РАДОСТЬ И СЛЁЗЫ
В этом году крупнейшей в Европе и мире экспозиции бытовой электроники исполнилось 90 лет. Годовщина упоминалась в пресс-релизах и выступлениях VIP-персон на конференциях, но праздновалась скромно, без помпы и накачки. Возможно, потому, что всего 4 года назад отметили проведение 50-й выставки, а число 90 хоть и внушительное, но на юбилей не тянет. А может, и потому, что ситуация в отрасли, да и в Европе и мире в целом не очень-то настраивает на торжественный лад.
По прогнозам экспертов, мировой рынок потребительской электроники (включая бытовую технику) сократится в 2014 году на 3% — вроде бы не намного больше статистической погрешности, но для экономики, заточенной под постоянный рост, и эта «мелочь» весьма болезненна. Естественно, это «средняя температура по больнице», а значит, есть регионы, где ситуация наверняка хуже (и мы даже догадываемся, где именно), а где-то даже наблюдается рост. В отчётах исследующих рынок организаций, опубликованных в ходе выставки, называлась одна такая страна — Германия, где объём продаж должен вырасти в этом году на 2,5%. Понятно, что за средними значениями скрываются и радость, и слёзы: популярность одних видов техники растёт, а других — снижается. Каких именно — об этом рассказывалось на традиционной весенней пресс-конференции, репортаж с которой был опубликован у нас в №7/2014*. Но на самой выставке об этом обычно не говорят, ведь её задача — не испортить людям настроение, а показать новинки отрасли и помочь производителям в их продвижении. Потребность в этом чрезвычайно велика, о чём говорит растущая востребованность IFA: в этом году в ней приняли участие 1538 экспонентов (на 3% больше, чем в прошлом году), которые заняли 149500 м2 выставочных площадей — для удовлетворения возросших потребностей организаторам пришлось построить новый просторный корпус City Cube. Правда, рост достигался в основном за счёт «белой», то есть бытовой техники — в прошлые годы она выставлялась в цокольных этажах, а в этом стала выбираться на первые, занимая места аутсайдеров рынка.
А его главными героями являются, как легко догадаться, мобильные устройства, хотя и в этом секторе начинают проявляться признаки насыщения. Неудивительно, что у производителей возникла идея соединить две точки роста: чуть ли не самой модной темой на выставке был так называемый «Интернет вещей». Разговоры о нём идут уже не первый год, но на «IFA2014» уже показывали серийные модели с таким функционалом — холодильники со встроенной web-камерой (чтобы видеть, каких продуктов не хватает), кофеварки, управляемые с планшета, стиральные машины с выходом в Интернет и т.д. и т.п. Всё это кажется пока курьёзным, но производители начали договариваться о разработке единого индустриального протокола для связи между бытовыми приборами и мобильными устройствами, так что самые смелые фантазии рискуют воплотиться в жизнь.
К счастью, на выставке в Берлине всё ещё осталась техника, интересующая наших читателей, так что перейдём к рассказу о новинках AV-аппаратуры и тенденциях, которые определяют её будущее.
ИЗГИБЫ РЕАЛЬНОСТИ
В последнее время IFA все чаще называют европейским эхом американской CES. Зерно истины тут, конечно, есть, однако это «эхо» частенько звучит куда разборчивее оригинала: представленные в Лас-Вегасе тренды и концепты в Берлине обычно приобретают конкретику и ясность очертаний.
Вот уже который год основное внимание посетителей огромного комплекса Messe Berlin притягивают телевизоры. Разумеется, огромные глянцевые панели и создаются, чтобы приковывать взгляд, однако зачаровать покупателя настолько, чтобы он потянулся за кошельком, с каждым годом становится все сложнее.
На сегодня самыми горячими ТВ-технологиями по-прежнему остаются изображение сверхвысокой чёткости и экраны вогнутой формы. Именно с ними производители связывают основные надежды на успех надвигающегося рождественского шоппинг-бума.
