БЕЗ РОЯЛЯ С ОРКЕСТРОМ
Владелец этого комплекта поставил себе цель красиво озвучить 100-метровый зал с высоченными потолками на третьем этаже загородного дома. Красиво – значит, презентабельно внешне и достойно с музыкальной точки зрения, чтобы техника радовала и глаз, и ухо. Поэтому вариант с монструозными транзисторными моноблоками и вычурными рупорами не рассматривался.
В качестве главного звена системы были выбраны акустические системы Brodmann JB155. Напомню, что австрийский концерн Joseph Brodmann Group является одним из ведущих производителей роялей, и эти роскошные инструменты можно услышать в самых престижных концертных залах. Некоторые специфические принципы из этой сферы запатентованы применительно к конструированию акустических систем Brodmann. В частности, тот же способ взаимодействия с окружающей средой, когда насыщенное звуковое поле создаётся за счёт больших излучающих поверхностей, тщательно гармонизированных резонансов и широкой диаграммы направленности.
На зауженной лицевой панели JB155 размещены лишь твитеры – три фирменных излучателя с шёлковыми куполами, покрытыми снаружи тонкой плёнкой акрила. Мидбасовые драйверы тоже разработаны специалистами Brodmann. Их 13-сантиметровые диффузоры из волокон конопли и карбона оптимально сочетают высокую жёсткость, малую массу и необходимую инертность к внутренним резонансам. Шестислойные звуковые катушки намотаны на кевларовых каркасах, способных выдержать высокие температуры без деформации. Пять таких драйверов установлены внутри, а дополнительной излучающей поверхностью служит Acoustic Sound Board — «крылья» в задней части корпуса. Колебания к ним передаются от рупорного резонатора, который, в свою очередь, возбуждается диффузорами динамиков. При этом прямое излучение, направленное перпендикулярно боковым граням корпуса, взаимодействует с отражённым, примерно так же, как и в концертных роялях Joseph Brodmann. Вдобавок, оформление ASB в сочетании с резонатором представляет собой механический фильтр с частотой среза 130 Гц и крутизной 4,5 дБ/окт, который позволяет существенно упростить электрический кроссовер на нижней частоте раздела. В целом же оформление ASB, по словам главного конструктора Ханса Дойча, рассчитано как раз на то, чтобы при приемлемых габаритах озвучивать большие помещения. И что самое главное, слушателям не обязательно находиться в свит-споте, широкая диаграмма направленности обеспечивается боковыми решётчатыми грилями, которые работают как рассеиватели.
Выбранный источник вполне можно отнести к категории Oldest but Goldest, это хорошо известный аудиофилам CD-транспорт Jadis JD3 Evolution Drive Pro. Его привод Philips CDM12 Pro — один из лучших механизмов с верхней загрузкой, выпускавшийся очень небольшими партиями — подвешен на калиброванных пружинных амортизаторах. Встроенный отключаемый интерполятор осуществляет апсэмплинг сигнала до 24 бит/192 кГц.
богатое звуковое поле создаётся за счёт больших излучающих поверхностей, тщательно гармонизированных резонансов и широкой диаграммы направленности.
По коаксиальному интерфейсу к плееру мы подключили двухблочный ЦАП Jadis JS1 mk3 с внешним блоком питания. Последний, помимо мощного сетевого трансформатора, содержит довольно громоздкий стабилизатор анодного напряжения для двойных триодов ECC88 и 12AU7, на которых построена аналоговая часть конвертора. В основу цифрового тракта положен дельта/сигма-преобразователь, работающий в формате 24 бита/96 кГц. Всего же JS1 mk3 поддерживает входной сигнал с частотами дискретизации 32, 44,1, 48 и 96 кГц. Внешне это очень красивый и солидный аппарат массой 26 кг.
Предварительный усилитель Jadis JP80MC тоже питается от выносного источника с несколькими раздельными стабилизаторами для накалов и анодов. В звуковом тракте используются двойные триоды ECC88 и ECC83, а в стабилизаторе высокого напряжения — пентоды EF86 и EL84. Предусилитель имеет встроенный фонокорректор, способный работать с MM и MC-головками, а также четыре линейных входа. Регуляторы громкости дискретные, раздельные для каждого канала, монтаж звукового тракта навесной. Полоса усиления — от 20 Гц до 50 кГц.
