собой.
ZTE показала свою новейшую продукцию.
СМАРТФОНЫ-УБИЙЦЫ
Как отметил в своём докладе Юрген Бойни, директор подразделения потребительской электроники GfK, некоторые виды техники переживают бурный рост и столь же стремительное падение. Именно такая незавидная судьба постигла автомобильные навигаторы и электронные книги. Я бы добавил к этому списку «уходящей натуры» компактные фотокамеры — их продажи пикируют уже достаточно давно. И если в увядании навигаторов можно отчасти обвинить автопроизводителей, которые снабжают даже массовые модели встроенными навигационными системами, то все остальные могут винить в своей скорой погибели смартфоны — их используют и как навигаторы, и как читалки, и как фотокамеры.
Однако, как выясняется, смартфоны умеют далеко не всё — пока им не удаётся заменить экшн-камеры — спрос на них с 2010 по 2014 гг. вырос почти в 10 раз, и в 2015 году их продажи должны достигнуть 12,9 млн. единиц. Долго ли будет продолжаться этот праздник? Вряд ли, ведь возможность использования смартфонов для экстремальной видеосъёмки — вопрос сугубо технологический, что решается в наше время достаточно просто в отличие от региональных и глобальных проблем экономики, главного источника головной боли для производителей. Ведь именно от состояния экономики зависит в конечном итоге потребительский спрос. За примером далеко ходить не требуется: в 2014 году рынок бытовой электроники вырос в России в денежном выражении на 21%, а в 2015-м он резко ушёл вниз. Конкретные цифры не назывались, но представитель одной очень авторитетной российской организации, с которым мне довелось побеседовать в кулуарах мальтийской пресс-конференции, сказал, что речь идёт о падении продаж на 30-50% в зависимости от вида техники. Думаю, причины известны.
ХОРОШО ЗАБЫТОЕ НОВОЕ
Инновации — это слово постоянно повторялось во всех докладах и выступлениях, как заклинание. Именно они должны обеспечить будущий рост рынка. Главный тренд – объединение всей домашней электроники в единую сеть для информационного обмена и управления. Центром которой видится, естественно, смартфон. Пресловутый «Интернет вещей» — уже реальность. Естественно, не везде и не во всём. Но технических препятствий для этого уже фактически нет. Лично я при всей моей горячей любви к технике всё же не хотел бы, чтобы мои кофеварка, стиральная машина, холодильник и другие электроприборы ходили в Интернет и общались между собой. А после просмотра фильма «Ex Machina» это мнение только укрепилось.
Grundig показал «гнутый» телевизор (на заднем плане) и газовую плиту с инновационной конструкцией: все органы управления виртуальные и создаются специальным проектором сверху.
На самом деле, конечно, ничего не имею против инноваций. Вот только возникает вопрос о том, какова будет их суть. Если речь идёт об изгибании экранов или чисто механическом увеличении числа пикселей, очень сомневаюсь, что такой незатейливый прогресс породит бурный спрос. А для чего-то более интересного и кардинального требуются серьёзные инвестиции в разработки. Способна ли отрасль на такие вложения?
На этот счёт есть определённые сомнения. На пресс-конференции, посвящённой IFA2013, которая прошла два года назад на Сардинии, говорилось о крайне опасной тенденции: бонусы топ-менеджеров в отрасли зависят не от прибыли компаний, а от занимаемой ими доли рынка. Которую проще всего увеличить, снизив цены. В итоге продажи увеличиваются (или хотя бы не падают), а прибыльность компаний снижается. Зачем заниматься реальными (а не мнимыми) инновациями, если можно просто снизить цену? Ну сами посудите: что принципиально инновационного в Bluetooth-спикере? Правильный ответ: ничего. Ведь даже кодек aptX Lossless, позволивший передавать музыку в приличном качестве, появился в 2009 году. Не удивительно, что в докладах на мероприятии в честь IFA2015 вопрос о неприятных ценовых тенденциях поднимался вновь — ничего не изменилось.
Давление на цены оказывает и рост конкуренции. Если в 2010 году производством смартфонов занималось всего 16 компаний, то в 2014 году – уже 90. Число производителей планшетов за то же время увеличилось с 2 до 77, производителей ЖК-телевизоров с 37 до 52. Соответственно изменилась и средняя цена, к примеру, у тех же телевизоров она снизилась за 4 года с $701 до $571. В итоге 51% всего рынка плоских телевизоров — это модели стоимостью менее $400, причём их доля растёт на 9% в год. Если и есть здесь инновации, то большинство — в плоскости снижения издержек производства. Хотя тоже неплохо.
ОСТОРОЖНЫЙ ОПТИМИЗМ
Вне зависимости от состояния рынка, который переживал на нашей памяти достаточно сложные времена, пресс-конференции, предшествовавшие IFA, всегда лучились оптимизмом. Причём совершенно искренним и натуральным, поскольку дела у выставки всегда шли хорошо. В 2008 году, когда начался мировой финансовый кризис, организаторы IFA очень своевременно расширили её тематику, добавив «белую» технику, которая до самого недавнего времени чувствовала себя значительно лучше, чем аудио и видео. Сначала её на IFA выставляли в подвальных помещениях, но потом она стала постепенно перебираться наверх, занимая места компаний, работающих в депрессивных секторах. Однако есть некоторые признаки, что и в этом сегменте бурный рост исчерпал себя. Не случайно, главный доклад на конференции, с которым выступил исполнительный директор Berlin Messe доктор Христиан Гёке, начинался с цитаты из древнегреческого философа Гераклита Эфесского: «Нет ничего более постоянного, чем перемены».
Обычно на каждой такой пресс-конференции прессе с гордостью сообщали, что уже раскуплены 80, а то и 90% выставочных площадей, что на всех желающих выставки может не хватить, а потому в 2014 году ввели в эксплуатацию новый павильон Cube. В этот раз прессе не сообщили каких-либо предварительных данных. И это правильно – не дай Бог, сглазишь.
Philips показал устройство, которое снимает боль с поясницы светом голубых светодиодов. Девушки в комплект не входят.
Как всегда, у пресс-конференции IFA много спонсоров — всё-таки мероприятие, в котором участвует несколько сотен журналистов со всего света, обходится недёшево. В прежние годы многие из них выставляли небольшие экспозиции со своими новинками. В этот раз так сделали лишь очень немногие — Philips (причём все три его нынешние ипостаси: та, что выпускает товары для медицины, красоты, здоровья и бытовую технику, а также принадлежащие теперь другим владельцам — TP Vision и Gibson Innovations), Grundig (входит сейчас в состав турецкого концерна Arçelik A.S.), а также известные приверженцы чистоты Karcher и Dyson. А ведь когда-то такую возможность не упускали Bosch, Miele, Panasonic, Samsung, Sennheiser, Sharp, Vestel…
От пылесоса Dyson даже мисс IFA не откажется.
Впрочем, свято место пусто не бывает: удобным случаем воспользовался крупный китайский производитель коммуникационной техники ZTE. Так что светлое будущее IFA не вызывает сомнений: одни уйдут, придут другие. Ну и что нам с того, что они будут говорить по-китайски, ведь техника у них становится всё лучше.
Кажется, на Мальте уже много столетий ничего не меняется.
Мальта – Москва, апрель 2015 г.