Начнём с самой броской инновации — изогнутых панелей. Их преимущества сегодня воспеваются с таким же горячим азартом, с которым года три назад нам внушали, что двумерная картинка безнадёжно устарела и будущее безраздельно принадлежит технологиям 3D. «Гнутые» экраны продемонстрировали все без исключения телевизионные брэнды, и в подавляющем большинстве случаев построены они были на старых добрых LED-матрицах. Панели на базе органических светодиодов в массовых объёмах пока производит только LG. Кстати, в дни IFA в берлинских супермаркетах электроники Saturn появились в продаже бескомпромиссные флагманы компании — 77-дюймовые Curved TV с OLED-экраном сверхвысокой чёткости. Так что «звезду» экспозиции можно было запросто купить в магазине. Правда, за €40000.
Интересно, что изогнутые 55-дюймовые OLED-телевизоры с разрешением Full HD показали сразу несколько брэндов, в собственных разработках «органики» не замеченных. TCL, Vestel и Grundig наверняка покупают матрицы у LG, а значит, массовое пришествие относительно недорогих OLED-аппаратов, пусть пока и не дотягивающих до сверхчёткости, действительно не за горами.
И всё же возникает вопрос: чего же больше в моде на изогнутые экраны — меркантильного азарта рекламных отделов или практической пользы для зрителей? Подробный анализ плюсов и минусов данной технологии мы обязательно проведём в одном из ближайших номеров, пока же ограничимся чисто визуальными впечатлениями. Бесспорно, изогнутый экран усиливает эффект присутствия, а также позволяет избавиться от искажений цветов и падения контрастности, вызванных разным удалением от зрителя центральных и периферийных участков плоского ЖК-экрана (для OLED и плазмы эта проблема не существует). Однако положительный эффект проявляется лишь в том случае, когда экран занимает значительную часть поля зрения и только при нахождении зрителя точно по его центральной оси. Рекламщики не зря приводят в пример именно вогнутые экраны больших кинотеатров — ощутить дополнительное погружение в фильм, сидя на расстоянии 3 метров от 55-дюймового телевизора, да ещё в компании нескольких друзей вряд ли удастся. Зато на рекордном 105-дюймовом Ultra HD-экране Samsung «театральный» эффект ощущался совершенно отчётливо. Ирония в том, что телевизор этот привлёк всеобщее внимание не столько изогнутой формой, сколько способностью превращаться в абсолютно плоский. Скорее всего, именно свобода выбора в итоге примирит сторонников и противников «изгибания» реальности. Другое дело, что стоить панели с изменяемой геометрией будут весьма недёшево — за свободу в любых её проявлениях всегда приходится платить.
Теперь о втором текущем мегатренде. Сам по себе стандарт Ultra HD суперновинкой назвать уже трудно, а вот его поддержка со стороны крупных провайдеров онлайнового телевидения — действительно сенсация.
Netflix — гигант американского рынка онлайнового видео, сделал свой популярный сериал «Карточный домик» доступным в сверхвысоком разрешении не только обитателям США, но и многим жителям Западной Европы. На IFA его можно было посмотреть на стендах LG, Samsung, Sony и Toshiba, да и Panasonic декларировал полную поддержку Netflix в новых флагманских LED-панелях серии AX900.
Качество трансляции впечатляет, но назвать его безупречным нельзя. На 65-дюймовом 4К-экране контурная резкость и детализация картинки, изначально снятой в сверхвысоком разрешении, бесспорно, радуют глаз, однако, присмотревшись, легко заметить неравномерность тональных переходов, а на фактурах с высокой детализацией иногда проскакивают артефакты компрессии. Впрочем, ничего удивительного в этом досадном обстоятельстве нет. Максимальный битрейт трансляций Netflix составляет 15,6 Мбит/с. Учитывая, что новый кодек HEVC примерно в два раза эффективнее старого MPEG-4, такого потока как раз хватило бы для передачи картинки Full HD в полноценном качестве Blu-ray (максимальный битрейт 35 — 40 Мбит/с). Но поскольку по пиксельным размерам изображение Ultra HD превосходит картинку Full HD ровно в четыре раза, вещателям приходится повышать степени компрессии — со всеми вытекающими последствиями. Одним словом, по чёткости изображения онлайновое 4К действительно превосходит фильмы на Blu-ray, а вот что касается достоверности цветопередачи или заметности артефактов сжатия, увы… Причём речь идёт о самом прогрессивном на данный момент методе онлайновой доставки Ultra HD, освоение которого лишь начинается.
