НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ
В проекционной технике сенсации случаются крайне редко. Но событие, которое произошло в конце прошлого года, вполне заслуживало такого определения. Профессиональное подразделение Sony представило в Москве новейшую разработку — ультракороткофокусный проектор VPL-GTZ1.
Сама по себе способность работать на минимальной дистанции от экрана уже давно не является эксклюзивной – подобные аппараты выпускаются не первый год и широко применяются в сфере образования, поскольку позволяют преподавателю находиться в непосредственной близости от изображения, не отбрасывая на него тень. Принципиально новое и весьма значимое — то, что новинка от Sony имеет физическое разрешение 4K, и что в роли источника света в ней используются лазерные светодиоды. Если судить по техническим характеристикам, потенциал модели выходит далеко за пределы сферы образования или бизнеса, однако оценить в условиях презентации реальное качество изображения было невозможно, поэтому придержал своё мнение до более близкого и непосредственного знакомства. Подходящие для этого условия были созданы в демонстрационном зале Группы компаний «Цифровые системы» в Москве.
ПРИ ДИАГОНАЛИ ЭКРАНА 147” И МАКСИМАЛЬНО КОРОТКОМ ФОКУСЕ ОБЪЕКТИВА РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ СТЕНОЙ И ЗАДНЕЙ ГРАНЬЮ ПРОЕКТОРА СОСТАВЛЯЕТ ВСЕГО 17 СМ, ДИСТАНЦИЯ ДО ПЕРЕДНЕЙ ГРАНИ – 70 СМ.
Уже не раз писал: чем меньше дистанция между проектором и экраном, тем более строгие требования предъявляются к отражающей поверхности и к точности установки аппарата. Но даже с идеально ровным и гладким экраном сохраняется главная проблема таких инсталляций – большая разница в расстоянии, которое приходится преодолевать лучам света при формировании нижней и верхней частей картинки и острый угол падения лучей на поверхность на самой удалённой области экрана. Из-за этого страдает равномерность освещения (при напольной установке проектора нижняя часть изображения оказывается более яркой, чем верхняя), возникают сильные геометрические искажения и снижается чёткость, поскольку формирующие изображения точки при острых углах падения вытягиваются по вертикали и приобретают эллиптическую форму. Естественно, все эти искажения необходимо компенсировать. Проще всего – в цифровом тракте, как например, это было сделано в проекторе Toshiba TDP-ET20, но там за счёт коррекции уменьшалось отображаемое разрешение видео, что весьма пагубно сказывалось на качестве картинки. Другой способ, более правильный, но технически сложный, это трансформации в оптическом тракте, именно он и был реализован в VPL-GTZ1. Естественно, конструкция получилась чрезвычайно сложной, довольно крупной и тяжёлой – солидные габариты, масса и цена проектора во многом — заслуга именно оптического тракта (объектив – лишь малая, видимая его часть). Не обошлось и без жертв: пришлось отказаться от функции сдвига изображения – если требуется его приподнять, производитель советует воспользоваться специальным подиумом (подставкой). Аппарат, который мы тестировали, как раз и был установлен на выполненной под заказ тумбе. Возможно и потолочное размещение – если вы уверены, что ваш потолок выдержит 55 кг, не считая подвеса.
Честно говоря, не знаю, возможно ли в принципе создать такой проектор с лампой в роли источника света. Теоретически это, вероятно, возможно, вот только он получился бы слишком громоздким и тяжёлым, поскольку пришлось бы делать эффективную систему охлаждения а также предусматривать возможность замены лампы. Имеет лазер и серьёзные качественные преимущества: когерентность, минимальное расхождение лучей, его светом довольно просто управлять. Другие не менее важные достоинства: высокая по сравнению с лампами стабильность, длительный ресурс, быстрая готовность к работе (порядка 12 секунд против 60 у проекторов на лампах). Конечно, на нынешнем этапе развития технологии такой источник света обходится не дёшево, хотя сомневаюсь, что в итоговой стоимости VPL-GTZ1 его доля очень уж велика.
ЧЕМ МЕНЬШЕ ДИСТАНЦИЯ МЕЖДУ ПРОЕКТОРОМ И ЭКРАНОМ, ТЕМ БОЛЕЕ СТРОГИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЮТСЯ К ОТРАЖАЮЩЕЙ ПОВЕРХНОСТИ И К ТОЧНОСТИ УСТАНОВКИ АППАРАТА.
