ВОЗВРАЩЕНИЕ
Подобные презентации были для Philips традиционными, их проводили весной каждого года в разных странах Европы. В 2010 и 2011 году — в Барселоне. Потом традиция прервалась — компания занялась реструктуризацией, и ей стало не до того. Честно говоря, не ожидал получить приглашение на подобную встречу, причём снова в Барселоне: прошло четыре года, изменилось с тех пор очень многое. И телевизоры Philips в том числе.
В 2012 году компании Philips и TPV создали совместное предприятие TP Vision, куда были переданы все подразделения голландского концерна, которые занимались разработкой и продвижением телевизоров Philips. Впрочем, об этом мы уже не раз писали. А вот о том, что TP Vision полностью перешла в собственность TPV, узнал лишь незадолго до поездки в Барселону. Правда, штаб-квартира компании по-прежнему остаётся в Амстердаме, сохранились инженерные подразделения в Европе и костяк команды разработчиков. Тем не менее, отправляясь на презентацию, был внутренне готов увидеть уже другую технику под старой маркой. Ведь подобные трансформации мы уже видали и не раз наблюдали за тем, как они сказывались на аппаратуре.
«Кое-кому, дабы избежать банкротства, пришлось привлекать внешние инвестиции, в основном из азиатского региона. Восточный менталитет, конечно же, начал влиять и на стратегию бизнеса, и на «репертуарную» политику, поэтому к сегодняшнему дню от некоторых всемирно известных брэндов осталось лишь одно название».
Попробуйте угадать, когда были написаны эти строки. 2 — 3 года назад? Совсем недавно? Материал, из которого взял эту цитату, был опубликован в «Салоне Audio Video» 11 лет назад — в нём рассказывалось о мероприятии для европейской прессы, организованном Philips в Амстердаме в 2004 году. К тому времени компания всё ещё сохраняла большинство своих производств и была одним из немногих европейских брэндов, которым удалось относительно безболезненно пережить кризис отрасли, разразившийся в 2001 году. Сейчас мы уже плохо помним те времена — их вытеснили из памяти последующие передряги.
Парадоксы популярности
Уже многие десятилетия телевизоры являются, пожалуй, самым востребованным и массовым видом бытовой электроники. И одновременно — самым противоречивым. Никакая другая техника не подвергалась за последние годы столь существенным инновациям — HDTV, LED, 3D, Smart TV, Ultra HD, Curved TV… Модели, выпущенные всего 5 — 6 лет назад, кажутся сейчас безнадёжно устаревшими, однако публика по-прежнему не хочет менять свои телевизоры чаще, чем раз в 10 -15 лет. Революционные технологические новшества последних должны были по идее сломать этот стереотип и заставить людей менять свои экраны хотя бы каждые 3 — 4 года, но нет, потребители упорно держатся за привычки, доставшиеся им от родителей.
В итоге возник ещё один парадокс: при гигантских объёмах выпуска и продаж (и в единицах продукции и в деньгах) телевизоры вдруг стали для многих компаний убыточными. На самом деле это было неизбежно, поскольку огромный потенциал рынка, открытый глобальным процессом замены кинескопных моделей на плоскопанельные, привлёк сюда великое множество производителей. Резко обострилась конкуренция, началась ценовая война, и потенциальные прибыли превратились в реальные убытки… Попытки раскачать рынок, вывести его из спячки за счёт внедрения новых стандартов и функций лишь ускорили этот процесс, поскольку на разработку и последующее продвижение новинок потребовались серьёзные затраты, а окупить их можно только за счёт массового производства, которому требуется соответствующий спрос. А он не растёт, поскольку люди не понимают, зачем им менять телевизор, купленный всего 2 — 3 года назад.
В этих условиях неизбежен передел рынка — сокращение числа производителей, смена менеджмента и собственников у оставшихся, поиск новых приоритетов и т.д. Выживут только те, кто сможет изменить свою стратегию: вместо навязывания публике инноваций, в которых она не нуждается, предлагать именно то, что она хочет, пусть это и не сулит взрывного роста продаж и быстрых сверхприбылей. Но зато позволяет устойчиво развиваться и укреплять авторитет брэнда.
То, что TP Vision выбрала именно этот путь, стало ясно ещё в 2012 году, когда компания отказалась от выпуска телевизоров Cinema 21:9. Вот как объяснил это решение тогдашний руководитель компании Маартен Ян де Врис: «Из-за нестандартных размеров матриц они получались существенно более дорогими, чем это было приемлемо для рынка».
Этой строго рациональной стратегии — работать на реальный потребительский спрос, а не ради эффектных выставочных демонстраций — TP Vision придерживается и сейчас.