Что же в данной ситуации делать ценителям бескомпромиссной картинки, уже успевшим купить телевизор Ultra HD? По-прежнему смотреть фильмы на Blu-ray и ждать. Или начала интернет-вещания со сверхвысоким битрейтом, или появления лазерных дисков нового поколения, причём второе событие, судя по всему, произойдёт гораздо раньше первого. Глава Ассоциации разработчиков Blu-ray (BDA) в кулуарах выставки объявил, что спецификации стандарта 4K Blu-ray будут окончательно утверждены и обнародованы в первой половине следующего года, что позволит уже к Рождеству 2015 начать продажи дисков и проигрывателей сверхвысокой чёткости. По предварительной информации, видео на новых носителях будет записано в формате 2160р с кадровой частотой вплоть до 60 Гц и битрейтом порядка 50 — 70 Мбит/с. Особенно радует, что в новом стандарте заложена поддержка 10-битного цветового кодирования — это должно позитивно сказаться на качестве картинки в домашних кинотеатрах самого высокого класса.
Однако всё это не решает одной из главных проблем производителей телевизоров — необходимости выделиться из общей массы: практически все брэнды предлагают модели 4K, изогнутые экраны, да и дизайн у всех на удивление схожий… Необходимы оригинальные фирменные разработки, а этим может похвастаться далеко не каждый.
Компания TP Vision, выпускающая телевизоры под маркой Philips, первой в мире представила линейку UHD-телевизоров, работающих под управлением Android. Её примеру, без сомнения, последуют и другие брэнды, но пока она пользуется привилегией первенства. И надо сказать, что посетители выставки проявляли реальный интерес к этим моделям, что, в общем-то, неудивительно, поскольку такой экран совмещает в себе функционал информационного терминала с поддержкой всех востребованных онлайн-сервисов и социальных сетей, игрового центра с доступом к Google Play и кинотеатрального дисплея. Ещё одна фирменная «фишка» — система Ambilight — на прошедшей в рамках «IFA2014» пресс-конференции была показана её новейшая версия Afterglow. В отличие от предыдущих, которые лишь подсвечивают поверхность за экраном разными цветами синхронно с изображением, новая система как бы динамически «расширяет» картинку за пределы экрана — этот впечатляющий эффект достигается за счёт миниатюрных короткофокусных LED-проекторов, установленных на тыловой стороне телевизора. И наконец, ещё одна интересная новинка, уже выпускаемая серийно — медиаплеер Philips UHD8800 с поддержкой кодека HEVC, специально предназначенный для воспроизведения видеофайлов в разрешении 4K — он позволит реализовать качественные преимущества экранов со сверхвысоким разрешением, не дожидаясь появления дисков 4K Blu-ray.
МЕТАМОРФОЗЫ EPSON
В последнее время лидер мирового проекторного рынка проводит мощную экспансию на новые для себя рынки. Одним из ключевых компонентов экспозиции на IFA стали видеоочки Moverio BT-200, построенные на базе операционной системы Android. Их мы уже успели испытать и подробно описать в прошлом номере журнала.
Ещё одной неожиданной, но весьма многообещающей областью приложения сил для компании стали быстро входящие в моду умные часы. Epson будет выпускать сразу две линейки таких гаджетов. Pulsense — продвинутые анализаторы физической активности, снабжённые оптическим датчиком пульса и акселерометром, и Runsense — многофункциональные девайсы, помимо прочего оснащённые ещё и высокоточными сенсорами GPS, в разработке которых Epson сегодня занимает ведущие позиции.
Однако нас, разумеется, в первую очередь интересовали новинки видеопроекции. Если говорить о домашних кинотеатрах, то в Берлине впервые была представлена модель EH-TW6600. От предшественницы с индексом 6100 она отличается увеличенными световым потоком (2500 лм) и контрастностью (70000:1) — для среднего ценового уровня характеристики практически рекордные. Ещё один важный момент — появилась возможность сдвига изображения не только по вертикали, но и по горизонтали. У нас в продаже новинка появится уже в октябре по цене примерно 70 — 80 тыс. руб.
В стане инсталляционных проекторов обновления в этом году куда масштабнее. Фактически происходит полная смена состава, в результате которой на рынке появятся 12 новых профессиональных 3LCD-моделей. Самые продвинутые из них (серии Z10000 и Z11000) могут похвастаться матрицами стандарта WUXGA (1920 x 1200) и массой интересных функций, включая портретный режим работы и встроенные средства видеомэппинга.