Как бы то ни было, этот проектор перешёл за ту грань, до которой даже небольшие девиации цены сильно влияют на объёмы продаж — он вышел в сегмент, где определяющими являются возможности, эксклюзивность и качество работы. Такую технику приобретают люди, которые точно знают, для чего она им нужна и почему её нельзя заменить другой, более доступной. Функциональность здесь определяется исключительно целесообразностью и технологическими возможностями, а не жёсткими рамками себестоимости. К примеру, у VPL-GTZ1 реализована функция автоматической калибровки: аппарат способен сам исправлять отклонения в цветовом балансе, возникшие по ходу эксплуатации. Не думаю, что эта возможность обошлась дешевле, чем периодическая аппаратная калибровка приходящим специалистом, но это всё же удобнее: не надо приглашать постороннего человека и выделять на это своё драгоценное время.
Вероятно, читатели уже ждут от меня ответа на вопрос: оправдано ли использование этого проектора в традиционном домашнем кинотеатре? Ниже я расскажу, как он показывает, причём в сравнении с «обычным» проектором Sony VPL-VW1100ES, а пока выскажу свои соображения насчёт возможных вариантов его использования.
Ещё в январе 2014 года компания представила на выставке CES в Лас-Вегасе концепт Lifespace UX (на самом первом фото). В эту life style-систему, кроме ультракороткофокусного проектора, также должны входить акустика, электронные компоненты и элементы освещения, выполненные в едином стиле. По сути это активный элемент декора, способный украшать интерьер невероятно реалистичными картинами, а также быть альтернативой плоскопанельным телевизорам, которые застряли в своём росте на диагонали 85 — 90”*. Проекционный модуль этой системы – это VPL-GTZ1, но только в светлом оформлении.
*Рекорд среди ЖК-телевизоров, выполненных из цельной панели, принадлежит модели LG 105UC9 с диагональю 105”. Самая большая «плазма» — 152-дюймовая Panasonic TH-152UX1. Правда масса этого монстра – 577 кг, а потребляемая мощность 2,62 кВт. На этом фоне VPL-GTZ1 с его максимальной диагональю 147” выглядит чрезвычайно лёгким (55 кг) и экономичным (520 Вт).
Наш герой в своём деловом тёмно-сером «костюме» выглядит не так гламурно. Думаю, главная сфера его применения – высококачественная проекция в местах, где публика не расположена в креслах, а свободно передвигается по помещению. Это могут быть элитные ночные клубы, танцзалы, арт-галереи, а также центры управления и диспетчерские, где в силу определённых причин нежелательно использование традиционных видеостен, составленных из ЖК-панелей меньшего размера. При необходимости можно поставить несколько таких проекторов в ряд и получить изображение удвоенной или утроенной ширины.
В принципе никто не возбраняет применить VPL-GTZ1 и в домашнем кинотеатре, хотя мне этот вариант всё же представляется слишком расточительным, поскольку наибольшая часть стоимости аппарата обусловлена его возможностью установки в непосредственной близости от экрана. Как мне кажется, в домашнем кино без этого можно обойтись. Тем не менее рассмотрим этот вариант использования — не в плоскости целесообразности, а с точки зрения качества изображения.
Обычно мне приходится самому распаковывать и устанавливать проекторы, которые тестируются у нас в редакции, но в этот раз все эти хлопоты взяли на себя специалисты «Цифровых систем». Знаю, что процесс был достаточно долгий и непростой. Самое сложное – как можно точнее сориентировать аппарат относительно отражающей поверхности и затем выправить геометрические искажения – они возникают даже при минимальном отклонении от оптимального положения. Благо на экран выводится тестовая сетка, по которой всё сразу видно. На самом деле абсолютная точность не нужна – небольшие отклонения от идеальной геометрии не только на фильмах, но даже презентационных материалах с текстом и таблицами не заметны. Совершенно не видна и разница в освещённости нижней и верхней частей экрана, и это при том, что зал, в котором мы тестировали проектор, был полностью затемнён. Хотя проектор рассчитан на работу при неярком внешнем освещении, и производитель рекомендует, чтобы освещённость в центре экрана не превышала 1,2 лк, в самой верхней части – 0,6 лк и в нижней – 4,5 лк. В районе зрительского кресла она может достигать 80 лк. Примерно такая разница в освещённости достигается при расположении обычных потолочных светильников в центральной части зала.