Глас народа
На одном из семинаров, прошедших в рамках презентации, нам продемонстрировали слайд с результатами опроса, проведённого в прошлом году авторитетной американской исследовательской организацией Display Search. Предметом изучения были «драйверы предпочтения», которые в наибольшей степени влияют на выбор нового телевизора взамен устаревшего морально или вышедшего из строя. Опрос проводился глобально, и в отчёте отдельно давались результаты по странам с развивающимся и зрелым (т.е. насыщенным) рынками. Вертикальная ось на диаграмме соответствует 100 баллам — эта оценка соответствует определению критерия как относительно важного. Чем меньше баллов присуждали респонденты, тем менее важными они считали тот или иной аспект выбора. Чем больше баллов, тем важнее критерий.
На первом и втором местах по важности оказались качество изображения и звука. На самом последнем — вогнутость экрана. В «отрицательной зоне» также оказались OLED-технология, поддержка 3D, разрешение Ultra HD, функция записи передач на USB-носители, беспроводное подключение к Интернету. В «положительной зоне» (в порядке роста важности): внешняя привлекательность, новейшие технологии, доверие к брэнду, малое потребление энергии, простота использования и доступная цена. Но качество изображения и звука всё равно важнее. На самом деле ничего удивительного, это соответствует предпочтениям большинства из нас. Однако тот факт, что об этом говорилось на презентации TP Vision, на мой взгляд, показателен.
Кстати, компания проводила и своё собственное исследование на ту же тему, но ограничилась несколькими странами Европы — Францией, Германией, Россией, Швецией и Италией. Результаты были схожими: на первом месте (25%) качество изображения, на втором — соотношение цена/качество (19%), на третьем — размер экрана (11%). Впрочем, о качестве изображения заботятся все производители (по крайней мере, на словах), так что посмотрим, что же конкретно делает в этом направлении TP Vision.
Каждому своё
Признаюсь, мне всегда нравилось, как показывают телевизоры Philips. Взглянув на последние модели, не разочаровался. Те подразделения, что занимались качеством изображения, перешли в TP Vision, новому владельцу брэнда были переданы и все технологические наработки прошлых лет.
Собственного производства матриц у компании нет, и это, как ни странно даёт ей определённое преимущество: есть возможность выбрать наилучшее из того, что имеется на рынке. Не секрет, что LCD-технология давно уже достигла своего качественного предела, поэтому любые её совершенствования являются по сути косметическими и не дают существенного улучшения (хотя обходятся очень недёшево), так что развитие идёт главным образом по пути оптимизации и удешевления производства. Что касается OLED-матриц, они по-прежнему обходятся очень дорого, так что до массового внедрения этой технологии ещё далеко. Тем более, что публике, как показывают опросы, всё равно, какой тип дисплея у телевизора — её интересует только то, как он показывает.
Несмотря на очевидные ограничения LCD-технологии, качество изображения всё ещё может совершенствоваться за счёт других подсистем: подсветки матрицы и цифровых обработок в видеотракте. Причём развитие идёт сразу по четырём направлениям: улучшение передачи движения, увеличение контрастности, более естественные цвета и повышение чёткости изображения — за каждый из этих аспектов у Philips отвечает отдельная технология. В совокупности они составляют программно-аппаратный комплекс, который реализуется в нескольких (в данный момент семи) вариантах, образующих своеобразную иерархию. Которая находится в постоянном движении: решения, применяемые в топовых моделях, опускаются вниз, а на их место приходят ещё более мощные и совершенные. Например, в 2003 году старшие модели телевизоров Philips оснащались фирменной технологией Digital CrystalClear, а к нынешним временам она опустилась до самых доступных моделей с малыми диагоналями экрана (22 — 24”) и телевизоров младшей 4000-й серии. Обработка Pixel Plus HD, появившаяся в 2006 году в моделях среднего и высшего класса, используется теперь (причём в усовершенствованной версии) в демократичных 5300-й и 5500-й серииях, а в аппаратах линеек 6300/6500/6510/6520 применяется более продвинутая PerfectPixel HD Engine, которая до самого недавнего времени оставалась атрибутом флагманских линеек, правда, с каждым годом наращивая свою мощность.
С появлением Ultra HD пришлось ещё больше увеличивать производительность процессоров и совершенствовать обработки, поскольку теперь им приходилось «переваривать» многократно возросший объём информации — были созданы технологии PixelPlus Ultra HD (серия 6400) и PixelPrecise Ultra HD (серии 7100/7600).