Официальных анонсов домашних проекторов топ-класса на выставке не прозвучало, однако в кулуарах до нас дошли сенсационные слухи, которые чуть позднее обрели подтверждение. Итак, создан первый в мире лазерный проектор на трёх отражающих LCD-чипах. Epson EH-LS10000 оснащён двумя полупроводниковыми излучателями с разными длинами волн и тремя матрицами разрешением 1920 х 1080 каждая. Плюсов у такой оптической системы хоть отбавляй. Разработчики декларируют динамическую контрастность 1000000:1 при честном (измеренном на разных цветах) световом потоке 1500 лм, соответствие требованиям профессиональных цветовых стандартов Adobe RGB и DCI плюс 30 тысяч часов работы без замены источника света. Одновременно с новым флагманом объявлен и его младший брат, отличающийся более низкой яркостью и отсутствием поддержки 4К.
Нынешняя IFA выявила рождение и других трендов, правда связанных уже не с изображением, а со звуком.
МУЗЫКА ВНУТРИ И СНАРУЖИ
Сразу несколько маститых компаний представили передовые разработки в области беспроводных аудиосистем, включая мультирумные. Harman/Kardon, LG, Panasonic, Pioneer, Samsung, Yamaha, WOOX Innovations (выпускает технику под маркой Philips) — список серьёзный, причём показательно, что оказавшиеся в нём брэнды представляют практически все сегменты домашнего аудио. Спектр возможностей тоже впечатляет, тут и полная интеграция с беспроводными гаджетами, и централизованное управление, и поддержка онлайновых музыкальных сервисов… И всё это великолепие рассчитано на установку и конфигурацию самими пользователями. Интересно, чем ответят на такой вызов разработчики традиционных инсталляционных решений?
Ещё один показательный факт, обнародованный на выставке — возрождение корпорацией Panasonic знаменитого брэнда Technics. После шестилетнего перерыва нас ожидает появление сразу двух стереофонических линеек: полноразмерной референсной R1 и более компактной C700. Первая комплектуется внушительной напольной акустикой, вторая — компактными мониторами, но и те и другие колонки построены на базе коаксиальных драйверов с плоской сотовой диафрагмой, предки которых впервые появились 28 лет назад в знаменитых системах Techinics RX50. Показательно, что директором обновлённого подразделения стала Мичико Огава (Michiko Ogawa) — в Японии она известна не только как авторитетный специалист по построению музыкальных систем, но и как одарённая джазовая пианистка.
Как нам кажется, возрождение Technics — это не просто прихоть японской компании, но проявление новой тенденции, которую уловили чувствительные к «направлению ветра» менеджеры. До самого недавнего времени погоду в отрасли делали юные потребители, зацикленные на мобильных гаджетах, головных телефонах и компактной беспроводной акустике (именно эти виды техники были наиболее широко представлены и на «IFA2014»), но ведь молодость уходит, а с наступлением зрелости появляется интерес к качественному звуку и серьёзной стационарной аппаратуре. Так что для качественного звука ещё не всё потеряно.
Правда, возникает резонный вопрос: сможет ли брэнд, знаменитый широко доступной Hi-Fi-техникой, существовать за счёт производства High End-систем стоимостью в несколько десятков тысяч евро (именно к такой ценовой категории относятся новинки Technics)? Конкуренция в этом сегменте рынка высока, и хотя здесь водятся клиенты с очень толстыми кошельками, их число не настолько велико, чтобы хватило на всех производителей, даже обладающих развитым технологическим потенциалом и богатой историей. Скептически настроенные эксперты полагают, что компоненты топового класса — всего лишь своеобразная декларация престижности брэнда и что Technics неизбежно придёт к тому, чем уже давно занимаются все остальные производители аудиотехники и что пользуется сейчас наибольшим спросом — всё те же компактные беспроводные колонки, наушники для портативной техники, док-станции и саундбары… Будем надеяться, что скептики всё же ошибаются.