Моноблоки SE845NEC – одно из наиболее серьёзных и дорогих изделий Jadis. Пара 845-х прямонакальных триодов работают параллельно в однотактном выходном каскаде с автоматической подстройкой тока покоя, выдавая в нагрузку до 40 Вт в чистом классе «А». Для драйвера выбран мощный пентод EL34, а предварительные каскады построены на двойных триодах ECC 83 и ECC 82. Выходной трансформатор намотан проводом, выдержанным несколько десятилетий на складе фирмы в особых условиях. Намотка производится на станках уникальной конструкции по собственной секретной технологии. Габариты трансформаторов и впрямь внушительные, причём у выходного имеются отводы для акустики сопротивлением 2, 4, 8 и 10 Ом. Масса каждого моноблока – 40 кг.
Прежде, чем перейти к прослушиванию, пару слов об акустических кабелях – это тоже изобретение Ханса Дойча. Проводники в них из холоднотянутой бескислородной меди, причём каждая жила имеет иридиевое покрытие. Сечение и длина кабеля тщательно рассчитаны для оптимального согласования с конкретной моделью колонок. Кроме того, через дополнительный проводник пропускается ток от внешнего блока питания, и создаваемое при этом электрическое поле, как уверяет Ханс, благотворно сказывается на точности передачи басовой составляющей. Забегая вперёд, скажу, что подмагничивание мы всё же отключили – без него атака в середине показалась быстрее, а изменения в нижнем регистре почти незаметными.
чувствуется и характерный почерк однотактных усилителей — атака лёгкая, уверенная и быстрая, хотя бас легковесным не назовёшь.
К звучанию акустики Brodmann привыкаешь быстро, а вот потом отвыкнуть не так-то просто. Звуковые панели не формируют звукового поля, чётко ориентированного на точку прослушивания, а заполняют всё пространство. И при этом, в отличие от омниполярных систем, JB155 не размазывает детали звуковой картины – тройка твитеров даёт филигранную локализацию в основной зоне прослушивания. На камерных записях пространственное положение каждого инструмента чётко фиксируется по всем трём измерениям. Если отойти в сторону, возникает реальный эффект концертного рояля: слышна каждая нота, малейшие нюансы исполнения, но сцена, как таковая отсутствует – в формировании объема участвует всё окружающее пространство. При этом сохраняется всё богатство спектра, тембральных нюансов и тонких вибраций.
Чувствуется и характерный почерк однотактных усилителей — атака лёгкая, уверенная и быстрая, хотя бас легковесным не назовёшь. Приятный, неназойливый верх, очень живой, естественный голосовой диапазон. У оконечников SE845NEC есть отводы для 2-омной нагрузки, чем и обеспечивается оптимальное согласование с JB155, у которых заявленный импеданс 3 Ома. Некоторая гулкость, которая была заметна в нижней середине, была обусловлена акустикой самого помещения, которое на момент прослушивания не было подготовлено для организации музыкального салона. Характер музыки тоже имеет значение, приятнее всего звучал джаз, камерная классика, опера, акустический рок. Но сама задача была решена правильно – в какой бы части зала мы ни находились, звучание воспринималось ровным, без явных частотных или фазовых провалов. При таком сопровождении можно и фитнесом заниматься, и собирать гостей на журфиксы. И настоящий рояль не пришлось на третий этаж заносить.
Система:
- Транспорт Jadis JD3 Evolution Drive Pro
- ЦАП Jadis JS1 Mk III
- Предусилитель Jadis JP80MC.
- Усилители мощности Jadis 845NEC
- Акустические системы Brodmann JB 155
- Сетевой регенератор PurePower 2000i
- Кабели:
- — цифровой Юрия Макарова
- — межблочные daVinci Reference, Shinpy Logos
- — акустические Brodmann LS
- — сетевые Fisch Audiotechnik P7 Oyaide P-079/C-070
Музыка:
- Jean Sibelius «Violin Concerto». Anne-Sophie Mutter & Staatskapelle Dresden. Deutsche Grammophon, 1995
- Corelli, «Concerti Grossi Op.6. Volume 2». Opus 111, France, 1996
- Nirvana, «Unplugged in New York». AAD, Geffen, 1994
- The Rolling Stones, «Bridges to Babylon». Virgin, 1997