Следует заметить, что сама по себе принадлежность телевизора к разряду Ultra HD ещё не означает его превосходства над моделями Full HD. К примеру, серия 6500 (старшая среди телевизоров с разрешением экрана 1920х1080) обладает определёнными преимуществами пред линейкой 6400, младшей в 4K-семействе (в частности, модели 6400-й серии не поддерживает 3D и довольствуются кадровой развёрткой 50 Гц, тогда как у 6500-й серии есть и 3D и развёртка 100 Гц). Понятно, что премиальная 7600-я линейка (старшая из представленных в Барселоне новинок) оснащена наиболее богато — в ней реализованы практически все новейшие разработки, но даже самые доступные модели несут в себе фирменные «гены» Philips, пусть и не в полном объёме и не самого последнего поколения.
Причём это касается не только изображения, но и звука. Так, практически все новинки 2015 года оснащены фазоинвертором оригинальной конструкции, который позволяет получить довольно низкую частоту настройки порта при минимальной толщине самого телевизора. Ещё одна фирменная разработка — оригинальный басовый драйвер с тройным подвесом, обладающий чрезвычайно малой высотой и большим диаметром. Он устанавливается на тыловой панели телевизора и обеспечивает невероятно низкие басы для столь малого объёма корпуса.
Можно упомянуть и широкий спектр саундбаров и звуковых подставок — их разработка и производство также перешло к TP Vision. Тут есть и совсем узкие и тонкие модели, которые практически незаметны под телевизором, и традиционные «брёвна» с отдельным сабвуфером.
Нашествие зелёных человечков
При всей приоритетности качества изображения и звука они всё же не были самыми важными на презентации в Барселоне. Главная новость — широкое внедрение платформы Android, на которой работают уже 80% всех телевизоров Philips модельного ряда 2015 года. Без неё остались только три серии — 4100, 5300 и 6400. Какое это имеет значение для конечных пользователей?
Понятно, что OC Android открывает доступ к магазину Google Play и огромному количеству игр и приложений. В частности, у телевизоров Philips на этой платформе появилась поддержка облачного игрового сервиса OnLive. Более того, Smart TV переходит в иное качество: если раньше эта система была неуклюжим довеском к телевизору, открывающим доступ к Интернету, то теперь приём эфирных передач становится лишь одним из сервисов, который для некоторых пользователей даже не будет основным. Телевизор превращается в многофункциональный медиа-портал, функционал которого может легко наращиваться без замены «железа». Игры, видео по запросу, Интернет-сёрфинг, общение в социальных сетях, полезная информация (прогноз погоды, пробки на дорогах, новости и т.д.) — это только начало. В обозримом будущем телевизор возьмёт на себя контроль за системами «умного дома» — освещением, отоплением, охраной, противопожарной безопасностью и т.д. Причём всё это можно реализовать уже сейчас, было бы желание. Сейчас именно это является главным фактором прогресса — требуется только, чтобы спрос был массовым и платёжеспособным.
Культурное наследие
Распростившись с проектом Cinema Experience 21:9, телевизоры Philips сохранили другую фирменную «фишку» — Ambilight. У моделей 2015 года она имеется почти у всех серий, начиная с 6300 и за лишь исключением младшей Ultra HD-линейки 6400. У моделей попроще и подешевле – двухсторонний, у старших – трёхсторонний. Главное новшество актуальной системы подсветки — Ambilight Music, световое сопровождение музыкальных записей, нечто вроде старой доброй «цветомузыки».
Вполне традиционным для Philips остался дизайн телевизоров: лаконичный, строгий и вместе с тем обаятельный. Как мне показалось, заметно улучшилось качество исполнения и отделки по сравнению с первыми моделями, которые выпускались на новой производственной базе.
Узнаваемый «подбородок» под экраном превратился в миниатюрную бородку со светящимся логотипом — при желании его можно отключить. Телевизоры старших серий и больших диагоналей выпускаются с изящными алюминиевыми ножками, расположенными у нижних углов экрана. Такая конструкция предусматривает установку на широкую тумбу. Если требуется поставить панель на что-то более компактное, эти ножки можно снять, и установить аппарат на опционную подставку с центральным креплением. Вроде бы мелочь, но характерная — говорит о том, что дизайнеры не просто занимались самовыражением, но думали о том, как люди будут пользоваться их техникой, представляли себя на нашем месте. Заботились о нас. А это всегда вызывает ответные чувства.
Барселона – Москва, март 2015 г.
P.S. На весенней презентации показали новинки, которые поступят в продажу в ближайшее время. Во второй половине года ожидаются новые премьеры. Возможно, их представят на сентябрьской выставке IFA2015 в Берлине, а может быть, и раньше. Так что следите за нашими публикациями.