Хотя и в сегменте «молодёжного» портативного звука наблюдаются явные признаки насыщения, ведь беспроводную акустику и наушники сейчас выпускают даже те компании, что никогда этим прежде не занимались. Неудивительно, что наиболее прозорливые брэнды начинают искать «резервные» пути. Например, музыкальные системы со встроенными диджейскими пультами, причём не только компактные, но и весьма внушительных размеров. Не так давно мы протестировали подобный аппарат от LG, а компания WOOX Innovations показала целую линейку таких монстров под маркой Philips. Самый крупный из них, состоящий из двух напольных колонок с отдельным блоком управления, будет поставляться только в Латинскую Америку, модель моноблочная и поменьше габаритами должна попасть и в Россию, так что готовьтесь к публичному веселью в масштабах всего двора или дачного посёлка.
АРИФМЕТИКА БИЗНЕСА
Сложная ситуация на рынке вынуждает производителей всерьёз заниматься оптимизацией бизнеса, что приводит к разного рода слияниям, поглощениям и смене собственников. Ещё в прошлом году стало известно, что Philips собирается продать подразделение, выпускающее мультимедийную и AV-технику, наушники и аксессуары. Сперва предполагалось, что покупателем будет международный концерн Funai, но к началу этого года стало ясно, что сделка не состоится, и предназначенная к продаже часть была выделена в полностью самостоятельную структуру WOOX Innovations. А на «IFA2014» мы узнали, что она влилась в состав корпорации Gibson Brands, Inc. Куда, кстати, входят и такие известные брэнды, как KRK Systems, TASCAM, Cerwin-Vega!, Stanton, Onkyo, Integra, TEAC и Esoteric. Но для потребителей пока ничего не изменилось: разработчики, менеджмент и даже маркетинг остались прежними, а продукция под маркой Philips сохранила узнаваемый дизайн и высокое качество исполнения. На самом деле нам не так уж важно, кому принадлежит марка — имеет значение, что за продукция под ней выпускается, способна ли она нас радовать и сможем ли мы её себе позволить. Будем надеяться на лучшее, тем более что «IFA2014» всё же настраивала на оптимистический лад. u
Сентябрь 2014, Берлин — Москва.
* http://www.salonav.com/arch/2014/07/004_ifa2014.htm.
Интернет-трансляции модных сериалов в 4K — уже реальность
Новые телевизоры Panasonic
55-дюймовые Full HD телевизоры на «органике» уже пошли в массы…
…а вот огромные изогнутые панели Ultra HD 21:9 — пока удел избранных
Художники посвящают новому тренду авангардные композиции
Телевизор Samsung с изменяемой геометрией
«Органическая» картинка в исполнении LG
Все модные тренды в одном телевизоре Philips: изогнутый экран, 4K, «Андроид», да ещё и Ambilight в придачу
Бренды, не входящие в тройку лидеров, успешно освоили изогнутые экраны и наладили закупку OLED-матриц
Мечта блондинки — зеркальный UHD-телевизор Toshiba
Медиаплеер Philips UHD8800 с поддержкой 4K и кодека HEVC
Дизайнеры Samsung изогнули не только телевизор, но и саундбар
Сверхновый лазерный проектор Epson
Moverio BT-200: симбиоз реальности и видео
Ханс Даммер — глава проекторного направления Epson в EMEA: «В ближайшие годы мы начнем миграцию в сторону 4K-проекции. Сегодня точкой преткновения тут по-прежнему остается малое количество контента сверхвысокой четкости»
Epson EH-TW6600 — чемпион в среднем весе
Дом, наполненный беспроводным звуком — версии от Harman/Kardon и LG
Портативная беспроводная система Philips Fidelio P9XBLK оснащена интерфейсами Wi-Fi и Bluetooth
Линейка ретро-радиоприёмников Philips пополнилась моделью OTT2000 со встроенным проигрывателем винила
Bluetooth-спикеры — одни из главных героев выставки
Новейшая акустика Technics SB-C700 и ее прототип RX 50
Идея совместить светильник с акустикой давно витала в воздухе, но первой её реализовала Yamaha
Ресивер Pioneer SC-LX88 может принести самый продвинутый профессиональный формат Dolby Atmos в домашний кинотеатр
Акустика Magnat Quantum Signature
Возвращение легенды — новая аппаратура Technics
Системы Philips для тех, кому мало карманных колонок
Референсная акустика Technics SB-R1
Под знаменитым брендом Gibson теперь выпускаются не только гитары, но и весьма достойные колонки
Мечта мобильного аудиофила: усилитель Sony PHA-3AC и наушники MDR-Z7