При диагонали экрана 147” и максимально коротком фокусе объектива расстояние между стеной и задней гранью проектора составляет всего 17 см, дистанция до передней грани – 70 см. Никто не запрещает пододвинуть проектор вплотную к стене, но диагональ изображения при этом уменьшится до 106” (2,69 м).
Даже в непосредственной близости от экрана пикселизация абсолютно не различима: картинка выглядит совершенно гладкой и однородной, как в аналоговом кино, только более чёткой.
В роли 4K-источника использовали плеер Sony FMP-X10, диски Blu-ray смотрели на проигрывателе Cambridge Audio Azur 761BD. Разница между демонстрационным материалом в 4K и фильмами в Full HD была разительной, но не столько даже в чёткости картинки, сколько в её реалистичности. К примеру, чёткость концертных записей в 4K была далеко не максимальной в силу самих условий съёмки, но изображение всё равно выглядело более достоверным, чем 1080p, и потому более впечатляющим. Думаю, дело не в увеличенном разрешении, а в большем объёме информации. Во времена аналоговой звукозаписи подобный эффект наблюдался при увеличении площади магнитного носителя: 2-дорожечные магнитофоны звучали всегда заметно лучше, чем 4-дорожечные при той же скорости записи.
ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ МОЖНО ПОСТАВИТЬ НЕСКОЛЬКО ТАКИХ ПРОЕКТОРОВ В РЯД И ПОЛУЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЕ УДВОЕННОЙ ИЛИ УТРОЕННОЙ ШИРИНЫ.
Пожалуй, это единственный ультракороткофокусный проектор из всех, что мне доводилось видеть, на котором даже такой избалованный зритель, как я, может с удовольствием смотреть кино без каких-либо оговорок. Кроме одной: если в силу каких-то определённых причин необходимо использовать аппарат именно этого типа. Если же ничто не мешает установить традиционный кинотеатральный аппарат, который может быть размещён на потолке или специальной стойке и не предъявляет особых требований к экрану, то лично я бы выбрал именно этот, скучный и традиционный вариант. Убедился в этом, посмотрев после VPL-GTZ1 топовый проектор с физическим разрешением 4K – Sony VPL-VW1100ES. Аппарат с такими же SXRD-матрицами, но с обычным оптическим трактом показывал субъективно лучше. И это не удивительно: чем ближе фокусное расстояние объектива к нормальному, тем картинка лучше. Хотя ощущение, что ты находишься на переднем крае технологического развития, конечно, исчезло.
Sony VPL-GTZ1
+ Уникальное сочетание ультракороткого фокуса и высокого качества изображения.
— Высокие требования к экрану: он должен быть постоянного натяжения, использование сворачиваемых полотен не рекомендуется.
= В силу своей цены этот проектор вряд ли подходит для домашнего кинотеатра, – даже топовый 4K-проектор Sony с нормальной оптикой обойдётся вдвое дешевле. При этом качество изображения будет определённо лучше. Однако в тех ситуациях, когда зрители должны свободно перемещаться по залу, VPL-GTZ1 абсолютно незаменим.
Матрицы: 3 х 0,74” SXRD || Физическое разрешение: 4096 х 2160 || Зум: х1,6 || Световой поток: 2000 ANSI лм || Контрастность: динамическая || Управление оптикой (зум фокус, коррекция геометрии): моторизованное || Коррекция трапеции: по вертикали || Проекционное соотношение: 0,16:1 — 0,25:1 || Источник света: лазерный светодиод || Ресурс источника света: 20000 ч || Диагональ экрана (17: 9) 66” — 147” || Поддержка 3D: да, активная технология || 3D-модулятор – встроенный радиочастотный || 3D-очки: TDG-BT500A (опция) || Коммутация: 4 x HDMI, IR In, RS-232C, LAN (RJ45), USB A || Потребляемая мощность: 520 Вт || Шум системы охлаждения: 26 дБ || Габариты: 1250 x 265 x 535 мм || Масса: 55 кг || Цена (ориентировочно): 4 133 900 руб.